В основе казахстанского благополучия – жизнь в кредит, а вовсе не огромные доходы от производства и продажи энергоносителей
admin 22 Декабря 2009 в 16:37:01
Из всех центрально-азиатских стран наиболее тесные и интенсивные экономические связи у Казахстана сейчас складываются с Туркменистаном. Затеваются сразу два крупных международных проекта, в реализацию которых вовлечены обе республики.
Они представляются в немалой степени результатами интенсификации активности официального Ашгабата в поисках возможностей расширения внешнеэкономических связей своей страны. Но здесь, вместе с тем, не стоит умалять роли Астаны, которая уже достаточно долго не только проявляет себя в качестве посредника в отношениях Туркменистана с Россией и другими находящимися в европейской части СНГ постсоветскими республиками, но и также выказывает желание содействовать интенсификации связей этого богатого природными ресурсами государства с Китаем.
Так, вот в прошлом году у туркмен наметился прорыв в обоих направлениях. Подписано соглашение о строительстве из Туркменистана сразу двух новых газопроводов - в Россию и Китай. Казахстан должен принять участие в прокладке труб в обоих случаях. Плюс к тому он предполагает получать в дальнейшем выгоды, вытекающие из своего транзитного положения. Одним словом, за прошедший 2007 год значение Туркменистана для Казахстана в качестве экономического партнера заметно возросло.
А главное, он теперь престает быть связанным экономически лишь с одной, окраинной частью нашей страны. Это – самое главное, что следовало бы отметить в характере ныне складывающихся отношений Казахстана с Туркменистаном.
Раньше с этим нашим соседом по региону имел дело, главным образом, западный регион нашей страны. И в основном – через существующий с советских времен газопровод «Средняя Азия - Центр». Теперь в том же направлении намечается прокладка еще одного газотранспортного маршрута. И совершенно нового маршрута – в восточном, китайском направлении. Одним словом, ожидается интенсификация традиционных связей и налаживание новых связей Туркменистана с внешним миром при посредничестве с Казахстаном.
В связи с такой реальностью нам нелишне было бы сейчас пересмотреть свое, сделавшееся уже в постсоветский период традиционным отношение. Что тут имеется в виду. У нас, как известно, принято посмеиваться над туркменскими порядками. Кое-кто из наших позволяет себе приклеивать Туркменистану ярлык под названием «Абсурдистан», что должно быть оскорбительно для этой страны. Но, как говорится, вольному воля.
Но при этом не надо бы из виду и то, что, к примеру, сейчас Казахстан с его 15-миллионным населением и двумя десятками крупных городов потребляет газа меньше, чем 5-миллионный Туркменистан, где их имеется всего 2 - Ашгабат (350 тыс.) и Чарджоу (150 тыс.), - 15,7 млрд. кубометров против тамошних 17,07 миллиардов. Для сравнения: Грузия, где жителей также насчитывается порядка пяти миллионов, потребляет всего 2 млрд. кубометров.
Кстати сказать, по общепринятым стандартам, уровень благосостояния страны определяется, помимо прочего, объемом энергопотребления. И у Туркменистана по этой части обнаруживается один из высочайших показателей. Когда речь идет о таких сопоставительных данных, кое-кто у нас же берется оправдывать такое наше отставание от них тем, что-де у них запасов природного газа в недрах скрыто гораздо больше. Но, в действительности, такие представления, мягко говоря, не очень-то оправданны.
По данным самых серьезных международных энергетических структур, ресурсов «голубого топлива» у нас, хоть и не намного, больше, чем у туркмен, - 3 триллиона кубометров против 2,9 триллиона у них.
И причем транспортировка до внешнего покупателя каждой тысячи кубометров добываемого газа нам обходится существенно дешевле, чем им. Потому что мы находимся объективно ближе к нему, а туркменам приходится платить нам же дополнительно за транзит их продукции. При этом у них какой-то альтернативы в плане возможности выбора иных, позволяющих обойти Казахстан стороной маршрутов, практически нет.
Это наша страна еще может свою нефть отправлять не обязательно через Россию и также не обязательно нефтепроводами. У нее еще есть возможность обращения для этого к азербайджанскому, иранскому или китайскому направлению и использования танкеров, железнодорожных цистерн. Туркменистан же со своим газом подобных выборов фактически лишен начисто.
Именно этим и объясняется то, что до недавнего времени в Центральной Азии позицию основных производителей и поставщиков природного газа за пределы региона сохраняли за собой, как и в советское время, Туркменистан и Узбекистан. И то, что Казахстан, несмотря на то, что ему удалось привлечь в свой энергетический сектор большие инвестиции, в этом направлении продолжал занимать весьма скромное положение. Ведь по оценке энергетических экспертов у туркмен запасы газа, повторимся, меньше, чем у нас, а у узбеков – тем более. Но Казахстан не спешит выходить в региональные лидеры по производству «голубого топлива», имея, надо полагать, на то свой резон.
Ибо природный газ в том виде, в каком он добывается, не повезешь, скажем, через Каспий в танкерах и в вагонах-цистернах по железной дороге через Закавказье. Для этого понадобилось бы сжижать его.
Но это сложная и, что самое главное, чрезвычайно затратная технология. В тех географических условиях, в которых находится Туркменистан (и также вся Центральная Азия), ее внедрение будет не оправданно. Во всяком случае - в обозримом будущем.
Конечно, на все это можно возразить: зато у нас зарплата выше и жизнь веселей. Да, так оно и есть.
Но при этом у нас самый высокий в СНГ внешний долг на душу населения - почти по 5000 долларов. Или, другими словами, - $75 млрд. на 15 с лишним миллионов граждан РК. Вон, у Украины с его почти 50-миллионным населением весь внешний долг составлял $41,570 млрд. по состоянию на 30 июня 2006 года.
У нас тоже было столько же, но шестью месяцами ранее. А еще через полгода показатель нашей внешней задолженности добрался до отметки $75 млрд. Это гораздо больше совокупной суммы внешних долгов десяти из двенадцати стран СНГ (кроме России и самого Казахстана) на 1 же января 2007 года. Она равнялось тогда $68,23 млрд.
В том числе было: у Украины - $45,2 млрд., Беларуси - $5,5 млрд., Узбекистана - $4,8 млрд., Азербайджана - $2,5 млрд., Кыргызстана - $2,5 млрд., Туркменистана - $2,4 млрд., Молдовы - $2,2 млрд., Грузии - $2,1 млрд., Армении - $2,0 млрд., Таджикистана - $0,83 млрд.
Народу в этих двенадцати республиках живет почти в 10 раз больше чем в Казахстане. Но все они вместе набрали к началу прошлого года (данные на начало нынешнего года еще не появились), получается, меньше внешнего долга, чем одна только наша страна. А сейчас его показатель у нас уже приближается, по-видимому, к $100 млрд. Что же дает основания для такого предположения?
Прежде всего, то, что еще по итогам первого квартала 2007 года финансовый сектор и строительный бизнес являлись лидерами развития экономики РК, продемонстрировали наибольший рост. Показатель первого из них был 53,9%, второго — 43,4%.
В 2006 году они обеспечили не только около 50 процентов роста экономики, но и также – значительную часть увеличившегося почти на $32 млрд. внешнего долга. Одни только казахстанские банки набрали тогда кредитов и займов на $19 млрд.
Поскольку финансовый сектор и строительный бизнес в течение большей части прошлого года показывали выдающиеся результаты развития столь же выдающимся вполне, наверное, мог оказаться и дальнейший рост внешнего долга Казахстана.
Ведь показатель прироста за 2006 год – почти $35 млрд. – был 2 с лишним раза больше суммы внешних долгов всех других стран Центральной Азии и Закавказья вместе взятых.
Сопоставление всех этих цифр наталкивает на мысль о том, что мы, видимо, все последнее время жили в долг. Такая веселая жизнь когда-нибудь должна была обернуться горьким похмельем. Потому как экономика до сих пор явно работала, руководствуясь по преимущество запросами, поступающими извне, а оттуда сюда все больше шли не столько прибыль, сколько кредиты и займы.
В нынешнем же году, судя по всему, наступает пора расплаты. Только в первой его половине придется выплатить порядка $7,5 млрд. по прежним кредитам. А всего за год – $12 млрд. Это больше, чем весь бюджет Казахстана. Так что пожить весело мы, может, и пожили. Но, как бы то ни было, теперь настало пора начинать работать на «чужого дядю». Ибо, как говорится, долг платежом красен. Как же иначе?! А успели мы за несколько лет позанимать столько внешних долгов, сколько никто из слабо и среднеразвитых стран (коих насчитывается не менее 150 из существующего в мире 191 государства) никогда за всю историю не набирал.
Кайрат АМРЕЕВ
http://www.inosmikz.com/?p=2931
Они представляются в немалой степени результатами интенсификации активности официального Ашгабата в поисках возможностей расширения внешнеэкономических связей своей страны. Но здесь, вместе с тем, не стоит умалять роли Астаны, которая уже достаточно долго не только проявляет себя в качестве посредника в отношениях Туркменистана с Россией и другими находящимися в европейской части СНГ постсоветскими республиками, но и также выказывает желание содействовать интенсификации связей этого богатого природными ресурсами государства с Китаем.
Так, вот в прошлом году у туркмен наметился прорыв в обоих направлениях. Подписано соглашение о строительстве из Туркменистана сразу двух новых газопроводов - в Россию и Китай. Казахстан должен принять участие в прокладке труб в обоих случаях. Плюс к тому он предполагает получать в дальнейшем выгоды, вытекающие из своего транзитного положения. Одним словом, за прошедший 2007 год значение Туркменистана для Казахстана в качестве экономического партнера заметно возросло.
А главное, он теперь престает быть связанным экономически лишь с одной, окраинной частью нашей страны. Это – самое главное, что следовало бы отметить в характере ныне складывающихся отношений Казахстана с Туркменистаном.
Раньше с этим нашим соседом по региону имел дело, главным образом, западный регион нашей страны. И в основном – через существующий с советских времен газопровод «Средняя Азия - Центр». Теперь в том же направлении намечается прокладка еще одного газотранспортного маршрута. И совершенно нового маршрута – в восточном, китайском направлении. Одним словом, ожидается интенсификация традиционных связей и налаживание новых связей Туркменистана с внешним миром при посредничестве с Казахстаном.
В связи с такой реальностью нам нелишне было бы сейчас пересмотреть свое, сделавшееся уже в постсоветский период традиционным отношение. Что тут имеется в виду. У нас, как известно, принято посмеиваться над туркменскими порядками. Кое-кто из наших позволяет себе приклеивать Туркменистану ярлык под названием «Абсурдистан», что должно быть оскорбительно для этой страны. Но, как говорится, вольному воля.
Но при этом не надо бы из виду и то, что, к примеру, сейчас Казахстан с его 15-миллионным населением и двумя десятками крупных городов потребляет газа меньше, чем 5-миллионный Туркменистан, где их имеется всего 2 - Ашгабат (350 тыс.) и Чарджоу (150 тыс.), - 15,7 млрд. кубометров против тамошних 17,07 миллиардов. Для сравнения: Грузия, где жителей также насчитывается порядка пяти миллионов, потребляет всего 2 млрд. кубометров.
Кстати сказать, по общепринятым стандартам, уровень благосостояния страны определяется, помимо прочего, объемом энергопотребления. И у Туркменистана по этой части обнаруживается один из высочайших показателей. Когда речь идет о таких сопоставительных данных, кое-кто у нас же берется оправдывать такое наше отставание от них тем, что-де у них запасов природного газа в недрах скрыто гораздо больше. Но, в действительности, такие представления, мягко говоря, не очень-то оправданны.
По данным самых серьезных международных энергетических структур, ресурсов «голубого топлива» у нас, хоть и не намного, больше, чем у туркмен, - 3 триллиона кубометров против 2,9 триллиона у них.
И причем транспортировка до внешнего покупателя каждой тысячи кубометров добываемого газа нам обходится существенно дешевле, чем им. Потому что мы находимся объективно ближе к нему, а туркменам приходится платить нам же дополнительно за транзит их продукции. При этом у них какой-то альтернативы в плане возможности выбора иных, позволяющих обойти Казахстан стороной маршрутов, практически нет.
Это наша страна еще может свою нефть отправлять не обязательно через Россию и также не обязательно нефтепроводами. У нее еще есть возможность обращения для этого к азербайджанскому, иранскому или китайскому направлению и использования танкеров, железнодорожных цистерн. Туркменистан же со своим газом подобных выборов фактически лишен начисто.
Именно этим и объясняется то, что до недавнего времени в Центральной Азии позицию основных производителей и поставщиков природного газа за пределы региона сохраняли за собой, как и в советское время, Туркменистан и Узбекистан. И то, что Казахстан, несмотря на то, что ему удалось привлечь в свой энергетический сектор большие инвестиции, в этом направлении продолжал занимать весьма скромное положение. Ведь по оценке энергетических экспертов у туркмен запасы газа, повторимся, меньше, чем у нас, а у узбеков – тем более. Но Казахстан не спешит выходить в региональные лидеры по производству «голубого топлива», имея, надо полагать, на то свой резон.
Ибо природный газ в том виде, в каком он добывается, не повезешь, скажем, через Каспий в танкерах и в вагонах-цистернах по железной дороге через Закавказье. Для этого понадобилось бы сжижать его.
Но это сложная и, что самое главное, чрезвычайно затратная технология. В тех географических условиях, в которых находится Туркменистан (и также вся Центральная Азия), ее внедрение будет не оправданно. Во всяком случае - в обозримом будущем.
Конечно, на все это можно возразить: зато у нас зарплата выше и жизнь веселей. Да, так оно и есть.
Но при этом у нас самый высокий в СНГ внешний долг на душу населения - почти по 5000 долларов. Или, другими словами, - $75 млрд. на 15 с лишним миллионов граждан РК. Вон, у Украины с его почти 50-миллионным населением весь внешний долг составлял $41,570 млрд. по состоянию на 30 июня 2006 года.
У нас тоже было столько же, но шестью месяцами ранее. А еще через полгода показатель нашей внешней задолженности добрался до отметки $75 млрд. Это гораздо больше совокупной суммы внешних долгов десяти из двенадцати стран СНГ (кроме России и самого Казахстана) на 1 же января 2007 года. Она равнялось тогда $68,23 млрд.
В том числе было: у Украины - $45,2 млрд., Беларуси - $5,5 млрд., Узбекистана - $4,8 млрд., Азербайджана - $2,5 млрд., Кыргызстана - $2,5 млрд., Туркменистана - $2,4 млрд., Молдовы - $2,2 млрд., Грузии - $2,1 млрд., Армении - $2,0 млрд., Таджикистана - $0,83 млрд.
Народу в этих двенадцати республиках живет почти в 10 раз больше чем в Казахстане. Но все они вместе набрали к началу прошлого года (данные на начало нынешнего года еще не появились), получается, меньше внешнего долга, чем одна только наша страна. А сейчас его показатель у нас уже приближается, по-видимому, к $100 млрд. Что же дает основания для такого предположения?
Прежде всего, то, что еще по итогам первого квартала 2007 года финансовый сектор и строительный бизнес являлись лидерами развития экономики РК, продемонстрировали наибольший рост. Показатель первого из них был 53,9%, второго — 43,4%.
В 2006 году они обеспечили не только около 50 процентов роста экономики, но и также – значительную часть увеличившегося почти на $32 млрд. внешнего долга. Одни только казахстанские банки набрали тогда кредитов и займов на $19 млрд.
Поскольку финансовый сектор и строительный бизнес в течение большей части прошлого года показывали выдающиеся результаты развития столь же выдающимся вполне, наверное, мог оказаться и дальнейший рост внешнего долга Казахстана.
Ведь показатель прироста за 2006 год – почти $35 млрд. – был 2 с лишним раза больше суммы внешних долгов всех других стран Центральной Азии и Закавказья вместе взятых.
Сопоставление всех этих цифр наталкивает на мысль о том, что мы, видимо, все последнее время жили в долг. Такая веселая жизнь когда-нибудь должна была обернуться горьким похмельем. Потому как экономика до сих пор явно работала, руководствуясь по преимущество запросами, поступающими извне, а оттуда сюда все больше шли не столько прибыль, сколько кредиты и займы.
В нынешнем же году, судя по всему, наступает пора расплаты. Только в первой его половине придется выплатить порядка $7,5 млрд. по прежним кредитам. А всего за год – $12 млрд. Это больше, чем весь бюджет Казахстана. Так что пожить весело мы, может, и пожили. Но, как бы то ни было, теперь настало пора начинать работать на «чужого дядю». Ибо, как говорится, долг платежом красен. Как же иначе?! А успели мы за несколько лет позанимать столько внешних долгов, сколько никто из слабо и среднеразвитых стран (коих насчитывается не менее 150 из существующего в мире 191 государства) никогда за всю историю не набирал.
Кайрат АМРЕЕВ
http://www.inosmikz.com/?p=2931
|