Земельный беспредел
admin 05 Ноября 2010 в 09:00:22
Выяснением подробностей выкупа земель под строительство магистрали Западная Европа – Западный Китай в Южно-Казахстанской области займутся специальные детективы Международного банка реконструкции и развития. Уж слишком подозрительная получается картина: у одних собственников землю выкупали за миллионы, а у других – за копейки!
Начало строительства международной магистрали Западная Европа – Западный Китай в 2009 году было представлено весьма пафосно. Неудивительно – подобной стройки, без преувеличения, в Казахстане еще не было. Трасса пройдет по территории Казахстана и России, соединив страны Европейского союза и Китай.
Всемирный банк (МБРР) выделил на это нашей стране 2 миллиарда 125 миллионов долларов – крупнейший заем в истории банка! С учетом кредитов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития общая сумма заемных средств по проекту составила 3,5 миллиарда долларов.
Были привлечены и другие инвесторы, в том числе государственные инвестиции и кредиты отечественных инвесторов. В итоге на казахстанский участок магистрали было собрано 5,5 миллиарда долларов.
Получение Казахстаном кредитов от международных банков на выгодных условиях свидетельствует о высочайшем уровне доверия мировых финансовых институтов к казахстанской экономике, неоднократно подчеркивали в своих выступлениях наши министры и чиновники всех рангов.
Однако выяснилось, что доверие к экономике Казахстана еще не означает доверия к чиновникам.
Бастыки решили обойтись без компенсаций?
Автомагистраль Западная Европа – Западный Китай проходит по пяти областям страны – Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Официально строительство в Казахстане началось в 2008 году. Южноказахстанский участок дороги планировалось развернуть в начале 2010 года. Однако с весны строительство было перенесено на лето, с лета – на начало осени. Уже зима близится, а работы еще не начались – организационная часть затянулась.
Дело в том, что одной из первостепенных задач в строительстве магистрали стоял выкуп земель у собственников и арендаторов, попадающих в зону отчуждения. Понятно было, что вопрос непростой – на ряде участков трасса должна проходить по самым густонаселенным районам, активно используемым в сельском хозяйстве участкам земли.
И наши чиновники проблему принялись решать типично “местническими” методами.
Например, в Южно-Казахстанской области первоначально в список выкупаемых участков было внесено только 390 объектов. Целые поселки в районе Туркестана не попали в список выкупаемых земель, хотя и оказались в зоне отчуждения! Видимо, местные бастыки решили просто выкинуть людей с насиженных мест без всяких компенсаций?
Сельчан защищают… капиталисты
Однако люди и в аулах уже научились отстаивать свои права. Да и независимые эксперты, призванные следить, чтобы строительство велось на законной основе, не дремали.
Мониторинговая группа при общественном объединении “Национальный аналитический информационный ресурс”, привлеченная МБРР в качестве независимых наблюдателей по реализации проекта в Южном Казахстане, выезжала в каждый поселок, который оказывался на пути будущей трассы: людям разъясняли все нюансы будущей стройки, а также их права в земельных вопросах.
Во Всемирный банк шли отчеты по каждой проблемной ситуации, выявленной на местах, и там относились к ним очень внимательно.
В результате в поселке Старый Икан Туркестанского района, где около 80 участков чиновники не захотели включать в список объектов, подлежащих компенсации в связи с изъятием, местные жители устроили акцию протеста. Сюда сразу же прибыл технический инспектор от МБРР Стивен ЛИНКЕР, который подтвердил законность этих требований и поддержал рядовых казахстанцев (!). Южноказахстанским функционерам пришлось срочно переделывать список, и теперь в нем уже значатся 899 участков.
Открыто обмануть народ больше никто не пытался. Но ситуация с выкупом земель стала еще более интересной!
– С самого начала мы обнаружили, что стоимость земель в разных районах очень сильно варьировала, – говорит руководитель общественной мониторинговой группы Бауыржан ИСАЛИЕВ. – Оценщики обосновали разную стоимость тем, что, согласно земельному кадастру, с учетом бонитетов участки, скажем, в Туркестанском районе, в среднем оцениваются в 300–350 тенге за квадратный метр. Тогда как в окрестностях Шымкента их стоимость доходит и до 2 тысяч тенге.
Мы согласились, но жизнь показала, что ситуацию надо отслеживать постоянно. Так, в поселке Кайнар-Булак под Шымкентом земли выкупали примерно у 30 собственников и арендаторов.
– Я допускаю, что даже внутри поселка стоимость земель может быть разной, – говорит Бауыржан Исалиев. – Но вот смотрите: у фирмы “Рамазан Юг” землю выкупали по 1200 тенге за квадратный метр, у гражданки Н. землю оценили вообще в 2500 тенге за метр. А участок гражданина Зияшова оценили в 11,3 тенге за “квадрат”. Разница больше чем в 200 раз! Получается, что у одних земля буквально золотая, а у других – бесполезный “лунный грунт”?
Мы направили запрос в оценочную фирму и попросили обосновать эти “вилки”. Ответ был просто очаровывающий. Оказывается, при определении оценочной стоимости выкупаемых земель учитывается еще и мнение собственника или арендатора! И, следовательно, в одних случаях, как с Зияшовым, хозяин был согласен получить по 11 тенге за свои “квадраты”, ну а в случаях с фирмами пришлось “чуть-чуть” поднимать цену.
Но вот что интересно: гражданин Зияшов знал о том, что его мнение тоже имеет вес?
Разбираться придется детективам
Понятно, что в каждом конкретном случае стоимость определяется индивидуально, но двухсоткратные “ножницы” в пределах одного района вызывают сомнение. Такое выборочное “учитывание мнений” собственников, на наш взгляд, имеет признаки коррупции.
Поэтому мы отправили соответствующий доклад в Международный банк реконструкции и развития. Там имеется специальная структура – департамент по борьбе с мошенничеством, коррупцией и корпоративными нарушениями, который занимается расследованием подобных фактов.
– В декабре могут приехать сотрудники Международного банка и начать собственное расследование обстоятельств выкупа земель в Южно-Казахстанской области, – считает Бауыржан Исалиев.
А эффективность работы детективов Международного банка – не чета нашим органам. В конечном итоге они могут просто заблокировать строительство до устранения возникших проблем.
Такова международная практика: интересы простого человека имеют приоритет даже по сравнению с интересами межгосударственных проектов.
Наших чиновников учить – только портить?
Надо сказать, наши чиновники, столкнувшись с таким подходом, были очень сильно удивлены. Хотя должны были быть готовы к такому повороту. Да видно уровень не тот.
Тем более что одна из пяти основных статей расходов по проекту как раз была направлена на “институциональное развитие инфраструктуры”. Проще говоря, кредиторы специально выделили немалые средства на то, чтобы обучить местных чиновников методам работы в соответствии с международным уровнем. То есть с соблюдением всех законов, полным изучением вопроса, привлечением экспертов и специалистов для решения проблем.
Только для этого по проекту “Западная Европа – Западный Китай” МБРР выделил 190 тысяч долларов. Которые наши чиновники успешно освоили, вроде бы пройдя все необходимые курсы и семинары.
Однако практически в каждом вопросе, связанном с реализацией проекта “ЗЕ – ЗК”, южноказахстанские слуги народа демонстрируют привычный стиль работы, далекий от международных понятий о цивилизованном бизнесе и законности.
Работать придется, на авось не проскочим
– В поселке Бирлик люди были недовольны тем, что трасса будет проходить близко к жилым домам, – рассказывает Бауыржан Исалиев. – Когда об этом узнало руководство МБРР, в проект были внесены принципиальные изменения: полотно дороги перенесли на более удаленный участок. Кроме того, вдоль дороги, параллельно поселку, запроектирована установка шумопоглощающей стены из органического стекла толщиной 10 сантиметров и 3 метра высотой.
По настоянию МБРР, местные власти вынуждены были в письменной форме взять на себя обязательства, что школьников поселка в школу по участку международной трассы будет перевозить специально выделенный автобус. И еще будет сооружен подземный переход под магистралью!
Казалось бы, местные власти должны понять, что делать проект абы как у них не получится. Однако в поселках Кирова, Интымак, Темирлановка, Кажимукана начинается все заново – экологическое обеспечение проекта выполнено, на наш взгляд, абсолютно неудовлетворительно.
Тем не менее региональные государственные органы пытаются утвердить эти “сырые” проекты. Приходится все время напоминать: надо проводить сходы с жителями, объясняя им все будущие достоинства, а главное – недостатки грандиозной стройки, с учетом их мнения вносить изменения. Без этого все равно проекты, выполняющиеся на местах, не получат одобрения Всемирного банка. Так что работать придется, хотят наши чиновники этого или нет.
Министр транспорта и коммуникаций, получил задание лично разобраться с проблемами выкупа земель под трассу Европа – Китай. Удастся ли ему разобраться быстрее детективов Всемирного банка.
http://www.caravan.kz/article/?pid=257&aid=15719
Начало строительства международной магистрали Западная Европа – Западный Китай в 2009 году было представлено весьма пафосно. Неудивительно – подобной стройки, без преувеличения, в Казахстане еще не было. Трасса пройдет по территории Казахстана и России, соединив страны Европейского союза и Китай.
Всемирный банк (МБРР) выделил на это нашей стране 2 миллиарда 125 миллионов долларов – крупнейший заем в истории банка! С учетом кредитов Азиатского, Европейского и Исламского банков развития общая сумма заемных средств по проекту составила 3,5 миллиарда долларов.
Были привлечены и другие инвесторы, в том числе государственные инвестиции и кредиты отечественных инвесторов. В итоге на казахстанский участок магистрали было собрано 5,5 миллиарда долларов.
Получение Казахстаном кредитов от международных банков на выгодных условиях свидетельствует о высочайшем уровне доверия мировых финансовых институтов к казахстанской экономике, неоднократно подчеркивали в своих выступлениях наши министры и чиновники всех рангов.
Однако выяснилось, что доверие к экономике Казахстана еще не означает доверия к чиновникам.
Бастыки решили обойтись без компенсаций?
Автомагистраль Западная Европа – Западный Китай проходит по пяти областям страны – Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской. Официально строительство в Казахстане началось в 2008 году. Южноказахстанский участок дороги планировалось развернуть в начале 2010 года. Однако с весны строительство было перенесено на лето, с лета – на начало осени. Уже зима близится, а работы еще не начались – организационная часть затянулась.
Дело в том, что одной из первостепенных задач в строительстве магистрали стоял выкуп земель у собственников и арендаторов, попадающих в зону отчуждения. Понятно было, что вопрос непростой – на ряде участков трасса должна проходить по самым густонаселенным районам, активно используемым в сельском хозяйстве участкам земли.
И наши чиновники проблему принялись решать типично “местническими” методами.
Например, в Южно-Казахстанской области первоначально в список выкупаемых участков было внесено только 390 объектов. Целые поселки в районе Туркестана не попали в список выкупаемых земель, хотя и оказались в зоне отчуждения! Видимо, местные бастыки решили просто выкинуть людей с насиженных мест без всяких компенсаций?
Сельчан защищают… капиталисты
Однако люди и в аулах уже научились отстаивать свои права. Да и независимые эксперты, призванные следить, чтобы строительство велось на законной основе, не дремали.
Мониторинговая группа при общественном объединении “Национальный аналитический информационный ресурс”, привлеченная МБРР в качестве независимых наблюдателей по реализации проекта в Южном Казахстане, выезжала в каждый поселок, который оказывался на пути будущей трассы: людям разъясняли все нюансы будущей стройки, а также их права в земельных вопросах.
Во Всемирный банк шли отчеты по каждой проблемной ситуации, выявленной на местах, и там относились к ним очень внимательно.
В результате в поселке Старый Икан Туркестанского района, где около 80 участков чиновники не захотели включать в список объектов, подлежащих компенсации в связи с изъятием, местные жители устроили акцию протеста. Сюда сразу же прибыл технический инспектор от МБРР Стивен ЛИНКЕР, который подтвердил законность этих требований и поддержал рядовых казахстанцев (!). Южноказахстанским функционерам пришлось срочно переделывать список, и теперь в нем уже значатся 899 участков.
Открыто обмануть народ больше никто не пытался. Но ситуация с выкупом земель стала еще более интересной!
– С самого начала мы обнаружили, что стоимость земель в разных районах очень сильно варьировала, – говорит руководитель общественной мониторинговой группы Бауыржан ИСАЛИЕВ. – Оценщики обосновали разную стоимость тем, что, согласно земельному кадастру, с учетом бонитетов участки, скажем, в Туркестанском районе, в среднем оцениваются в 300–350 тенге за квадратный метр. Тогда как в окрестностях Шымкента их стоимость доходит и до 2 тысяч тенге.
Мы согласились, но жизнь показала, что ситуацию надо отслеживать постоянно. Так, в поселке Кайнар-Булак под Шымкентом земли выкупали примерно у 30 собственников и арендаторов.
– Я допускаю, что даже внутри поселка стоимость земель может быть разной, – говорит Бауыржан Исалиев. – Но вот смотрите: у фирмы “Рамазан Юг” землю выкупали по 1200 тенге за квадратный метр, у гражданки Н. землю оценили вообще в 2500 тенге за метр. А участок гражданина Зияшова оценили в 11,3 тенге за “квадрат”. Разница больше чем в 200 раз! Получается, что у одних земля буквально золотая, а у других – бесполезный “лунный грунт”?
Мы направили запрос в оценочную фирму и попросили обосновать эти “вилки”. Ответ был просто очаровывающий. Оказывается, при определении оценочной стоимости выкупаемых земель учитывается еще и мнение собственника или арендатора! И, следовательно, в одних случаях, как с Зияшовым, хозяин был согласен получить по 11 тенге за свои “квадраты”, ну а в случаях с фирмами пришлось “чуть-чуть” поднимать цену.
Но вот что интересно: гражданин Зияшов знал о том, что его мнение тоже имеет вес?
Разбираться придется детективам
Понятно, что в каждом конкретном случае стоимость определяется индивидуально, но двухсоткратные “ножницы” в пределах одного района вызывают сомнение. Такое выборочное “учитывание мнений” собственников, на наш взгляд, имеет признаки коррупции.
Поэтому мы отправили соответствующий доклад в Международный банк реконструкции и развития. Там имеется специальная структура – департамент по борьбе с мошенничеством, коррупцией и корпоративными нарушениями, который занимается расследованием подобных фактов.
– В декабре могут приехать сотрудники Международного банка и начать собственное расследование обстоятельств выкупа земель в Южно-Казахстанской области, – считает Бауыржан Исалиев.
А эффективность работы детективов Международного банка – не чета нашим органам. В конечном итоге они могут просто заблокировать строительство до устранения возникших проблем.
Такова международная практика: интересы простого человека имеют приоритет даже по сравнению с интересами межгосударственных проектов.
Наших чиновников учить – только портить?
Надо сказать, наши чиновники, столкнувшись с таким подходом, были очень сильно удивлены. Хотя должны были быть готовы к такому повороту. Да видно уровень не тот.
Тем более что одна из пяти основных статей расходов по проекту как раз была направлена на “институциональное развитие инфраструктуры”. Проще говоря, кредиторы специально выделили немалые средства на то, чтобы обучить местных чиновников методам работы в соответствии с международным уровнем. То есть с соблюдением всех законов, полным изучением вопроса, привлечением экспертов и специалистов для решения проблем.
Только для этого по проекту “Западная Европа – Западный Китай” МБРР выделил 190 тысяч долларов. Которые наши чиновники успешно освоили, вроде бы пройдя все необходимые курсы и семинары.
Однако практически в каждом вопросе, связанном с реализацией проекта “ЗЕ – ЗК”, южноказахстанские слуги народа демонстрируют привычный стиль работы, далекий от международных понятий о цивилизованном бизнесе и законности.
Работать придется, на авось не проскочим
– В поселке Бирлик люди были недовольны тем, что трасса будет проходить близко к жилым домам, – рассказывает Бауыржан Исалиев. – Когда об этом узнало руководство МБРР, в проект были внесены принципиальные изменения: полотно дороги перенесли на более удаленный участок. Кроме того, вдоль дороги, параллельно поселку, запроектирована установка шумопоглощающей стены из органического стекла толщиной 10 сантиметров и 3 метра высотой.
По настоянию МБРР, местные власти вынуждены были в письменной форме взять на себя обязательства, что школьников поселка в школу по участку международной трассы будет перевозить специально выделенный автобус. И еще будет сооружен подземный переход под магистралью!
Казалось бы, местные власти должны понять, что делать проект абы как у них не получится. Однако в поселках Кирова, Интымак, Темирлановка, Кажимукана начинается все заново – экологическое обеспечение проекта выполнено, на наш взгляд, абсолютно неудовлетворительно.
Тем не менее региональные государственные органы пытаются утвердить эти “сырые” проекты. Приходится все время напоминать: надо проводить сходы с жителями, объясняя им все будущие достоинства, а главное – недостатки грандиозной стройки, с учетом их мнения вносить изменения. Без этого все равно проекты, выполняющиеся на местах, не получат одобрения Всемирного банка. Так что работать придется, хотят наши чиновники этого или нет.
Министр транспорта и коммуникаций, получил задание лично разобраться с проблемами выкупа земель под трассу Европа – Китай. Удастся ли ему разобраться быстрее детективов Всемирного банка.
http://www.caravan.kz/article/?pid=257&aid=15719
|