Обращение ко всем называющим себя русскими

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 26 Сентября 2007 в 10:58:29
Quote:
Ты где? Да нигде - в России.

Не в этой, а в той - в своей...

Н. Боголюбов

Для тех, кто не подвержен моровой язве безразличия и с участием относится к подъёму русского национального самосознания, - которое, хотя и со скрипом и как трава сквозь асфальт, но всё-таки всё больше заявляет о себе, - становятся ясными основные проблемы и препятствия на пути возрождения русского национального духа. Разрозненность мыслей и чувств, путаница во взглядах, разногласие в оценке исторических событий и лиц - всё это не удивительно после идеологической мясорубки XX века и при теперешней политике тотальной лжи с многообразными технологиями обольщения. Враги Руси знают силу лжи и старательно трудятся, насаждая её, и, к сожалению, пока преуспевают.

Но кто ищет истину, кто трудится над отделением правды от кривды, тот потихоньку, будто во мраке продвигается вперёд, освящая дорогу под ногами, чтобы не запнуться, имея как фонарик - непримиримость с процессом сплошного оболванивания. А кроме фонарика необходимы маяки, указывающие направление движения, чтобы не сбиться с пути. Этими маяками должны быть хотя бы немногие, но совершенно определённые, ясные и незыблемые понятия, такие как Православие, Самодержавие, Народность.

В этом обращении мне бы хотелось привлечь внимание русских людей к понятию Русскость. Конечно, многие размышляли над тем, что значит - быть русским, многие говорили и писали о русском сердце, русской совести, русском гении. Но сейчас хотелось бы поговорить не столько о содержании понятия Русскость, сколько о том, какую силу для нас, русских людей, это понятие должно сегодня иметь.

КАРАВАЙ РУССКОГО ДУХА

Кто-то скажет: «Зачем заострять внимание на русском вопросе? Главное - быть православным и сохранить веру, а национальный фактор не имеет значения». Но хотелось бы спросить: а кто будет отстаивать чистоту веры и наводить порядок в Церкви? Разве найдётся какая-нибудь другая многочисленная нация, кроме русской, способная понести такой крест, - всенародно и на государственном уровне, не взирая на колоссальный напор богоборческих сил всего мира?

На фоне нынешних нестроений и неразберихи в русской патриотической среде для многих болью стал вопрос: почему нет единомыслия? Почему вместо того, чтобы выступить единым фронтом на основных направлениях, совместно и всесторонне разрабатывая главные темы, как бы находясь на службе по долгу, - почему вместо этого большинство предпочитает занимать себя какими-нибудь «своими» творческими изысканиями? Почему нет чёткой слаженности и централизованной организации деятельности? Почему у многих русских патриотов отсутствует не только способность к соборности, но даже и стремление к ней? И почему провокаторам так легко удаётся расшатывать любые наши организационные образования?

Господь призывает строить не на песке, а на камне. Какой камень можно разглядеть относительно сегодняшней ситуации? Кто живёт осознанной воцерковленной жизнью, у кого есть личный опыт общения со Христом и следования за Ним, опыт первой благодати крещения, опыт борьбы с помыслами и страстями, - для тех, думаю, будет понятен и близок ход моих мыслей.

Если воспринимать народ как соборную личность, то можно увидеть сходство его истории с жизнью отдельного человека. Дух человека раскрывается в полноте, когда происходит наибольшее единение его с Богом. Тогда совершается возрастание «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

Откуда берёт начало русский дух, Русскость? Из купели князя Владимира вышел младенец во Христе - русский народ. Но то была закваска. И вот понадобилось время, чтобы тесто подошло. А по времени послал Господь огонь через великого отца нашего - преподобного Сергия Радонежского, - чтобы испечь могучий, горячий, благоухающий каравай русского духа.

Евреи называют Авраама отцом своего народа. Думаю, не погрешу, если назову печальника и игумена земли Русской - преподобного Сергия - отцом народа русского и русского духа. Полагаю, что именно отсюда идут наши прочные национальные корни, которые позднее, при царе Иоанне Грозном, стали основой, фундаментом крепкой государственности. И до этого, конечно, были святые, и вера была, но то было тесто готовящееся, и боролось с ветрами ещё молодое деревце.

Конечно, я могу ошибаться, и, может быть, кто-то в других, более точных образах рассмотрит эти аспекты истории русского народа. Но тем караваем, вышедшим из пекарни преподобного Сергия, произошло не только становление духа, но и, как следствие, - укрепление тела русского народа. И сколько потом питались люди тем хлебом... (До сих пор его крошки не дают нам окончательно обезсилеть; а некоторые умудряются даже заквасить на них тесто и испечь, конечно, не такой огромный каравай, но всё-таки хлеб.) Но вот наступили времена, когда хлебу святого Сергия стали предпочитать французскую булку, а сейчас - сникерс с китайской вермишелью.

«ПОМИЛУЙ МЯ...»

Ф.М. Достоевский писал: «...И заметьте, как только после времён и веков начинал расшатываться и ослабевать в данной национальности её идеал духовный, так тотчас же начинала падать и национальность, а вместе падал и весь её гражданский устав, и померкали все те гражданские идеалы, которые успевали в ней сложиться»(1).

Наш русский народ где потерял, где продал, где предал, где забыл, где безразличием своим утратил и не взыскал русского духа - Русскости. Согрешил народ этим соборным, всех объемлющим грехом, - как соборная личность, как единый народ, как нация. Согрешил пред Богом тем, что не уберёг своё национальное достоинство и не принёс всенародного покаяния в этом соборном грехе.

Не так давно повсюду звучали, и сейчас ещё не совсем утихли, жаркие споры о том, в чём должно состоять соборное покаяние. Споры были, в основном, по поводу убийства Царской семьи. Но ведь все эти грехи, перечисленные в чине соборного покаяния, являются следствием нашего предательства русского духа, следствием отречения от Русскости. И это главное, в этом - суть соборного греха. Любой грех - против Бога. А русский дух неотделим от Православия. Значит, отрекаясь от Русскости, мы отрекаемся от Бога. Почему мы? Да потому, что мы до сих пор живём в этом отречении, не принеся, не сотворив всенародного покаяния.

Сейчас большинство людей, даже верующих и облечённых в священный сан, не понимают смысла всенародного греха и соборного покаяния. Они говорят: «Это не мы развалили Российскую империю, не мы предали царя и сделали революцию. Это всё они - те, которые жили тогда». Но вот вопрос: а мы-то что сделали для полноценной духовной жизни русского народа, что сами мы совершили для того, чтобы восстановить попранное? Или мы не единый народ и нас не касается то падение 17-го года?

Многие ли из нас радеют о том, чтобы мы, русские люди, вновь стали хозяевами на собственной земле? Разве не мы своим молчанием и безразличием позволяем хозяйничать врагам Святой Руси и в Церкви, и в государственном управлении, и на всей нашей земле? А что делает каждый из нас, чтобы восстановить законную перед Богом самодержавную, царскую власть в государстве?

Кроме того: «Каждый, не откладывая, не медля, спроси себя: "Не я ли причина нынешнего позора? Не мой ли грех удерживает Отчизну в бездне падения? Не моё ли нерадение отлагает светлый миг воскресения Святой Руси?"», - как писал блаженной памяти митрополит Иоанн (Снычев).

Большой соблазн, который поддерживают противники всенародного покаяния, состоит в искании виноватых - чтобы затушевать свою вину и соучастие в общем греховном помрачении. Да, врагов много, но без нашего им соизволения или даже прямого пособничества в их делах ни в чём бы они не преуспели как в прошлые времена, так и сейчас.

Адам был сотворён свободным, и свободной волей он склонился нарушить заповедь Божию. Вина змия (диавола) в том, что он искушал, но это не явилось оправданием для Адама, который согрешил по своей свободной воле. И с тех пор все наши грехи подобны первородному греху, так что можно сказать, что во всём зле виноваты только мы сами. То есть каждый на личном уровне каким-то образом - делом или бездействием, мыслью или чувством, инициативой или безразличием, - участвовал и/или участвует в делах ненавистников Святой Руси.

Так, например, не имеет значения, кто именно принимал непосредственное участие в убийстве Царской семьи, - вина за это преступление, в любом случае, не снимается с русского народа. Ясно, что по грехам, переполнившим чашу терпения Божия, было такое попущение. А многое ли изменилось в положительную сторону в наше время? Боюсь, что стало хуже.

Тот, кто в прошлом так или иначе способствовал подготовке почвы для свержения православного Царя и разрушения Российской империи, грешил тем же отступлением и предательством, как и тот, кто сейчас не признаёт государя Николая II великомучеником и искупителем в нравственном отношении. Как и тот, кто сейчас отрицает ту истину, что христианин обязан быть монархистом. Как и тот, кто сейчас благословляет антирусскую богоборческую власть, предпочитая предательский хлеб Кресту Христову. Как прошлые, так и нынешние отступники соучаствуют в одном и том же грехе.

Может быть, кто-то из нас считает себя невиновным, а кто-то даже боролся и/или борется с врагами земли Русской. Однако налицо факт - Россия под игом. Так что - будем искать виноватых?..

Государь Николай II после «кровавого воскресенья» - этой жидовской провокации - не побоялся сказать народу правду: «Вы сами во всем виноваты. Провокаторы - враги ваши. Почему вы верите им и идёте за ними?» А как у нас сейчас обычно думают: «Это там, наверху все злодеи и подлецы, а мы, простые люди, ни в чём не виноваты». Да, конечно, «наверху» сейчас много разбойников и предателей, но неужели в этом нет нашей вины? Мы ведь страдаем теми же болезнями, что и наши предки. Поэтому эпоха смут, начавшаяся в те времена, до сего дня и не закончилась.

Без сомнения - это мы сейчас в нераскаянии своём продолжаем принимать участие в том же всеобъемлющем грехе отступления, как и те поколения, которые жили прежде. Как этого не понять?.. Вот соборное покаяние наше в том и состоит, чтобы восстановить разрушенное и вернуть утраченное. Покаяние - не только в осознании греха, но и в деятельном исправлении - в возвращении к русскому духу, к Русскости и ко всему, что из этого вытекает.

Потому в России (как и во всем современном мире) так плохо, что мы не способны увидеть своей вины. Те же, которые становятся способными увидеть, что «все виноваты за всех» (по выражению Достоевского), становятся способными видеть свою личную ответственность за существующее зло, свою преступность перед правдой Божией и раскаиваются, - глубоко преображаются. И тем самым преображается мир... «Не может быть на земле судьи преступника, - говорит старец Зосима в «Братьях Карамазовых», - прежде чем сам судья не познает, что он такой же точно преступник, как и стоящий перед ним, и что он-то за преступление стоящего перед ним, может, прежде всех виноват».

Знаменитый старец Паисий Святогорец (†1994) говорил о покаянии: «Если бы было покаяние, то всё бы наладилось. Нас ждут грозы, грозы! Да прострет Бог Свою руку! Будем просить покаяния всему миру. Будем молиться и о тех, кто сознательно делает зло Церкви и не намерен исправляться, чтобы Бог дал им покаяние, а потом забрал их в лучший мир. Поможем, насколько это возможно, миру в покаянии, чтобы приять Божии благословения...

Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: "Помоги миру, миру, который грешен". Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: "А чем виноваты мы? - но исповедовались пред Богом: - Нам досталось поделом, мы были достойны и большего". Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божий заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет. Их молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце. "Праведен eси Господи о всех, яже сотворил eси нам... Яко согрешихом и беззаконновахом... И ныне несть нам отверзти уст... Не предаждъ убо нас до конца... И не отстави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе". То есть: "Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас". Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами»(2).

Поэтому и афонский старец Порфирий (Баирактарис; †1991) советовал своим духовным чадам, когда они молятся за кого-либо, ставить себя на место этого человека и говорить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

Так и Сам Христос, показывая нам пример, молился на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?» (Мф. 27, 46). Ведь это мы все, т.е. все потомки Адама, согрешили и были оставлены, а безгрешный вочеловечившийся Сын Божий, по объяснению, например, святителей Григория Богослова и Кирилла Иерусалимского(3), никогда не был оставлен ни Отцом, ни Своим божеством, но по Своей любви к нам Он молился Отцу от нашего лица, от лица всего человечества. И св. Иоанн Дамаскин пишет об этом: «Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не есть естественно, усвоил, Сам не будучи этим или не сделавшись, но принимая наше лице и поставляя Себя наряду с нами» («Точное изложение православной веры», книга 3, главы 24, 25).

Так и Церковь побуждает нас во время богослужения молиться от лица Адама, словно и мы в раю нарушили заповедь Божию, например: «Заповедь Твою, Господи, преслушав окаянный, обнажен Твоея славы, студа исполнихся, увы мне! и сладости изриновен есмь райския благоутробне, милостиве, помилуй лишившася праведно благости Твоея»; «Гряди душе моя страстная, плачи твоя деяния днесь, поминающи первое обнажение во Едеме, имже изгнана еси от сладости, и непрестанныя радости» (Триодь Постная, Неделя сыропустная)(4).

Да, наши предки согрешили отступлением. Но мы-то с ними один род. И потому носим на себе последствия этого отступления, что при желании несложно увидеть в нашей жизни. И если рассматривать народ как единого человека, то должно быть так, что, очнувшись от дурмана и придя в себя, этот человек скажет: «Согрешил я, Господи, пред Тобою, и ныне полагаю начало моему исправлению, помилуй мя». Именно такое отношение нас, потомков, ко всем катаклизмам прошлого и будет выражением истинного, духовного единства нашего народа.

ПОРА ДОМОЙ

Если мы единый народ и не отрицаем нашу историю, с удовольствием признаём великие победы, то нужно честно признать и поражения. За последние века, начиная с Петра I, мы потерпели самое сокрушительное поражение - не удержали целостность русского духа. И если мы не осознаем значение этого поражения, не поймём что именно мы утратили, если не найдём в себе силы восстать для борьбы и устремиться к победе, то как мы посмотрим в глаза Димитрию Донскому, Александру Невскому, Иоанну Грозному, Минину и Пожарскому, Суворову, Ушакову, Кутузову, героям легендарного крейсера «Варягъ» и другим безчисленным героям нашего великого народа, которые полагали души свои за святую веру православную и за достоинство называться русскими?

На нас лежат долг и ответственность не только за прошлое, настоящее и будущее нашего народа, но и, - как на народе-богоносце, как на народе с мессианским назначением, - долг и ответственность за всех и перед всеми, перед всем человечеством. Ответственность за то дело, которое именно сейчас нам необходимо совершить. А дело это великое - стряхнуть с себя всю паутину и всю грязь и твёрдо встать на ноги, став единым русским народом, подавая тем самым пример и другим народам и нациям, подпавшим под иго мировой закулисы. А для этого надо вернуться домой, на нашу духовную Родину - Русь Святую.

Да, конечно, многие из нас, осознав на личном уровне народный грех, покаялись и вернулись домой, взыскав русского духа. Таковые да славят Господа! Но беда - сколько у нас сейчас называющих себя русскими и православными, но безразличных к русской идее, к монархии и даже враждебно настроенных? Сколько тех, которые со всяческим усердием приветствуют богоборческие и антихристианские процессы, называя себя при этом и русскими, и православными? Но разве это русский дух?!

А среди неверующих - сколько называют себя русскими, черпая образец «русскости» из суррогатов официального пропагандистского котла, напрочь прожидовленного? А сколько страдающих советским синдромом, которые тоже не сомневаются в своей русскости? Подмена на подмене и подменой погоняет. Как здесь не быть непониманию и раздорам? Откуда возьмётся единение даже у национально и патриотически настроенных, если понятие «русский» размазано, размыто, затерто и изогнуто?

Ещё в XIX веке великий русский мыслитель И.В. Киреевский писал: «...И теперь именно пришло время, когда... очищение наших понятий от еретических примесей особенно необходимо, потому что натиск иноверия и безверия так силен, что уже почти не осталось ни одной мысли общественной, политической, нравственной, юридической или даже художественной, которая бы более или менее не была запачкана и измята неправославными руками, в которых она побывала».

+ + +

Митрополит Иоанн (Снычев) в своей статье «Быть русским» сначала ставит вопросы: «Только вот - помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо?» Потом делает исторический обзор, показывающий определяющее значение Православия для русского народа. А далее пишет: «Вспомнив всё это, задумаемся: не пришла ли сегодня пора попристальнее всмотреться в себя? Взглянуть друг на друга. Оглянуться трезвенным взором вокруг. И может быть - найти в себе силы сказать честно, что в нас, сегодняшних, такой русскости уже почти не осталось. Говорю это с горечью и скорбью, в надежде, что Господь не оставит нас своей милостью и мы всё же зададим себе тот главный вопрос, без ответа на который немыслимо само дальнейшее существование нашего народа: как вернуть себе ясно понимаемый смысл бытия?

Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и ещё многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить?»

Представьте себе, что каждый из нас станет русским - настоящим русским, сыном преподобного Сергия. Вот так - на личном уровне озаботится этим вопросом, побезпокоится, почитает, поспрашивает, подумает, порассудит - и придёт к выводу, что надо отречься от всех чужих и чуждых для русского духа идей, мыслей, чувств и - вернуться домой...

Как-то Достоевский сказал, что если на земле все станут христианами, то наступит рай, - и это понятно. Так вот, представим, что все мы стали русскими, истинными русскими, с русским духом. Какие после этого раздоры? Какое непонимание? Какие вообще проблемы?

Кто-то скажет, что я слишком идеализирую. Так ведь я и исхожу из идеала - из святости. Именно идеал-то утраченный нам и нужно восстановить. Такие понятия, как Русскость, Русская идея, необходимо должны быть идеальны. Иначе - хаос.

Итак, главная мысль в том, что самое первое, необходимое и доступное дело сейчас для всех нас, называющих себя русскими, - это стать русскими. Для всех! Разве не этого ждёт от нас Господь, чтобы вернуть нам достоинство нации и силу народа для того служения, для той всемирной миссии, которую Сам Он и возложил на Третий Рим? Разве причина всех наших бед и нестроений не в том, что утратили мы свой естественный духовный строй, своё национальное достояние - быть русскими? Разве не в этом основной ответ на все наболевшие вопросы?

И не от того ли, например, недугует народ повальным пьянством, что чужой дух довлеет над ним, что страдают души людские без родного духа? Дух чужой - и потому нет глубокого чувства смысла жизни, оттого и наплевать на всё. Но стоит только изгнать чужой дух и водворить наш, русский - и прекратится пьянство, почувствуют люди смысл, жить захотят.

Во всю историю человечества так было - так есть и в жизни каждого человека. Верующим это понятно: все беды и несчастья, как правило, являются следствием отступления от Бога. История израильского народа, Византия, Русь - везде с отхождением от Бога начинались смуты, терялось национальное достоинство, народ подвергался растлению и распаду, его разрывали на куски внешние и внутренние падальщики, погибала соборная личность.

И возрождение всегда происходило исключительно через раскаяние в отступлении от Бога, через раскаяние в отвержении Промысла Божия о народе и через восстановление богоданного служения и возвращение Его дара - национального достоинства. Только тогда народ снова расцветал своим национальным могуществом, обретал личностные качества и яркую индивидуальность. Если же народ не хотел возвращаться к своему идеалу, то Господь для вразумления и пробуждения попускал скорби и беды и ждал - когда к народу придёт осознание своего падения.

А разве сейчас не то же самое происходит? Иго жидовское и весь этот демонократический разор не для того ли попущены, чтобы мы очнулись, наконец, от безразличия и безплодного блуждания в поисках лжесчастья, чтобы отвергли все ложные идеи и взгляды, загрязняющие понятие «русский»? Разве не этого ждёт от нас Господь? Разве не этого требует от нас правда жизни?

Многие спрашивают: «Ну что я могу? И что мне делать?» Ответ простой для каждого - стать русским. Это дело личного характера имеет значение общественного, соборного делания. И ведь никто не может сказать: «Я не могу стать русским - у меня средств нет, я в тяжелых условиях». Или: «Я ничего не могу сделать для того, чтобы стать русским». Абсурд. Это всем доступно. Но вот только придётся отречься от эгоизма, тщеславия, амбиций, заблуждений, привычных ложных принципов.

Чтобы получить исцеление от болезни, нужно разглядеть её и осознать - что она собой представляет. Так же и грех - нужно осознать падение, чтобы приложить усилия к восстанию. Можно в простоте сердца поставить перед собой вопрос - являюсь ли я обителью того духа, который зовётся русским? Могу ли я назваться сыном преподобного Сергия? И что вообще во мне русского-то? И со всею честностью нужно определить степень болезни, а может и здоровья. Такое поприще для каждого - это его участок фронта, земельный надел его сердца. Таким образом, все мы, и каждый на своём месте, будем стоять единым фронтом, врачевать сердце нации и возделывать его, взращивая ту самую пшеницу для каравая нашего русского духа.

Может быть, кто-то спросит: «А конкретно-то что надо делать?» Ну простите, я думаю, что это всё-таки не та тема, когда можно выписать инструкцию на каждый отдельный случай - как нужно становиться русским. И вообще считаю, что стремление упокоиться на инструкции - это свойство советского синдрома. Господь, когда проповедовал, не раздавал подробных инструкций, а говорил: «Кто жаждет, да приидет и пиет», - Он обращался к сердцу. Так и в нашем случае - я призываю осознать падение и восстать - в этом смысл покаяния. Ищущий обрящет. У кого Русь Святая в сердце обретается, тому сама любовь к ней укажет что делать.

Впрочем, если уж говорить о конкретности, думаю, что тем, кто хочет восстановить в себе Русскость, по крайней мере Достоевского знать нужно и воспринимать как отца родного. Можно досконально изучить творчество Достоевского и считать его великим, но само по себе это ещё ничего не значит - смысл в том, чтобы верить ему. В его трудах, особенно в «Дневнике писателя», можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы, которые актуальны сейчас, в нашей ситуации (многие просто не знают об этом и потому не читают эти труды).

ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ

Те, кому известен смысл покаяния, знают, что оно является духовным оружием, против зла самым действенным; и этого оружия враги русского народа боятся больше всего. Им страшен человек, отрекшийся от иллюзий и вернувшийся к трезвому разуму, т.е. истинно русский человек.

Но трезвость разума понимается по-разному, в зависимости от убеждений человека. Не имея истинной цели, можно придумать много, казалось бы, грамотных и реальных, с точки зрения рассудка, предложений по спасению России. Однако все они будут ложными, так как отсутствие истинной цели лишает смысла любую деятельность. А выбор цели у нас между двумя полярными точками: т.е. в чем искать счастья и к чему стремиться, ради чего любая деятельность - ради Небесного Царства или только ради земного существования.

Отсюда проистекает разница в определении жизненных ценностей и позиций. При этом спорить о чём-либо тут, как правило, безсмысленно. И конечно, ищущие смысл только в пределах земного существования не поймут, почему покаяние - это оружие. Не поймут, для чего, вместо того чтобы искать «реальные и практические», как они считают, выходы из кризиса, поднимается тема Русскости, русского духа, национального духовного идеала.

А ищущим Небесного Царства понятно, что пока сердце народа остается неисцеленным, любая «игра в кубики», в лучшем случае, не имеет смысла, а в худшем - обернётся ещё большей бедой. Рассматривающие жизнь лишь как земное существование в своих рассуждениях находятся в области следствий, а духовному взору ищущих Небесного Царства доступны причины этих следствий. Первые не учитывают духовной реальности, из которой всё истекает, не понимают, например, что земные злодеи являются орудиями злых духов, так что необходимы и средства борьбы - духовные, а не только физические.

«Если общество понимает свою жизнь так, что в ней временное должно служить вечному, - рассуждал Киреевский, - то и государственное устройство этого общества должно служить Церкви. Если же общество понимает свою жизнь так, что в ней земные отношения идут сами по себе, а духовные - сами по себе, то государство в таком обществе должно быть отделено от Церкви. Но такое общество будет состоять не из христиан, а из неверующих или по крайней мере из людей смешанных вер и убеждений. Такое государство, искусственно или насильственно слепленное из различных вероисповеданий и, следовательно, из различных народных согласий, стремящихся по натуре своей взаимно уничтожиться и, следовательно, распасться на различные самобытные устройства, - такое государство не может иметь притязаний на стройное, нормальное развитие. В таком государстве граждане могут смотреть очень равнодушно, когда в законодательной палате их будут сидеть жиды и делать для них законы. Но там, где народ связан внутренно одинаковыми убеждениями веры, - там он вправе желать и требовать, чтобы правительство его было проникнуто тем же духом. Действовать враждебно этому духу - значит действовать враждебно самому народу, хотя бы эти действия и доставляли ему какие-нибудь земные выгоды».

«Идеал христианства, - писал И.С. Аксаков, - вовсе не благоденствие земное - такого обетования и не было, а совершенство: "Будьте совершенны, яко Отец ваш Небесный совершен есть" (Мф. 5, 48). Идеал на земле недостижимый, но в стремлении к его достижению - весь мотив земного бытия»(5). Потому и призывал Достоевский: «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений».

+ + +

Любая внешняя деятельность должна быть глубоко осмысленной, прежде всего - с духовной стороны. Это не значит, что можно забросить дело в долгий ящик. Для трезвых разумом и так ясно, что и как надо делать. Но трезвый разум может быть только в духе Истины. Поэтому те наши предки, которые в большей степени сподобились просвещения благодатию Божией, должны быть для нас примером во всём. Вот почему я и призываю озаботиться вопросом о Русскости.

Тут душа должна потрудиться - только бы не лгать самому себе, а искренне взыскать Истину. Ищущий, естественно, проходит через тернии; кому труднее, кому легче. Но осознавший потерю, если выходит на поиск - он жив. А кто успокаивает себя самодовольством или подсаживается на опиум безразличия - тот мёртв. В этом выборе - жизнь или смерть души. Борьба и труд - вот удел живой души в земном существовании. Порой очень тяжело бывает расстаться с собственными ложными суждениями, изменить ошибочное мнение. Но если быть искренним, не лукавить, то легко отказаться от заблуждений и покориться Истине.

Самым главным врагом всегда является гордость, и борьба с ней самая трудная. В нашем далеко не идеальном состоянии все мы в той или иной степени недорусские, так что борьба с гордостью нас всех и касается. Лучше со смирением осознать свою испорченность и стремиться к идеалу. Смиряющегося Господь возвышает. Как сказал поэт, «душа обязана трудиться и день и ночь...». И труд этот стоит того, чтобы, раскаявшись, вернуться в отчий дом. Ведь что нам святые отцы завещали: «Русь Святая, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение!»

Видимо, мы слишком мало внимания уделили трагическим событиям в Сербии, в Косово, мы слишком быстро забыли о них, как будто к нам это не имеет никакого отношения. Думаю, что следующая цитата является плодом трезвого разума.

«Поверьте, я ощутил воистину страшную правду того наказания, которое пало на головы безбожных сербов. Видимо, нужна была война, чтобы закоренелому грешнику открылось то, что когда-то люди узнавали ещё с пеленок. И Господу угоднее попустить войну, на которой хотя бы один из тысячи смог задуматься и обрести в душе веру и желание спасаться.

Надо попытаться правильно понять весь ужас совершающегося ныне наказания во всех христианских странах. Грех наш, и только наш грех, является причиной наказаний Господних! Не надо искать масонов, евреев и прочих врагов нашей веры. Не они, а мы причина того, что Бог использует их орудием Своего Гнева. Их происки и деяния - лишь следствие нашего с вами отступления от жизни по Заповедям и Законам Творца. Мы согрешаем, и Бог попускает их на головы наши. Мы безчинствуем, и Бог дает им безчинствовать в странах наших. Мы изгнали Бога из храмов сердец наших и Бог попускает злодеям рушить церкви наши и гнать нас из домов наших. Мы распинаем Бога, и Бог попускает нечестивым распинать нас. За грехи и безчестие народов наших приходится страдать и верным чадам - избранным Его, и пить горькую чашу вместе со всем народом. И дай Бог, чтобы страшный опыт собратьев наших сербских стал хорошим уроком для всех нас. Чтобы не довелось когда-то и нам испить подобную горькую Чашу!» (иеромонах Иоанн, Синайская архиепископия)(6).

Достоевский устами своего героя Ивана Шатова в романе «Бесы» сказал: «Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестаёт быть русским». И в другом месте: «Не православный не может быть русским». А Киреевский писал: «Кто православен по своим убеждениям, тот не может не любить Россию, как избранный Богом сосуд Его Святой Церкви на земле».

Так кому нам сегодня стоит верить: преподобному Сергию и целому сонму святых - истинных патриотов Святой Руси, Ф.М. Достоевскому и другим нашим мыслителям, которые в чистоте и святости отстаивали Русскую идею, - или всей этой прошлой и нынешней богоборческой чехарде, носящей в себе образ зверя, мечтающей и работающей на погибель всего того, что связано с понятием Святая Русь?

В чине Крещения люди, повернувшись лицом на запад, трижды плюют, произнося: «отрекохся», - тем самым решительно отрекаются от сатаны и всех дел его. Так и нам надо решительно отречься от всего чужого, что мешает развитию самобытной русской жизни. Ведь у нас всё своё есть для обустройства во всех сферах жизни, а чего не хватает - доработаем, с Божией помощью.

Выкинуть из сердца русского все эти бесовские «измы», очистить душу русскую от проказы чуждых блужданий - тогда только произойдут какие-то действительно положительные перемены и во внешней жизни. И свет русского солнца воссияет тогда своей первозданной красотой всему миру. И никакая гадость вражия даже на горизонте не покажется, так как будет бояться - как тьма боится света, как дух лжи трепещет духа истины. Это же так понятно: самое первое и основное условие русского Возрождения - это стать русскими, а непонимание этого угодно только врагам нашей Родины. И чем больше будет нас, русских, тем виднее будут те, которые препятствуют нам встать в полный рост, тем менее будет возможности для безпредела у хотящих погубить наш народ.

Война ни на минуту не прекращается. Привычная, обыкновенная жизнь, житейское спокойствие - это иллюзия. Каждый миг истории человечества - это тайна Божия, чудо спасения, и мы принимаем в этом участие. Каждый миг от каждого из нас зависит развитие событий в человеческой истории. И порой внешний относительный мир, скрывающий внутреннюю тайную войну, бывает коварнее и опаснее открытого противостояния. Так талмудисты, масоны и прочие сатанисты и борются с Церковью Христовой, а как следствие - и с русским народом.

Они ведут борьбу с русским духом на всех направлениях - духовном, идеологическом, экономическом, политическом, культурном. И глядя на их успехи и на то, в каком состоянии находятся русский народ и русская земля, у кого-то опускаются руки, одолевают малодушие и маловерие. Но взгляните на историю - каким разорениям подвергалась Русь? Когда казалось, что приходила совершенная погибель, тогда русский дух являлся в могуществе своей веры православной и соборности и творил чудо спасения.

Так и сейчас - с Божией помощью нам нужно сотворить чудо, а для этого - стать русскими и обрести веру в Русь Святую. Это наше стратегическое оружие на всех направлениях, во всех сферах жизни. Без этого оружия враги безпощадно уничтожат нас. Наверняка они понимают, что народ потихоньку просыпается, и торопятся успеть исполнить свои разбойничьи планы. Так давайте ж поскорее проснёмся! Изнывает земля Русская в ожидании нашего возвращения на Родину.

РУСЬ ЖИВА!

Ф.М. Достоевский был глубоко убеждён в следующем:

«Не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы станем сами настоящими русскими. Признак же настоящего русского теперь - это знать то, что именно теперь надо не бранить у нас на Руси. Не хулить, не осуждать, а любить уметь - вот что надо теперь наиболее настоящему русскому. Потому что кто способен любить и не ошибается в том, что именно ему надо любить на Руси - тот уж знает, что и хулить ему надо; знает безошибочно, и чего пожелать, что осудить, о чём сетовать и чего домогаться ему надо; и полезное слово умеет он лучше и понятнее всякого другого сказать, - полезнее всякого прилежного обличителя»(7).

«Всё, всё, чего ищет русский народ, заключается для него в Православии - в одном Православии и правда, и спасение народа русского»; «народ не забыл свою великую идею, своё "православное дело" - не забыл в течение... гнусного разврата, материализма, жидовства и сивухи... Даже, может быть, и ничему не верующие поняли теперь у нас, наконец, что значит, в сущности, для русского народа его Православие и "православное дело". Что это именно есть прогресс человеческий, всеочеловечивание человеческое, так именно понимаемое русским народом, ведущим всё от Христа, воплощающим всё будущее своё во Христе и во Христовой истине и не могущим представить себя без Христа»; «главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит в том, чтоб сохранившийся в Православии Божественный лик Христа, когда придёт время, явить всему миру, потерявшему свой путь».

«Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она всё решительно... Её назначение столь высоко, и её внутреннее предчувствие этого назначения столь ясно, что тот, кто верует в это назначение, должен стоять выше всех сомнений и опасений. "Здесь терпение и вера святых", как говорится в Священной книге»(8).

Когда-то я был ещё не совсем воцерковлен, но уже тогда любовь к Святой Руси уязвила моё сердце. Я чувствовал безнадежие и боль, скорбя о том, что Русь умерла. Тяжело было согласиться с тем, что она ушла в небытие навсегда. Но в один момент моей жизни открылось, что Русь Святая не зависит от времени и пространства, а только от состояния сердца! До этого я смотрел на красоту природы родной земли, и душа стремилась к ней, но радость омрачалась осознанием того, что время Святой Руси прошло. И вот, когда я понял, что не зависит она, Русь Святая, от времени, что эта трава и деревья, река и озеро, солнце и небо и даже люди - точно такие же, как тогда, всё то же самое - нет времени, - вот то была радость! И я даже не пытаюсь передать это словами. Русь жива! И я её сын, я русский! Хотя, конечно, как ещё надо потрудиться, чтобы стать русским.

Потрудиться и возродить в сердцах наших Русь Святую, наше Отечество - это наша победа над смертью, победа над злом. И когда от избытка сердца русский дух хлынет на безкрайние наши просторы - а это, верю, будет! - вот тогда и произойдёт в очередной раз это чудо - ВОЗРОЖДЕНИЕ. И аромат свежеиспечённого хлеба разбудит, вдохнет радость и привлечёт всех ослабших от голода на братскую трапезу. И отведают люди хлеба того и поймут вдруг, что нет времени, поймут, что это тот самый каравай, который раздаёт им своими руками сам святой Сергий. Им - русским людям.

Нет у нас другого пути, нет у нас другой жизни. Так возблагодарим же Господа за честь принадлежать к Русскому народу! И да будем достойны этой чести!

Каравай преподобного Сергия - это наш дом, русский дом, русский дух, и НАШ ДОЛГ - БЫТЬ РУССКИМИ.

Хотя слово и мысль, изложенные в этом обращении, считаю искренними и достаточно убедительными, но, конечно, мой голос не является авторитетным, и я осознаю свою недостаточность. И хотел бы предложить один из более авторитетных источников для раскрытия затронутой темы и ответов на вопросы. Если выехать куда-нибудь в глубинку средней полосы, да так, чтобы никакие признаки цивилизации глаза не мозолили, туда, где полуразвалившиеся избы и полуразрушенные храмы, но живая земля; если присмотреться и прислушаться к ней, земле, а потом как-нибудь, тихим августовским вечером или солнечным январским утром, встать где-нибудь между небом и землей и спросить: «А ты, земля, что думаешь?» - и замолчать: смотреть и слушать, - только не себя, а её, землю, - то, думаю, тем, кто ищет истину, земля сама всё скажет и покажет...

Как соскучилась она, земля сердца нашего, по золотым колосьям! Как жаждет она поскорее стряхнуть с себя сон губительный, расправить плечи и вдохнуть полной грудью свежий ветер, ясным взором встречая утро нового дня!

Просыпайся, Русская земля!

+ + +

В заключение приведу цитату из книги священника Андрея Горбунова «За всех и за вся» (М., 2006 г.):

«Не будем сомневаться в том, что исполнятся предсказания многих святых и подвижников благочестия о воскресении Святой Руси. "Явлено будет великое чудо Божие, - говорил, например, преподобный Анатолий Оптинский (младший). - И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём, Богом предназначенным". И святой праведный Иоанн Кронштадтский предсказывал: "Будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верой во Христа Бога и Святую Троицу; и будет по завету князя Владимира - как единая Церковь"...

Сегодня с новой силой должен прозвучать в России знаменитый призыв великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского: "Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего". Эта идея наилучшим образом воплощена в иконе преподобного Андрея Рублева "Живоначальная Троица", которая отобразила неизречённую взаимную любовь Трёх Божественных Лиц (Личностей) - Отца, Сына и Святого Духа, Их безконечное единение Друг с Другом. Эту икону справедливо считают самым лучшим наглядным изображением русской национальной идеи...

Только воскресшая Святая Русь может явить всему миру истинное единство, озаряя все народы светом Христовым. И это не есть русская национальная гордыня, а возложение русским народом на себя бремени всеобщей, всечеловеческой ответственности, бремени "всемирного боления за всех", по выражению Достоевского (думаю, что такое боление за всех и за вся является свойством истинного религиозного сознания православного христианина, а отсутствие такого свойства свидетельствует о лжеправославии, лжехристианстве. - В.С.). Этот великий русский мыслитель и пророк верил в мессианское значение России. Он предрёк, что именно Россия скажет "новое слово", "слово живой жизни" в грядущем человечестве.

Явить современному человечеству настоящего Христа, поставить перед человечеством идеал взаимной любви и единения Лиц Святой Троицы, указать - посредством созидания подлинного, духовного единства - путь, ведущий к этому идеалу - вот высочайшая миссия и одновременно национальная идея русского народа.

"Словом живой жизни", которое скажет (и говорит уже!) Россия всему миру, должно стать слово о всечеловеческом единстве и о всемирной ответственности. Иначе говоря, новое Слово России - это её проповедь всемирного покаяния».

И эта проповедь всемирного покаяния уже началась в России - с призыва к соборному, всенародному покаянию в грехах русского народа - в грехах вероотступничества, попущения цареубийства и предательства нашей православной Отчизны - Святой Руси - и нашего православного русского духа, Самим Богом нам данного национального духовного устроения - Русскости.

__

1. «Дневник писателя», 1880 г.

2. Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. Духовное пробуждение. Салоники - Москва, 2001. С. 364-365.

3. См.: Примечания (богословского, философского, исторического и проч. характера) // Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 2000. С. 431-432.

4. Ср. у ап. Павла: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5, 12).

5. Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М., 2002.

6. Цит. по: Батраева Н.А. Косово: Сербская голгофа. М., 2006. С. 133.

7. «Об издании ежемесячного журнала "Эпоха"», 1862 г.

8. «Дневник писателя», 1877 г.


Источник сего
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь