В Шымкенте сносят памятники архитектуры. Так казахи теряют свою историю

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 21 Мая 2010 в 10:02:55
В Шымкенте уничтожают памятники архитектуры, большинство из них идут под снос или перестраиваются после приватизации, говорят независимые эксперты. Город, считают ученые, теряет свой колоритный образ и обезличивается.


ЗАКОН НЕ РАБОТАЕТ

В свод памятников архитектуры, выпущенный в 1994 году, входило 26 объектов зодчества. Большинство из них датировалось серединой 19-го и началом 20-го века. Почти за два десятилетия современной истории Шымкент потерял практически все памятники архитектуры. На сегодня официально статус исторического памятника носят всего четыре здания.

Причиной потери большинства памятников стала их приватизация, а в последующем и перестройка, говорит специалист местного управления культуры Александр Грищенко.

В советское время существовала полноценная законодательная база, необходимая для инспекции, предупреждения и разрешения на те или иные работы как с археологическими, так и с архитектурными памятниками истории. Сейчас многие памятники зодчества просто не имеют четкого статуса. В настоящее время закон есть, говорит Александр Грищенко, однако он не может работать в полную силу.

- Закон прекрасный, но не прописаны еще другие нормативные акты, не прописаны все процедуры. Как они должны проводиться? За сколько месяцев? И так далее. Еще одна проблема - статус памятников не определен. У нас нет узаконенных памятников, у нас есть предварительный список. Нормативно-правовой акт опаздывает с 1991 года. Акт о памятниках республиканского значения вышел в 2007 году, а - местного значения ждем уже три года. Вся республика в таком состоянии. Должно пройти согласование в различных министерствах. По закону они действуют, но нас никто не спрашивает, не согласовывают, - говорит Александр Грищенко.

Одним из таких примеров отношения к истории города он называет судьбу ныне действующей мечети «Джами», или, как ее называют в народе, мечети «Кошкар Ата». В 2007 году служители под предлогом расширения здания мечети и устранения аварийного состояния снесли южное крыло уникального строения.

Между тем об аварийности этого строения не могло быть и речи, говорит эксперт с 30-летним стажем в области истории архитектуры Юрий Елгин. Подвальные помещения строения были «сухие несмотря на то, что мечеть стоит в междуречье».

- Мечеть «Джами» - одно из старых монументальных зданий. Она уникальна тем, что она одна. Она построена в русле ферганского ташкентского зодчества мастерами из Ферганской долины, построена как квартальная мечеть. Она взяла на себя функции соборной мечети. Она характерный памятник 19-го века, - говорит Юрий Елгин.

ВМЕСТО УНИКАЛЬНОГО СТРОЕНИЯ

Однако варварское отношении к истории города наблюдается отнюдь не только у частных лиц, владеющих строениями, считает краевед Алексей Гончаров.

В марте этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, находясь с визитом в Шымкенте, в торжественной обстановке открыл здание новой филармонии. «Изящное здание из красного кирпича включает непосредственно здание для выступлений и корпус общежития для гастролирующих артистов», - сообщали информационные агентства.

Проект обошелся государству почти в один миллиард тенге или более шести миллионов долларов. Вскоре мало кто вспомнит, что на месте нового здания в прошлом была церковь, а в советское время храм искусства, говорит краевед Алексей Гончаров.

- Это здание, построенное из лицевого кирпича под расшивку, на протяжении 120 лет привлекало внимание прохожих торжественностью и нарядностью главного фасада. Сама улица за это время меняла названия и архитектурный облик, но филармония оставалась центром притяжения, - рассказывает эксперт.

В 1934 году были разобраны купола, реконструирована колокольня, сделаны внутренние перегородки. Храм стал одним из первых в республике театральных зданий 1930-х годов. Позже в этом здании работал и творил король казахского вальса Шамши Калдаяков. Именно там он создал любимую в народе песню «Менин Казакстаным», ставшую популярной песней, а затем и гимном страны, рассказывает Алексей Гончаров. Однако в Международный день защиты памятников уникальное строение как для города, так и для современной истории страны - снесли.

Чиновники сослались на аварийность здания. Снесли в спешном порядке, составив необходимые акты. В официальных бумагах представители комиссии указали на трещину в стене и несоответствие современным строительным нормам. О каких нормах можно говорить, если здание строилось в царское время, удивляются эксперты. И Снос здания областной филармонии в Шымкенте. Апрель 2009 года.
добавляют, что ни трещин в здании, ни их фотографий они так и не видели.

- Единственное, что там нужно было, - заменить сгнившие деревянные балочные перекрытия. А само здание можно было и не трогать. Там капитальные стены были. Поставили новодел. Снесли историческое здание, поставили новое - бутафорию. Здание филармонии включено в список памятников, которые подлежали под госохрану. Уже одно, что там автор гимна Казахстана работал, Шамши Калдаяков, - уже ему мемориальный статус придавало, - говорит историк-исследователь Юрий Елгин.

ИСТОРИЯ ИСЧЕЗАЕТ

История города, как и страны в целом, попадает все чаще под бульдозер, сетуют независимые эксперты.

- Мы рискуем утратить лицо города своего. Шымкент всегда был колоритным восточным городом с одной стороны, а с другой стороны имел европейскую часть - так называемый Русский город. В каждой части были свои памятники, которые определяли лицо его. Мы же не можем себе представить исторических городов без их памятников 12–13-го веков. Париж без собора Нотр-Дам де Пари можете себе представить? - вопрошает ученый Юрий Елгин.

Судьба еще одного памятника зодчества до сих пор не определена. Находящееся в столетнем парке города здание театра кукол ранее было кафедральным Никольский собором. И сейчас это здание считается одним из лучших образцов русского культового строительства в «краснокирпичном стиле» на юге Казахстана.

Вопрос о восстановлении его в статусе памятника даже не стоит, власти намерены провести лишь реконструкцию здания. Еще одно строение, которое «не заметили» официальные историки, - здание уездного градоначальника. Оно даже не находится в Здание Никольского собора в Шымкенте.
списках памятников зодчества.

- Здесь останавливались практически все известные люди, такие как академик Бартольд, например. Там работал сын Кенесары Касымова, Ахмет Кенесарин, подполковник императорской службы, который был помощником уездного начальника Шымкента, - говорит краевед Алексей Гончаров.

Два года назад ученые сделали сенсационное заявление: Шымкент - самый древний город Казахстана. Научная конференция, на которой собрались маститые археологи со всей Центральной Азии, пришла к выводу, что городу более двух тысяч лет. Местные власти, организовавшие конференцию, не скрывали своего желания получить под эту сенсацию трансферты из республиканского бюджета.

Даже при всем при этом в городе уже практически нечего показать, говорит Алексей Гончаров. Исторический центр города - городище - медленно превращается в свалку. По мнению эксперта, город обезличивается, а память о нем стирается.

- Уже никто никогда не вспомнит, что когда-то Шымкент был глинобитный. Был Шымкент начала века двадцатого. Был Шымкент советской эпохи со сталинскими зданиями и так далее. И все, кто тут живет, будут считать, что Шымкент был из алюкобонда, произведенного в Китайской Народной Республике. И будут считать, что Шымкент всю жизнь был «сделано в Китае». Закон – нерабочий, носит рекомендательные функции, и все. Пока не наказывают за это - мы будем терять свою память. Казахстан - страна номадов - не очень много имеет архитектурных памятников. А если в Шымкенте провести юбилей, то что показать людям? Алюкобондовые домики? – говорит краевед Алексей Гончаров.


800x600
( 126.78Кб)

800x640
( 81.78Кб)

800x572
( 84.25Кб)

800x520
( 71.01Кб)

800x578
( 97.35Кб)


http://rus.azattyq.org/content/architecture_monuments_shymkent/2033171.html
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 21.05.2010 в 10:18:32   # 44703
  Гость 21.05.2010 в 10:26:44   # 44704
кто не помнит историю - тот не имеет будущего
так что все нормуль!!!
  ГОРОЖАНИН 21.05.2010 в 11:17:28   # 44712
жаль ............архитекторы что то еще пытаются сказать но их уже никто не слышит потому что ценности другие а будующее поколение шымкентцев (южан) вообще пугает своей необразованостью и полным!!!!!!!! безкультурием!!!! бойся казахстан!
  Гость 21.05.2010 в 12:12:26   # 44719
Полностью согласен с автором! Парадокс, Алексей Гончаров не казах, а душа у него болит за Всё, в отличие от казахов чиновников. Когда мы научимся ценить , то что имеем! Молодец Алексей, респект тебе!!!
  СССР 21.05.2010 в 12:33:50   # 44720
Алексею действительно огромный респект
  Kalhaman 21.05.2010 в 13:23:27   # 44723
Да и один "не казах" составил акт, что филармония не соответствует сейсмическим нормам по фамилии Дубровский.
  Гость 21.05.2010 в 13:46:35   # 44727
Да фигле всем бабло надо грести ган..ны, суки с собой унесут бабло в могилу как будто, стадо баранов-взяточников
  КАЗАХ 23.05.2010 в 12:06:12   # 44923
хахахха! Казахи теряют свою историю!! Ну и умора!!! Снос старых ветхих зданий которую давно потеряли свою значимость. Какая в писду эта история! Убитая филармония с трещинами в стене и гнилыми трубами в туалетах - эта история?
Посмотрите новую филармонию - красавица!!!
Правильно все делают!
  Гость 23.05.2010 в 12:47:38   # 44924
Согласен насчёт филармонии, отличное новое здание
  Гость 23.05.2010 в 14:55:59   # 44933
Ага все красиво делают, и сквер на площади Аль фараби клевый сделали, ваще такая красота, яма бля, давайте еще кенбабу вырубим, там тоже сделаем красиво, будут небоскребы, суки продали центр города каким то пидарам, а они обонкротились и неделают нихуя, и всем похуй на это, потомучто акимату нашему заплотили. Еще только кенбабу осталось раскопать.
  Гость 27.05.2010 в 19:44:15   # 45337
п.о.х.у.й. на них история всех абаригенов схожа...так что никто ниче не теряет....
  Гость 28.05.2010 в 23:10:35   # 45471
"п.о.х.у.й. на них история всех абаригенов схожа...так что никто ниче не теряет", от аборигена слышу
  Гость 30.05.2010 в 01:49:10   # 45593
А при чём тут вообще "КАЗАХИ" - я про название статьи неизвестного автора.???
Все перечисленные памятники воздвигнуты "НЕКАЗАХАМИ"
Может оттого и уничтожает их наша титульная администрация и иже сними, что они напоминают им, что город наш родной - Чимкент, а не ШЫмкент и представители титульной нации к его истории (как и к истории Сайрама-Туркестана) не имеют никакого отношения? Ни одного памятника истории-культуры-архитектуры в ЮКО не создано казахами в смысле национальном. Кочевники не создавали материальной культуры, господа. Они ей пользовались только.
Так что всё логично - если идёт казахизация нашего города - ловите итоги.
  Potop 30.05.2010 в 01:56:38   # 45594
Так казахи уничтожают чужую историю... Гы
  Эль Койот 30.05.2010 в 02:21:45   # 45598
мля, что то столько какулек вокруг последнее время, одни заиды гнойные на теле человечества, старые постулаты свергнуты, новые не созданы, история переписывается каждым новым руководством, мораль растоптана, может и к лучшему что 2012 вдруг окажется правдой??? детей жалко, но и их эксплуатируют всякие нелюди.
  Гость 06.06.2010 в 04:42:02   # 46242
парки скверы народу,ОСОБЕННО кен бабу СНЕСТИ ВСЕ ЗАСТРОЕННО И СКВЕР ВОССТАНОВИТЬ ВОЗЛЕ спутника
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь