Провокационная игра России – опасность для Западной Европы
admin 12 Февраля 2007 в 09:15:32
Джон Маккейн, сенатор из Аризоны, кандидат в президенты США от Республиканской партии
США и Европа должны четко дать понять, что России не стоит рассчитывать на настоящее партнерство с Западом, пока ее действия так принципиально противоречат основным ценностям евро-атлантической демократии
В начале января Москва снова приостановила поставки газа в Европу. И на этот раз причиной послужил ценовой конфликт с соседним государством: на сей раз с Белоруссией, в прошлом году это была Украина. Сравнительно недавно Россия использовала энергоресурсы в качестве оружия и против Грузии с Молдавией. И только после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель подвергла критике произвол с приостановкой поставок и назвала действия России деструктивными, энергетические поставки были возобновлены.
Этот кризис, а также решительная реакция канцлера Германии привлекли наше внимание к главному вопросу: что мы должны сделать, чтобы снова доверять России и выстроить тесные отношения не только с ней, но и со всеми государствами в Восточной Европе, не лишенной проблем?
США крайне заинтересованы в надежной и благополучной Европе, которая способна дать отпор России, если та использует поставки энергоресурсов в качестве инструмента давления. Многие главы европейских государств и правительств признали, что ЕС не должен находиться в такой зависимости от российского газа и нефти.
Имперское влияние России
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу пошел даже дальше и выступил с требованием единой политики энергобезопасности в Европе. Удивительно, но Баррозу был вынужден напоминать, что до сих пор не разработано единой политики ЕС в вопросах энергетики – как, впрочем, нет и координации с США и Канадой.
Совместные действия являются предпосылкой для выстраивания более доверительных отношений с Россией. Однако этого недостаточно для того, чтобы устранить нестабильность в государствах бывшего Советского Союза. Из-за этой нестабильности Россия нередко использует свое нездоровое имперское влияние на соседние государства.
Мы и дальше должны продолжать оказывать давление на белорусское правительство, притесняющее своих граждан. Подобному жестокому режиму не место в XXI веке. Президент, приказывающий убивать политических противников и независимых журналистов, представляет опасность и для собственного народа, и для соседей. Президентство Александра Лукашенко в Белоруссии незаконно. Европа и США должны вынудить его мирным путем передать власть тому, кого изберет белорусский народ.
Шансы в Восточной Европе
На примере Украины становится очевидным, какие шансы существуют у соседних с Европой государств. Политически активная часть избирателей проявила свою позицию во время "оранжевой революции" 2004 года. Свободные и честные выборы стали теперь нормой, к работе приступило многопартийное правительство с активной оппозицией. Однако молодой демократии еще приходится отвечать на брошенные ей вызовы. Евро-атлантическое сообщество заинтересовано в том, чтобы Украина стала нашим надежным партнером, и ведущую роль в этом вопросе в Европе играет Германия.
Между тем Киев и сам должен принять основополагающие решения относительно стратегической направленности страны. Если правительство сделает выбор в пользу дальнейших реформ, нашей непосредственной обязанностью станет поддержать Украину в ее стремлении войти как в НАТО, так и в ЕС. До этого мы должны поддерживать проведение экономических, административных реформ, а также реформ образования, которые позволят будущему поколению украинцев стать неотъемлемой частью сообщества западных государств.
Вызов – Молдавия
Я приветствую готовность ЕС вести переговоры с Украиной относительно либерализации торговых отношений – а также о диверсификации энергетических структур. Надеюсь, что США не уступят Европе в том, что касается усилий, затраченных на демократическое и экономическое переориентирование Украины.
Похожий вызов ожидает нас и в Молдавии, самой бедной стране Европы, ВВП которой ниже, чем в Гаити. И здесь политические и экономические реформы будут успешными лишь в случае тесного сотрудничества с США и ЕС, аналогично с тем, как это происходит с середины 90-х годов на западе Балкан.
И в этом регионе махинации России – в частности, незаконное присутствие российских военных – нацелены на то, чтобы лишить европейское государство его будущего. На Балканах мы удостоверились, что сотрудничество многих институтов становится самой надежной гарантией европейского будущего для потрясенных кризисом государств. НАТО и ЕС достигнут лучших результатов, если разделять ответственность.
Впечатляющие усилия
Германия и другие страны ЕС должны гордиться достигнутым на юге-востоке Европы. Мы должны ориентироваться на итоги этих историй успеха, когда задумываемся над тем, как путем совместных усилий дать достойный отпор вызовам, брошенным нам на европейском востоке.
Самым примечательным успехом в соседних с Европой странах является Грузия. Там в ходе мирной "бархатной" революции 2003 года народ освободился от авторитарного руководства. Усилия, которые грузинское правительство прилагает к осуществлению широкомасштабных политических и экономических реформ, впечатляют. Это несомненный успех – несмотря на то, что правительство унаследовало слабые, коррумпированные институты, и несмотря на то, что Россия негативно относится к прозападной ориентации Грузии, а в Абхазии преобладают мятежные настроения.
Грузия разделяет евро-атлантические ценности и защищает их как внутри страны, так и за ее пределами. Мы должны делать больше для успеха Грузии. Мы должны пригласить в этом году страну принять участие в Плане действий по вступлению в НАТО. Это поможет правительству в укреплении государственных институтов и стабильности в опасном регионе. ЕС, со своей стороны, также играет важную роль в процессе укрепления демократических институтов и экономического потенциала Грузии.
Кризис Черноморского региона
Но даже если мы будем выстраивать совместную энергетическую политику и укреплять экономику и правительства в странах из ближайшего европейского окружения, то затяжные конфликты в Черноморском регионе все равно подорвут стабильность на Украине, в Молдавии, Грузии, Азербайджане и Армении – и тем самым станут представлять опасность стабильности и Европе в целом.
После развала СССР прошло более 15 лет, но ни один из этих конфликтов – пережитков холодной войны и времени, последовавшего за ней, – не был разрешен. Существуют даже признаки ремилитаризации в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Кроме того, этнические конфликты и сепаратистские настроения подстрекаются извне.
Так, Россия поддерживает их своим провокационным и циничным поведением. Это выражается, например, в препятствовании со стороны Москвы работе таких организаций, как ОБСЕ и ООН. Однако Запад реагирует равнодушно, и это тревожит. Многие из этих конфликтов находятся сейчас в замороженном состоянии, однако в любое время они могут разгореться с новой силой – и последствия будут нелегкими, в том числе и для дальних соседей. Конфликты в Южной Осетии и Абхазии представляют угрозу грузинской демократии, в то время как новая война между Арменией и Азербайджаном может стать угрозой для энерго-политических интересов Запада.
Российское противоречие
Новый авторитарный стиль России становится вызовом для ценностей и безопасности западного сообщества. Мы должны быть готовы вступить в переговоры с Россией и надеяться на долгосрочные возможности российской демократии. Однако при этом необходимо дать понять руководству страны, что Россия не может рассчитывать на настоящее партнерство с Западом, пока ее действия так принципиально противоречат основным ценностям евро-атлантической демократии
США и их европейские партнеры должны тесно сотрудничать в вопросах, касающихся отношений с Россией. Нашей целью должно стать напоминание России об ответственности по ту сторону ее границ, об ответственности в отношении соседних государств и Совбеза ООН. В СБ мы ожидаем от Москвы конструктивной позиции по вопросам, которыми занимается международное сообщество: ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, гуманитарная катастрофа в Дарфуре. Российскому руководству должно быть ясно, что качество наших отношений неразрывно связано с качеством российской демократии.
Канцлер Меркель права, когда она говорит, что Европе и Америке необходимы более надежные отношения с Россией. Она права и в том, что мы не должны оставлять без внимания такие темы, как свобода слова, гражданские права и конфликты в соседних с Россией государствах. Наряду с внешней политикой, внутриполитическая ситуация в стране станет определяющим моментом в том, насколько тесное сотрудничество будет выстраивать Запад с Россией. Планы, которые мы строили после окончания холодной войны, до сих пор трудно воплотить в жизнь.
Мужество Меркель
Если мы хотим выстроить надежные отношения с Восточной Европой, как того требует канцлер Меркель, то мы должны подвести новую основу под евро-атланитческое сотрудничество. Трансатлантический внутренний рынок, который объединил бы европейскую и североамериканскую экономику, мог бы стать важным кирпичиком в этом фундаменте. Канцлер Меркель предложила это с присущим ей мужеством.
Нам необходима единая энергетическая политика для сотрудничества с Россией в Каспийском регионе – во имя наших экономических интересов и безопасности. Что касается диктатуры и массовых нарушений прав человека в Белоруссии, то в этом вопросе наши позиции непоколебимы.
Вместе мы должны позаботиться о ближайших европейских соседях: Украине, Молдавии и Грузии, укрепить их экономику и помочь им в строительстве стабильной демократии. Мы должны повернуться лицом к конфликтам в Черноморском регионе, которые угрожают европейской безопасности и европейским ценностям. И мы должны донести до России, что настоящее партнерство может основываться только на единых ценностях.
Это подходящие темы для следующего этапа партнерства между США и ЕС. Уже сегодня совместными усилиями мы защищаем нашу безопасность и ценности в Афганистане, на Ближнем Востоке и за его пределами. Надеюсь, что этот новый этап придется как раз на время председательствования Германии в ЕС.
Джон Маккейн, сенатор из Аризоны, кандидат в президенты США от Республиканской партии
http://www.inopressa.ru/sueddeutsche/2007/02/08/13:58:08/play
США и Европа должны четко дать понять, что России не стоит рассчитывать на настоящее партнерство с Западом, пока ее действия так принципиально противоречат основным ценностям евро-атлантической демократии
В начале января Москва снова приостановила поставки газа в Европу. И на этот раз причиной послужил ценовой конфликт с соседним государством: на сей раз с Белоруссией, в прошлом году это была Украина. Сравнительно недавно Россия использовала энергоресурсы в качестве оружия и против Грузии с Молдавией. И только после того, как канцлер ФРГ Ангела Меркель подвергла критике произвол с приостановкой поставок и назвала действия России деструктивными, энергетические поставки были возобновлены.
Этот кризис, а также решительная реакция канцлера Германии привлекли наше внимание к главному вопросу: что мы должны сделать, чтобы снова доверять России и выстроить тесные отношения не только с ней, но и со всеми государствами в Восточной Европе, не лишенной проблем?
США крайне заинтересованы в надежной и благополучной Европе, которая способна дать отпор России, если та использует поставки энергоресурсов в качестве инструмента давления. Многие главы европейских государств и правительств признали, что ЕС не должен находиться в такой зависимости от российского газа и нефти.
Имперское влияние России
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу пошел даже дальше и выступил с требованием единой политики энергобезопасности в Европе. Удивительно, но Баррозу был вынужден напоминать, что до сих пор не разработано единой политики ЕС в вопросах энергетики – как, впрочем, нет и координации с США и Канадой.
Совместные действия являются предпосылкой для выстраивания более доверительных отношений с Россией. Однако этого недостаточно для того, чтобы устранить нестабильность в государствах бывшего Советского Союза. Из-за этой нестабильности Россия нередко использует свое нездоровое имперское влияние на соседние государства.
Мы и дальше должны продолжать оказывать давление на белорусское правительство, притесняющее своих граждан. Подобному жестокому режиму не место в XXI веке. Президент, приказывающий убивать политических противников и независимых журналистов, представляет опасность и для собственного народа, и для соседей. Президентство Александра Лукашенко в Белоруссии незаконно. Европа и США должны вынудить его мирным путем передать власть тому, кого изберет белорусский народ.
Шансы в Восточной Европе
На примере Украины становится очевидным, какие шансы существуют у соседних с Европой государств. Политически активная часть избирателей проявила свою позицию во время "оранжевой революции" 2004 года. Свободные и честные выборы стали теперь нормой, к работе приступило многопартийное правительство с активной оппозицией. Однако молодой демократии еще приходится отвечать на брошенные ей вызовы. Евро-атлантическое сообщество заинтересовано в том, чтобы Украина стала нашим надежным партнером, и ведущую роль в этом вопросе в Европе играет Германия.
Между тем Киев и сам должен принять основополагающие решения относительно стратегической направленности страны. Если правительство сделает выбор в пользу дальнейших реформ, нашей непосредственной обязанностью станет поддержать Украину в ее стремлении войти как в НАТО, так и в ЕС. До этого мы должны поддерживать проведение экономических, административных реформ, а также реформ образования, которые позволят будущему поколению украинцев стать неотъемлемой частью сообщества западных государств.
Вызов – Молдавия
Я приветствую готовность ЕС вести переговоры с Украиной относительно либерализации торговых отношений – а также о диверсификации энергетических структур. Надеюсь, что США не уступят Европе в том, что касается усилий, затраченных на демократическое и экономическое переориентирование Украины.
Похожий вызов ожидает нас и в Молдавии, самой бедной стране Европы, ВВП которой ниже, чем в Гаити. И здесь политические и экономические реформы будут успешными лишь в случае тесного сотрудничества с США и ЕС, аналогично с тем, как это происходит с середины 90-х годов на западе Балкан.
И в этом регионе махинации России – в частности, незаконное присутствие российских военных – нацелены на то, чтобы лишить европейское государство его будущего. На Балканах мы удостоверились, что сотрудничество многих институтов становится самой надежной гарантией европейского будущего для потрясенных кризисом государств. НАТО и ЕС достигнут лучших результатов, если разделять ответственность.
Впечатляющие усилия
Германия и другие страны ЕС должны гордиться достигнутым на юге-востоке Европы. Мы должны ориентироваться на итоги этих историй успеха, когда задумываемся над тем, как путем совместных усилий дать достойный отпор вызовам, брошенным нам на европейском востоке.
Самым примечательным успехом в соседних с Европой странах является Грузия. Там в ходе мирной "бархатной" революции 2003 года народ освободился от авторитарного руководства. Усилия, которые грузинское правительство прилагает к осуществлению широкомасштабных политических и экономических реформ, впечатляют. Это несомненный успех – несмотря на то, что правительство унаследовало слабые, коррумпированные институты, и несмотря на то, что Россия негативно относится к прозападной ориентации Грузии, а в Абхазии преобладают мятежные настроения.
Грузия разделяет евро-атлантические ценности и защищает их как внутри страны, так и за ее пределами. Мы должны делать больше для успеха Грузии. Мы должны пригласить в этом году страну принять участие в Плане действий по вступлению в НАТО. Это поможет правительству в укреплении государственных институтов и стабильности в опасном регионе. ЕС, со своей стороны, также играет важную роль в процессе укрепления демократических институтов и экономического потенциала Грузии.
Кризис Черноморского региона
Но даже если мы будем выстраивать совместную энергетическую политику и укреплять экономику и правительства в странах из ближайшего европейского окружения, то затяжные конфликты в Черноморском регионе все равно подорвут стабильность на Украине, в Молдавии, Грузии, Азербайджане и Армении – и тем самым станут представлять опасность стабильности и Европе в целом.
После развала СССР прошло более 15 лет, но ни один из этих конфликтов – пережитков холодной войны и времени, последовавшего за ней, – не был разрешен. Существуют даже признаки ремилитаризации в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе. Кроме того, этнические конфликты и сепаратистские настроения подстрекаются извне.
Так, Россия поддерживает их своим провокационным и циничным поведением. Это выражается, например, в препятствовании со стороны Москвы работе таких организаций, как ОБСЕ и ООН. Однако Запад реагирует равнодушно, и это тревожит. Многие из этих конфликтов находятся сейчас в замороженном состоянии, однако в любое время они могут разгореться с новой силой – и последствия будут нелегкими, в том числе и для дальних соседей. Конфликты в Южной Осетии и Абхазии представляют угрозу грузинской демократии, в то время как новая война между Арменией и Азербайджаном может стать угрозой для энерго-политических интересов Запада.
Российское противоречие
Новый авторитарный стиль России становится вызовом для ценностей и безопасности западного сообщества. Мы должны быть готовы вступить в переговоры с Россией и надеяться на долгосрочные возможности российской демократии. Однако при этом необходимо дать понять руководству страны, что Россия не может рассчитывать на настоящее партнерство с Западом, пока ее действия так принципиально противоречат основным ценностям евро-атлантической демократии
США и их европейские партнеры должны тесно сотрудничать в вопросах, касающихся отношений с Россией. Нашей целью должно стать напоминание России об ответственности по ту сторону ее границ, об ответственности в отношении соседних государств и Совбеза ООН. В СБ мы ожидаем от Москвы конструктивной позиции по вопросам, которыми занимается международное сообщество: ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, гуманитарная катастрофа в Дарфуре. Российскому руководству должно быть ясно, что качество наших отношений неразрывно связано с качеством российской демократии.
Канцлер Меркель права, когда она говорит, что Европе и Америке необходимы более надежные отношения с Россией. Она права и в том, что мы не должны оставлять без внимания такие темы, как свобода слова, гражданские права и конфликты в соседних с Россией государствах. Наряду с внешней политикой, внутриполитическая ситуация в стране станет определяющим моментом в том, насколько тесное сотрудничество будет выстраивать Запад с Россией. Планы, которые мы строили после окончания холодной войны, до сих пор трудно воплотить в жизнь.
Мужество Меркель
Если мы хотим выстроить надежные отношения с Восточной Европой, как того требует канцлер Меркель, то мы должны подвести новую основу под евро-атланитческое сотрудничество. Трансатлантический внутренний рынок, который объединил бы европейскую и североамериканскую экономику, мог бы стать важным кирпичиком в этом фундаменте. Канцлер Меркель предложила это с присущим ей мужеством.
Нам необходима единая энергетическая политика для сотрудничества с Россией в Каспийском регионе – во имя наших экономических интересов и безопасности. Что касается диктатуры и массовых нарушений прав человека в Белоруссии, то в этом вопросе наши позиции непоколебимы.
Вместе мы должны позаботиться о ближайших европейских соседях: Украине, Молдавии и Грузии, укрепить их экономику и помочь им в строительстве стабильной демократии. Мы должны повернуться лицом к конфликтам в Черноморском регионе, которые угрожают европейской безопасности и европейским ценностям. И мы должны донести до России, что настоящее партнерство может основываться только на единых ценностях.
Это подходящие темы для следующего этапа партнерства между США и ЕС. Уже сегодня совместными усилиями мы защищаем нашу безопасность и ценности в Афганистане, на Ближнем Востоке и за его пределами. Надеюсь, что этот новый этап придется как раз на время председательствования Германии в ЕС.
Джон Маккейн, сенатор из Аризоны, кандидат в президенты США от Республиканской партии
http://www.inopressa.ru/sueddeutsche/2007/02/08/13:58:08/play
|