Вес взят!.часть 2

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 03 Декабря 2007 в 11:21:09
Тохнияз КУЧУКОВ 51
1
2
3
4
5
(голосов: 2)

Пока руководители Комитета таможенного контроля Минфина РК рекламируют свою прозрачную деятельность и нововведения - сейф-пакеты, автоматизированную систему контроля и досмотра товаров (АСКДТ), сотрудники поста “Калжат” в Алматинской области на границе с Китаем умудрились, приварив стальной швеллер к подвижным весам, на которые заезжает подлежащая декларированнию фура, перестроить работу этой системы так, чтобы она приносила чистую прибыль не государственной казне, а им (см. “Вес взят!”, “Время” от 29.11.2007 г.).
Вряд ли удастся подсчитать точный ущерб, причиненный государству. По словам оперативников спецслужб, речь может идти о полумиллионе евро. Ежедневно.

12 октября 2007 года директор транспортной компании “Азамат Трэвел” Меизгуль АБДИКАЖИМОВА вывезла из Китая через “Калжат” два грузовика, заявив в декларации, что везет кухонную мебель общей стоимостью 19 400 долларов. Отдала таможеннику документ контроля доставки товара (ДКД), где указаны параметры груза. Эту информацию подтвердил и контроль АСКДТ. Но оперативники КНБ уже знали о махинациях постовиков и еще раз проверили вес - он оказался больше на 31 тонну 440 кило! Однако, несмотря на это, грузовики Абдикажимовой спокойно выехали в Алматы.

Чекисты сели грузовикам на “хвост”. Колонну до склада временного хранения (СВХ) сопровождал специалист “Калжата” Нурлан АБДИГУЛОВ.
Но для Меизгуль появление на СВХ равносильно признанию в контрабанде. Поэтому по придуманному ею сценарию одна фура якобы сломалась, а другая рванула вперед. Пока таможенник выяснял причины поломки, первый грузовик уже подъезжал к Алматы, откуда ему навстречу выехала оперативная группа. Водитель честно признался, что вез груз не на СВХ, а на склад “Азамат Тревэл”: так приказала шефиня.
Чуть позже приехала и сама владелица груза. По словам чекистов, сначала она устроила на трассе истерику, а потом забрала у водителей ключи от фур и заявила, что машины не сдвинутся с места. Водители безропотно повиновались: дескать, Абдикажимова нам платит - ей мы и будем подчиняться.

Из спецсообщения следственно-оперативной группы:
“Она (Абдикажимова. - Т. К.) всеми способами препятствовала действиям сотрудника поста “Калжат”, который был обязан доставить груз на СВХ. Владелец груза не должен сопровождать товар, для этого существует таможенная служба. Меизгуль Абдикажимова прекрасно понимала, что на СВХ, где надо заполнять грузовую таможенную декларацию именно в таком виде, как она оформила документ контроля доставки (то есть на кухонную мебель. - Т. К.), моментально всплывет недостоверность декларирования товара: проверка показала, что она завезла совсем другой товар - с более высокой стоимостью и весом”.

Вызванивая по мобильнику своих знакомых, Меизгуль долго советовалась с ними. Добрые люди (следствие не исключает, что это таможенники) подсказали ей оригинальный ход. Директор транспортной компании написала официальное письмо начальнику Департамента таможенного контроля Алматы Тлегену СУНТАЕВУ.
Из письма Абдикажимовой:
“О сложившейся ситуации мы предупредили китайских партнеров, а они сказали, что, возможно, будет расхождение в ассортименте и количестве товаров...”

Выходило, что, заполняя документы на “Калжате”, предприимчивая дама была уверена, что привезла кухонную мебель. А по дороге на СВХ у нее возникли сомнения. Она, естественно, тут же связалась с китайскими партнерами, но было уже поздно: подоспели чекисты с проверкой. Сотрудники таможенного департамента Алматы и КНБ в присутствии экспертов вскрыли обе фуры. Они были забиты душевыми кабинами и другой сантехникой, по цене, превосходящей задекларированные кухонные табуретки. По словам сотрудников следственной группы, в итоге директор “Азамат Трэвел” была вынуждена выплатить в бюджет пять миллионов тенге. Если бы чекисты не вскрыли этот механизм, от растаможки двух фур казна получила бы в семь с лишним раз меньше… А теперь представьте, сколько таких грузовиков проходит через один только таможенный пост - за день, за месяц, за год?

Несколько дней спустя оперативники взвесили на “Калжате” еще три грузовика той же Адбикажимовой. Как и в первом случае, по документам она везла кухонную мебель на сумму 31 тысяча 950 долларов. И вновь повторился старый сценарий - очередное письмо легло на стол г-ну Сунтаеву…

Больше всего в этой истории жаль водителей - чисто по-человечески. Они вынуждены сутками стоять в накопителе в ожидании звонка хозяина товара. Многие остаются без денег, еды, сменной одежды.
Вот вам типичная картина “трудовых будней” наших доблестных таможенников…
Кстати, когда чекисты спросили их, для чего на весы приварен швеллер, получили “серьезный” ответ: чтобы машины не падали в яму весов.

Начальник отдела доставки “Калжата” Досжан МУКАТАЕВ, отвечающий за работу автоматизированной системы контроля и досмотра товаров, все пытался свалить на саму… систему и своих предшественников.
- Кто из сотрудников поста контролирует непосредственно прохождение машины по весам? - спросили его оперативники.
- Никто. Контроль осуществляют видеокамеры. Перед АСКДТ машина проходит пограничный, транспортный контроль, фитосанитарию, карантин растений, и только затем декларант приходит к весам.

- Что делается, если во время прохождения весов выявлено превышение габаритов машины с грузом?
- Я точно не могу ответить на этот вопрос.

- Как это (расхождение в весе. - Т. К.) могло случиться?
- Это происходило периодически, до выявления данного факта сотрудниками КНБ. После этого вся процедура происходит надлежащим образом. Все выявленные нарушения приказа имели место до моего прибытия на таможню “Калжат”...

Проверяя пост, чекисты выявили очередную преступную схему контрабанды. Оперативники задержали восемь автомашин пекинской компании “БАМАС”. Ее руководитель - гражданин России Малик ДАСИЕВ. Он занимается в Казахстане предпринимательской деятельностью, получает немалые доходы. Однако никаких данных о его регистрации в налоговых органах Казахстана в качестве предпринимателя и выплате налогов и платежей в бюджет государства нет...
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь