Почему дорожает бензин???
dead 27 Ноября 2007 в 17:06:57
Руслан БАХТИГАРЕЕВ
На фоне общего роста цен многие забывают: в числе его первопричин - удорожание горюче-смазочных материалов, а точнее - бензина и дизтоплива. За 11 месяцев нынешнего года стоимость бензина марки Аи-80 поднялась на 18 тенге в среднем по республике, АИ-93 и АИ-96 - на 8 тенге, летнего и зимнего дизтоплива - на 12 и на 7 тенге соответственно.
В Казахстане горючка дорожает ежегодно, причем после окончания сельхозработ. К примеру, в конце 2005 года цены на высокооктановый бензин достигли запредельных высот: в Алматы средняя цена литра Аи-93 подскочила до 90 тенге, а на юге Казахстана - аж до доллара. Тогда Владимир ШКОЛЬНИК, в то время глава Министерства энергетики, был вынужден принять решение о закрытии государственных границ для экспорта светлых нефтепродуктов и обязать основных участников рынка снизить цены до уровня августа 2005 года. В феврале 2006 года Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, сменивший Школьника на посту министра, подписал с основными игроками на топливном рынке меморандум “О социальном партнерстве между государственными органами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и производителями нефтепродуктов по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2006 году”.
Этот документ обязал производителей насытить внутренний рынок нефтепродуктами и обеспечить равный доступ к ним потребителей, а также принять во внимание рекомендацию госорганов об оптовой и розничной реализации ГСМ по приемлемым ценам.
Однако меморандум остался на бумаге, а цены вновь поползли вверх. Причем первой их повысила автозаправочная сеть “Гелиос”. На конец 2006-го - начало 2007-го года ситуация стабилизировалась, и цена бензина в среднем по республике была довольно приемлема. Правда, эйфория автовладельцев длилась недолго - с августа цены стали вновь расти. Чтобы выяснить, какие ценовые перипетии ожидают казахстанского потребителя в обозримом будущем, мы обратились к экспертам - участникам топливного рынка Казахстана.
Султан УШБАЕВ, президент нефтяной промышленно-финансовой группы (НПФГ) “Нар-Ойл”:
- В 2006 году рост цен в основном был вызван тем, что “Гелиос” пять месяцев не продавал высокооктановый бензин, а потом попытался убрать акцизную пошлину на него. Снижения цен мы смогли добиться лишь к зиме, когда стоимость топлива упала в России. В этом году мы не можем повторить тот сценарий, потому что в России цены на нефть держатся на высоком уровне. Если в декабре у соседей снизится экспортная стоимость барреля нефти, тогда мы сможем завозить топливо оттуда и таким образом несколько сбить цены на внутреннем рынке. Нынешняя напряженка с бензином - следствие того, что Павлодарский нефтехимический завод не дает ГСМ никому, кроме “Гелиоса”, Шымкентский нефтеперерабатывающий остановился на несколько месяцев для проведения плановых ремонтных работ и отпускает топливо по чуть-чуть, а Атырауский НПЗ нас не подпускает: там сидит “КазМунайГаз” со своей розничной сетью. Получается, что у нас нет доступа ни к одному отечественному заводу, а значит - и к казахстанскому бензину... Я думаю, что цены будут продолжать расти. Мы надеялись, что “Гелиос” опустит цены на ГСМ, но он, наоборот, их поднял. Я в первый раз вижу, чтобы дизельное топливо стоило до 70 тенге. И боюсь, как бы оно не выросло до 100. Если это произойдет, то крестьянам будет смертельно тяжело...
Единственное, что может остановить рост цен на бензин и солярку - открытие топливной биржи. Надо сделать так, чтобы весь объем ГСМ продавали через нее. Ведь на заводах отпускная цена не выросла - только на заправках. И все потому, что при каждом НПЗ есть свои фирмы-посредники, которые хотят навариться.
Галым ТУМАБАЕВ, советник генерального директора торгового дома КМГ (“КазМунайГаз”):
- Основными причинами роста цен на ГСМ, на наш взгляд, являются, во-первых, повышение мировой цены на сырую нефть марки Brent с $53 за баррель в начале года до $95-96 - в ноябре. Во-вторых, удорожание нефтепродуктов в Российской Федерации. В-третьих, рост цен на ГСМ в странах Центральной Азии в 2007 году в среднем на 30 процентов. И, наконец, в-четвертых, - резкое увеличение потребления бензина и дизельного топлива в Казахстане в 2006-2007 годах.
О нашей компании говорят, что мы - монстр, созданный правительством. Но посудите сами: доля “КазМунайГаза” на внутреннем рынке - менее пяти процентов по количеству АЗС и около 6,1 процента - по объему реализации топлива. Проблема не в том, что на рынке КМГ - много, а напротив - в том, что нашего присутствия мало. Я считаю, что ситуацию нужно решать не так, как правительство пыталось в прошлом году. Если помните, административные меры воздействия привели к возникновению дисбаланса: цены были остановлены, а потребление росло. В итоге появился дефицит топлива, а нефтеперерабатывающие предприятия чуть было не стали банкротами. Если же говорить о прогнозах, то, на наш взгляд, цены на бензин могут вырасти только в том случае, если мировая цена нефти перевалит $100 за баррель. Хотел бы также отметить, что наша компания делает все возможное, чтобы предотвратить дефицит топлива и рост цен. К примеру, мы заключили договоры с Омским и Уфимским НПЗ в России на поставку дополнительного объема высокооктанового бензина до конца года (АИ-92 - 15 тысяч тонн, АИ-96 - 3 тысячи тонн). Этот объем позволит покрыть потребности в высокооктановом бензине сети АЗС “КазМунайГаз”.
Кстати, по нашим прогнозам, резкого скачка цен на АИ-80 и дизтопливо не ожидается, поскольку эти виды топлива поставляются с Атырауского НПЗ.
Кайыпбек КАМБАРОВ, депутат Южно-Казахстанского областного маслихата, председатель Южно-Казахстанской ассоциации автозаправочных станций “Жанар-Жагармай”:
- Виновато во всем государство. Если бы у властей была программа развития каждого сектора производства, то таких скачков цен можно было избежать. Не было бы и роста цен на хлеб. Владельцы мелких сетей автозаправочных станций вообще не защищены. Компании-монополисты что хотят, то и делают с ними. К примеру, “ПетроКазахстан” уменьшил отпуск топлива Южно-Казахстанской области до 70 процентов. Зато на заправках “Сино-Ойл”, принадлежащих “ПетроКазахстану”, которые растут как грибы, дефицита бензина не бывает.
В итоге на заправках “Сино-Ойл” Аи-80 стоит 64 тенге, а на наших заправках - 70. Потому что у них каждой заправке по 50 тонн в неделю выдается, а нам - всего лишь по 5. Вот нам и приходится повышать стоимость бензина, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы. Кроме того, “ПетроКазахстан” на днях поднял отпускную цену АИ-80 на $50 за тонну. Было 646 долларов, а стало уже $693...
Получается парадокс: производство бензина растет, но куда его наши монополисты девают - остается только догадываться. Мы предполагаем, что часть бензина идет на экспорт, а другая часть поступает на внутренний рынок через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает цену. В результате бензин дорожает. Если бы между Минэнерго и АЗС была нормальная связь, а министерство реагировало на каждую нашу проблему, то потребитель не пострадал бы.
У наших монополистов есть возможности без убытка для себя снизить цену уже сейчас. Но они этого не делают, потому что их интересует только прибыль.
Безусловно, к зиме цены снизятся. Потому что снизится потребление топлива в связи с окончанием сельхозработ. Я думаю, что бензин и ГСМ подешевеют на 20-30 процентов.
ОТ РЕДАКЦИИ Похоже, мы - в который раз! - наступаем на одни и те же грабли. Давно уже стало очевидным: рост цен на топливо связан прежде всего с деятельностью бесчисленных посредников-перекупщиков. В Минэнерго и в правительстве об этом прекрасно знают, но... воз и ныне там. Неужели и здесь - как, например, в недавнем случае с незаконной застройкой природоохранных зон Алматы, не обойтись без высшей политической воли?
На фоне общего роста цен многие забывают: в числе его первопричин - удорожание горюче-смазочных материалов, а точнее - бензина и дизтоплива. За 11 месяцев нынешнего года стоимость бензина марки Аи-80 поднялась на 18 тенге в среднем по республике, АИ-93 и АИ-96 - на 8 тенге, летнего и зимнего дизтоплива - на 12 и на 7 тенге соответственно.
В Казахстане горючка дорожает ежегодно, причем после окончания сельхозработ. К примеру, в конце 2005 года цены на высокооктановый бензин достигли запредельных высот: в Алматы средняя цена литра Аи-93 подскочила до 90 тенге, а на юге Казахстана - аж до доллара. Тогда Владимир ШКОЛЬНИК, в то время глава Министерства энергетики, был вынужден принять решение о закрытии государственных границ для экспорта светлых нефтепродуктов и обязать основных участников рынка снизить цены до уровня августа 2005 года. В феврале 2006 года Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ, сменивший Школьника на посту министра, подписал с основными игроками на топливном рынке меморандум “О социальном партнерстве между государственными органами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и производителями нефтепродуктов по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2006 году”.
Этот документ обязал производителей насытить внутренний рынок нефтепродуктами и обеспечить равный доступ к ним потребителей, а также принять во внимание рекомендацию госорганов об оптовой и розничной реализации ГСМ по приемлемым ценам.
Однако меморандум остался на бумаге, а цены вновь поползли вверх. Причем первой их повысила автозаправочная сеть “Гелиос”. На конец 2006-го - начало 2007-го года ситуация стабилизировалась, и цена бензина в среднем по республике была довольно приемлема. Правда, эйфория автовладельцев длилась недолго - с августа цены стали вновь расти. Чтобы выяснить, какие ценовые перипетии ожидают казахстанского потребителя в обозримом будущем, мы обратились к экспертам - участникам топливного рынка Казахстана.
Султан УШБАЕВ, президент нефтяной промышленно-финансовой группы (НПФГ) “Нар-Ойл”:
- В 2006 году рост цен в основном был вызван тем, что “Гелиос” пять месяцев не продавал высокооктановый бензин, а потом попытался убрать акцизную пошлину на него. Снижения цен мы смогли добиться лишь к зиме, когда стоимость топлива упала в России. В этом году мы не можем повторить тот сценарий, потому что в России цены на нефть держатся на высоком уровне. Если в декабре у соседей снизится экспортная стоимость барреля нефти, тогда мы сможем завозить топливо оттуда и таким образом несколько сбить цены на внутреннем рынке. Нынешняя напряженка с бензином - следствие того, что Павлодарский нефтехимический завод не дает ГСМ никому, кроме “Гелиоса”, Шымкентский нефтеперерабатывающий остановился на несколько месяцев для проведения плановых ремонтных работ и отпускает топливо по чуть-чуть, а Атырауский НПЗ нас не подпускает: там сидит “КазМунайГаз” со своей розничной сетью. Получается, что у нас нет доступа ни к одному отечественному заводу, а значит - и к казахстанскому бензину... Я думаю, что цены будут продолжать расти. Мы надеялись, что “Гелиос” опустит цены на ГСМ, но он, наоборот, их поднял. Я в первый раз вижу, чтобы дизельное топливо стоило до 70 тенге. И боюсь, как бы оно не выросло до 100. Если это произойдет, то крестьянам будет смертельно тяжело...
Единственное, что может остановить рост цен на бензин и солярку - открытие топливной биржи. Надо сделать так, чтобы весь объем ГСМ продавали через нее. Ведь на заводах отпускная цена не выросла - только на заправках. И все потому, что при каждом НПЗ есть свои фирмы-посредники, которые хотят навариться.
Галым ТУМАБАЕВ, советник генерального директора торгового дома КМГ (“КазМунайГаз”):
- Основными причинами роста цен на ГСМ, на наш взгляд, являются, во-первых, повышение мировой цены на сырую нефть марки Brent с $53 за баррель в начале года до $95-96 - в ноябре. Во-вторых, удорожание нефтепродуктов в Российской Федерации. В-третьих, рост цен на ГСМ в странах Центральной Азии в 2007 году в среднем на 30 процентов. И, наконец, в-четвертых, - резкое увеличение потребления бензина и дизельного топлива в Казахстане в 2006-2007 годах.
О нашей компании говорят, что мы - монстр, созданный правительством. Но посудите сами: доля “КазМунайГаза” на внутреннем рынке - менее пяти процентов по количеству АЗС и около 6,1 процента - по объему реализации топлива. Проблема не в том, что на рынке КМГ - много, а напротив - в том, что нашего присутствия мало. Я считаю, что ситуацию нужно решать не так, как правительство пыталось в прошлом году. Если помните, административные меры воздействия привели к возникновению дисбаланса: цены были остановлены, а потребление росло. В итоге появился дефицит топлива, а нефтеперерабатывающие предприятия чуть было не стали банкротами. Если же говорить о прогнозах, то, на наш взгляд, цены на бензин могут вырасти только в том случае, если мировая цена нефти перевалит $100 за баррель. Хотел бы также отметить, что наша компания делает все возможное, чтобы предотвратить дефицит топлива и рост цен. К примеру, мы заключили договоры с Омским и Уфимским НПЗ в России на поставку дополнительного объема высокооктанового бензина до конца года (АИ-92 - 15 тысяч тонн, АИ-96 - 3 тысячи тонн). Этот объем позволит покрыть потребности в высокооктановом бензине сети АЗС “КазМунайГаз”.
Кстати, по нашим прогнозам, резкого скачка цен на АИ-80 и дизтопливо не ожидается, поскольку эти виды топлива поставляются с Атырауского НПЗ.
Кайыпбек КАМБАРОВ, депутат Южно-Казахстанского областного маслихата, председатель Южно-Казахстанской ассоциации автозаправочных станций “Жанар-Жагармай”:
- Виновато во всем государство. Если бы у властей была программа развития каждого сектора производства, то таких скачков цен можно было избежать. Не было бы и роста цен на хлеб. Владельцы мелких сетей автозаправочных станций вообще не защищены. Компании-монополисты что хотят, то и делают с ними. К примеру, “ПетроКазахстан” уменьшил отпуск топлива Южно-Казахстанской области до 70 процентов. Зато на заправках “Сино-Ойл”, принадлежащих “ПетроКазахстану”, которые растут как грибы, дефицита бензина не бывает.
В итоге на заправках “Сино-Ойл” Аи-80 стоит 64 тенге, а на наших заправках - 70. Потому что у них каждой заправке по 50 тонн в неделю выдается, а нам - всего лишь по 5. Вот нам и приходится повышать стоимость бензина, чтобы хоть как-то покрыть свои расходы. Кроме того, “ПетроКазахстан” на днях поднял отпускную цену АИ-80 на $50 за тонну. Было 646 долларов, а стало уже $693...
Получается парадокс: производство бензина растет, но куда его наши монополисты девают - остается только догадываться. Мы предполагаем, что часть бензина идет на экспорт, а другая часть поступает на внутренний рынок через длинную цепочку посредников, каждый из которых накручивает цену. В результате бензин дорожает. Если бы между Минэнерго и АЗС была нормальная связь, а министерство реагировало на каждую нашу проблему, то потребитель не пострадал бы.
У наших монополистов есть возможности без убытка для себя снизить цену уже сейчас. Но они этого не делают, потому что их интересует только прибыль.
Безусловно, к зиме цены снизятся. Потому что снизится потребление топлива в связи с окончанием сельхозработ. Я думаю, что бензин и ГСМ подешевеют на 20-30 процентов.
ОТ РЕДАКЦИИ Похоже, мы - в который раз! - наступаем на одни и те же грабли. Давно уже стало очевидным: рост цен на топливо связан прежде всего с деятельностью бесчисленных посредников-перекупщиков. В Минэнерго и в правительстве об этом прекрасно знают, но... воз и ныне там. Неужели и здесь - как, например, в недавнем случае с незаконной застройкой природоохранных зон Алматы, не обойтись без высшей политической воли?
|