Какие уроки мы вынесем из "арабской весны"?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
avash 04 Октября 2011 в 12:56:32
Участие вооруженных сил НАТО в ливийском внутриполи­тическом конфликте наглядно показало Аль­янс в роли "глобального полицейского". Любой кризис, вне зависимости от своей географической привязки, если он угрожает евроатлантическим интересам, может стать целью и мишенью натовской военной мощи. Конечно, это не ново – ведь была уже, к примеру, Югославия, и выводы можно было сделать и раньше, но нет, потребовался новый кровавый конфликт понимания прописных истин.



В своих работах мы уже неоднократно упоминали о том, что в списке потенциальных целей "демократизаторов" из НАТО есть и государства Центральной Азии.

Даже несмотря на запланирован­ное сокращение американского военного присутствия в Афганистане США и их союзники по альянсу не собираются пускать на самотек происхо­дящие в регионе процессы. Но для сохранения полного контроля над ситуацией нужен крепкий тыл - в этом качестве и выступят государства региона. По крайней мере, так полагают в Вашингтоне. Однако практика показывает, что роль надежного тыла евроатлантических партнеров таит в себе по­тенциальную угрозу для самих "тыловиков".

Когда США и их союзники по антитеррористической войне поставили перед собой задачу уничтожить "осиные гнезда" Аль-Каиды в Афганистане, они были вынуждены задействовать инфраструктурные возмож­ности соседей Афганистана. Именно этим в значительной мере объясняется всплеск внимания к региону со стороны Запада в последнее десятилетие. Сейчас через территорию центральноазиатских республик проходит часть, так называемой, "северной распределительной сети", по которой идет снабжение воюющего в Афганистане международного контингента под ру­ководством натовских военных. Особенно глубоко в этой сети "завязли" Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.

Анализ показывает, что запланированное сокращение американского военного при­сутствия в Афганистане не приведет к снижению военного присутствия США и НАТО в регионе в целом.

"Мы намерены закончить военную операцию в Афганистане в 2014 го­ду, но это не означает, что 1 января 2015 г. в Центральной Азии не останется ни одного солдата НАТО", - заявил весной этого года во время визита в Бишкек спецпредставитель генерального секретаря альянса по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай.

Центральноазиатские государства также озабочены перспективами ухода США и их союзников из Афганистана, где, судя по всему, в ближай­шие годы стабилизации обстановки ожидать не приходится.

Надо учитывать, что в республиках хватает и своего "горючего материала": собы­тия в узбекском Андижане в 2005 году, в Киргизии в 2005 и 2010 годах это наглядно показали.

Одним словом сложилась интересная ситуация, когда и США вместе с союзниками крайне заинтересованы в сохранении своего присутствия в приграничном с Афганистаном регионе, и центральноазиатские государства ищут возможные гарантии безопасности для себя с учетом крайне неопределенных перспектив даже на ближайшее будущее.

Впрочем, НАТО, возможно, отнюдь не самый надежный партнер для центральноазиатских государств в плане обеспечения их собственной безо­пасности. Суть проблемы в том, что военный потенциал НАТО, используемый для продвижения интересов именно евроатлантического сообщества, в последнее десятилетие использо­вался, главным образом, для насильственной смены неугодных Западу режи­мов.

Если проанализировать конфликты, в которых за последние десять лет в большей или меньшей степени была задействована натовская военная ма­шина, то получается, что главной задачей, стоявшей перед НАТО, было на­саждение лояльных евроатлантическому сообществу режимов. Так было и в Афганистане в 2001 году и в Ираке в 2003 году. Ливия, где блок НАТО фак­тически поддержал одну из сторон в гражданской войне, - самый свежий и циничный пример.

Но, если в эпоху Джорджа Буша смена режима осуществлялась в ходе оккупации враждебного государства войсками США и их союзников, то те­перь, при Бараке Обаме, всю основную работу выполняют местные оппози­ционные политические силы или подконтрольные Вашингтону и Западу в целом религиозные группировки, недовольные существующим режимом или ограниченные в бесконтрольном доступе к национальным сырьевым ресур­сам.

При этом, как заявил недавно в интервью журналу "Форин полиси" Бен Роде (заместитель руководителя СНБ при Белом доме по стратегическим коммуникациям) именно эта модель будет взята на вооружение в будущем. И модель эта может быть использована в любой точке земного шара, где возни­кает угроза интересам или безопасности евроатлантического сообщества.

Поводя предварительные итоги ливийской кампании, генсек альянса Андерс Фог Расмуссен писал в журнале "Форейн эффейре", что война в Ли­вии "…показала тем, кто утверждал, что Афганистан станет последней миссией за пределами зоны ответственности блока, что "непредсказуемость это сама суть безопасности…".

И где возникнет эта "непредсказуемость" в очередной раз? Вот ведь в чем главный на сегодня вопрос…

В американских спецслужбах и госдепе убеждены, что весь центрально-азиатский регион хронически выделяется "непредсказуемостью" и конфессиональной не­стабильностью. К тому же здесь очень сильно "пахнет газом": рядом и Каспий и Туркмения. Поэтому вполне очевидно, что США и их союзники намерены не только сохра­нять, но и наращивать свое стратегическое присутствие в этом регионе в ближайшие годы.

Несомненно также и то, что центральноазиатские государ­ства, которым отводится роль "надежного тыла", вряд ли смогут вести диа­лог на равных как с США, так и с Брюсселем. И вряд ли в обозримом буду­щем им стоит рассчитывать на гарантии безопасности. Не стоит забывать, что западноевро­пейские политики еще несколько лет назад обнимались с полковником Кад­дафи (причем в самом буквальном смысле этого слова), что не помешало им позднее обрушиться на ливийский режим всей мощью современной военной машины.

"Лидеры во всем мире, не только в ЦА, должны прислушаться к уро­кам "арабской весны", - заявил недавно заместитель госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк. Вот только эксперты до сих пор гадают: была ли это рекомендация, или предупреждение? Поисками ответа на этот вопрос и должны, очевидно, за­няться в столицах центральноазиатских государств в самое ближайшее время.

Артур Вашеров, кандидат политических наук
Комментарии, по рейтингу, по дате
  старик 05.10.2011 в 11:56:36   # 148434
Самое интересное,что евроатлантическому альянсу не угрожала ни Югославия ,ни Вьетнам,ни Афганистан,ни Тунис ,ни Египет, ни Ливия. Вообще никто не угрожал территориальной безопасности этих мерзавцев,и только Каддафи хотел лишить поганых америкосов их привилегий,которые дает им печатный станок.И если я еще как то могу понять пендосов,то евросоюз не поддается здравой оценке:ведь та же нестабильная Югославия Польша,Чехия Румыния с ПРО -это наш общий европейский дом,а америкосы,сидя за океаном разжигают в нем ядерный огонь,и это нравится всей европе!Не понимаю!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь