Что нужно знать предпринимателям, если пришли с государственной проверкой
admin 09 Января 2012 в 10:38:54
Что такое проверка?
Проверка — одна из форм государственного контроля, которую проводят государственные органы, путем совершения одного из следующих действий: посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа; запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм государственного контроля; вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении им требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.
Важно: Общественные объединения (негосударственные, частные организации) не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.
Периодичность проверок
Планы государственных органов формируются ими на основании результатов мероприятий системы оценки рисков, и в соответствии с установленной периодичностью проведения проверок — ежегодно, один раз в три года или пять лет при, соответственно, высокой, средней и незначительной степени риска. Как исключение, проверки в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка проводятся с большей частотой.
Виды проверок и основания для их назначения
Проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые. Основанием для назначения плановой проверки является план, утвержденный контролирующим органом. Так как все государственные органы обязаны размещать свои планы на сайте Генеральной прокуратуры, Вы можете удостовериться в законности плановой проверки посетив сайт — www.prokuror.kz. Основаниями назначения внеплановой проверки являются:
- контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;
- получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
- встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
- инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;
- повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой; основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
- обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Важно: Внеплановые проверки не проводятся по анонимным обращениям.
Если к вам пришли на проверку сотрудники нескольких контролирующих органов одновременно.
При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Как должны оформить акт о назначении проверки контролирующие органы? Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который должен содержать следующие сведения: номер и дату, наименование проверяемого субъекта, предмет назначенной проверки, срок ее проведения и проверяемый период, а также правовые основания проведения проверки.
Важно: Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в акте.
Должны ли регистрировать в органах правовой статистики (прокуратуре) акты о назначении проверок?
Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. В исключительных случаях, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, регистрация актов о назначении проверок производится в течении следующего рабочего дня после начала проверки.
Важно: Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки, так как регистрация акта о назначении проверок носит учетный характер.
Должны ли уведомлять предпринимателя о предстоящей проверке?
Государственные органы обязаны известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок. При этом о проведении плановой проверки — не менее чем за тридцать календарных дней. При проведении внеплановой проверки — не менее чем за сутки до начала проверки.
Что может потребовать предприниматель от проверяющего?
Проверяющие должностные лица, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить помимо акта о назначении проверки, служебное удостоверение и проверочный лист, включающий в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных законодательством, форма которого утверждается государственным органом и публикуется на официальных сайтах. Субъекты частного предпринимательства имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица государственных органов обязаны в книге учета посещений и проверок субъектов частного предпринимательства произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте. Частный предприниматель вправе не допускать к проверке лиц в случаях несоблюдения проверяющими порядка проведения проверки, установленного Законом «О государственном контроле и надзоре» (далее — Закон). Также, он имеет право не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте.
Предприниматель вправе фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.
Важно: К предпринимателю не могут предъявляться требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
Как долго могут проверять предпринимателя?
Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем государственного органа на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.
Как должны оформить итоги проверки проверяющие?
По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю субъекта частного предпринимательства. В случае наличия замечаний или возражений по результатам проверки предприниматель может изложить их в письменном виде, которые прилагаются к акту о результатах проведения проверки.
Права проверяющих.
В случае соблюдения всех предусмотренных законодательством норм должностные лица государственных органов при проведении государственного контроля имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта, получения документов, сведений на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки.
Важно: Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов разрешается только в исключительных случаях — в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Последствия незаконных действий проверяющих.
Проверка, проведенная государственным органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами частного предпринимательства требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.
Важно: К грубым нарушениям требований Закона относятся: отсутствие оснований проведения проверки; отсутствие акта о назначении проверки; несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию.
Исключения из общего порядка проверок.
Отдельный порядок проверок предусмотрен для быстропротекающих проверок, связанных с проверкой соблюдения правил дорожного движения, пересечение Государственной границы, проведением контроля и надзора в области карантина растений, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы и на рынках, в организации, осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином технологическом цикле и др. Порядок проведения таких проверок регулируется отраслевым законодательством. Полный перечень исключений Вы можете посмотреть в ст. 12 Закона.
Важно: Действие Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре» не распространяется на органы прокуратуры.
Самый легкий способ определить законность проводимой проверки.
Для активного противодействия незаконному вмешательству в предпринимательскую деятельность на территории Алатауского района города Алматы создана мобильная группа, этой группой руководит прокуратура Алатауского района. Любой предприниматель, сомневающийся в законности проверки контролирующего органа, может позвонить на телефон доверия прокуратуры Алатауского района и вызвать мобильную группу. Кроме того, на территории всей Республики Казахстан работает проект «Бизнес Тірегі». Проект предоставляет предпринимателям возможность узнать через интернет либо мобильную связь информацию о назначенной проверке.
Для этого на сайте Генеральной Прокуратуры можно проверить достоверность контрольного мероприятия, ознакомиться с проверочным листом органа, который пришел к нему на проверку, данными о проверяющем лице и с памяткой, в которой отражен порядок проведения проверки.
Аналогичную информацию о проверке можно незамедлительно получить отправив SMS сообщение на короткий номер 1012 или позвонив на Call- центр (единый номер по Казахстану — 115). По всем вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей, Вы можете обращаться по следующим телефонам в Алматы (727): 395-36-18, 395-36-19, 395-36-25.
Источник: Информационная служба ZAKON.KZ
Проверка — одна из форм государственного контроля, которую проводят государственные органы, путем совершения одного из следующих действий: посещения проверяемого объекта должностным лицом государственного органа; запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм государственного контроля; вызова субъекта частного предпринимательства с целью получения информации о соблюдении им требований законов Республики Казахстан и постановлений Правительства Республики Казахстан.
Важно: Общественные объединения (негосударственные, частные организации) не имеют право осуществлять какие-либо проверки предпринимателей.
Периодичность проверок
Планы государственных органов формируются ими на основании результатов мероприятий системы оценки рисков, и в соответствии с установленной периодичностью проведения проверок — ежегодно, один раз в три года или пять лет при, соответственно, высокой, средней и незначительной степени риска. Как исключение, проверки в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка проводятся с большей частотой.
Виды проверок и основания для их назначения
Проверки проверяемых субъектов делятся на плановые и внеплановые. Основанием для назначения плановой проверки является план, утвержденный контролирующим органом. Так как все государственные органы обязаны размещать свои планы на сайте Генеральной прокуратуры, Вы можете удостовериться в законности плановой проверки посетив сайт — www.prokuror.kz. Основаниями назначения внеплановой проверки являются:
- контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки и по результатам иных форм контроля и надзора;
- получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента Республики Казахстан и местных представительных органов о причинении либо об угрозе причинения существенного вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
- встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемый субъект имел гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
- инициативное обращение проверяемого субъекта о проведении проверки его деятельности; реорганизация и изменение наименования проверяемого субъекта, если в отношении него была намечена плановая проверка;
- повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой; основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
- обращения налогоплательщика, сведения и вопросы, определенные статьей 627 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Важно: Внеплановые проверки не проводятся по анонимным обращениям.
Если к вам пришли на проверку сотрудники нескольких контролирующих органов одновременно.
При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Как должны оформить акт о назначении проверки контролирующие органы? Проверка проводится на основании акта о назначении проверки, который должен содержать следующие сведения: номер и дату, наименование проверяемого субъекта, предмет назначенной проверки, срок ее проведения и проверяемый период, а также правовые основания проведения проверки.
Важно: Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в акте.
Должны ли регистрировать в органах правовой статистики (прокуратуре) акты о назначении проверок?
Акт о назначении проверки, за исключением встречных проверок, осуществляемых органами налоговой службы, в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. В исключительных случаях, когда необходимость проверки вызвана сложившейся социально-экономической ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения и национальным интересам Республики Казахстан, а также при проведении проверки во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий для закрепления доказательств, регистрация актов о назначении проверок производится в течении следующего рабочего дня после начала проверки.
Важно: Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки, так как регистрация акта о назначении проверок носит учетный характер.
Должны ли уведомлять предпринимателя о предстоящей проверке?
Государственные органы обязаны известить в письменном виде субъекта частного предпринимательства о начале проведения проверок. При этом о проведении плановой проверки — не менее чем за тридцать календарных дней. При проведении внеплановой проверки — не менее чем за сутки до начала проверки.
Что может потребовать предприниматель от проверяющего?
Проверяющие должностные лица, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить помимо акта о назначении проверки, служебное удостоверение и проверочный лист, включающий в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности субъектов частного предпринимательства, предусмотренных законодательством, форма которого утверждается государственным органом и публикуется на официальных сайтах. Субъекты частного предпринимательства имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица государственных органов обязаны в книге учета посещений и проверок субъектов частного предпринимательства произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте. Частный предприниматель вправе не допускать к проверке лиц в случаях несоблюдения проверяющими порядка проведения проверки, установленного Законом «О государственном контроле и надзоре» (далее — Закон). Также, он имеет право не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте.
Предприниматель вправе фиксировать процесс осуществления проверки, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверки, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица.
Важно: К предпринимателю не могут предъявляться требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.
Как долго могут проверять предпринимателя?
Срок проведения проверки не должен превышать тридцать рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, а также проверок, проводимых в области санитарно-эпидемиологического контроля, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, для которых с учетом отраслевой особенности установлены отдельные сроки проведения. При необходимости срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем государственного органа на срок не более тридцати рабочих дней, за исключением отдельных случаев при проведении налоговой проверки, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан. Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца. Уведомление субъекта частного предпринимательства о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.
Как должны оформить итоги проверки проверяющие?
По результатам проверки должностным лицом государственного органа, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю субъекта частного предпринимательства. В случае наличия замечаний или возражений по результатам проверки предприниматель может изложить их в письменном виде, которые прилагаются к акту о результатах проведения проверки.
Права проверяющих.
В случае соблюдения всех предусмотренных законодательством норм должностные лица государственных органов при проведении государственного контроля имеют право беспрепятственного доступа на территорию и в помещения проверяемого объекта, получения документов, сведений на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки.
Важно: Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов разрешается только в исключительных случаях — в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Последствия незаконных действий проверяющих.
Проверка, проведенная государственным органом с грубым нарушением установленных Законом требований к организации и проведению проверки, признается недействительной, а акт по результатам данной проверки не может являться доказательством нарушения субъектами частного предпринимательства требований законодательства, что является основанием для его отмены вышестоящим государственным органом или судом.
Важно: К грубым нарушениям требований Закона относятся: отсутствие оснований проведения проверки; отсутствие акта о назначении проверки; несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки; нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке при назначении плановой проверки; непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки; назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию.
Исключения из общего порядка проверок.
Отдельный порядок проверок предусмотрен для быстропротекающих проверок, связанных с проверкой соблюдения правил дорожного движения, пересечение Государственной границы, проведением контроля и надзора в области карантина растений, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы и на рынках, в организации, осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином технологическом цикле и др. Порядок проведения таких проверок регулируется отраслевым законодательством. Полный перечень исключений Вы можете посмотреть в ст. 12 Закона.
Важно: Действие Закона Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре» не распространяется на органы прокуратуры.
Самый легкий способ определить законность проводимой проверки.
Для активного противодействия незаконному вмешательству в предпринимательскую деятельность на территории Алатауского района города Алматы создана мобильная группа, этой группой руководит прокуратура Алатауского района. Любой предприниматель, сомневающийся в законности проверки контролирующего органа, может позвонить на телефон доверия прокуратуры Алатауского района и вызвать мобильную группу. Кроме того, на территории всей Республики Казахстан работает проект «Бизнес Тірегі». Проект предоставляет предпринимателям возможность узнать через интернет либо мобильную связь информацию о назначенной проверке.
Для этого на сайте Генеральной Прокуратуры можно проверить достоверность контрольного мероприятия, ознакомиться с проверочным листом органа, который пришел к нему на проверку, данными о проверяющем лице и с памяткой, в которой отражен порядок проведения проверки.
Аналогичную информацию о проверке можно незамедлительно получить отправив SMS сообщение на короткий номер 1012 или позвонив на Call- центр (единый номер по Казахстану — 115). По всем вопросам, связанным с нарушением прав предпринимателей, Вы можете обращаться по следующим телефонам в Алматы (727): 395-36-18, 395-36-19, 395-36-25.
Источник: Информационная служба ZAKON.KZ
|