Шымкент вновь в эпицентре бензиновых страстей
admin 08 Февраля 2010 в 09:18:02
Шымкент вновь в эпицентре бензиновых страстей: кто-то опять несет убытки, а кто-то имеет баснословную прибыль.
Недолго музыка играла...
Осенью прошлого года ситуация с горючим буквально вышла из-под контроля: у заправок выстраивались огромные очереди, бензина отпускалось не более 10 литров в одни руки или вообще по талонам, да и еще и цена на популярный Аи-92 взлетела до небывалых 120 тенге за литр. В Шымкенте работало лишь треть заправок. «В нефтяной стране живем, а бензина купить не можем!» – возмущались шымкентские водители. Для урегулирования ситуации понадобилось вмешательство на правительственном уровне, в том числе и введение запрета на экспорт топлива.
Тогда власти добились, чтобы компания «Тургай Петролеум» поставила в город 13 тысяч тонн бензина и 5600 тонн дизельного топлива. Ассоциацией АЗС ЮКО и областным акиматом были определены девять операторов, которые стали единственными посредниками между НПЗ «Петро Казахстан» и владельцами АЗС. Цены буквально за сутки рекордно снизились: популярный Аи-92 до 65 тенге, Аи-80 – 48 тенге. Но в октябре, когда завод встал на плановый ремонт, снова поползли вверх. В декабре, наконец, стоимость стабилизировалась на уровне 82 тенге за литр высокооктанового, как и добивался министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев.
И снова сговор?
В январе правлению Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) были представлены результаты предварительного расследования ситуации на бензиновом рынке ЮКО, которое проводила межрегиональная инспекция АЗК. Действия пяти из девяти операторов, осуществляющих поставку ГСМ, антимопольщики сочли антиконкурентными. По словам начальника отдела организационно-правового обеспечения Антимонопольной инспекции Гульназ Аширбаевой, сумма штрафа была определена в размере 7 млн 938 тысяч тенге. В настоящее время дело готовится для передачи в специализированный административный суд Шымкента.
Бунт автозаправщиков
Тем временем свое недовольство в адрес операторов решили высказать и владельцы АЗС области. Собравшись у стен областного акимата, они стали требовать отмены их посреднических услуг. Демарш был вызван тем, что согласно новым условиям заправщики обязаны закупать через операторов не только высокооктановый бензин, но и дизельное топливо, и бензин АИ-80. В один голос заправщики заявили, что это обстоятельство непременно повлияет на увеличение стоимости топлива, «так как операторы производят надбавку на цены завода-производителя как минимум 4-5 тенге на литр». Свои претензии они выразили в письме к премьер-министру Казахстана и председателю АЗК, где, в частности, возмущены тем, что «многие операторы не имеют ни собственных нефтехранилищ, ни транспорта для перевозки топлива. Все это они арендуют, что также влияет на конечную стоимость бензина. Кроме того, владельцы АЗС заявляют о непропорциональном распределении ГСМ: «Оператор в первую очередь обеспечивает свои АЗС необходимым количеством, а оставшуюся часть от общего объема ГСМ распределяет по своему усмотрению с колебанием от 20 до 100 тонн на каждую АЗС, тем самым нанося материальный ущерб».
– Мы хотим, чтобы Торговый дом «Петро Казахстан» заключал прямые договора с нами и чтобы в них были прописаны объемы, которые мы должны получать, – заявили они.
Возмущенных заправщиков принял первый заместитель акима ЮКО Берик Оспанов, но журналистов на это совещание не пустили.
То ли ещё будет...
Зато на пресс-конференции по его окончании была озвучена еще одна «приятная» новость: ТД «Петро Казахстан» повышает цены уже в феврале. Стоимость бензина АИ-92 с 69 до 75,1 тенге за литр, АИ-80 – с 36 до 55,07 тенге, дизтопливо – с 42 до 60,69 тенге за литр.
– У нас возник резонный вопрос: а в связи с чем они подняли цену, на каком основании? – заявил Берик Оспанов.
По его словам, управление предпринимательства по поручению акимата уже отправило письмо «Петро Казахстан» с аргументами необоснованности повышения цен.
Также Берик Оспанов сообщил, что местные исполнительные органы всех городов и районов области в ближайшее время проведут анализ реального потребления бензина населением ЮКО, причем учитываться будет и то, сколько заправщик получил, и то, сколько он реализовал. Подсчитана будет и прибыль каждого звена бензиновой цепочки.
– Мы здесь порядок наведем. Это я вам говорю однозначно, – заявил замакима.
Недолго музыка играла...
Осенью прошлого года ситуация с горючим буквально вышла из-под контроля: у заправок выстраивались огромные очереди, бензина отпускалось не более 10 литров в одни руки или вообще по талонам, да и еще и цена на популярный Аи-92 взлетела до небывалых 120 тенге за литр. В Шымкенте работало лишь треть заправок. «В нефтяной стране живем, а бензина купить не можем!» – возмущались шымкентские водители. Для урегулирования ситуации понадобилось вмешательство на правительственном уровне, в том числе и введение запрета на экспорт топлива.
Тогда власти добились, чтобы компания «Тургай Петролеум» поставила в город 13 тысяч тонн бензина и 5600 тонн дизельного топлива. Ассоциацией АЗС ЮКО и областным акиматом были определены девять операторов, которые стали единственными посредниками между НПЗ «Петро Казахстан» и владельцами АЗС. Цены буквально за сутки рекордно снизились: популярный Аи-92 до 65 тенге, Аи-80 – 48 тенге. Но в октябре, когда завод встал на плановый ремонт, снова поползли вверх. В декабре, наконец, стоимость стабилизировалась на уровне 82 тенге за литр высокооктанового, как и добивался министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев.
И снова сговор?
В январе правлению Агентства РК по защите конкуренции (АЗК) были представлены результаты предварительного расследования ситуации на бензиновом рынке ЮКО, которое проводила межрегиональная инспекция АЗК. Действия пяти из девяти операторов, осуществляющих поставку ГСМ, антимопольщики сочли антиконкурентными. По словам начальника отдела организационно-правового обеспечения Антимонопольной инспекции Гульназ Аширбаевой, сумма штрафа была определена в размере 7 млн 938 тысяч тенге. В настоящее время дело готовится для передачи в специализированный административный суд Шымкента.
Бунт автозаправщиков
Тем временем свое недовольство в адрес операторов решили высказать и владельцы АЗС области. Собравшись у стен областного акимата, они стали требовать отмены их посреднических услуг. Демарш был вызван тем, что согласно новым условиям заправщики обязаны закупать через операторов не только высокооктановый бензин, но и дизельное топливо, и бензин АИ-80. В один голос заправщики заявили, что это обстоятельство непременно повлияет на увеличение стоимости топлива, «так как операторы производят надбавку на цены завода-производителя как минимум 4-5 тенге на литр». Свои претензии они выразили в письме к премьер-министру Казахстана и председателю АЗК, где, в частности, возмущены тем, что «многие операторы не имеют ни собственных нефтехранилищ, ни транспорта для перевозки топлива. Все это они арендуют, что также влияет на конечную стоимость бензина. Кроме того, владельцы АЗС заявляют о непропорциональном распределении ГСМ: «Оператор в первую очередь обеспечивает свои АЗС необходимым количеством, а оставшуюся часть от общего объема ГСМ распределяет по своему усмотрению с колебанием от 20 до 100 тонн на каждую АЗС, тем самым нанося материальный ущерб».
– Мы хотим, чтобы Торговый дом «Петро Казахстан» заключал прямые договора с нами и чтобы в них были прописаны объемы, которые мы должны получать, – заявили они.
Возмущенных заправщиков принял первый заместитель акима ЮКО Берик Оспанов, но журналистов на это совещание не пустили.
То ли ещё будет...
Зато на пресс-конференции по его окончании была озвучена еще одна «приятная» новость: ТД «Петро Казахстан» повышает цены уже в феврале. Стоимость бензина АИ-92 с 69 до 75,1 тенге за литр, АИ-80 – с 36 до 55,07 тенге, дизтопливо – с 42 до 60,69 тенге за литр.
– У нас возник резонный вопрос: а в связи с чем они подняли цену, на каком основании? – заявил Берик Оспанов.
По его словам, управление предпринимательства по поручению акимата уже отправило письмо «Петро Казахстан» с аргументами необоснованности повышения цен.
Также Берик Оспанов сообщил, что местные исполнительные органы всех городов и районов области в ближайшее время проведут анализ реального потребления бензина населением ЮКО, причем учитываться будет и то, сколько заправщик получил, и то, сколько он реализовал. Подсчитана будет и прибыль каждого звена бензиновой цепочки.
– Мы здесь порядок наведем. Это я вам говорю однозначно, – заявил замакима.
|