Таможня берет бабло

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 22 Января 2010 в 12:42:44
Таможенный союз: плюсы и минусы

Бизнесмены и предприниматели Казахстана бьют тревогу - Таможенный союз, который начал функционировать с начала нынешнего года, обещает стать для некоторых из них оружием массового поражения. Сотни предпринимателей находятся на грани банкротства и нервного срыва. Решение, которое, как обещалось, должно было предоставить им огромный, почти безграничный российско-белорусский рынок, на деле может отобрать у них даже свой, казахстанский.

Союз - нерушимый?

Все мы давно привыкли к тому, что решения государства, какими бы спорными они ни были, обсуждать не принято. Исключение составляют только те из них, которые напрямую, беззастенчиво и жестоко портят жизнь достаточно большим группам граждан. Например, владельцам праворульных автомобилей. Или людям, которым небезразлично, как их будут называть - казахами или казахстанцами. Таможенный союз в его нынешнем состоянии многими отечественными бизнесменами воспринимается как решение из этого же разряда, а некоторыми и вовсе как форменный геноцид, направленный против них. И уже сейчас, спустя всего три недели после начала года, представители малого и среднего бизнеса готовы бороться за то, чтобы государство пошло им навстречу и приняло компромиссное решение. Например, о годовом моратории на повышение налоговых тарифов. И далее в том же духе.

Представьте себе ситуацию. Держал человек мебельный цех, завозя комплектующие материалы из Чехии. На дворе, между нами говоря, кризис, в том числе (а может быть, и в первую очередь), в строительном секторе, следовательно - клиентов мало, а те, что есть, капризны и день ото дня становятся все более невыносимыми. Теперь же вдобавок ко всему нужно будет платить больше на таможне, следовательно - повышать цены, а там не за горами потеря даже оставшихся немногочисленных клиентов, банкротство и, как логическое завершение, - нищенская сума. Да, этот сценарий можно назвать утрированным, но подобная участь реально грозит многим отечественным предпринимателям, которым, как всегда призывал президент страны, нужно давать послабления, ибо эти грустные сегодня люди составляют хребет гражданского общества.

То есть, внутренние производители, которых у нас мало и которые, в основном, работают с зарубежным "сырьем", пострадают очень сильно и в итоге будут вынуждены свернуть свою деятельность. Таким образом, мы можем окончательно убить только начавшее зарождаться местное производство. Понятно ведь, что с устранением таможенных барьеров в Казахстан придут крупные белорусские и российские производители, которые начнут демпинговать и в итоге "задавят" наших предпринимателей. И это будет касаться не только производителей, но и, например, перевозчиков грузов.

Кому на Руси жить хорошо?

Конечно, не всем от Таможенного союза так худо. Есть очень дальновидные ребята, которые работают с российскими компаниями и для которых наступают (пусть и ненадолго) золотые времена. Во-первых, не будет налогов. Во-вторых, уйдут с рынка конкуренты, работающие не с россиянами. Все остальные же будут вынуждены трепыхаться как караси на сковородке. И примерно с такими же перспективами, как у карася. А таких у нас много. Мы ведь мало что производим, так что приходится все гнать "из-за бугра". А пока переориентируешь бизнес, пока вновь встанешь на ноги в другой ипостаси (да и встанешь ли вообще в кризис?) - придут россияне и белорусы. Вернее, российские бизнесмены со своей продукцией, с которыми наши предприниматели не смогут тягаться по банальной причине - собственной неконкурентоспособности. Конечно, можно сказать: "Сами виноваты. Нужно делать нормальную продукцию". Сказать так, повторимся, можно. Но все-таки не стоит. Это будет все равно, что "гнобить" сборную Казахстана по футболу за то, что она не смогла научиться играть хотя бы как сборная России. Не говоря уже об Италии, Германии или Бразилии.

Существует мнение, что появление Таможенного союза, которое означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, будет стимулировать экономическую активность и повышать товарооборот между странами Союза. Кроме того, официальные лица говорят о том, что создание единого таможенного пространства позволит уже к 2015 году обеспечить участникам союза порядка 15 процентов прироста внутреннего валового продукта. А в Беларуси, например, очень надеются на то, что создание Таможенного союза позволит членам ЕврАзЭС вступить во Всемирную торговую организацию на тех выгодных условиях, которые оговаривает для себя Российская Федерация. Российские эксперты справедливо полагают, что выступление на переговорах о членстве в ВТО единым фронтом позволило бы нашим странам добиваться определенных уступок, выдвигать скоординированные встречные требования и согласованно разрешать возникающие в ходе переговоров вопросы. Все это, конечно, хорошо, но всем известно, что когда лес рубят - щепки летят. На деле получается так, что огромные убытки несут местные бизнесмены. Вообще, конечно, государство должно принять какое-то волевое решение и дать возможность своим бизнесменам нормально работать, а гражданам - улучшать свое благосостояние. Но пока официальные лица либо молчат, либо рисуют перспективы Таможенного союза только в розовых тонах.

Азат - в будущее

Председатель Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" Азат Перуашев считает Таможенный союз благом для всех - начиная с продавцов и покупателей автомобилей и заканчивая казахстанской экологией. По его мнению, новые автомобили не подорожают, потому что у крупнейших мировых автопроизводителей есть принцип единой мировой цены. "Заметьте, когда в России таможенная пошлина была 30%, а у нас 10%, автомобиль Toyota Land Cruiser стоил в Алматы, скажем, 82 тыс. долларов, и ровно столько же он стоил в Москве, хотя там пошлина была в три раза выше. Это принцип нормальных автопроизводителей, поэтому я не думаю, что новые автомобили подорожают, а если и подорожают, то только по причине психологического ажиотажа. …На подержанные автомобили цена может вырасти, поскольку там уже нет принципа мировой цены. Мы сегодня внедряем стандарт Евро-3, в России уже переходят на Евро-4, по которым есть ограничения на экологические выбросы, по сроку эксплуатации автомобилей, и поэтому в любом случае автомобили старше семи лет уже не могут ввозиться. На подержанные автомашины цены, возможно, подрастут, но это вполне обоснованно. Мы ввозим в страну металлолом, заставляем наших детей дышать этими выхлопами, когда во всем мире от этого защищают свое здоровье. Если хочешь портить экологию - плати больше, если не хочешь - покупай новый автомобиль", - заявил господин Перуашев в интервью одному из отечественных информагентств.

При этом рядовые продавцы автомашин говорят, что у нас наиболее сильно пострадают автомобильные дилеры и люди, мечтающие купить свежепригнанный автомобиль из-за границы. Теперь они будут вынуждены платить таможне по российским тарифам - а это на 20, 30, а в некоторых случаях и на 50 процентов больше, чем было до создания Таможенного союза. Мелкие продавцы, скорее всего, вовсе уйдут с рынка, который с введением новых тарифов отощает, как скот во время джута. А это вместе с другими "неудачниками" от МСБ и их работниками - тысячи безработных. Со всеми вытекающими и выползающими отсюда последствиями.

Так какую же мы картину увидим, если все останется без изменений и корректировок? Скорее всего, она будет безрадостной. Наши бизнесмены получат не 160-миллионный российский рынок, а, как выразился бы один известный персонаж, "круг от бублика, от жилетки рукава и от мертвого осла уши". И останутся они у разбитого корыта, которое, возможно, тоже заберут россияне для нужд своей текстильной промышленности. Коей у нас, наряду со многими другими отраслями реального производства, нет и никогда не было - в этом-то и заключается наша трагедия. А россияне получат потенциально 16-миллионный казахстанский рынок. Сомневаться же в том, что российские "акулы" бизнеса пожрут мелкую местную рыбешку, не приходится. В наших водах ведь либо киты водятся, либо планктон. Первым хорошо, потому что планктона много, а вторые терпят, потому что китов мало. А теперь приплывут незваные гости и нарушат нашу местную идиллию. И биоценоз будет нарушен. А это черный рынок, контрабанда и прочие "прелести".

Впрочем, оптимисты вроде господина Перуашева утверждают, что поскольку производить собственные автомобили отныне будет выгоднее, чем завозить, то возрождающаяся (или зарождающаяся) автопромышленность станет локомотивом для химической, электротехнической, текстильной, кожевенной промышленности, производства ходовых частей и аккумуляторов. И вот тогда-то, якобы, нас и настигнет счастье.

Две стороны одной медали

А вот коллеги Азата Турлыбековича из Независимой ассоциации предпринимателей говорят о том, что Таможенный союз имеет не только плюсы, но и минусы. Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. "Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Беларуси. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территории этих государств, всегда были. Теперь же не будет таможенных постов, СВХ, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не надо будет готовить много различных документов. Шестнадцать миллионов населения Казахстана - это совсем маленький рынок для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз - положительное явление, - считает вице-президент НАП Тимур Назханов. - Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров на 32% будут повышаться пошлины, процентов на 10 они будут усредненные, и всего на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. Представители ряда предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. То же самое ожидает и кондитеров: импортируемый из третьих стран сахар станет дороже почти в полтора раза. Так, с цены ввоза 540 долларов за тонну надо будет уплатить 270 долларов пошлины. Понятно, что это приведет к росту цен на кулинарные изделия производителей".

Еще более жестко выразился на заседании "круглого стола" на тему "Таможенный союз и налоговая политика", состоявшемся 18 января в Алматы, президент НАП Талгат Акуов: "Мы поддерживаем производителей, которые хотели бы расширить рынки реализации своих товаров за пределами Казахстана. Но, промониторив ситуацию, мы видим, что таких производителей достаточно мало. И потери, которые понесет сейчас Казахстан, в сотни раз будут больше, чем плюсы, которые мы получим от Таможенного Союза. …Если даже и создадим несколько сотен рабочих мест, то потеряем десятки тысяч рабочих мест. Если бы у нас для производителей было бы налоговое законодательство, создающее им особые условия, как в Китае, то тогда бы мы могли говорить, что Таможенный союз дал бы нам быстрое развитие наших производственных мощностей".

Волевое участие

"Сильная рука". "Политическая воля". "Жесткая позиция". Эти словосочетания - чуть ли не единственная надежда отечественных предпринимателей. Только государство может если не изменить свое решение, то хотя бы скорректировать его, доработать, адаптировать к нашим реалиям. Если разобраться - не так уж и много, не так уж и сложно. Тем более что внутри государства наша власть почти всесильна. Главное - увидеть за недовольством маленьких людей большую проблему.

http://www.camonitor.com/index.php?module=news&nid=286
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь