"Застой - не эрекция. Тут гордиться нечем"
admin 03 Октября 2007 в 15:23:45
Анатолий Никольский, "Время", 2 октября
Так охарактеризовал нынешний архитектурно-градостроительный коллапс в Алматы председатель Союза дизайнеров РК Тимур Сулейменов. Либо крупнейший город республики будет развиваться по кардинально перекроенному генплану, либо задавит сам себя. Третьего не дано.
- Строительный бум, охвативший страну, опережает нормативно-проектную базу, - считает Сулейменов. - Жизнь нормальна, когда ты уверен в том, что тебя не задавит автобус, объезжающий затор через двор; что соседний дом не рухнет на твой при землетрясении; когда из окна открывается вид на детскую площадку, а не на помойку за супермаркетом. Сколько нужно зелени, школ, детсадов, торговых площадей, медпунктов и простора на определенное количество жителей - эти нормативы государство обязано соблюдать. Последний качественный генплан Алматы был разработан в 1978 году. План 2002 года на его основе устарел, едва родившись...
Между тем необходима полная корректировка генплана Алматы с учетом пригородной зоны, ведь мегаполис растет.
- Уже решено строить города-спутники по трассе Алматы - Капчагай...
- Ну какая градообразующая база может быть у новоизобретенного Жана-Или - колода карт? Реанимировать города и поселки, испокон века стоящие вдоль Великого шелкового пути (Каскелен, Талгар, Есик), - вот разумный выход из нынешнего коллапса, в котором находится Алматы. Что мешает раздавать людям по 10 соток здесь, если в городе свободных участков нет? Так уже и на этих благодатных землях новоявленные латифундисты прибрали к рукам по 200-300 гектаров и возводят на продажу городки элитных коттеджей.
Когда нет четкой нормативной базы, любой, кто пролез во власть, пожелает воспользоваться этой властью. Ну и кому нужна такая власть?
Сегодня мегаполис агонизирует из-за хаотичной застройки, которую ведут те же латифундисты. Плюс ярмо стихийно возникших "шаныракообразных" поселений. Алматы очень скоро станет походить на некоторые латиноамериканские города, где роскошные небоскребы окружены помойками.
- То есть налицо полное отсутствие системного подхода к развитию города?
- Проблемы, в которых увяз Алматы, нельзя решить в отрыве от политики вообще. По словам акима города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, у него уже 108 тысяч заявлений о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Всего на самовольно захваченных землях "сидят" более двухсот тысяч человек, не имеющих профессии и работы, сбежавшихся сюда из Жайрема, Каратау, Кентау... Думали, что их ждет оазис, где все сыты и счастливы. А на поверку - ни сытости, ни объятий, потому что нет продуманной государственной программы по переселению из кризисных регионов.
Кризис жанра наступил. Ну не может Министерство индустрии и торговли одновременно отвечать за локомотивы, презервативы, сахар, мед, дерьмо и пчел, да еще и за градостроительство... Не Цезари они!
Проектные фирмы размножаются как кролики, а что у них за душой? Ни профессиональной, ни гражданской позиции - лишь четкое понимание того, что в этой сфере можно неслабо заработать.
В Законе "Об архитектуре и градостроительной деятельности" прописана очень интересная норма, что комиссию по приемке сдаваемого объекта возглавляет застройщик. Представь: я - председатель комиссии по госпремиям и сам себя признал лауреатом! Полная "дичь" узаконена.
- Алматинцы встревожены: стирается исторический облик города...
- Здесь полное беспамятство: дом Колпаковского и ряд других объектов на территории, прилегающей к парку имени 28 гвардейцев-панфиловцев, генплан 1978 года причислил к историческим памятникам, охраняемым государством. Без зазрения совести на место бывшего ТЮЗа в старом центре воткнули 22-этажную махину, архитектура которой не гармонирует с окружающим пейзажем. Шумим: "Ах, речку загородили!" - и старательно не замечаем торговый центр, наглухо закупоривший проспект Жибек жолы. Какая совесть позволила всандалить этот "паровоз", который если куда и привезет нас, так только к полному маразму?
- Вы предлагали госкомиссии, работающей в Алматы, экскурсию по памятным местам?
- И получили ответ: давайте про горы поговорим.
- Ну еще бы: "паровоз" тот ставился в "Викторианскую эпоху", а символ ее сейчас входит в состав упомянутой госкомиссии...
- Много интересного тогда, при Храпунове, понастроили. Хватило ума АЗС "Шеврона" врезать в Ботанический сад. Рядом с Дворцом Республики прямо на терренкуре вдоль речки возвели огромный жилой комплекс.
А с чьей подачи при том же Баймагамбетове (главный архитектор Алматы. - А.Н.) возник жуткий раковый рудимент - центральная барахолка? На градостроительном совете я прямо спросил его: в генпланах 1978 и 2002 годов этот рыночный узел был предусмотрен? Не был. От силы шесть процентов горожан там отовариваются, остальная масса - приезжие. Нагрузка на город колоссальная, и таких "базаркентов" в Алматы - 82!
- Сейчас строится большая кольцевая автодорога. Но спасет ли она наш город от транспортного коллапса?
- Без пробивки диагоналей городу не выжить. Кстати, в случае с БАКАД и другими магистралями проектировщики вновь наступают на старые грабли, располагая центры притяжения - торгово-развлекательные, финансовые и прочие - непосредственно вдоль трасс. Получим те же метастазы, что и в районе центральной барахолки. Ну почему для нас базар - центр мироздания?
А сколько вторичного - копии Версаля, Эйфелевой башни... Вторичный половой признак никогда не станет первичным. Нет такой бороды, от которой бы дети рождались.
Так охарактеризовал нынешний архитектурно-градостроительный коллапс в Алматы председатель Союза дизайнеров РК Тимур Сулейменов. Либо крупнейший город республики будет развиваться по кардинально перекроенному генплану, либо задавит сам себя. Третьего не дано.
- Строительный бум, охвативший страну, опережает нормативно-проектную базу, - считает Сулейменов. - Жизнь нормальна, когда ты уверен в том, что тебя не задавит автобус, объезжающий затор через двор; что соседний дом не рухнет на твой при землетрясении; когда из окна открывается вид на детскую площадку, а не на помойку за супермаркетом. Сколько нужно зелени, школ, детсадов, торговых площадей, медпунктов и простора на определенное количество жителей - эти нормативы государство обязано соблюдать. Последний качественный генплан Алматы был разработан в 1978 году. План 2002 года на его основе устарел, едва родившись...
Между тем необходима полная корректировка генплана Алматы с учетом пригородной зоны, ведь мегаполис растет.
- Уже решено строить города-спутники по трассе Алматы - Капчагай...
- Ну какая градообразующая база может быть у новоизобретенного Жана-Или - колода карт? Реанимировать города и поселки, испокон века стоящие вдоль Великого шелкового пути (Каскелен, Талгар, Есик), - вот разумный выход из нынешнего коллапса, в котором находится Алматы. Что мешает раздавать людям по 10 соток здесь, если в городе свободных участков нет? Так уже и на этих благодатных землях новоявленные латифундисты прибрали к рукам по 200-300 гектаров и возводят на продажу городки элитных коттеджей.
Когда нет четкой нормативной базы, любой, кто пролез во власть, пожелает воспользоваться этой властью. Ну и кому нужна такая власть?
Сегодня мегаполис агонизирует из-за хаотичной застройки, которую ведут те же латифундисты. Плюс ярмо стихийно возникших "шаныракообразных" поселений. Алматы очень скоро станет походить на некоторые латиноамериканские города, где роскошные небоскребы окружены помойками.
- То есть налицо полное отсутствие системного подхода к развитию города?
- Проблемы, в которых увяз Алматы, нельзя решить в отрыве от политики вообще. По словам акима города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА, у него уже 108 тысяч заявлений о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Всего на самовольно захваченных землях "сидят" более двухсот тысяч человек, не имеющих профессии и работы, сбежавшихся сюда из Жайрема, Каратау, Кентау... Думали, что их ждет оазис, где все сыты и счастливы. А на поверку - ни сытости, ни объятий, потому что нет продуманной государственной программы по переселению из кризисных регионов.
Кризис жанра наступил. Ну не может Министерство индустрии и торговли одновременно отвечать за локомотивы, презервативы, сахар, мед, дерьмо и пчел, да еще и за градостроительство... Не Цезари они!
Проектные фирмы размножаются как кролики, а что у них за душой? Ни профессиональной, ни гражданской позиции - лишь четкое понимание того, что в этой сфере можно неслабо заработать.
В Законе "Об архитектуре и градостроительной деятельности" прописана очень интересная норма, что комиссию по приемке сдаваемого объекта возглавляет застройщик. Представь: я - председатель комиссии по госпремиям и сам себя признал лауреатом! Полная "дичь" узаконена.
- Алматинцы встревожены: стирается исторический облик города...
- Здесь полное беспамятство: дом Колпаковского и ряд других объектов на территории, прилегающей к парку имени 28 гвардейцев-панфиловцев, генплан 1978 года причислил к историческим памятникам, охраняемым государством. Без зазрения совести на место бывшего ТЮЗа в старом центре воткнули 22-этажную махину, архитектура которой не гармонирует с окружающим пейзажем. Шумим: "Ах, речку загородили!" - и старательно не замечаем торговый центр, наглухо закупоривший проспект Жибек жолы. Какая совесть позволила всандалить этот "паровоз", который если куда и привезет нас, так только к полному маразму?
- Вы предлагали госкомиссии, работающей в Алматы, экскурсию по памятным местам?
- И получили ответ: давайте про горы поговорим.
- Ну еще бы: "паровоз" тот ставился в "Викторианскую эпоху", а символ ее сейчас входит в состав упомянутой госкомиссии...
- Много интересного тогда, при Храпунове, понастроили. Хватило ума АЗС "Шеврона" врезать в Ботанический сад. Рядом с Дворцом Республики прямо на терренкуре вдоль речки возвели огромный жилой комплекс.
А с чьей подачи при том же Баймагамбетове (главный архитектор Алматы. - А.Н.) возник жуткий раковый рудимент - центральная барахолка? На градостроительном совете я прямо спросил его: в генпланах 1978 и 2002 годов этот рыночный узел был предусмотрен? Не был. От силы шесть процентов горожан там отовариваются, остальная масса - приезжие. Нагрузка на город колоссальная, и таких "базаркентов" в Алматы - 82!
- Сейчас строится большая кольцевая автодорога. Но спасет ли она наш город от транспортного коллапса?
- Без пробивки диагоналей городу не выжить. Кстати, в случае с БАКАД и другими магистралями проектировщики вновь наступают на старые грабли, располагая центры притяжения - торгово-развлекательные, финансовые и прочие - непосредственно вдоль трасс. Получим те же метастазы, что и в районе центральной барахолки. Ну почему для нас базар - центр мироздания?
А сколько вторичного - копии Версаля, Эйфелевой башни... Вторичный половой признак никогда не станет первичным. Нет такой бороды, от которой бы дети рождались.
|