Бюджетные перекосы
admin 20 Июля 2011 в 10:53:28
После первых ста дней деятельности обновленного в апреле правительства выяснилось, что с исполнением бюджетов всех уровней сложились довольно странные тенденции. Обещания, данные электорату на выборах «Нур Отан» и ее лидером, исполняются лишь отчасти, а кабмин явно способствует усилению недовольства определенной части бюджетников.
Государственный бюджет, объединяющий республиканский и местный уровни, а также трансферты из Нацфонда, к 1 июля был исполнен по доходам в 2 трлн. 606,7 млрд. тенге с приростом в годовом выражении на 28,1%, тогда как его расходы увеличились лишь на 16,7% до 2 трлн. 355,4 млрд. тенге. Получается, что по каким-то причинам государство предпочло сэкономить на своих затратах, хотя доходы казны вполне позволяли наращивать ее расходы темпами не ниже 25%, как это и обещали «Нур Отан» и президент страны.
Дефицит госбюджета к началу второго месяца лета оказался на уровне в минус 114,5 млрд. тенге, что примерно в 1,8 раза ниже, чем в прошлом году на эту же дату. Из этого расклада можно сделать вывод о том, что государство наращивало расходы медленнее доходов с целью улучшения макроэкономической статистики. С другой стороны, стоит отметить также, что за июнь дефицит увеличился весьма заметно — в 1,6 раза, а в абсолютном выражении на 42,7 млрд. тенге.
Главной особенностью доходной части госбюджета в нынешнем году по-прежнему остается быстрый рост налоговых поступлений — они увеличились в годовом выражении в 1,5 раза до 1 трлн. 889,4 млрд. тенге! Неналоговые поступления выросли за год в 1,6 раза до 69,5 млрд. тенге. Доходы от приватизации (продажи основного капитала) — на 37,3% до 22,8 млрд. тенге. Что касается трансфертов из Нацфонда, то при нынешних ценах на нефть и другое сырье, они бюджету особо и не требуются, что вылилось в сокращение их объема до 625 млрд. тенге, или на 12,6%.
В расходной части госбюджета ключевой статьей остается социальная помощь и соцобеспечение, причем прирост здесь в годовом выражении составил 24,9% до 573,1 млрд. тенге, то есть вполне соответствует предвыборным обещаниям власти. Однако по образованию увеличение оказалось меньше — 16,6% до 440,9 млрд. тенге, здравоохранению — и вовсе 13,4% до 296,8 млрд. тенге.
Далее по размерам ассигнований идут общественный порядок, безопасность, правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность (18,6% до 178,7 млрд. тенге), транспорт и коммуникации (2,2% до 152,6 млрд. тенге), жилищно-коммунальное хозяйство (2,6% до 147,1 млрд. тенге), государственные услуги общего характера, то есть содержание чиновников (15,4% до 120,6 млрд. тенге), сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды (20,6% до 100,2 млрд. тенге), оборона (22,7% до 99,6 млрд. тенге), культура, спорт, туризм и информационное пространство (2,4% до 95,8 млрд. тенге).
А замыкают табель о бюджетных рангах обслуживание долга (28,7% до 66,9 млрд. тенге), топливно-энергетический комплекс и недропользование (56,3% до 45 млрд. тенге), промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность (снижение на 20% до 8,8 млрд. тенге).
Республиканский бюджет к 1 июля был исполнен по доходам на 2 трлн. 183,4 млрд. тенге, затратам — 2 трлн. 51,5 млрд. тенге, с дефицитом в минус 196,4 млрд. тенге. Распоряжается им правительство, которому по сравнению с прошлым годом на эту же дату удалось добиться весьма значительного снижения размера дефицита — на 29,3%, а в абсолютном выражении — на 81,4 млрд. тенге.
Объем же доходной части в годовом выражении увеличился на 25,2%, тогда как расходной — на 12,1%. При этом размер налоговых поступлений в республиканский бюджет за год вырос в 1,7 раза до 1 трлн. 430,2 млрд. тенге, неналоговых — в 1,8 раза до 58 млрд. тенге, а доходов от приватизации — и вовсе в 4,3 раза до 8,6 млрд. тенге.
В общем, сказка, а не бюджет! Понятно, что при таком мощном увеличении доходов кабмин должен был пойти на значительное сокращение притока трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет, что и произошло на самом деле в виде снижения этого показателя на 19,1% до 686,7 млрд. тенге, в абсолютном выражении — на 161,9 млрд. тенге, то есть более $1 млрд.
В затратной части этого бюджета традиционно лидирует социальная помощь и соцообеспечение — 533 млрд. тенге с приростом за год на 25,1%, далее следуют трансферты в регионы, выросшие на 16,7% до 441,2 млрд. тенге. Как легко подсчитать, на эти две статьи приходится почти половина (47,5%) всех расходов кабмина, что, естественно, выглядит аномалией.
С большим отрывом от этого тандема идут здравоохранение (4,5% до 186,2 млрд), общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (15,2% до 143,6 млрд), транспорт и коммуникации (снижение на 6,9% до 111,1 млрд), образование (сокращение на 3,6% до 109,7 млрд), оборона (прирост на 18,4% до 94,4 млрд), сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды (14,3% до 91 млрд), госуслуги общего характера (15,2% до 87 млрд), ЖКХ (снижение на 17,9% до 70,7 млрд. тенге), обслуживание долга (прирост на 27,9% до 66,5 млрд), топливно-энергетический комплекс и недропользование (20,4% до 45,5 млрд), культура, спорт, туризм и информационное пространство (сокращение на 24,6% до 36,8 млрд), промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность (рост в 1,6 раза до 6,4 млрд).
Как видно из этих подсчетов, кабмин продолжает свой рискованный бюджетный маневр, взрывоопасный в социальном плане, сокращая расходы казны на образование, ЖКХ, культуру, спорт, туризм и информационное пространство, транспорт и коммуникации, а также снижая ниже уровня годовой инфляции темпы увеличения ассигнований на здравоохранение. Таким образом, правительство не только обрекает население на ухудшение социальных условий жизни, но и фактически подталкивает значительную часть бюджетников к недовольству политикой, проводимой «Нур Отаном» и ее лидером.
Последнее и не удивительно, если вспомнить о прогнозах ряда политологов, утверждающих, что Карим Масимов вполне может занять президентское кресло в ближайшем будущем, а грозным соперником «Нур Отана» станет партия правого толка, опирающаяся на олигархов. Так что предмет для критики у этих претендентов уже есть.
В местных бюджетах к 1 июля вновь царил профицит в 86,7 млрд. тенге, с которым так и не может справиться премьер-министр, при доходах в 1 трлн. 243,1 млрд и затратах в 1 трлн. 123,6 млрд. По сравнению с прошлым годом профицит этих бюджетов увеличился на 21,1%, тогда как объем доходной части — лишь на 4,3%, а расходной — на 3,1%. Получается, что в реальном выражении, то есть за вычетом годовой инфляции, параметры казны на местах сократились!
В доходах местных бюджетов по-прежнему доминируют поступления трансфертов — 758 млрд. тенге, тогда как на налоговые поступления пришлось 459,2 млрд, неналоговые — 11,6 млрд, а на доходы от приватизации — 14,3 млрд. Кстати, до сих пор непонятно, каким образом акимам удается зарабатывать на продаже госсобственности больше, чем правительству. В расходной части впереди идут образование с приростом ассигнований на 16,4% до 367,3 млрд, здравоохранение (7,5% до 170 млрд) и ЖКХ (2,1% до 146,3 млрд).
За этим триумвиратом следуют транспорт и коммуникации (1,3% до 88,3 млрд. тенге), культура, спорт, туризм и информационное пространство (12,2% до 67,3 млрд. тенге) и трансферты в центр, по которым произошло значительное сокращение — в 2,1 раза до 63,2 млрд. тенге, что можно считать определенным позитивом.
Правда, известное поручение главы государства о превращении Астаны из получателя огромной финансовой подпитки от правительства в донора республиканского бюджета пока явно остается неисполненным, так как к 1 июля столица получила трансфертов на 93,1 млрд. тенге при объеме налоговых поступлений в 37,4 млрд. тенге, то есть в 2,5 раза меньше! Зато такой приток дармовых денег позволил довести доходную часть бюджета Астаны до 134,3 млрд. тенге.
У Алматы доходная часть бюджета составила 139,4 млрд. тенге, полученных трансфертах — 39,5 млрд. тенге, а налоговых поступлений - 95,9 млрд. тенге. В таком же неравном положении оказалась и нефтяная житница страны — Атырауская область, где налогов было собрано в местную казну на 53,7 млрд. тенге, а трансфертов получено на 13,5 млрд. тенге.
© "Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА"
Государственный бюджет, объединяющий республиканский и местный уровни, а также трансферты из Нацфонда, к 1 июля был исполнен по доходам в 2 трлн. 606,7 млрд. тенге с приростом в годовом выражении на 28,1%, тогда как его расходы увеличились лишь на 16,7% до 2 трлн. 355,4 млрд. тенге. Получается, что по каким-то причинам государство предпочло сэкономить на своих затратах, хотя доходы казны вполне позволяли наращивать ее расходы темпами не ниже 25%, как это и обещали «Нур Отан» и президент страны.
Дефицит госбюджета к началу второго месяца лета оказался на уровне в минус 114,5 млрд. тенге, что примерно в 1,8 раза ниже, чем в прошлом году на эту же дату. Из этого расклада можно сделать вывод о том, что государство наращивало расходы медленнее доходов с целью улучшения макроэкономической статистики. С другой стороны, стоит отметить также, что за июнь дефицит увеличился весьма заметно — в 1,6 раза, а в абсолютном выражении на 42,7 млрд. тенге.
Главной особенностью доходной части госбюджета в нынешнем году по-прежнему остается быстрый рост налоговых поступлений — они увеличились в годовом выражении в 1,5 раза до 1 трлн. 889,4 млрд. тенге! Неналоговые поступления выросли за год в 1,6 раза до 69,5 млрд. тенге. Доходы от приватизации (продажи основного капитала) — на 37,3% до 22,8 млрд. тенге. Что касается трансфертов из Нацфонда, то при нынешних ценах на нефть и другое сырье, они бюджету особо и не требуются, что вылилось в сокращение их объема до 625 млрд. тенге, или на 12,6%.
В расходной части госбюджета ключевой статьей остается социальная помощь и соцобеспечение, причем прирост здесь в годовом выражении составил 24,9% до 573,1 млрд. тенге, то есть вполне соответствует предвыборным обещаниям власти. Однако по образованию увеличение оказалось меньше — 16,6% до 440,9 млрд. тенге, здравоохранению — и вовсе 13,4% до 296,8 млрд. тенге.
Далее по размерам ассигнований идут общественный порядок, безопасность, правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность (18,6% до 178,7 млрд. тенге), транспорт и коммуникации (2,2% до 152,6 млрд. тенге), жилищно-коммунальное хозяйство (2,6% до 147,1 млрд. тенге), государственные услуги общего характера, то есть содержание чиновников (15,4% до 120,6 млрд. тенге), сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды (20,6% до 100,2 млрд. тенге), оборона (22,7% до 99,6 млрд. тенге), культура, спорт, туризм и информационное пространство (2,4% до 95,8 млрд. тенге).
А замыкают табель о бюджетных рангах обслуживание долга (28,7% до 66,9 млрд. тенге), топливно-энергетический комплекс и недропользование (56,3% до 45 млрд. тенге), промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность (снижение на 20% до 8,8 млрд. тенге).
Республиканский бюджет к 1 июля был исполнен по доходам на 2 трлн. 183,4 млрд. тенге, затратам — 2 трлн. 51,5 млрд. тенге, с дефицитом в минус 196,4 млрд. тенге. Распоряжается им правительство, которому по сравнению с прошлым годом на эту же дату удалось добиться весьма значительного снижения размера дефицита — на 29,3%, а в абсолютном выражении — на 81,4 млрд. тенге.
Объем же доходной части в годовом выражении увеличился на 25,2%, тогда как расходной — на 12,1%. При этом размер налоговых поступлений в республиканский бюджет за год вырос в 1,7 раза до 1 трлн. 430,2 млрд. тенге, неналоговых — в 1,8 раза до 58 млрд. тенге, а доходов от приватизации — и вовсе в 4,3 раза до 8,6 млрд. тенге.
В общем, сказка, а не бюджет! Понятно, что при таком мощном увеличении доходов кабмин должен был пойти на значительное сокращение притока трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет, что и произошло на самом деле в виде снижения этого показателя на 19,1% до 686,7 млрд. тенге, в абсолютном выражении — на 161,9 млрд. тенге, то есть более $1 млрд.
В затратной части этого бюджета традиционно лидирует социальная помощь и соцообеспечение — 533 млрд. тенге с приростом за год на 25,1%, далее следуют трансферты в регионы, выросшие на 16,7% до 441,2 млрд. тенге. Как легко подсчитать, на эти две статьи приходится почти половина (47,5%) всех расходов кабмина, что, естественно, выглядит аномалией.
С большим отрывом от этого тандема идут здравоохранение (4,5% до 186,2 млрд), общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность (15,2% до 143,6 млрд), транспорт и коммуникации (снижение на 6,9% до 111,1 млрд), образование (сокращение на 3,6% до 109,7 млрд), оборона (прирост на 18,4% до 94,4 млрд), сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды (14,3% до 91 млрд), госуслуги общего характера (15,2% до 87 млрд), ЖКХ (снижение на 17,9% до 70,7 млрд. тенге), обслуживание долга (прирост на 27,9% до 66,5 млрд), топливно-энергетический комплекс и недропользование (20,4% до 45,5 млрд), культура, спорт, туризм и информационное пространство (сокращение на 24,6% до 36,8 млрд), промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность (рост в 1,6 раза до 6,4 млрд).
Как видно из этих подсчетов, кабмин продолжает свой рискованный бюджетный маневр, взрывоопасный в социальном плане, сокращая расходы казны на образование, ЖКХ, культуру, спорт, туризм и информационное пространство, транспорт и коммуникации, а также снижая ниже уровня годовой инфляции темпы увеличения ассигнований на здравоохранение. Таким образом, правительство не только обрекает население на ухудшение социальных условий жизни, но и фактически подталкивает значительную часть бюджетников к недовольству политикой, проводимой «Нур Отаном» и ее лидером.
Последнее и не удивительно, если вспомнить о прогнозах ряда политологов, утверждающих, что Карим Масимов вполне может занять президентское кресло в ближайшем будущем, а грозным соперником «Нур Отана» станет партия правого толка, опирающаяся на олигархов. Так что предмет для критики у этих претендентов уже есть.
В местных бюджетах к 1 июля вновь царил профицит в 86,7 млрд. тенге, с которым так и не может справиться премьер-министр, при доходах в 1 трлн. 243,1 млрд и затратах в 1 трлн. 123,6 млрд. По сравнению с прошлым годом профицит этих бюджетов увеличился на 21,1%, тогда как объем доходной части — лишь на 4,3%, а расходной — на 3,1%. Получается, что в реальном выражении, то есть за вычетом годовой инфляции, параметры казны на местах сократились!
В доходах местных бюджетов по-прежнему доминируют поступления трансфертов — 758 млрд. тенге, тогда как на налоговые поступления пришлось 459,2 млрд, неналоговые — 11,6 млрд, а на доходы от приватизации — 14,3 млрд. Кстати, до сих пор непонятно, каким образом акимам удается зарабатывать на продаже госсобственности больше, чем правительству. В расходной части впереди идут образование с приростом ассигнований на 16,4% до 367,3 млрд, здравоохранение (7,5% до 170 млрд) и ЖКХ (2,1% до 146,3 млрд).
За этим триумвиратом следуют транспорт и коммуникации (1,3% до 88,3 млрд. тенге), культура, спорт, туризм и информационное пространство (12,2% до 67,3 млрд. тенге) и трансферты в центр, по которым произошло значительное сокращение — в 2,1 раза до 63,2 млрд. тенге, что можно считать определенным позитивом.
Правда, известное поручение главы государства о превращении Астаны из получателя огромной финансовой подпитки от правительства в донора республиканского бюджета пока явно остается неисполненным, так как к 1 июля столица получила трансфертов на 93,1 млрд. тенге при объеме налоговых поступлений в 37,4 млрд. тенге, то есть в 2,5 раза меньше! Зато такой приток дармовых денег позволил довести доходную часть бюджета Астаны до 134,3 млрд. тенге.
У Алматы доходная часть бюджета составила 139,4 млрд. тенге, полученных трансфертах — 39,5 млрд. тенге, а налоговых поступлений - 95,9 млрд. тенге. В таком же неравном положении оказалась и нефтяная житница страны — Атырауская область, где налогов было собрано в местную казну на 53,7 млрд. тенге, а трансфертов получено на 13,5 млрд. тенге.
© "Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА"
|