Коррупция: "черные дыры" в экономике

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 05 Октября 2007 в 18:29:56
Алида Ашимбаева, д.э.н., профессор, еженедельник "Капитал", июнь – сентябрь 2007 г. (№№ 23-25, 27-32, 35, 37)

Проблемы товарного и денежного фетишизма достаточно иccледованы экономистами, причины и закономерности выявлены более 1,5 веков назад. Дикие формы первоначального накопления капитала столетиями модифицировались и в ХХ веке приобрели реальность и даже устойчивую востребованность, сохранив присущую этой системе профессиональную скрытность, замаскированность и изощренность. Рынок принял наиболее зрелые формы, однако его оборотная сторона практически не поддается легализации.

Явление коррупции (от лат. "corruption" – подкуп, порча) – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения, а также – подкупность, продажность должностных лиц и общественных деятелей. По сути – это мощный финансовый капитал, принимающий все более разнообразные, видоизменяющиеся формы, втягивающий в себя всю хозяйственную сферу. В глобализирующейся мировой среде его масштабы фактически переросли теневую экономику.

Не вызывают сомнения высокие риски, сопровождающие коррумпирование мирового хозяйства, что создает реальные угрозы национальной безопасности, подрывает конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, нарушает сбалансированность экономик, искажает их целевые функции. Это особенно негативно отражается на уровне жизни населения, увеличивая социальное неравенство, масштабы глобальной бедности.

Аналитики отмечают, что транснациональная преступность не знает границ. Противостояние ей на территории отдельных стран перемещает ее многообразные виды в соседние и в более отдаленные. Нарастает разнообразие конкретных форм проявления, их изощренность, получивших в Конвенции Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" более 15 лет назад термин "отмывание доходов", хотя в современных условиях оно существенно расширило свои пределы. Опубликованы данные об объеме подобных средств, заработанных противоправным путем, с целью сокрытия источников их получения, в общепланетарном обороте в пределах от 2 до 5%.

Процессы отмывания предполагают участие финансовых организаций разных типов, проведение многочисленных финансовых операций, использование посредников, создание подставных корпораций и сервисных организаций и множество других вариантов.

Мировая практика свидетельствует, что коррупция переросла механизмы "очищения" денег, она приобрела более гибкий и совершенный характер, искусно маскируя внешний облик экономики. Многие страны масштабно пронизаны этим явлением. Несмотря на периодически предпринимаемые меры, она проникает во все поры общества.

Имеются единичные случаи успешного преодоления этого крайне отрицательного процесса. Международная неправительственная организация "Transparency International" ("TI"), занимающаяся поддержкой гражданского общества в его борьбе с мировой коррупцией, в 2006 г. представила ежегодный рейтинг "коррумпированности". Из 163 обследованных стран в числе наиболее "чистых" – Финляндия, Исландия, Новая Зеландия и Сингапур, где одно из самых эффективных правительств ликвидировало все возможные каналы его распространения. США находятся на 17-ом месте в мире, что отражает достаточно высокий уровень коррупции.

Американский ученый Дж. Сакс к менее коррумпированным относит африканские страны, расположенные у пустыни Сахара, а также такие бедные, как, например, Гана, где соблюдаются гражданские права и степень гражданских свобод значительно выше, чем в Чаде и Эфиопии.

Почти в 120 государствах, имеющие низкие доходы, обнаружены "серьезные" уровни коррупции, в половине из них наблюдается "вопиющая". Нижние позиции в рейтинге занимают Чад, Бангладеш, Гаити, чуть более высокие – Гвинея, Ирак и Бирма. Лидерами по убывающей траектории стали политические партии, парламенты и иные законодательные органы, правоохранительная и судебная система, бизнес, налоговые комитеты.

Крупномасштабная коррупция развита в среде высокопоставленных государственных чиновников, где она получила название "клептократия". Сотрудники госаппарата действуют исключительно в собственных интересах, разрушая систему государственного управления, присваивая значительные денежные суммы. По данным Всемирного банка, ежегодно в виде взяток выплачивается 1 трлн. долл. Между тем эти средства должны направляться на решение многих социально-экономических проблем, в частности в здравоохранении, образовании, инфраструктурной сфере и т. п. "Коррупция заманивает миллионы людей в ловушку бедности", – отмечают специалисты "TI".

Практически во всех странах клептократия серьезно усложняет финансовую систему, препятствует иностранным инвестициям, сдерживает экономический рост, усиливает социальное неравенство, снижает доверие к законодательным системам. По данным ООН, только из африканских стран похищено и сокрыто за рубежом более 400 млрд. долл.

Несмотря на наращивание международных усилий по противостоянию коррупции, расширяется роль и значение всевозможных посредников, предоставляющих все более востребованные в определенных кругах услуги. Это – банкиры, бухгалтеры, адвокаты и другие лица, скрывающие свое участие в коррупционной деятельности, но крайне заинтересованные в ее поддержке. Особую роль они выполняют в оффшорных зонах, поддерживая коррумпированную политическую элиту в отмывании и сбережении их незаконных богатств. Именно они выступают соучастниками в дорогостоящих коррупционных сделках.

В последние годы борьба с этим явлением принимает все более разнообразные формы – от пропаганды антикоррупционных кодексов поведения до исполнения национальных законов об уголовной ответственности за взяточничество и преследование по закону коррумпированных граждан из всех слоев общества. Страны "большой восьмерки" разрабатывают новые способы лишения коррумпированных чиновников доступа к богатствам, накопленным противозаконно. Разрабатывается Конвенция ООН против коррупции, направленная на обеспечение эффективных механизмов международного сотрудничества для обнаружения и конфискации доходов от большой коррупции и преследования причастных к этому лиц по закону.

В 2006 г. в США принята новая стратегия объединения международных усилий в борьбе с этим особо опасным явлением. Чиновники высокого ранга подвергаются жесткому контролю с целью раскрытия и изъятия похищенных средств, усиления обмена информацией и обеспечения большей подотчетности в финансовой сфере. В числе разработанных методов борьбы с клептократией – отказ в убежище коррумпированным чиновникам и перераспределение доходов от коррупции.

Утвержденная в 2004 г. Президентская декларация 7750 предоставляет государственному секретарю США специальные юридические полномочия для выявления лиц, причастных к коррупции на государственном уровне, что отрицательно воздействует на национальные интересы страны. Именно этим людям следует отказывать в разрешении на въезд в Соединенные Штаты.

Для отслеживания и возвращения доходов от коррупции американские специалисты работают со своими международными партнерами. Используется практический опыт расследования правоохранительными органами и механизмы конфискации. В последние годы США вернули различным странам миллионы долларов, присвоенных их бывшими руководителями.

Сотрудничество с зарубежными коллегами, обобщение разнообразных способов выявления, отслеживания, замораживания и восстановления активов, незаконно приобретенных путем крупномасштабной коррупции, в определенной степени снимает препятствия к доступу незаконных доходов, содействует обмену информацией о подозрительных финансовых операциях, поддерживая и развивая государственно-частное партнерство.

В странах, где сравнительно недавно сформировались рыночные процессы, а это СНГ, в том числе Россия и Казахстан коррупционные процессы принимают угрожающие масштабы, более того – системный характер, что активно обсуждается в обществе.

Если в 2002 г. валовой объем (масштаб) коррупции в РФ независимыми экспертами оценивался 33,5 млрд. долл., то в 2005 г. – приблизительно в 319 млрд. По другим расчетам, россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд. долл., т. е. почти половину госбюджета своей страны. Если же сравнить объемы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение составит 1 к 10, в такой же пропорции можно судить и о масштабах коррупции в этих государствах.

Лидирующую позицию по уровню коррумпированности в России, по данным 2006 г., занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения. Исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом "Информатика для демократии" (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило свое существование.

В Казахстане, по оценкам экспертов, ситуация несколько иная. Частное образование сформировалось раньше, чем в соседней стране. Из 181 вуза негосударственные составляют 130. Периодически проводимые опросы студентов выявили устойчивость коррупции, взяточничества, причем, как правило, в государственных учебных заведениях. Стало нормой "разведение сессий", что втягивает молодое поколение в коррупционные процессы. Негативные явления обнаружены в программе "Болашак", где не менее 30 стипендий присуждены незаконно.

В 2006 г. "TI" присвоила республике индекс восприятия коррупции в 2,6 балла. Специалисты отмечают, что показатель ниже трех баллов (для расчета используется 10-бальная система) свидетельствует о его крайне высоком уровне. Страна заняла 111-ое место из 163. На 107-110 позициях расположены Гондурас, Белоруссия, Украина. Россия находится на 128-м месте. Это означает, что и РК, и РФ входят в число наиболее коррумпированных государств мира.

Исследовательская группа известного ученого Майкла Портера (Гарвард, США) информирует, что по уровню издержек бизнеса, связанных с коррупцией, Казахстан находится на 91-ом месте среди 94 стран. Аналитики обращают внимание на быстрое достижение взаимного согласия органов, обязанных бороться с коррупцией, и теми, кто инициирует этой процесс.

О лидирующих позициях этого явления в республике свидетельствует оценка фонда "Транспаренси-Казахстан", а также Всемирного экономического форума. Высокие макроэкономические показатели в стране не согласуются с индексом состояния государственных органов и коррумпированности чиновников, поднявшимся в 2006 г. до 77-ой позиции. Это, несомненно, задержит вхождение республики в число 50 наиболее развитых государств.

Хаолян Шу, резидент-координатор ООН и постоянный представитель ПРООН в РК рекомендует заниматься не громким расследованием в области коррупции, а создавать условия, содействующие невозможности совершения подобных преступлений в повседневной жизни, что позволит постепенно преодолеть крайне негативное отношение широких слоев населения к этому процессу.

На сегодняшний день этой проблемой всерьез озабочены официальные органы страны. Приняты многочисленные документы, в числе которых Закон РК "О борьбе с коррупцией" (1998 г.), позже дополненный жесткими определениями и параграфами; "О государственной службе" (1999 г.); "О государственной программе борьбы с коррупцией на 2001 – 2005 годы", а также на 2006 – 2010 годы; Указ "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц".

Непосредственно президенту подчинена финансовая полиция – Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭП), указом главы государства утвержден Кодекс чести государственных служащих РК (Правила государственной этики государственных служащих).

На рассмотрении в Парламенте страны находится законопроект "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", предусматривающий жесткие меры борьбы с коррупцией. Предусматривается ответственность за укрывательство коррупционных преступлений. Одобрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией". Подготовлены изменения и дополнения в действующее законодательство в части установления уголовной ответственности должностных лиц иностранных государств и международных организаций за посредничество, взяточничество, укрывательство коррупционных преступлений, введена конфискация полученных преступным путем доходов у третьих лиц, усилена уголовная ответственность за посредничество и дачу взятки.

При правительстве образована и действует межведомственная комиссия по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции. Проводится ревизия правовой базы на предмет внесения в нее норм, исключающих условия для совершения коррупционных правонарушений и преступлений. Активизируется работа над введением антикоррупционной экспертизы законов и подзаконных актов. Предполагается организовать постоянно действующий Общеказахстанский антикоррупционный форум. Профилактикой коррупционных правонарушений занимается Агентство РК по делам госслужбы. Координационный совет правоохранительных органов республики обеспечивает согласованные действия правоохранительной системы страны.

Завершается процесс подготовки к ратификации республикой Конвенции ООН против коррупции (октябрь 2003 г.), которую подписала 141 страна. Она ратифицирована в 92 государствах, обязанных обеспечить честность и прозрачность госзакупок, открытость в управлении финансами страны. Эксперты ООН обращают внимание, что, несмотря на принятие этого документа в декабре 2004 г. он все еще не стал нормой жизни для всех 192 государств – членов ООН. Конвенция востребована в африканских, латиноамериканских странах, в Карибском регионе, в некоторых СНГ.

Организацией экономического содействия и развития (ОЭСР) в 2004 г. Казахстан включен в стамбульский План действий по борьбе с коррупцией. Проводятся постоянные консультации с представителями ФБР и Национального бюро Интерпола Министерства юстиции США, ОБСЕ, Комитета министров юстиции европейских государств, Группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), созданной странами "большой восьмерки".

Международная ассоциация антикоррупционных ведомств, объединяющая 136 стран, провела в Пекине первую учредительную конференцию (октябрь 2006 г.). Казахстан стал членом ассоциации.

Перечень всех организаций, агентств, форумов и совещаний, а также своевременное принятие и обновление законодательных актов свидетельствует о крайней необходимости антикоррупционных акций. Многочисленные отчеты, отражающие конкретные результаты деятельности соответствующих органов, информируют о нарастании масштабов разоблачений в казахстанской экономике. Вместе с тем, полномочного и наиболее эффективного органа по борьбе с коррупцией, отличающегося высокой результативностью, еще не создано. Многие антикоррупционные органы контролируются государством. Дублирующие функции ряда организаций, что не исключает их "заранее согласованных действий", свидетельствуют о "щадящем" отношении к коррупционной деятельности представителей чиновничьего аппарата, финансовой полиции, судебных органов, использовании профилактических мер.

Как отмечают специалисты, с 1995 г. прокуратура (после принятия действующей Конституции) отделена от следствия и выполняет только надзор за ним, причем на ненадлежащем уровне. В этом органе практически снизилось количество сотрудников, имевших опыт расследования уголовных дел. В результате качественно выполнять надзорные функции за следствием и дознанием прокуратура не в состоянии. Отсутствие полномочной специализированной организации, действующей на основе антикоррупционного органа, фактически не ограничивает распространение и укрепление набравшей силу "параллельной экономики", существующей в рамках слабой законодательной системы.

Ассоциация независимых экспертов по коррупции на международной конференции (г. Москва, 2006 г.) обращает внимание, что казахстанское законодательство понятие "коррупция" трактует несколько иначе, чем международное. Субъекты и объекты подобных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, чем в местных законах. Кроме того, республика до сих пор не ратифицировала и не присоединилась ни к одной международной антикоррупционной конвенции в области борьбы со взяткодательством, отмыванием капиталов и пр., что ограничивает прямое действие этих документов на территории страны, снижает эффективность предпринимаемых мер.

Коррупция имеет множество разновидностей. В их числе – "открытая" в виде взносов в пользу избирательных компаний. Политики обязаны оплачивать крупных доноров ответными услугами. Более разрушительные последствия имеет "систематическая". Денежная поддержка в пользу избирательных компаний и лоббирование сопровождаются ускоренной приватизацией инфраструктуры (до принятия соответствующих основ регулирования и при привлечении малого числа потенциальных покупателей), что может помешать развитию и без прямых "откатов" государственным чиновникам. Различают и "мелкомасштабную" коррупцию, суть которой достаточно очевидна.

По классификации ООН выделяют "мягкую коррупцию". В Казахстане и России – это такие явления, как непотизм (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и кронизм (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Различают и "бытовую коррупцию", в которую вовлечена половина населения России, в Казахстане несколько выше, что объясняется "восточным" менталитетом.

Наибольшее распространение получила "административная коррупция" – вымогательство госчиновников у бизнесменов, "захват государства" или, иначе говоря, теневое влияние бизнеса на власть, и "захват бизнеса", т. е. рейдерство – контроль власти над бизнесом.

"Рейдерские атаки" – это последовательные, взаимосвязанные действия определенных группировок, принимающих форму преступных, в целях получения доступа к управлению или распоряжению собственностью предприятия путем инициирования бизнес-конфликта, как правило, с подключением силовых структур. Это сопровождается снижением инвестиционного потенциала, сдерживанием развития малого и среднего бизнеса, торможением конкуренции, в целом наносит ущерб экономике страны.

В казахстанских законодательных актах определение понятия "рейдерство" отсутствует и не может квалифицироваться как самостоятельный вид преступления. Между тем, подобные явления уже проявляются в хозяйственной среде. Необходимо, чтобы антикоррупционные меры, направленные на их пресечение и предупреждение, были комплексными, направленными на повышение ответственности и частного, и государственного сектора.

Активно используется хакерство, основанное на применении высоких технологий (взломы серверов, создание, использование и распространение вирусных компьютерных программ) и другие достаточно замаскированные способы.

Эксперты, обеспокоенные скрытым перераспределением ресурсов, детально изучают корни и условия расширения крайне опасного "инфекционного заболевания". Согласно проведенным исследованиям, казахстанцы к объектам, наиболее подверженным этому процессу относят правоохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти.

Ассоциацией социологов и политологов Казахстана в 2006 г. в результате проведенного опроса общественного мнения выявлены государственные органы, вызывающие наибольшее недоверие населения в связи высоким уровнем коррумпированности. Это – Министерство внутренних дел, юстиции, финансов, образования и науки, здравоохранения. Сравнительно недавно в их число вошли министерства обороны, культуры и информации. Из 17 рассмотренных объектов положительной оценкой (эффективная деятельность) на сегодняшний день обладает лишь Министерство иностранных дел. К уголовным расследованиям привлечены сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям. Практически все индексы (доверия, эффективности, коррумпированности) приблизились к двум. Это означает, что баланс высказанных оценок по каждому из министерств смещен к отрицательному значению.

В СМИ опубликованы результаты рейтингового замера, свидетельствующие о крайне отрицательном общественном мнении относительно работы госаппарата, его формальной деятельности, игнорирующей реальные запросы населения.

Казахстанский совет иностранных инвесторов приводит такие данные: больше всего взяток дают при выдаче лицензий на ведение бизнеса и при налоговых сборах. Примерно 20% компаний в республике выплачивают так называемые "откаты" властям за "понимание". Вполне очевиден "кризис" доверия граждан к правительственным структурам, низкая эффективность их деятельности, высокий уровень коррумпированности.

Представители ООН в РК заявили, что Казахстану следует уделять больше внимания международному сотрудничеству в борьбе со столь опасным социальным злом. Необходимо гармонизировать национальное законодательство в соответствии с международными стандартами. Предлагается ввести уголовную ответственность за получение взятки должностными лицами иностранных государств и международных организаций, а также передачу незаконных денежных сумм в пользу третьих лиц. Рекомендуется законодательно закрепить норму, обязывающую осужденного за совершение коррупционного преступления доказать законность происхождения своего имущества и доходов, а также имущества, находящегося в пользовании.

Официальные органы страны по результатам изучения аналитиками коррупционной сферы также предоставили конкретные показатели. Общий объем коррупционных услуг в республике в 2006 г. оценивался в размере 156 млрд. тенге. Самая высокая коррупционная емкость обнаружена на таможне (17 млрд.) и в судах (13 млрд.). Следующие по объемам – финполиция, акиматы, органы юстиции, полиция, регистрация земли и центры недвижимости (7-10 млрд. т). В зонах повышенного коррупционного риска – сферы госзакупок, внутренних дел, таможенные, налоговые и местные органы.

По данным Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, за период с 2005 по 2006 гг. их выявленное количество увеличилось примерно на треть (с 1505 до 2005), причем наибольший рост – 64% (с 327 до 538) – пришелся на преступления, связанные с взяточничеством. Руководство этой организации информирует, что в 2006 г. взято на учет 1441 коррупционное преступление – 72% от общего объема подобных правонарушений, установленных всеми правоохранительными органами республики. Сообщается, что финансовой полицией "реально возмещается причиненный коррупционерами материальный ущерб не только государству, но и юридическим лицам, отдельным гражданам".

Число уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами в отношении государственных чиновников, возросло на 22,8% (с 1343 до 1649). Из 703 должностных лиц, материалы на которых переданы в суд, 112 являются сотрудниками органов внутренних дел, 8 – судьями, 61 – акимами районов и сельских округов, 28 – сотрудниками подразделений Комитета по судебному администрированию, 18 – подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям, 15 – подразделений Министерства обороны, по 14 – органов юстиции и налоговой службы, 16 – таможенной службы, 8 – прокуратуры, 19 – финансовой полиции, 390 – прочих госструктур. Достаточно очевидно, что представленные показатели занижены, т. к. несмотря на усиление мер борьбы, коррупционная деятельность госслужащих не снижается, ее многие формы вполне реальны.

На региональной встрече группы специалистов по противодействию коррупции, проходившей под эгидой ООН (г. Алматы, 2007 г.), были презентованы коррупционные карты Казахстана, на которых представлены "неофициальные решения вопросов" в госорганах по областным центрам страны. Неофициальным путем просители перемещаются чаще всего (более 45% случаев) в центрах Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Павлодарской и Атырауской областей. Оказание услуг "по знакомству" ("по блату") распространено в ЗКО и Павлодарской (доля таких обращений в госорганы превышает 60%). Вымогательство в госорганах возрастает в Кызылординской области (более 40%). Лидером в борьбе за чистые руки на сегодняшний день выступает Северный Казахстан.

Коррупционная сфера переросла пределы национальной экономики. Ее горизонтальное и вертикальное распространение принимает мировые масштабы. Информация о подобных явлениях регулярно публикуется. Так, в мае 2007 г. СМИ сообщили, что высокопоставленного китайского чиновника признали виновным в получении взяток на сумму более 6 млн. юаней (около 800 тыс. долл.). Пекинский суд вынес приговор о смертной казни. Это, несомненно, свидетельствует о борьбе с коррупцией, однако она охватывает только явные проявления, скрытые остаются вне поля зрения антикоррупционных органов.

Особую тревогу вызывает деятельность государственного аппарата, с одной стороны, проявляющего высокую активность в собственном реформировании, с другой, – сохраняющего низкую эффективность управления. Несмотря на периодические кадровые сокращения, количество чиновников увеличивается. В их число включаются ранее отстраненные по коррупционным мотивам. Если в 2003 г. в стране насчитывалось 79 тыс. государственных служащих, то в 2007 г. – более 100 тыс. Официальные органы вынуждены признать, что действующая система "ориентирована в большей степени на интересы поставщика услуг, т. е. на чиновника, а не на потребителя".

Противоправные действия этих лиц поддерживаются нормами казахстанского законодательства, требующими коренного обновления. Как отмечают предприниматели, "сегодня нет системы наказания государственных служащих, не выполняющих своих обязанностей".

На международной стратегической встрече в Осло представителей гражданского общества (октябрь 2006 г.) сообщалось "о нежелании бизнеса раскрывать тайны своих взаимоотношений с правительством. А скрывать есть что, ибо разворовываются огромные суммы финансовых средств, которые могли бы пойти на улучшение жизни миллионов людей".

Росту коррупционных преступлений способствуют нечеткие трактовки законодательных актов. В первом полугодии 2007 г. в сфере земельных отношений было выявлено 17 подобных "лазеек", в законодательстве о лицензировании – 12, в сфере таможенного контроля – 10, по 12 – в законах, регулирующих отношения в сфере госзакупок и организации торговли.

По оценке сотрудников Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, искажения в юридических нормах обнаружены в 286 актах. Их обязательная корректировка и даже полное исключение из законов и правовых актов не входит в поле зрения официальных органов, что вызывает недоумение. Кстати, Генеральной прокуратурой разработаны предложения по внесению изменений и дополнений в административное и уголовное законодательство. В их числе – "сужение перечня коррупционных преступлений и правонарушений".

Однако число подобных преступлений нарастает. Если за 6 месяцев 2006 г. количество зарегистрированных составило 386, то за аналогичный период текущего года – 731 преступление. При этом причиненный ущерб по оконченным производством уголовным делам и отказным материалам превысил данные прошлого года в два раза – с 9,6 млрд. тенге до 20,6 млрд. В 1,5 раза возросло число особо крупных преступлений с причиненным ущербом на сумму более 300 млн. тенге. Возмещенный ущерб, а это одна из главных проблем при раскрытии коррупционных и экономических дел, составил в 2007 г. 10 млрд. тенге.

Наиболее подвержены финансовым преступлениям нефтегазовая и строительная отрасли, сфера транспортной инфраструктуры, агропромышленный комплекс. Серьезные правонарушения коррупционного характера связаны с реализацией жилья, построенного в рамках Государственной программы развития жилищного строительства в РК на период 2005 – 2007 годы.

Эксперты обращают внимание на не столь заметный рост коррупционных преступлений в нефтегазовом секторе (50 выявленных преступлений за первые шесть месяцев 2007 г. против 38 за аналогичный период 2006 г.). Между тем в АПК и стройиндустрии динамика гораздо значительнее (23% и 16% соответственно, или – со 138 до 171 и с 90 до 105). Правда, нефтяники "берут" не числом преступлений, а размером нанесенного при этом ущерба.

В печати сообщается о самом крупном нарушении, которое было раскрыто финполицией. Это ущерб казне от деятельности актюбинской "Алтис Петролеум", обвиняемой в незаконном предпринимательстве, составивший 2,6 млрд. тенге. Крупные растраты денежных средств обнаружены в АО "Казахстан темир жолы". Нарушения закона о государственных закупках допущены в каждом четвертом конкурсе на сумму свыше 56 млрд. тенге. Всего было проедено более 80 конкурсов.

По всем отраслям количество зарегистрированных налоговых преступлений возросло с 315 до 340. Увеличилось пресечение незаконного оборота алкогольной продукции. В этой сфере в 2,5 раза больше выявлено фактов подделки и использования марок акцизного сбора в особо крупных размерах (с 13 до 30).

Выявлены уклонения АО "Наурыз Банк Казахстана" по неуплате налогов и хищениям в особо крупных размерах. Средства вкладчиков – государственных предприятий и клиентов – физических лиц в объеме 33 млн. долл. выведены за пределы банка.

Сравнительно недавно опубликовано сообщение о появлении в Казахстане новых – продвинутых – методов разворовывания бюджета через электронные носители банков второго уровня. По данным руководства Минфина, случаи перегонов народных денег на личные счета в коммерческих банках участились. Обнаружены бреши в финансовой системе страны, позволяющие безнаказанно расхищать бюджетные средства. В качестве противодействия преступным действиям подготовлены очередные изменения в действующее законодательство. С сожалением следует признать опережение очередными преступлениями действующих законодательных норм, что сопровождается их постоянными обновлениями.

В целом госслужба обременена все теми же "старыми" проблемами: отсутствием четкого разделения ответственности на уровне принятия и реализации управленческих решений, дублированием функций структур центральных и местных государственных органов. В числе субъективных, связанных с неприспособленностью госаппарата к рыночным условиям, – низкая заработная плата, провоцирующая отток квалифицированных кадров в частный бизнес. Для преодоления подобных препятствий официальными органами уже неоднократно предполагается существенно повысить уровень оплаты труда госслужащих. Не требуется веских аргументов относительно опосредованного участия властных структур, в том числе местных в сфере бизнеса, что обеспечивает им "свою долю".

По мнению Т. Акуова, Президента ассоциации предпринимателей Казахстана, "все увлеклись битвами титанов "наверху" и забыли о простом народе. Коррупция и внизу "цветет" махровым цветом. Коррупция возникает там, где не соблюдается закон, и где за это нет наказания. А наказания нет нигде. Прокуратура дает просто отписки. Ощущение, что она сидит вместе с чиновниками в одной сетке и лишена всяких прав".

Не вызывает сомнения, что разработанные методы по повышению активности органов государственного управления малорезультативны. По данным руководства Агентства по делам государственной службы РК, общие экономические потери от чиновничьей волокиты в 2006 г. составили 160 млрд. тенге. Из них 50 млрд. экономика страны потеряла в очередях. Среди бюрократов-чиновников лидируют таможенные и судейские служащие. 72% предприятий и 60% рядовых граждан при оформлении разрешительных документов предпочитают прибегать к теневым схемам.

Для устранения коррупционных правонарушений предлагается срочно внести ряд поправок в закон "О государственной службе". Во-первых, не принимать на госслужбу лиц, ранее уволенных за подобные деяния, во-вторых, установить ответственность должностных лиц, принявших на работу тех, кто был уволен с крайне негативной формулировкой.

Среди очередных разработанных мер – административная реформа, которая будет действовать с 2009 г. Структура управления сократится с 9 до 5 звеньев, каждое министерство, агентство и акиматы должны разработать пятилетние планы своей деятельности, утверждаемые правительством. Составляется реестр государственных услуг, которые чиновники будут обязаны оказывать населению на качественном уровне. В этот документ предполагается включить 511 видов услуг, из которых 279 оказывают местные исполнительные, 232 – центральные органы и их территориальные подразделения.

Представляется, что подобные действия составлены из "благих пожеланий", однако они неизбежно сопровождаются "успешным" бумаготворчеством, бюрократическими отписками, сохранением привычных стереотипов поведения госслужащих.

Начальные симптомы распространения "вируса" коррупции в казахстанской экономике связаны с лежащими в основе причинами. Масштабность и скорость приватизационных процессов в первой половине 90-х гг. в отсутствии четкой законодательной базы, резкого сужения доли государственной собственности, игнорирования мирового опыта обернулись нарастанием крайне негативных явлений в отечественном хозяйстве. К сожалению, в современных условиях оценка "неизбежности" тех крайне тяжелых процессов (спад производства, кризис неплатежей, резко нарастающая инфляция, социальная напряженность и т. п.) фактически оправданы их постепенным преодолением, достижением высоких темпов экономического роста. Однако, утерянное время невосполнимо.

Многие страны приступали к рыночным преобразованиям, обладая конкретной программой действий, защищая наиболее важные сектора хозяйства от вторжения частного и иностранного капитала, активно поддерживая занятость населения, развитие социально значимых сфер (здравоохранения, образования, инфраструктуры), создавая необходимые регулирующие и контролирующие органы.

Между тем, формирование частной собственности на территории прежде единого государства обеспечивалось динамичным перераспределением сырьевых, товарных, финансовых, трудовых ресурсов. Новые бизнес-структуры, представители официальных органов, банковские организации включились в "погоню за капиталом", отстаивая собственные интересы. В обществе резко обострились социальные проблемы.

Проникновение в страну иностранных компаний с предоставлением им права выбора приоритетных секторов экономики на льготных условиях, организация собственных крупных предпринимательских структур сопровождались перераспределением денежных потоков. Помимо инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие востребованных на мировом рынке углеводородов, цветных металлов, все большую роль стали выполнять госбюджетные и банковские средства, доступ к которым практически не ограничивался.

Собственное лобби в высших эшелонах власти имеют практически все финансово-промышленные группы. Как отмечают эксперты, подобную поддержку приобретают отработанными на практике методами. Это – привлечение политических деятелей, например, продажа им части собственных акций, что повысит заинтересованность новых участников в производственной деятельности ФПГ, предоставление конфиденциальной информации, принятие решений в пользу отдельных компаний, карьерный рост своих представителей по ступеням государственной власти.

СМИ сообщают, что каждое назначение на любую государственную должность не обходится без кулуарных обсуждений, определяющих ключевые фигуры, продвигающих своих представителей. Именно они предоставляют своим группировкам условия наибольшего благоприятствования в ущерб интересам общества. Подобная расстановка управленческого персонала формирует многие процессы в национальной экономике.

Основной отраслью, притянувшей к себе значительные капиталы, стала нефтедобывающая промышленность, мировой спрос на продукцию которой стимулировал ускоренное освоение наиболее крупных месторождений. В республике насчитывается более 200 нефтегазовых месторождений. Прогнозируемые запасы нефти и природного газа оцениваются, соответственно, в 92 млрд. барр. (12,6 млрд. тонн) и 88 трлн. куб. футов (2,5 млрд. куб. м). В СНГ страна занимает 2-е место по добыче углеводородов после России. Многие государства, обладая значительными сырьевыми запасами, предпочли наращивание объемов закупок на внешних рынках, накапливая собственные ресурсы на перспективу. Однако в Казахстане была обоснована политика вхождения в мировое хозяйство с наиболее востребованной углеводородной продукцией.

Известный экономист П. Кругман, критически оценивая нефтяной потенциал, отметил: "Можно говорить только о конкурентоспособности определенной компании и конкретного товара, а размышлять о конкуренции на национальном уровне не имеет смысла". По мнению Д. Вуйновича, представителя Всемирного банка, "если бы не было нефтяных ресурсов, то Казахстан бы находился по конкурентоспособности на 67-68 местах".

На начальных этапах формирования стихийного рынка эта сфера национальной экономики, многие годы встроенная в союзную экономику, приобрела ключевое значение. Уже в процессе преобразования отношений собственности она была фактически обособлена от участия в приватизации. Мощные олигархии, в том числе иностранные, ускорив первоначальное накопление, как правило, нелегальных финансовых ресурсов, активизировали процессы концентрации капитала, монополизировав значительную часть минерально-сырьевого комплекса.

Несмотря на убедительные обоснования фондового рынка, нефтяные производства избежали акционирования, что обеспечило их аккумуляцию в собственности ограниченного числа компаний. Широкие полномочия, практически без ограничений предоставленные официальными органами страны, приобрели форму долгосрочных контрактов на период от 30 до 40 лет. Причем на государственные компании приходится менее 1/5 объема добычи углеводородов, 4/5 – на частные, в основном иностранные.

Аналитики обращают внимание на взаимосвязь значительной части внешнего долга отечественных фирм с заимствованиями "дочек" нефтедобывающих компаний у своих материнских структур. Проекты по разработке нефтегазовых месторождений обеспечивают высокий уровень внешних обязательств, преобладание иностранных аффилированных компаний в структуре задолженности предприятий. Вполне очевидно, что займы связаны со значительными налоговыми и таможенными льготами, как для подрядчика, так и его субподрядчиков. В импортно-экспортные потоки включаются товары, материалы и оборудование, необходимые для проведения нефтяных операций. Их приобретение на заемные деньги рассматривается как инвестиции и от налогообложения освобождается.

Казахстанские эксперты убеждены в наличии нерыночного сговора, в котором участвуют и формально не связанные между собой компании. Проверки таких сделок по импорту оборудования недропользователями в Западно-Казахстанской и Атырауской области, где добывается основная нефть, показали, что в некоторых случаях рыночные цены в десятки раз завышены, база налогообложения снижена.

Зарубежный капитал был привлечен в 27 крупных проектов, связанных с разведкой, освоением и обустройством нефтегазовых месторождений, переработкой и транспортировкой нефти и газа. Из более 50 млн. т нефти, добываемой на казахстанских месторождениях, национальным принадлежит 8-10 млн. Контракты по "сделкам века", заключенные правительством по месторождениям Тенгиз и Карачаганак, на которых работают компании "Agip" и "ТенгизШевройл", остаются недоступными для общественности.

Казахстан практически потерял контроль над важнейшими нефтяными проектами. Страна становится крупнейшим сырьевым экспортером, поставляя на рынок в лучшем случае полуфабрикаты, из которых за рубежом выпускают высококачественный бензин. Импортируется продукция, ранее в достаточных объемах производившаяся в народном хозяйстве.

В определенной степени это позволило ускорить преодоление глубокого спада в экономике, но, с другой стороны, усилило зависимость национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, неизбежных ценовых колебаний, напрямую отражающихся на финансовом состоянии страны.

В этих условиях особый интерес вызывает экономическая политика государства, крайне расточительно передавшего ключевые объекты, как известным мировым ТНК, так и тем, кто только начинал осваивать сырьевую сферу. Международные аналитики указывают на неэффективность государственного сектора, несогласованность действия его структур, отсутствие единой стратегии и тактики, разобщенность подразделений официальных органов, перегруженность, громоздкость административного аппарата, низкий уровень прозрачности правительства в вопросах принятия решений, коррумпированную систему налогообложения.

Монополизация сырьевых производств, их закрытость в национальной экономике, даже государством практически не преодолима. Хотя его позиция направленная, прежде всего на собственные цели, с использованием достаточно апробированных методов выдачи лицензий на различные виды деятельности, налоговые проверки конкурирующих фирм, кулуарное предоставление госзаказа, дополняется стремлением к расширению своих прав в отношении крупнейших монополистических объединений.

Руководством Счетного комитета предложено радикальное реформирование системы финансового контроля в стране. Действующие при Министерстве финансов Комитеты по финконтролю и госзакупкам фактически совмещают две функции, что осложняет проверки основных финансовых потоков в республике. Рекомендовано службу внутреннего финансового контроля создать в каждом ведомстве, что обеспечит их координацию подразделением финконтроля при правительстве. В регионах же контролем над использованием местных бюджетов займутся ревизионные комиссии маслихатов. Это "обеспечит тотальность финансового надзора и его оперативность".

Специалисты отмечают и недостатки предложенной системы. Так, при повсеместном внедрении внутренних ревизоров исчезнут ревизоры внешние. Контролировать администраторов бюджетных программ "сверху" будет некому.

Несомненно, своеобразие официальных органов проявляется и в отношении к малому и среднему предпринимательству, обладающему навыками и стремлением к быстрому освоению наиболее востребованных производств, спрос на продукцию которых устойчиво растет. По мнению бизнесменов, декларативно правительство заявляет о поддержке МСБ, а фактически имеется огромное количество проблем. Не вызывает сомнений коррумпированность практически всех аспектов взаимоотношений предпринимательских структур с государством. Так, бизнесмены, оплатив таможенные пошлины, что не обходится без "отстегивания" определенных сумм чиновникам, сталкиваются с резким повышением цен (не менее чем на 20% против цены продукции, реализуемой на оптовом рынке), что существенно ухудшает предпринимательскую деятельность, ускоряет банкротство.

В современных условиях этот сектор экономики практически не задействован в производственной сфере. Более 46% активных предприятий малого бизнеса заняты в сфере торговли, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования, 14 – в строительстве, 12,1% – в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и услугах предприятиям. В промышленности – 10,9%.

Производственный сектор более приемлем для средних предприятий, чем для малых, где не используются действенные стимулы. И хотя малый и средний бизнес, как свидетельствует мировой опыт, в объеме выпуска и реализации продукции (услуг) в стране должен занимать не менее 50%, отсутствие преференций (льгот) принуждает к выплате всех налогов, хотя в течение первых трех лет начинающих предпринимателей, занимающихся производством, законодательно освобождают от корпоративного. В Казахстане только приступают к обсуждению возможностей его снижения до 25%. По мнению руководства Независимой ассоциации предпринимателей, "освободить от уплаты налога попросту боятся, т. к. предполагают, что по истечении трехлетнего срока компании будут закрываться".

Специалисты ассоциации обращает внимание на имеющиеся различия в получении преференций за рубежом, где они носят регистрирующий характер, и разрешительный – в Казахстане, что обеспечивает единицам отечественных предприятий особые льготы в отличие большинства из них, вынужденных, избегая высоких налоговых выплат, кредитных платежей за арендованное имущество и оборудование, уходить в теневую сферу. Это одно из проявлений коррупционной деятельности в полной мере касается государственных органов, игнорирующих поддержание равных условий для бизнесменов.

В числе предлагаемых мер – удешевление дорогостоящих кредитных ресурсов, преодоление бюрократических процедур в кредитовании МСК, привлечение в банковский сектор пенсионных и других отчислений, накапливаемых государством.

К сожалению, в казахстанской экономике наблюдается такое парадоксальное явление, как разукрупнение, дробление крупных предприятий на более мелкие, что свидетельствует о сохранении мелкотоварного производства, неспособного к технико-технологической модернизации, коренному обновлению производства. Как известно, в мировой экономике в современных условиях активизируются процессы слияний и поглощений, что становится мощным фактором конкурентного соперничества.

Несмотря на постоянно разрабатываемые и предлагаемые вышестоящими органами меры, поддержка предпринимательских структур носит формальный характер, преобладают скрытые ограничения. Принятые на государственном уровне документы, касающиеся малого и среднего бизнеса, отличаются крайне неэффективной реализацией. В республике действует более 400 подзаконных актов, содержащих различные толкования положений Налогового кодекса, что создает почву для злоупотреблений чиновников.

Не вызывает сомнения игнорирование государственными органами устойчивого повышения таможенных пошлин на ввозимое сырье, комплектующие и оборудование, что препятствует развитию промышленности в республике. Завышенная ставка налога на добавленную стоимость, что крайне невыгодно малому и среднему предпринимательству, вынуждает к сокрытию реальных оборотов, снижает поступления в местные бюджеты.

Отсутствует комплексная государственная стратегия развития МСК, в рамках которой возможно сокращение административных барьеров, в частности проверок со стороны контрольных органов, снижения налогового бремени. Среди зарегистрированных более чем 700 тыс. предприятий малого бизнеса активно работают только 30% из них.

Множество препятствий, создаваемых управленческими структурами, включающие различные формы мздоимства, неофициальные альтернативы препятствует формированию среднего класса, способного к восстановлению здоровой хозяйственной среды.

О фактах нарастания коррупции свидетельствует деятельность налоговых и таможенных органов. Руководство Министерства финансов РК особое внимание обращает на консерватизм, автономность системы, препятствующей эффективной деятельности, сохраняющей дублирующие функции Комитетов таможенного и налогового контроля, госзакупок, как "наиболее коррумпированных ведомств". По словам Н. Коржовой, "сегодня налоговые и таможенные органы в регионах, по сути, не подчиняются ее ведомству – это обособленные структуры, где должности продаются, и влиять на кадровую политику министр не может".

Резкой критике подверглись качество и содержание Налогового и Таможенного кодексов. Сотрудники финансовой полиции заявляют, что должностные лица профильных ведомств на вполне законных основаниях используют свое служебное положение для личного обогащения. "Налоговый кодекс создан налоговиками для самих себя. Они сами себя проверяют, сами себя наказывают. Никто не имеет права проверять их деятельность. Факты международного характера коррупционных преступлений все более очевидны", – заявил Председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

Активное участие в этих действиях принимают иностранные предприниматели, используя различные схемы уклонения от уплаты налогов. Незаконный возврат НДС ежегодно составляет не менее 15-20% от общей суммы возвращаемых средств. Проведенные в 2006 г. проверки в нефтегазовом секторе на 41 предприятии совокупный годовой доход скорректировали на 21,1 млрд. тенге, в бюджет страны доначислено налогов и штрафных санкций 12,2 млрд. тенге.

По мнению главы финпола, предприятия все шире используют искусственное увеличение затрат за счет якобы оказанных различных услуг: консалтинговых, маркетинговых и за хеджирование, предполагающее сохранение фиксированных цен и снижение риска в повседневных операциях. Во многих случаях ценовые условия заключенного договора не соответствуют фактической стоимости оказанных услуг, либо услуги носят фиктивный характер. Многочисленные факты свидетельствуют о заведомо искаженной деятельности консалтинговых фирм, возвращающих НДС компаниям-налогоплательщикам. Так, в 2006 г., по информации руководства финансовой полиции, только за услуги с четырех крупных предприятий республики руководитель одного из налоговых комитетов, владеющий подобной структурой, получил 3,5 млрд. тенге.

О коррупционных "прорехах" в Таможенном кодексе свидетельствует то, что стоимость завезенного или перемещенного товара устанавливается сотрудниками таможни самостоятельно, что сопровождается растущими незаконными доходами, однако практически ненаказуемо.

В числе предлагаемых мер достаточно кардинальные. Это – реформирование Минфина, "который превратился в неповоротливую структуру", лишение комитетов излишней самостоятельности, налоговых служб – права тотального контроля над всеми налогоплательщиками, участниками внешнеэкономической деятельности, электронное сопровождение документов. Вводится Реестр добросовестных налогоплательщиков. Финансовые органы обязаны проверять только "точки риска", что существенно сократит излишний налоговый контроль юридических и физических лиц. В целом фискальная политика направлена на дальнейшее снижение ставок, сохранение льгот только инвестиционного характера – для специальных экономических зон, индустриальных парков. В отношении таможенных служб также разработаны необходимые рекомендации. Подготовлен проект закона об упрощении таможенных и налоговых процедур.

С целью объективного анализа деятельности Налогового комитета внедряется рейтинговая система, оценивающая деятельность центрального аппарата и территориальных органов по 117 критериям. Предусмотрены бонусы в виде премий наиболее квалифицированным подразделениям и налоговикам. Особое внимание уделяется конкурсным процедурам назначения на должность госслужащих. Установлены даже такие конкретные условия, как формы собеседования с руководством комитета, численность комиссий, что "снижает вероятность принятия субъективных решений".

Используется денежное поощрение лучших сотрудников "с целью удержания их от перехода в корпоративный сектор". По мнению руководства Минфина, каждый территориальный орган займет определенное место в системе рейтинговых показателей. Уровень оплаты труда сотрудников будет напрямую зависеть от результатов их деятельности. Подобная достаточно громоздкая система не впервые применяется в отечественной экономике, однако ее результативность вызывает серьезные сомнения.

О фактах коррупции свидетельствует деятельность национальных компаний, монополизировавших определенные сферы экономики. В дополнение к своей основной сфере они занимаются непрофильными видами деятельности, создают консалтинговые, страховые, финансовые структуры, торговые дома. Несмотря на высокие доходы в связи с устойчиво растущим спросом, государство, по мнению руководства Народного банка, устанавливает скрытый механизм дотаций, используя холдинги "Самрук" и "Казына" как перегруппировку сил, административные барьеры, стимулирующие особые условия для отдельных компаний.

В печати приводятся данные о капитализации АО "Казахмыс", связанной с "суперуспешным менеджментом", обналичиванием в одном из астанинских банков свыше 400 млн. тенге в связи с передачей денег руководителям консалтинговой компании, аффилированной с корейскими предприятиями, строящими жилой комплекс "Хайвилл". За 10-летний период производственной деятельности крупнейшая медная корпорация недоплатила в казахстанский бюджет от 8 до 10 млрд. тенге.

Сокрытие доходов, с которых налогоплательщик – крупнейший в республике сталелитейный комбинат "Миттал Стил Темиртау", действующий через аффилированную компанию, зарегистрированную в ОАЭ, уклонился от внесения в бюджет значительных сумм налогов, а также их занижение при экспорте по фиксированным ценам вне зависимости от динамики мировых цен свидетельствует об устойчивости коррупционных взаимоотношений иностранных компаний и государственных органов. Эксперты утверждают, что "у корпорации очень сильные позиции в Казахстане, она получает поддержку на высшем уровне и сможет договориться".

Налоговики периодически проверяют иностранных и отечественных продуцентов, что не всегда достаточно результативно. Однако, по мнению руководства Налогового комитета Минфина, независимые обследования позволяют определить реальный текущий уровень качества оказания налоговых услуг, уровень коррупции в органах, отношение налогоплательщиков к процедурам налогового администрирования.

Аналитики обнародовали схему создания лжепредприятий, так называемых обнальных фирм, в существовании которых особенно заинтересованы легальные предприятия, использующие "обнальные структуры" для сокрытия значительной части своих доходов от налогообложения. Органами прокуратуры выявлено, что только в 2003 г. в Казахстане было обналичено свыше 600 млрд. тенге, из них более 60 млрд. – это незаконно обналиченные деньги, в том числе порядка 5 млрд. тенге – бюджетные. Прямые потери государственного бюджета по нелегальным операциям в виде недопоступивших налогов оцениваются на сумму не менее 14,5 млрд. тенге.

Для преодоления подобных коррупционных действий правоохранительными органами предлагается создание финансовой разведки – уполномоченного госоргана, аккумулирующего информацию о сомнительных сделках в таких организациях, как банки, биржи, накопительные пенсионные фонды, нотариаты, на всевозможных торгах и аукционах.

В разработанном законопроекте "О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансировании терроризма" финансовая разведка наделяется правом приостанавливать незаконные операции на определенные сроки. На практике многие страны обладают действенными рычагами противодействия отмыванию "грязных денег". Во Франции предусматривается возможность блокирования "нечистых" операций до 12 часов, в Италии, Бельгии и Польше – до 48, в Болгарии, Словении и Чехии – до 72 часов.

Международные эксперты – представители Организации экономического сотрудничества и развития выработали 34 рекомендации по совершенствованию законодательной базы в области борьбы с коррупцией в Казахстане. В их числе – пересмотр действующей системы составов коррупционных правонарушений и преступлений; включение в законодательство норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц за коррупционные преступления; улучшение правового регулирования ситуации, когда личная заинтересованность гражданского служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

Исследование многих аспектов коррупции, разрабатываемые меры по ее преодолению, отражает чрезвычайную сложность противостояния этому явлению, охватившему практически всю мировую и национальные экономики. Несмотря на множество активно применяемых методов, налицо их низкая результативность. Коррупция всеядна, коррупционные сделки сами себя воспроизводят. Совершенствование законодательных норм, использование уголовных лишь внешне приостанавливает коррупционные процессы. Между тем они самовоспроизводятся, создавая внешние иллюзии об очищении общества. Многие специалисты крайне озабочены сохранением этого явления, несмотря на нарастание активных действий по его преодолению.

По мнению Дж. Стиглица, ученым "ставят в заслугу то, что мы вынесли коррупцию на повестку дня, вопреки усилиям оппонентов, считавших коррупцию политическим, а не экономическим вопросом. Наше исследование показало систематическую связь между коррупцией и экономическим ростом".

Следует учитывать особую важность следующих обстоятельств: коррупция имеет множество форм, борьбу с ней следует вести сразу на нескольких фронтах; для уменьшения стимулов к коррупции следует задействовать всевозможные стратегии и процедуры, касающиеся, в частности осуществления закупок и выдачи подрядов, налоговых систем. Государственные органы не должны выступать в качестве соучастников в коррупционных сделках, они обязаны обнародовать деятельность коррумпированных чиновников. Обеспокоен американский ученый возможным и неизбежным коррумпированием самой борьбы с коррупцией. В этом кроется потенциальная опасность и этому следует противостоять.

На особую роль правительства указывает Дж. Сакс. Его эффективная деятельность способна создавать жизнеспособные и не требующие замены структуры. Ему предоставляются "уникальные полномочия, особенно полномочия полицейского и судебного контроля. Но такие полномочия могут привести к злоупотреблению властью. Как тогда обеспечить их силу и твердое соблюдение законов? Наилучший ответ содержится в нахождении путей подотчетности правительства людям, которым они служат". В числе наиболее значимых антикоррупционных факторов – открытость и прозрачность всех действий исполнительной власти, что обеспечивает контролирующие функции общества в отношении деятельности государственных органов. Как известно, именно Инициатива прозрачности, апробированная во многих государствах, подверженных коррупции, позволила в определенной степени разрешить обострившиеся проблемы.

Очевидно, что множество предложений, направленных на преодоление крайне сложного состояния национальной экономики, носят достаточно противоречивый характер. Громоздкая система антикоррупционной деятельности теряет свой потенциал. Борьба с отдельными проявлениями подобных преступлений не носит системного, комплексного характера. Общество практически бессильно противостоять нарастающим негативным процессам. В этих условиях только совместные усилия всех освободившихся от коррумпированности органов управления под жестким общественным контролем, в условиях свободного доступа к информационным услугам способны сохранить потенциал отечественной экономики, обеспечить ее устойчивый рост.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь