Золотую землю за копейки
Как чиновники отдают особо охраняемые территории

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 01 Октября 2007 в 11:52:30
Без малого шесть гектаров побережья Капшагайского водохранилища - земли по истине золотой! - "легким движением пера" чиновников были переданы из государственной собственности в частную. В нарушение всех законов и Указа Главы государства участок земли, находящийся в водоохранной зоне стратегического объекта, которым, собственно, и является Капшагайское водохранилище, был отдан буквально "за копейки"... для организации цеха по производству продуктов питания.

Дело, конечно, не только, и даже не столько, в деньгах. Но все же давайте прикинем: сегодня такой участок земли на побережье Капшагая уже стоит никак не менее 50 миллионов долларов. Завтра, когда здесь развернется масштабное строительство "казахстанского Лас-Вегаса", стоимость участка возрастет в разы. Не берусь ничего утверждать, но все-таки - надо быть не очень умным человеком, чтобы сейчас на этой земле строить цех по производству любых, даже самых выигрышных продуктов питания, когда буквально через несколько месяцев, не израсходовав ни одного тенге, можно получить за этот участок просто-таки фантастические барыши.

Но, повторюсь, дело даже не в спекуляции землей, как таковой (хотя и в этом, согласитесь, тоже ничего хорошего нет!), а в том, что в нарушение всех законов участок земли из собственности государственной был отдан в собственность частную. Более того, суд первой инстанции своим решением закрепил это беззаконие.

Дело это началось в далеком теперь 1995 году. Именно тогда производственная база, принадлежащая Балхаш-Алакольскому бассейновому водохозяйственному управлению (БВУ) Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК, расположенная на участке в 5,98 гектара на юго-западном побережье Капшагайского водохранилища, была отдана в аренду МЧП "Капшагайинтерсервис". Участок земли, на котором находилась база, был выделен БВУ решением исполнительного комитета Капшагайского городского Совета народных депутатов от 20 мая 1986 г. за № 10-255. Целевое назначение - осуществление контроля за использованием и охраной водных ресурсов на акватории Капшагайского водохранилища. На момент заключения договора об аренде БВУ на балансе имело кое-какое имущество: лодку, катер, гаражи, кирпичное здание конторы, площадью 81 кв. м, жилой вагончик, а также плодовые деревья и ограждение из железобетонных плит.

И сама база, и прилегающий к ней земельный участок являлись на тот момент собственностью государства, что было закреплено соответствующим документом Жетысуского регионального комитета государственного имущества и приватизации. Кто помнит середину 90-х, тому долго объяснять не надо, почему БВУ пришлось отдавать свою базу (участок земли со всем на нем находившимся движимым и недвижимым имуществом) в аренду. Для тех, кто забыл это лихое время, напомним - госучреждения тогда финансировались, мало сказать, плохо, вообще - никак. Именно отсутствие средств на содержание заставило БВУ отдать частникам в аренду свою производственную базу с земельным участком сроком на 5 лет.

В дальнейшем арендатор МЧП "Капшагайинтерсервис" был преобразован в ТОО "ANDY WЕLL". В 2003 г. из-за отсутствия финансирования на содержание базы БВУ вновь сдает производственную базу в аренду (договор аренды от 3 июля 2003 г. № 16) сроком на три года ТОО "ANDY WELL", т.е. до июля 2006 г., на тех же условиях, что указаны в первичном договоре аренды.

Получив базу в аренду, ТОО взяло на себя обязательства произвести строительство служебного здания по утвержденному проекту и сдать его БВУ под ключ, а арендованное имущество содержать в надлежащем состоянии, не допускать повреждений инженерных коммуникаций, а также, в случае причинения ущерба, возместить его. Но обязательств своих не сдержало - ремонтные работы не проведены, служебное здание не построено, емкости пропали, деревья полностью засохли, асфальт разбит, гаража просто не существует. Обо всех этих "художествах" был надлежащим образом составлен акт обследования. Впрочем, на тот момент даже такое "неспортивное" поведение арендаторов существенного значения уже не имело...

1 ноября 2004 года был принят Указ Президента РК, согласно которому Капшагайское водохранилище вошло в перечень водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение. Также согласно действующим законам и подзаконным актам РК водоохранная зона водохранилища составляет 1000 метров от 480 отметки, где эта зона является исключительной собственностью государства и не подлежит не только продаже, но и передаче в аренду. Производственная база в соответствии со ст. 110 п. 6 Водного кодекса РК предназначена для обеспечения водных ресурсов на акватории Капшагайского водохранилища и в устьях впадающих в него рек Или, Шелек, Тургень, Иссык, Талгар, Каскелен, Малая Алматинка и др.

3 июля 2006 г. срок аренды истек. В связи с этим Комитет по водным ресурсам распоряжением от 23 августа 2006 г. за № 24-1-1/3 187а поручил Балхаш-Алакольскому БВУ произвести прием-передачу имущества от ТОО "ANDY WELL". И вот тут-то началось самое интересное. Вместо того чтобы готовить арендованную базу для передачи законным владельцам, 21 ноября 2006 года ТОО "ANDY WELL"... обратилось с письмом в акимат города Капшагай с просьбой предоставить товариществу указанный выше земельный участок под цех по производству продуктов питания. Но уже 11 декабря 2006 года аким своим постановлением за № 1967 отказал товариществу в предоставлении права частной собственности на этот земельный участок. Однако товарищи из "ANDY WELL" не согласились с таким решением акима. Уже в 2007 году ТОО обратилось в межрайонный экономический суд Алматинской области с заявлением об отмене постановления акима города Капшагай. В своем иске "ANDY WELL" ссылается на то, что постановлением главы Капшагайской городской администрации № 10-355 от 06.10.1995 года МЧП "Капшагайинтерсервис" был выделен земельный участок размером 5,78 га на юго-западном побережье Капшагайского водохранилища и на основании этого решения был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей от 28.12.1995 г. за № 118. Речь идет о том самом земельном участке, который еще в 1986 году был закреплен за БВУ, а товарищество "ANDY WELL" использовало данный участок и производственную базу на условиях аренды!

Дальше - больше. О судебном процессе по поводу находящегося вообще-то в собственности БВУ (!) участка управление не было извещено. Дело судом было рассмотрено, и... заявление товарищества удовлетворено. Ни одним словом в решении суда не упоминается ни о Балхаш-Алакольском бассейновом водохозяйственном управлении, ни о договоре БВУ с ТОО "ANDY WELL" на аренду этого участка.

Но, что самое удивительное, судом даже не рассматривался вопрос о том, что эта земля вошла в перечень водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, и то, что водоохранная зона здесь составляет 1000 метров. По закону этот участок является землей водного фонда, который, в свою очередь, является исключительной собственностью государства. Право распоряжаться такой землей имеет только Правительство (ст. 121 ч. 2 п. 6, ст. 132 Земельный кодекс РК). Однако у суда первой инстанции оказались свои - альтернативные - взгляды на действующее законодательство. Сегодня, когда специально созданная Правительством комиссия занимается изучением вопроса законности выделения земли в окрестностях Алматы, стоит, наверное, обратить внимание и на ситуацию в Капшагае. Цены на землю здесь, кстати, ничуть не ниже, чем в южной столице, а потому и интерес к этому "земляному Клондайку" повышенный. И, увы, не всегда корректный...

КОММЕНТАРИЙ:

А. Тлеулесова, начальник Балхаш-Алакольского БВУ, кандидат экономических наук:

- Согласно п. 3 ст. 380 ГК РК, если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. Срок договора аренды от 3 июля 2003 г. истек. Последующего выкупа этого земельного участка не последовало.

Основания прекращения права владения и права пользования землей установлены в ст. 24 Земельного кодекса Казахской ССР. Однако в установленном законом порядке изъятие земельного участка, выделенного БВУ, не было произведено. Согласно ст. 25 Земельного кодекса Казахской ССР прекращение права владения и пользования землей производится по решению соответствующего Совета народных депутатов. Более того, согласно ст. 90 ЗК РК изъятие земель водного фонда допускается в исключительных случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых территорий, а также объектов, имеющих важное государственное значение, при отсутствии других вариантов возможного их размещения. Пункты 1-4 "Правил предоставления в аренду и доверительное управление водохозяйственных сооружений", утвержденных постановлением Правительства РК № 613 от 02.06.2004 г., определяют порядок предоставления в аренду и доверительное управление водохозяйственных сооружений, находящихся в государственной собственности, без права последующего выкупа, по согласованию с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда (в данном случае с БА БВУ). Предоставление осуществляется путем проведения открытых тендеров, где обязательным условием является использование сооружений только по целевому назначению.

Согласно ст. 37 Указа Президента РК "О земле" от 22.12.1995 г., имеющего силу Закона, действовавшего на момент возникновения правоотношения, право землепользования возникает путем предоставления права землепользования. Согласно п. 1 ст. 38 данного Указа Президента РК, предоставление права землепользования осуществляется уполномоченными государственными органами, выступающими от имени государства, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Согласно п. 11 Положения о порядке предоставления права частной собственности на земельные участки и право землепользования, утвержденного постановлением Правительства РК от 20 июня 1996 г., лица, заинтересованные в предоставлении им прав на государственные земельные участки, коим является спорный участок, в собственность или землепользование, подают ходатайства в местный исполнительный орган, обладающий правом предоставления соответствующих прав на земельные участки.

Таким образом в соответствии с действующим на момент возникновения правоотношений законодательством, правом предоставления земельных участков обладал местный исполнительный орган, который и предоставил земельный участок БВУ. На основании изложенного считаем решение специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области от 17 апреля 2007 г. незаконным и необоснованным, нарушающим законные права и интересы БВУ. Так как Балхаш-Алакольское БВУ не являлось стороной по рассматриваемому делу, не было привлечено в качестве третьего лица и наши права ограничены при обжаловании указанного решения суда. Кроме того, законодательством Республики Казахстан предусмотрена определенная процедура предоставления земельного участка в собственность. При этом основанием предоставления земельного участка является постановление акима (ст. 47, 48 Земельного кодекса РК). Однако постановлением акима г. Капшагай в предоставлении земельного участка заявителю отказано. В ходе судебного разбирательства суд, не приняв меры к установлению собственника участка ГУ Балхаш-Алакольское бассейновое водохозяйственное управление (БА БВУ) Комитета по водным ресурсам МСХ РК, разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в земле, что соответственно со ст. 366 Гражданского процессуального кодекса является нарушением и привело к неправильному разрешению дела.

Согласно ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РК, нарушение принципов гражданского судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет отмену вынесенных судебных актов.

В настоящее время БВУ обратилось к Генеральному прокурору РК с надзорной жалобой на решение Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области.

Полина КОРН, "Око"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь