Таможенный союз: все готово. Но пока мало кто понимает, как нужно работать

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 02 Июля 2010 в 13:30:08
Несмотря на то, что парламенты первых двух стран уже ратифицировали весь пакет документов, необходимых для формирования нового интеграционного объединения (Минск еще официально это не подтвердил), и среди чиновников, и среди бизнесменов мало кто представляет, что и как нужно делать…


Немного истории

Напомним, что 6 октября 2007 года президенты трех стран — Казахстана, Беларуси и России — подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Уже 27 ноября того же года в Минске главы трех государств утвердили единые таможенные тарифы, которые вступили в силу 1 января 2010 года. Тогда же было запланировано, что 1 июля 2010 года будет сформирован Таможенный союз, а еще через год между тремя странами снимут таможенный контроль.

Регуляторные функции на объединяемой территории передавались комиссии ТС, голоса в котором распределились в следующей пропорции: Россия — 57 проц., Казахстан — 21,5 проц., Беларусь — 21,5 процента. Принятое распределение таможенных пошлин между странами-участницами также было в пользу Российской Федерации — 87,97 проц., тогда как Беларуси — 4,7, Казахстану — 7,33 процента. При этом за основу ставок по таможенным пошлинам были взяты российские.

День сегодняшний

Увы, к 1 июля 2010 года былое единодушие глав государств сохранить не удалось. По данным ряда российских СМИ, парламент Беларуси на закрытом заседании 30 июня тоже ратифицировал общий Таможенный кодекс, но официальных подтверждений этой информации пока нет. Напомним, свое участие в Таможенном союзе Минск напрямую увязывал с отменой пошлин на российские нефть и нефтепродукты. Правда, первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко говорил раньше, что вопрос полноценного вступления его страны в единую таможенную территорию Таможенного союза будет решен 4—5 июля на межгосударственном совете ЕврАзЭС в Астане — будем надеяться, что Александр Лукашенко сделает такой особый подарок к дню рождения нашего Президента! В Казахстане и России уже ратифицировали Таможенный кодекс ТС, который вступил вчера в законную силу.

Таможня берет под козырек

И глава Федеральной таможенной службы Российской Федерации Андрей Бельянинов, и заместитель председателя государственного Таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк уже заявляли, что готовы работать по новым правилам в рамках союза. В такой же полной готовности Ф заверили в пресс-службе комитета таможенного контроля казахстанского Министерства финансов, однако, похоже, пока не могут дать конкретные пояснения. Региональные департаменты еще не получили всех документов, регламентирующих работу таможни в новых условиях. Сегодня вечером, в частности, в ДТК Алматы состоится совещание, где должны быть расставлены все точки над i.

Вчера заместитель председателя Комитета таможенного контроля (КТК) Минфина Казахстана Омирзак Бейспеков на брифинге в Астане сообщил, что на казахстанско-российской границе с 1 июля 42 пункта пропуска уже работают по новым правилам. В частности, здесь отменено таможенное оформление грузов и багажа, но сохранены досмотр грузов и багажа, проверка документов. «Такой режим сохранится до 1 июля 2011 года, до создания единого экономического пространства», — отметил он, уточнив, что к этому моменту таможенники полностью уйдут с казахстанско-российской границы.

Сейчас точно известно, что в первое время будут одновременно действовать старая и новая система подготовки и оформления таможенных документов. Осенью в России должен быть принят закон о таможенном регулировании, и после этого все участники уже перейдут на новые правила. Пока законопроект принят Госдумой РФ только в первом чтении.

Также известно, что если на момент вступления в силу кодекса некоторые нормы не урегулированы комиссией ТС или другими межправительственными соглашениями, то по правилам союза они продолжают действовать согласно национальному законодательству. Таким образом, Таможенный союз даже при участии всех трех стран будет работать в усеченном варианте с точки зрения товарных позиций. С 1 июля по одним позициям начнут действовать правила союза, а по другим — продолжат применяться национальные таможенные нормы.

Согласно кодексу с 1 июля 2010 года во взаимной торговле внутри Таможенного союза сбор косвенных налогов, НДС и акцизов будут осуществлять налоговые органы, но и в налоговом комитете каких-то внятных комментариев на этот счет Ф пока не дают.

Известна информация по ряду отдельных товаров. Таможенный кодекс изменит правила ввоза товаров из-за рубежа в страны ТС. С 1 июля физлица беспошлинно смогут ввезти из-за границы 50 кг товаров стоимостью не более 1,5 тыс. евро. При ввозе товаров весом более этой нормы граждане должны будут уплатить пошлину в размере 30 проц., но не менее 4 евро за килограмм.

Также понизились со вчерашнего дня пошлины на ввоз автомобилей физическими лицами для личного пользования. Так, на авто сроком эксплуатации не выше 3 лет пошлина составит 0,6—0,75 евро за 1 кубический см объема двигателя, а от 3 до 10 лет — 0,35—0,6 евро, от 10 до 14 лет — 0,75 евро, а на машины старше 14 лет — 2 евро. Разрешается ввозить не более двух машин для личного пользования в год, в противном случае ставки будут выше. Эти нормы будут действовать в Казахстане до 1 июля 2011 года.

КОММЕНТАРИИ

Константин АРТЮШИН, руководитель представительства ТПП РФ в Центральной Азии:

— Конечно, по-настоящему Таможенный союз заработает с 1 июля 2011 года, когда все таможенные посты с наших внутренних границ будут окончательно убраны. Однако уже и сегодня можно говорить о колоссальном прогрессе во взаимоотношениях братских республик!

Я уверен, что ТС придаст мощный толчок развитию всей приграничной торговли — между Омском и Павлодаром, Актобе и Оренбургом, Уральском и Саратовом и другими регионами. Ведь раньше, чтобы казахстанскому фермеру вывезти свою продукцию на продажу в Россию, нужно было заполнить массу документов, за которую, заметьте, надо было платить. Таможенное оформление было очень сложной процедурой, где любая ошибка влекла за собой штраф или конфискацию товара…

Единое экономическое пространство, о чем давно декларировалось, наконец-то становится реальностью…

Владимир ЛИК, президент ассоциации вторичной металлургии РК:

— Создание ТС — вещь, безусловно, великолепная, однако меня, как экспортера, волнуют не до конца проработанные вопросы налогообложения. В частности, бумажная процедура подачи заявления на подтверждение и возврат НДС. Ведь практика показала, что эти заявления не только долго проверяются, но и теряются. Поэтому я считаю, что впоследствии здесь возможны коррупционные моменты, поскольку фискальные службы будут постоянно сидеть у нас на предприятиях с проверками…

Гораздо проще налоговикам и удобнее нам было бы работать со штрих-кодированием товаров в онлайн-режиме. Тогда вся информация была бы размещена в базах данных налоговых служб трех государств и исчезла бы коррупционная составляющая…

Кульпаш ТУЛЕУБАЕВА, директор ТОО «7 Курдас»:

— Надо отметить, что основными препятствиями при формировании Таможенного кодекса интеграционного объединения были вопросы ввоза беспошлинных товаров и единой ставки на импорт автомобилей физическими лицами. И мы, предприниматели, очень внимательно следили за ходом непростых переговоров.

Хорошо, что Казахстан настоял на увеличении лимита беспошлинного ввоза товаров, поскольку по многим позициям мы зависим от импорта товаров из Китая. В этом вопросе комиссия ТС смогла найти компромисс.

Без уплаты таможенных пошлин и налогов граждане сегодня могут ввозить товары, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1,5 тыс. евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов. В то же время раньше мелкие оптовики могли ввозить до 2 тонн беспошлинного груза по упрощенной схеме, а теперь вводимая с 1 июля норма может серьезно повлиять на их дальнейшие планы.

Надеюсь, что все мы только выиграем от снижения стоимости импортируемой российской и белорусской продукции…

24 часа
Автор: Серик МАМБЕТОВ, Юрий ЦАЙ, Манасхан МЕЙРМАН, Нурдаулет КОШАНОВ, Кадыржан СМАГУЛОВ, Жолдыбай ЕГИЗБАЕВ
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 02.07.2010 в 14:01:59   # 49772
Самое главное что бы было непонятно. Потом тот кому понятно обьяснит тем кому непонятно за бабки естесно
  Гость 02.07.2010 в 14:03:37   # 49773
Непонятная таможня берет бабки с непонятных граждан
  Гость 02.07.2010 в 14:21:10   # 49778
Владимир Козлов
пользователь
мужчина
Вы не авторизированны и будете переведены на страницу авторизации отправить личное сообщение
Конечно, это статистика, а не руководство к действию. Для того, чтобы поднимать зарплату и пенсии, к примеру, нужно менять структуру производства, срочно уходить от сырьевой экономики к производственной. Но -этого же нет ничего. Откроют заводик на 50 мест - и кричат месяц взахлеб. А он через полгода сдыхает, к тому же, потому что основные "шапки" срубили на этапе как раз "инвестирования" в проект и стройку, а на производстве особо не нарубишь- он и нафиг никому не нужен. Посмотрите просто - куда вкладывают денежки свои представители неприкасаемой фамилии - и поймете, где они собираются жить, когда тут больше нечего будет украсть. Швейцария, Испания, Великобритания... Кто нибудь слышал, что Кулибаев с женушкой вбухал десяток миллионов в казахскую недвижимость или проект? А когда Китай на плечах - комфортно кому? Во всех нефтекомпаниях первый - казах, а замы по финансам и кадрам - китайцы. Тоже инвестиции? Они в свое будущее вкладывают, не в наше. Так ли это сложно понять...
  ell 02.07.2010 в 16:22:28   # 49810
Урра! Можно будет передвигаться без таможни, вывозить товары а так же ввозить без всяких проблем! Расширится круг клиентов, а так же и поставщиков!
  Гость 02.07.2010 в 17:03:24   # 49814
а также увеличить цены на товары, которые никто брать не будет )))
К примеру автомобильный рынок! Старье по цене новой никто не хочет, а на новую денегувы нет!!!
  Гость 02.07.2010 в 18:52:13   # 49832
Снижение цены на российский товар...
А вы реально знаете, на сколько он станет дешевле? Я ввожу тежнику производства России, стоимость мин. 3 млн. тенге. За него после пересечения границы я плачу 12% НДС. А на растаможку уходит 50 евро лист ГТД, около 10000 тенге брокерские услуги, 3000тенге склад СВХ. И все!!!! Итого, моя техника по самому большому тарифу будет стоить на 35000-40000 тенге дешевле. 3 000 000 - 40 000 = 2 960 000. Намного дешевле?
  Гость 03.07.2010 в 09:02:30   # 49906
Зато намного меньше гемора! Оплатил как в Алматы и тебе прислали.
  Гость 03.07.2010 в 10:13:18   # 49915
Снижение цены на российский товар...
А вы реально знаете, на сколько он станет дешевле? Я ввожу тежнику производства России, стоимость мин. 3 млн. тенге. За него после пересечения границы я плачу 12% НДС. А на растаможку уходит 50 евро лист ГТД, около 10000 тенге брокерские услуги, 3000тенге склад СВХ. И все!!!! Итого, моя техника по самому большому тарифу будет стоить на 35000-40000 тенге дешевле. 3 000 000 - 40 000 = 2 960 000. Намного дешевле?

НДС убери ты не будешь платить. В союзе нет других платежей мы в одном союзе. Бери что хочешь и вези
  Гость 01.09.2010 в 20:35:06   # 58811
скажите пожалуйста какой нужен пакет документов на легковой автомобиль для пересечения границы с казахстаном?
  Гость 19.10.2010 в 18:24:03   # 69318
все говорят таможенный саюз и все такое ничего не изменилось все так же как и было раньше только что бы привезти товар из россии в казахстан сейчас стало еще дороже выходить т.к сотрудники таможни как брли взятки так и берут по мимо того что им отдаеш на таможне по 20 000 тенге так еще и налог платить так что бред весь этот таможенный союз стало еще хуже чем раньше
  Гость 10.12.2010 в 23:21:02   # 89328
х-я все это союз паршивый таможня будет всегда!!!!
  Гость 02.08.2011 в 23:05:44   # 137113
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь