Что нам сулит Таможенный союз?
admin 03 Декабря 2009 в 11:43:42
Таможенному союзу быть. Так в прошлую пятницу решили президенты Назарбаев, Медведев и Лукашенко. Политики пророчат новой организации радужные перспективы. Мол, скоро исчезнут поборы на таможне, появятся возможности для создания международных предприятий. Однако народ властного оптимизма не разделяет и готовится к росту цен сначала на импортные, а потом и на отечественные товары.
Около десяти лет назад Россия и Казахстан уже обсуждали идею союза. На самом высоком уровне говорили даже о введении единой валюты и создании общих силовых структур. Российские политики ездили в Астану, казахстанские – в Москву. Готовили официальные бумаги. Но вдруг Путин передумал объединяться. Он решил, будто это оттолкнет от России другие страны СНГ. Но мысль о сближении осталась. Со временем она превратилась в идею создания единого Таможенного союза.
ПОВЫШЕНИЕ ПОШЛИН ВЫГОДНО РОССИИ
На прошлой неделе президенты Казахстана, России и Беларуси приняли единый таможенный тариф, а попросту, список пошлин. "Это долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров", – радовался Дмитрий Медведев. А как же иначе. Ведь единый для трех стран таможенный тариф на 92 процента состоит из российских пошлин. Казахстану же повезло меньше всех. У нас многие пошлины гораздо ниже, чем у северного соседа. Поэтому правительству придется поднять таможенные ставки, а это неизбежно приведет к подорожанию импортных товаров и сырья, с которым работают отечественные производители.
- Цены поднимутся – это однозначно, – уверена главный менеджер службы распределения компании "Конфеты Караганды" Лариса Кондакова. – К примеру, сейчас для фабрики завозится импортный кондитерский жир. Нам его выгодно покупать за границей. Даже с учетом доставки и таможенного оформления сырье обходится дешевле, чем если бы мы брали его в России. Сейчас пошлина на импортный жир – пять процентов, а скоро будет – 15. Это повышение для кондитеров существенное. Поэтому нам придется покупать российское сырье.
БОРЬБА ЗА ИНОМАРКИ
Самый серьезный спор развернулся вокруг таможенных пошлин на автомобили. В Казахстане плата за растаможку составляет 10 процентов от стоимости иномарки. В России эта цифра в три-три с половиной раза больше. Она зависит от года выпуска машины: чем она новее, тем ниже пошлина. А в ходе переговоров россияне пытались навязать нам свои таможенные ставки. И даже аргументы приводили. Мол, у вас своих автомобильных производств нет, поэтому вам некого защищать от импорта. А у нас собственные заводы. Отечественного производителя нужно поддерживать. Поэтому и планку пошлин снижать нельзя.
Хотя в какой-то момент подействовал наш довод о том, что казахстанцам автомобили и так недоступны. А с ростом пошлин поднимутся цены как на подержанные машины, так и на новые. Россияне было уже пошли на уступки. Решили на целых пять процентов снизить таможенную ставку. Но потом передумали.
- Были долгие переговоры, – сообщила прессе замруководителя департамента внешней торговой политики Мининдустрии и торговли Алия Алимбетова. – Но однозначно будет российский уровень пошлин.
Одними высокими пошлинами россияне не обошлись. Приняли и другое соглашение. По нему если иностранный автоконцерн захочет открыть в Казахстане свое производство, то ему придется играть по российским правилам. Он получит налоговые льготы, если станут выпускать не меньше 25 тысяч машин в год и не меньше трети комплектующих будут покупать на местном рынке. Этот пункт внесли для того, чтобы застраховать нашу страну от иностранных производств с "отверточной сборкой". Их тот же Китай рад организовать где и когда угодно.
НАША МЕБЕЛЬ СТАНЕТ ДОРОЖЕ
Грядущее повышение пошлин пугает казахстанских предпринимателей. Они боятся, что подорожает сырье, а вслед за ним и готовый товар. А только из патриотизма люди не станут покупать дорогую отечественную продукцию. Предпочтут более дешевые российские или белорусские товары. Возьмем, к примеру, мебель. Ее на наших фабриках не производят, а собирают из импортных комплектующих. Если пошлины на них повысятся с 5 до 15 процентов, то вырастет и конечная цена готового гарнитура или шкафа-купе. Мебель "made in Kazakhstan" попросту не выдержит конкуренции с российской или белорусской.
- В России и Белоруссии производство развито, у нас нет, – комментирует вице-президент Независимой ассоциации Казахстана Тимур Назханов. – Если подорожают комплектующие, которые мы импортируем для внутреннего производства, то и конечный продукт станет дороже на 15-20 процентов. Поэтому для Казахстана в Таможенном союзе нет выгоды.
Подорожает и одежда. Вероятно, высокие таможенные ставки защитят нас от потока китайского и турецкого ширпотреба. Зато бытовая техника может стать дешевле. Да, своих пылесосов, электроплит, утюгов и фенов у нас не делают. Но цены на них упадут вслед за таможенными пошлинами. А вот стоимость импортных холодильников, стиральных машин, телевизоров и компьютеров, вполне вероятно, останется прежней. Роста пошлин на них не предвидится.
ОТКРОЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Не одни только беды принесет нам вхождение в Таможенный союз, будут и радости. К примеру, если верить словам президента Нурсултана Назарбаева, к концу 2010 года наш бюджет пополнится 16-ю миллиардами долларов. А с середины 2011 года между Казахстаном, Россией и Беларусью уберут таможенные посты. Они будут стоять только на внешних границах. Вот это станет событием и для обычных людей, и для бизнесменов. Можно будет беспошлинно провозить через границу трех стран деньги в любой валюте и количестве. А за незадекларированный антиквариат или предметы искусства вас никто не посмеет задержать.
Отсутствие таможенных постов благоприятно скажется и на бизнесе. Исчезнут посты – улетучится проблема поборов. И, вполне возможно, подешевеет импортный товар. Ведь у бизнесменов разом отпадет одна существенная статья расходов. Все это должно стать реальностью только через полтора года. Однако казахстанское правительство хочет ускорить процесс открытия таможенных границ.
- Мы выдвинули предложение сделать это 1 июля 2010 года, одновременно с Белоруссией, – сказал на одном из заседаний комиссии Таможенного союза вице-премьер Умирзак Шукеев.
Российская сторона рассматривает это предложение и не исключает ускоренного открытия таможенных границ. Однако официально сроки начала по-настоящему свободной торговли между тремя странами никто не переносил.
Елена Ульянкина, "Новый вестник"
Около десяти лет назад Россия и Казахстан уже обсуждали идею союза. На самом высоком уровне говорили даже о введении единой валюты и создании общих силовых структур. Российские политики ездили в Астану, казахстанские – в Москву. Готовили официальные бумаги. Но вдруг Путин передумал объединяться. Он решил, будто это оттолкнет от России другие страны СНГ. Но мысль о сближении осталась. Со временем она превратилась в идею создания единого Таможенного союза.
ПОВЫШЕНИЕ ПОШЛИН ВЫГОДНО РОССИИ
На прошлой неделе президенты Казахстана, России и Беларуси приняли единый таможенный тариф, а попросту, список пошлин. "Это долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров", – радовался Дмитрий Медведев. А как же иначе. Ведь единый для трех стран таможенный тариф на 92 процента состоит из российских пошлин. Казахстану же повезло меньше всех. У нас многие пошлины гораздо ниже, чем у северного соседа. Поэтому правительству придется поднять таможенные ставки, а это неизбежно приведет к подорожанию импортных товаров и сырья, с которым работают отечественные производители.
- Цены поднимутся – это однозначно, – уверена главный менеджер службы распределения компании "Конфеты Караганды" Лариса Кондакова. – К примеру, сейчас для фабрики завозится импортный кондитерский жир. Нам его выгодно покупать за границей. Даже с учетом доставки и таможенного оформления сырье обходится дешевле, чем если бы мы брали его в России. Сейчас пошлина на импортный жир – пять процентов, а скоро будет – 15. Это повышение для кондитеров существенное. Поэтому нам придется покупать российское сырье.
БОРЬБА ЗА ИНОМАРКИ
Самый серьезный спор развернулся вокруг таможенных пошлин на автомобили. В Казахстане плата за растаможку составляет 10 процентов от стоимости иномарки. В России эта цифра в три-три с половиной раза больше. Она зависит от года выпуска машины: чем она новее, тем ниже пошлина. А в ходе переговоров россияне пытались навязать нам свои таможенные ставки. И даже аргументы приводили. Мол, у вас своих автомобильных производств нет, поэтому вам некого защищать от импорта. А у нас собственные заводы. Отечественного производителя нужно поддерживать. Поэтому и планку пошлин снижать нельзя.
Хотя в какой-то момент подействовал наш довод о том, что казахстанцам автомобили и так недоступны. А с ростом пошлин поднимутся цены как на подержанные машины, так и на новые. Россияне было уже пошли на уступки. Решили на целых пять процентов снизить таможенную ставку. Но потом передумали.
- Были долгие переговоры, – сообщила прессе замруководителя департамента внешней торговой политики Мининдустрии и торговли Алия Алимбетова. – Но однозначно будет российский уровень пошлин.
Одними высокими пошлинами россияне не обошлись. Приняли и другое соглашение. По нему если иностранный автоконцерн захочет открыть в Казахстане свое производство, то ему придется играть по российским правилам. Он получит налоговые льготы, если станут выпускать не меньше 25 тысяч машин в год и не меньше трети комплектующих будут покупать на местном рынке. Этот пункт внесли для того, чтобы застраховать нашу страну от иностранных производств с "отверточной сборкой". Их тот же Китай рад организовать где и когда угодно.
НАША МЕБЕЛЬ СТАНЕТ ДОРОЖЕ
Грядущее повышение пошлин пугает казахстанских предпринимателей. Они боятся, что подорожает сырье, а вслед за ним и готовый товар. А только из патриотизма люди не станут покупать дорогую отечественную продукцию. Предпочтут более дешевые российские или белорусские товары. Возьмем, к примеру, мебель. Ее на наших фабриках не производят, а собирают из импортных комплектующих. Если пошлины на них повысятся с 5 до 15 процентов, то вырастет и конечная цена готового гарнитура или шкафа-купе. Мебель "made in Kazakhstan" попросту не выдержит конкуренции с российской или белорусской.
- В России и Белоруссии производство развито, у нас нет, – комментирует вице-президент Независимой ассоциации Казахстана Тимур Назханов. – Если подорожают комплектующие, которые мы импортируем для внутреннего производства, то и конечный продукт станет дороже на 15-20 процентов. Поэтому для Казахстана в Таможенном союзе нет выгоды.
Подорожает и одежда. Вероятно, высокие таможенные ставки защитят нас от потока китайского и турецкого ширпотреба. Зато бытовая техника может стать дешевле. Да, своих пылесосов, электроплит, утюгов и фенов у нас не делают. Но цены на них упадут вслед за таможенными пошлинами. А вот стоимость импортных холодильников, стиральных машин, телевизоров и компьютеров, вполне вероятно, останется прежней. Роста пошлин на них не предвидится.
ОТКРОЮТСЯ ТАМОЖЕННЫЕ ГРАНИЦЫ
Не одни только беды принесет нам вхождение в Таможенный союз, будут и радости. К примеру, если верить словам президента Нурсултана Назарбаева, к концу 2010 года наш бюджет пополнится 16-ю миллиардами долларов. А с середины 2011 года между Казахстаном, Россией и Беларусью уберут таможенные посты. Они будут стоять только на внешних границах. Вот это станет событием и для обычных людей, и для бизнесменов. Можно будет беспошлинно провозить через границу трех стран деньги в любой валюте и количестве. А за незадекларированный антиквариат или предметы искусства вас никто не посмеет задержать.
Отсутствие таможенных постов благоприятно скажется и на бизнесе. Исчезнут посты – улетучится проблема поборов. И, вполне возможно, подешевеет импортный товар. Ведь у бизнесменов разом отпадет одна существенная статья расходов. Все это должно стать реальностью только через полтора года. Однако казахстанское правительство хочет ускорить процесс открытия таможенных границ.
- Мы выдвинули предложение сделать это 1 июля 2010 года, одновременно с Белоруссией, – сказал на одном из заседаний комиссии Таможенного союза вице-премьер Умирзак Шукеев.
Российская сторона рассматривает это предложение и не исключает ускоренного открытия таможенных границ. Однако официально сроки начала по-настоящему свободной торговли между тремя странами никто не переносил.
Елена Ульянкина, "Новый вестник"
|