Следы "таиландской" сделки по продаже оружия ведут в Казахстан?
admin 22 Января 2010 в 10:54:53
Расследование "Associated Press" показывает, что следы темной сделки по продаже оружия ведут в Казахстан
Следы самолета, арестованного в прошлом месяце в Таиланде, предположительно за контрабанду орудия из Северной Кореи в Иран, ведут назад, к небольшой компании по воздушным перевозкам, расположенной неподалеку от старого советского аэродрома на краю казахской степи.
Результаты расследования показали, что странствия этого старого российского самолета проходили через множество компаний, финансирующих организаций и транспортных самолетов с адресами, начиная от Нью-Йорка через Персидский залив до Новой Зеландии.
Стойкость транспортных самолетов, готовых перевозить все и куда угодно за деньги – даже в страны, находящиеся под международными санкциями, как Иран и Северная Корея – делала тщетными усилия мирового сообщества по прекращению потока незаконного оружия.
Александр Жуков, чей экипаж управлял самолетом, приземлившимся в Бангкоке, отрицает, что он имеет отношение к конфискованным 35 тоннам взрывчатых веществ, реактивных гранат, ракет класса "Земля-Воздух" и другого вооружения.
Однако члены семьи говорят, что пилот самолета и экипаж работали на компанию Жукова по воздушным перевозкам "East Wing" на момент заключения в тюрьму. Также члены экипажа, которые работали на Жукова, сказали АР, что они перевозили грузы на разваливающихся российских самолетах в такие зоны конфликта, как Судан и Сомали.
Они зачастую не знали о том, какой именно груз они везут, сказали четверо членов экипажа. Двое из них рассказали об индустрии, в которой иногда используется сфабрикованная полетная документация и уклонение от таможенных правил.
Распад Советского Союза оставил авиационную инфраструктуру и пилотов без работы, и семьи арестованных членов экипажа говорят, что экипаж – лишь пешка в этой торговле оружием.
Комментируя ситуацию из казахстанского города Алматы, Жуков настаивал на том, что на момент конфискации оружия 12 декабря его экипаж не работал на него, сообщив, что до этого полета все пять членов экипажа взяли неоплачиваемый двухнедельный отпуск. Он и его жена Светлана Жукова, которая числится владельцем самолета, отрицают то, что они знали об оружии. "Найдите тех, кто является заказчиком этого полета", - сказал корреспонденту АР Жуков и бросил трубку.
АР провело три недели, пытаясь сделать это, изучая документы и разговаривая с пилотами, поставщиками, правительственными чиновниками и экспертами по торговле оружием. Никто не захотел взять ответственность за оружие, которое оказалось на борту самолета, и которое, в случае не изъятия, последовало бы окольным маршрутом в более чем 15 тысяч миль.
Этот инцидент получил огласку, когда полиция Бангкока, действуя по частной информации, заявила о захвате российского грузового судна "Илюшин-76" и экипажа из пяти человек – четырех казахстанцев и одного белоруса – после обнаружения оружия на борту самолета. Всем пятерым были предъявлены обвинения в перевозке оружия, и они находятся в тайской тюрьме, ожидая завершения расследования.
Пунктом назначения российского самолета назван аэропорт "Мерхабад" в Тегеране. В грузовой декларации в качестве перевозимого груза указаны "запасные части для нефтедобывающей отрасли", но никак не оружие. Украинская компания "Aerotrack Ltd" и Корейская торговая корпорация Пхеньяна указаны как компании, ответственные за груз.
Шымкент - город, выходцами которого являются четыре казахстанских члена экипажа - является мрачным советским отдаленным поселением с множеством ветхих домов и магазинов кебаб. Жуков - местный "грузовой" магнат - здесь вроде легенды, а людей, работающих на него, в городе называют "Жуковцами". По словам семей арестованных, на Жукова они работают около десяти лет, и он нанял их для осуществления полета в Бангкок.
Жуков размещает своих пилотов на территории, расположенной на краю города и огороженной колючей проволокой, камерами и со злой сторожевой собакой у ворот. Большие бетонные стены и спутниковые антенны этого жилища выделяются среди хижин и лачуг.
Управляющий этой территории Павел Могилевский подтвердил АР, что члены экипажа, арестованного в Таиланде, являлись сотрудниками компании "East Wing". "Да, это наши ребята. Они работали на нас", - сказал он, открыв тяжелую металлическую дверь на внешней стене для короткого разговора. Но что касается именно этого полета, они подрабатывали у другого работодателя, о котором они не говорили, сказал он. Также он опроверг какую-либо причастность компании "East Wing"к этому инциденту.
Жена Жукова, которую мы настигли по телефону в Шарьяхе, ОАЭ, где супружеская пара имеет дом, также отрицала, что знала об оружии на борту самолета. "Если бы мы знали, мы никогда не передали бы самолет в аренду", - сказала она.
Жуков имеет связи с рядом компаний, работающих в четырех континентах. Одна из таких компаний – фирма "SP Trading Ltd", которая арендовала самолет для этого груза - была учреждена только пять месяцев назад, и руководителем этой компании являлся давний партнер Жукова Юрий Лунев.
Имя Жукова не впервые всплывало в связи с запрещенными полетами, сказал эксперт по вопросам торговли оружием Брайан Джонсон-Томас, который тесно сотрудничает с бельгийским независимым исследовательским институтом "International Peace Information Service", специализирующимся на странах Африки к югу от Сахары.
Согласно отчету Совета Безопасности ООН за ноябрь 2006 года, компания, принадлежащая жене Жукова, предоставила самолет, который перевозил добровольцев Сомали для борьбы вместе с милицией "Хезболлы" против Израиля во время Ливанской войны 2006 года. "Кроме того, он перевозил сомалийских добровольцев для обучения в Ливию и Сирию", - сказал Джонсон-Томас. Он добавил, что в обоих случаях – полетах из Сомали и инциденте в Таиланде – "жуковцы", возможно, не знали, в каких целях используются их самолеты.
В начале 1990 гг. тысячи экипажей по всему бывшему Советскому блоку, большая часть которых уже были на пенсии, были уволены, тогда как имеющие хорошие связи бизнесмены скупили советские военные самолеты - в основном старые "Илюшины" и "Антоновы" - для открытия компаний, занимающихся грузовыми авиа перевозками.
Жуков начинал свой бизнес именно так, и некоторые из летчиков в Шымкенте защищали его как человека, который заботился об их интересах в этой отрасли, где работу найти очень сложно и зачастую рискованно. "Почти каждый месяц они звонят с предложениями о работе", - сказал Виталий - летчик из Витебска, Беларуси - откуда родом пятый член экипажа, арестованного в Бангкоке - Михаил Петухов. Виталий - друг Петухова, работавший вместе с последним в Судане - попросил не называть его фамилии из-за боязни потерять работу.
"Работать на них нелегко. Во-первых, их самолеты уже старые, так что полеты на них очень опасны. И это также означает нарушение каждого авиационного закона по бумагам", - сказал он. "Но это – работа, и они хорошо за нее платят", - добавил он.
В Шымкенте инженер, работавший на Жукова несколько лет, сказал, что арестованные в Таиланде люди были частью постоянной команды Жукова. Но, по словам инженера, члены экипажа могли свободно предоставлять услуги для других работодателей между полетами компании "East Wing". "Вам платят деньги за осуществление полета, и вы не задаете вопросов о том, что находится внутри коробок", - сказал инженер, также попросивший не называть его имени во избежание риска потерять работу.
26 июля Александр Зрубнев – инженер захваченного в Таиланде самолета - поехал в столицу Украины Киев, чтобы присоединиться к экипажу Жукова, с которым он всегда работал, сказала его сестра-близнец 53-летняя Светлана Найденова. По ее словам, там он ждал пять месяцев прежде, чем быть назначенным на то, что она назвала главным полетом: забрать груз из Северной Кореи и доставить его в место назначения в начале декабря.
Двое других родственников –дочь капитана Ильяса Исакова Наталья Исакова, и дочь штурмана Виктора Абдуллаева Янна Абдуллаева – подтвердили рассказ Найденовой в отдельных интервью. Все они сказали, что узнали об аресте своих родных из СМИ. Когда на следующий день после их ареста Найденова позвонила Жукову за объяснениями, по ее словам, он посоветовал ей обратиться со всеми вопросами к владельцу "SP Trading Ltd" Луневу. В интервью АР в Киев Лунев сказал, что он долго работал с Жуковым, а последний подтвердил, что они хорошо знают друг друга.
Компания "SP Trading", передавшая в аренду самолет для осуществления перевозки из Северной Кореи, была зарегистрирована 29 июля в Новой Зеландии, примерно за четыре месяца до того, как был совершен полет и три дня после того, как казахские члены экипажа собрались в Киеве.
Лунев признал, что цепь соглашений по аренде связывает жуковцев с самолетом и экипажем, перевозившим оружие из Северной Кореи, но он отрицает факт прямого вовлечения в организацию поставок или то, что они знали о содержимом ящиков. Эта цепь начинается с компании "Overseas Trading FZE" Светланы Жуковой в Шарьяхе, которая сдала в аренду свой 30-летний самолет "Илюшин-76" грузинской фирме "Air West airlines". Владелец "Air West airlines" Леван Какабадзе в прошлом месяце сказал АР, что он не знал заключительного пункта назначения этого самолеты или об истинной сущности груза.
В свою очередь, "Air West" сдала в аренду "Илюшин-76" компании Лунева "SP Trading", через сделку, выполненную посредством двух главных нью-йоркских банков – "Deutsche Bank" и "JP Morgan Chase", которые выступили в качестве посредников наряду с грузинским и датским банками, говорится в соглашении об аренде. "Deutsche Bank" и "JP Morgan Chase" отказались предоставить комментарии по данной сделке.
Затем, согласно арендному соглашению, "SP Trading" 4 декабря сдала судно в наем по чартеру зарегистрированной в Гонконге фирме "Union Top Management" (UTM). Это был первый полет, осуществленный и "SP Trading", и UTM, который был учрежден месяцем ранее 2 ноября. Согласно тому же договору и упаковочному реестру перевозимого груза, компания UTM сообщила, что она перевозила запасные части для нефтедобывающей отрасли из Северной Кореи в Иран.
Широкомасштабные усилия с декабря по поиску UTM и человека, зарегистрировавшего компанию, Дарио Кабрероса Гармендия из Испании, оказались безуспешными. Электронные письма на адрес северокорейской компании оставались без ответа, а на предоставленные номера телефонов никто не отвечал.
В пятницу полиция Новой Зеландии сообщила, что "они работают с рядом других правительственных агентств для определения причастности зарегистрированных в Новой Зеландии подставных компаний, в частности компании "SP Trading Limited", к инциденту в Таиланде".
Лунев обвиняет украинскую компанию "Aerotrack Ltd" в фальсификации документов и попытке провезти контрабандное оружие. По словам Лунева, это была обязанность компании "Aerotrack Ltd" - обеспечить контроль во время заключительного полета из Киева в Тегеран после взятия груза в Северной Корее и нескольких других остановок, включая остановку в Бангкоке и Аль-Фуджарья, ОАЭ.
В упаковочном реестре Aerotrack числится как грузополучатель груза вместе с грузоотправителем в лице северокорейской компании. Попытки найти офис "Aerotrack" также оказались безуспешными. По адресу компания располагается в Киеве, однако там сотрудники безопасности и секретари сказали, что компании под таким названием и по такому адресу никогда не было.
В упаковочном реестре в качестве контактного лица компании "Aerotrack" было указано имя Виктории Донецкой. Женщина, ответившая на телефонный звонок по номеру, указанному в документе, сказала, что мы попали в частную квартиру и женщина с таким именем никогда здесь не проживала. Факсы, отправленные на номер факса Донецкой, также остались без ответа.
Полет самолета "Илюшин-76" выглядит столь же сложным, как и документация вокруг этого полета. Самолет вылетел из Баку, Азербайджан, приземлился в Аль-Фуджарья, ОАЭ, затем в Бангкоке прежде, чем он прилетел в Пхеньян, загрузил груз и вновь направился в Бангкок.
Если бы самолет не был "арестован", он продолжил бы свой полет в город Коломбо, Шри-Ланка, затем в Аль-Фуджарью и Киев, прежде, чем возвратиться тем же маршрутом в Тегеран для разгрузки – и завершил бы свой полет в Европе, Подгорице - Черногории. Полное расстояние - 15,328 миль (24,525 км).
Источник - Zpress.kg
Следы самолета, арестованного в прошлом месяце в Таиланде, предположительно за контрабанду орудия из Северной Кореи в Иран, ведут назад, к небольшой компании по воздушным перевозкам, расположенной неподалеку от старого советского аэродрома на краю казахской степи.
Результаты расследования показали, что странствия этого старого российского самолета проходили через множество компаний, финансирующих организаций и транспортных самолетов с адресами, начиная от Нью-Йорка через Персидский залив до Новой Зеландии.
Стойкость транспортных самолетов, готовых перевозить все и куда угодно за деньги – даже в страны, находящиеся под международными санкциями, как Иран и Северная Корея – делала тщетными усилия мирового сообщества по прекращению потока незаконного оружия.
Александр Жуков, чей экипаж управлял самолетом, приземлившимся в Бангкоке, отрицает, что он имеет отношение к конфискованным 35 тоннам взрывчатых веществ, реактивных гранат, ракет класса "Земля-Воздух" и другого вооружения.
Однако члены семьи говорят, что пилот самолета и экипаж работали на компанию Жукова по воздушным перевозкам "East Wing" на момент заключения в тюрьму. Также члены экипажа, которые работали на Жукова, сказали АР, что они перевозили грузы на разваливающихся российских самолетах в такие зоны конфликта, как Судан и Сомали.
Они зачастую не знали о том, какой именно груз они везут, сказали четверо членов экипажа. Двое из них рассказали об индустрии, в которой иногда используется сфабрикованная полетная документация и уклонение от таможенных правил.
Распад Советского Союза оставил авиационную инфраструктуру и пилотов без работы, и семьи арестованных членов экипажа говорят, что экипаж – лишь пешка в этой торговле оружием.
Комментируя ситуацию из казахстанского города Алматы, Жуков настаивал на том, что на момент конфискации оружия 12 декабря его экипаж не работал на него, сообщив, что до этого полета все пять членов экипажа взяли неоплачиваемый двухнедельный отпуск. Он и его жена Светлана Жукова, которая числится владельцем самолета, отрицают то, что они знали об оружии. "Найдите тех, кто является заказчиком этого полета", - сказал корреспонденту АР Жуков и бросил трубку.
АР провело три недели, пытаясь сделать это, изучая документы и разговаривая с пилотами, поставщиками, правительственными чиновниками и экспертами по торговле оружием. Никто не захотел взять ответственность за оружие, которое оказалось на борту самолета, и которое, в случае не изъятия, последовало бы окольным маршрутом в более чем 15 тысяч миль.
Этот инцидент получил огласку, когда полиция Бангкока, действуя по частной информации, заявила о захвате российского грузового судна "Илюшин-76" и экипажа из пяти человек – четырех казахстанцев и одного белоруса – после обнаружения оружия на борту самолета. Всем пятерым были предъявлены обвинения в перевозке оружия, и они находятся в тайской тюрьме, ожидая завершения расследования.
Пунктом назначения российского самолета назван аэропорт "Мерхабад" в Тегеране. В грузовой декларации в качестве перевозимого груза указаны "запасные части для нефтедобывающей отрасли", но никак не оружие. Украинская компания "Aerotrack Ltd" и Корейская торговая корпорация Пхеньяна указаны как компании, ответственные за груз.
Шымкент - город, выходцами которого являются четыре казахстанских члена экипажа - является мрачным советским отдаленным поселением с множеством ветхих домов и магазинов кебаб. Жуков - местный "грузовой" магнат - здесь вроде легенды, а людей, работающих на него, в городе называют "Жуковцами". По словам семей арестованных, на Жукова они работают около десяти лет, и он нанял их для осуществления полета в Бангкок.
Жуков размещает своих пилотов на территории, расположенной на краю города и огороженной колючей проволокой, камерами и со злой сторожевой собакой у ворот. Большие бетонные стены и спутниковые антенны этого жилища выделяются среди хижин и лачуг.
Управляющий этой территории Павел Могилевский подтвердил АР, что члены экипажа, арестованного в Таиланде, являлись сотрудниками компании "East Wing". "Да, это наши ребята. Они работали на нас", - сказал он, открыв тяжелую металлическую дверь на внешней стене для короткого разговора. Но что касается именно этого полета, они подрабатывали у другого работодателя, о котором они не говорили, сказал он. Также он опроверг какую-либо причастность компании "East Wing"к этому инциденту.
Жена Жукова, которую мы настигли по телефону в Шарьяхе, ОАЭ, где супружеская пара имеет дом, также отрицала, что знала об оружии на борту самолета. "Если бы мы знали, мы никогда не передали бы самолет в аренду", - сказала она.
Жуков имеет связи с рядом компаний, работающих в четырех континентах. Одна из таких компаний – фирма "SP Trading Ltd", которая арендовала самолет для этого груза - была учреждена только пять месяцев назад, и руководителем этой компании являлся давний партнер Жукова Юрий Лунев.
Имя Жукова не впервые всплывало в связи с запрещенными полетами, сказал эксперт по вопросам торговли оружием Брайан Джонсон-Томас, который тесно сотрудничает с бельгийским независимым исследовательским институтом "International Peace Information Service", специализирующимся на странах Африки к югу от Сахары.
Согласно отчету Совета Безопасности ООН за ноябрь 2006 года, компания, принадлежащая жене Жукова, предоставила самолет, который перевозил добровольцев Сомали для борьбы вместе с милицией "Хезболлы" против Израиля во время Ливанской войны 2006 года. "Кроме того, он перевозил сомалийских добровольцев для обучения в Ливию и Сирию", - сказал Джонсон-Томас. Он добавил, что в обоих случаях – полетах из Сомали и инциденте в Таиланде – "жуковцы", возможно, не знали, в каких целях используются их самолеты.
В начале 1990 гг. тысячи экипажей по всему бывшему Советскому блоку, большая часть которых уже были на пенсии, были уволены, тогда как имеющие хорошие связи бизнесмены скупили советские военные самолеты - в основном старые "Илюшины" и "Антоновы" - для открытия компаний, занимающихся грузовыми авиа перевозками.
Жуков начинал свой бизнес именно так, и некоторые из летчиков в Шымкенте защищали его как человека, который заботился об их интересах в этой отрасли, где работу найти очень сложно и зачастую рискованно. "Почти каждый месяц они звонят с предложениями о работе", - сказал Виталий - летчик из Витебска, Беларуси - откуда родом пятый член экипажа, арестованного в Бангкоке - Михаил Петухов. Виталий - друг Петухова, работавший вместе с последним в Судане - попросил не называть его фамилии из-за боязни потерять работу.
"Работать на них нелегко. Во-первых, их самолеты уже старые, так что полеты на них очень опасны. И это также означает нарушение каждого авиационного закона по бумагам", - сказал он. "Но это – работа, и они хорошо за нее платят", - добавил он.
В Шымкенте инженер, работавший на Жукова несколько лет, сказал, что арестованные в Таиланде люди были частью постоянной команды Жукова. Но, по словам инженера, члены экипажа могли свободно предоставлять услуги для других работодателей между полетами компании "East Wing". "Вам платят деньги за осуществление полета, и вы не задаете вопросов о том, что находится внутри коробок", - сказал инженер, также попросивший не называть его имени во избежание риска потерять работу.
26 июля Александр Зрубнев – инженер захваченного в Таиланде самолета - поехал в столицу Украины Киев, чтобы присоединиться к экипажу Жукова, с которым он всегда работал, сказала его сестра-близнец 53-летняя Светлана Найденова. По ее словам, там он ждал пять месяцев прежде, чем быть назначенным на то, что она назвала главным полетом: забрать груз из Северной Кореи и доставить его в место назначения в начале декабря.
Двое других родственников –дочь капитана Ильяса Исакова Наталья Исакова, и дочь штурмана Виктора Абдуллаева Янна Абдуллаева – подтвердили рассказ Найденовой в отдельных интервью. Все они сказали, что узнали об аресте своих родных из СМИ. Когда на следующий день после их ареста Найденова позвонила Жукову за объяснениями, по ее словам, он посоветовал ей обратиться со всеми вопросами к владельцу "SP Trading Ltd" Луневу. В интервью АР в Киев Лунев сказал, что он долго работал с Жуковым, а последний подтвердил, что они хорошо знают друг друга.
Компания "SP Trading", передавшая в аренду самолет для осуществления перевозки из Северной Кореи, была зарегистрирована 29 июля в Новой Зеландии, примерно за четыре месяца до того, как был совершен полет и три дня после того, как казахские члены экипажа собрались в Киеве.
Лунев признал, что цепь соглашений по аренде связывает жуковцев с самолетом и экипажем, перевозившим оружие из Северной Кореи, но он отрицает факт прямого вовлечения в организацию поставок или то, что они знали о содержимом ящиков. Эта цепь начинается с компании "Overseas Trading FZE" Светланы Жуковой в Шарьяхе, которая сдала в аренду свой 30-летний самолет "Илюшин-76" грузинской фирме "Air West airlines". Владелец "Air West airlines" Леван Какабадзе в прошлом месяце сказал АР, что он не знал заключительного пункта назначения этого самолеты или об истинной сущности груза.
В свою очередь, "Air West" сдала в аренду "Илюшин-76" компании Лунева "SP Trading", через сделку, выполненную посредством двух главных нью-йоркских банков – "Deutsche Bank" и "JP Morgan Chase", которые выступили в качестве посредников наряду с грузинским и датским банками, говорится в соглашении об аренде. "Deutsche Bank" и "JP Morgan Chase" отказались предоставить комментарии по данной сделке.
Затем, согласно арендному соглашению, "SP Trading" 4 декабря сдала судно в наем по чартеру зарегистрированной в Гонконге фирме "Union Top Management" (UTM). Это был первый полет, осуществленный и "SP Trading", и UTM, который был учрежден месяцем ранее 2 ноября. Согласно тому же договору и упаковочному реестру перевозимого груза, компания UTM сообщила, что она перевозила запасные части для нефтедобывающей отрасли из Северной Кореи в Иран.
Широкомасштабные усилия с декабря по поиску UTM и человека, зарегистрировавшего компанию, Дарио Кабрероса Гармендия из Испании, оказались безуспешными. Электронные письма на адрес северокорейской компании оставались без ответа, а на предоставленные номера телефонов никто не отвечал.
В пятницу полиция Новой Зеландии сообщила, что "они работают с рядом других правительственных агентств для определения причастности зарегистрированных в Новой Зеландии подставных компаний, в частности компании "SP Trading Limited", к инциденту в Таиланде".
Лунев обвиняет украинскую компанию "Aerotrack Ltd" в фальсификации документов и попытке провезти контрабандное оружие. По словам Лунева, это была обязанность компании "Aerotrack Ltd" - обеспечить контроль во время заключительного полета из Киева в Тегеран после взятия груза в Северной Корее и нескольких других остановок, включая остановку в Бангкоке и Аль-Фуджарья, ОАЭ.
В упаковочном реестре Aerotrack числится как грузополучатель груза вместе с грузоотправителем в лице северокорейской компании. Попытки найти офис "Aerotrack" также оказались безуспешными. По адресу компания располагается в Киеве, однако там сотрудники безопасности и секретари сказали, что компании под таким названием и по такому адресу никогда не было.
В упаковочном реестре в качестве контактного лица компании "Aerotrack" было указано имя Виктории Донецкой. Женщина, ответившая на телефонный звонок по номеру, указанному в документе, сказала, что мы попали в частную квартиру и женщина с таким именем никогда здесь не проживала. Факсы, отправленные на номер факса Донецкой, также остались без ответа.
Полет самолета "Илюшин-76" выглядит столь же сложным, как и документация вокруг этого полета. Самолет вылетел из Баку, Азербайджан, приземлился в Аль-Фуджарья, ОАЭ, затем в Бангкоке прежде, чем он прилетел в Пхеньян, загрузил груз и вновь направился в Бангкок.
Если бы самолет не был "арестован", он продолжил бы свой полет в город Коломбо, Шри-Ланка, затем в Аль-Фуджарью и Киев, прежде, чем возвратиться тем же маршрутом в Тегеран для разгрузки – и завершил бы свой полет в Европе, Подгорице - Черногории. Полное расстояние - 15,328 миль (24,525 км).
Источник - Zpress.kg
|