Взяли билет у перекупщика? Готовьтесь к тому, что вас высадят из поезда
admin 26 Ноября 2009 в 15:48:41
Железнодорожный вокзал. «Брат, куда едешь? Билет надо?» – мчится мне наперерез парень. Именно так начался для меня совместный с представителями АО «Пассажирские перевозки» рейд по выявлению пассажиров, взявших билеты у перекупщиков, в котором я принял участие по приглашению пресс-секретаря АО.
Узнав, что придется ехать на субботнем поезде Мангышлак – Алматы, решил прибыть на вокзал немного пораньше, чтобы, так сказать, осмотреться – есть ли билеты в кассах на этот поезд, много ли перекупщиков ходит и т.д. Сразу скажу, что проверить наличие билетов в кассах мне не удалось – как оказалось, пройти к ним весьма проблематично. Возле входа в здание вокзала я был буквально атакован молодым человеком, который, узнав, что мне нужен билет на поезд Мангышлак – Алматы, вцепился в руку как клещ. «Брат, куда едешь? Билет надо? Надо?! Земляк! Купе!! 2,5 тысячи тенге!!! В кассе по три тысячи (это была ложь. – Авт.)! Постель, чай, все будет! Документов нет? Ничо, все о’кей будет», – частил он, мягко оттаскивая меня от входа. Отвязаться от него удалось, только когда сказал, что скоро должен подойти друг с деньгами, и тогда возьмем сразу два билета.
Освободив руку из захвата перекупщика, иду к последнему вагону поезда, уже стоящего на перроне, где была назначена встреча с членами комиссии из Астаны. Пока ждал, решил выяснить у проводника, сколько стоит доехать до Алматы без билета. Ответ, честно говоря, не удивил и дал основания заподозрить, что много нарушителей мы не выявим.
– Без билета не берем, – заявил проводник. – Сейчас комиссия проверяет, поэтому нам дали команду безбилетников не брать. В кассу иди.
Наконец дана команда к отправке, и мы грузимся. Мы – это начальник службы по контролю обеспечения сервиса АО «Пассажирские перевозки» Мухтарбек Сулейменов, управляющий директор АО «Пассажирские перевозки» Ботагоз Агдарбекова, сотрудник внутренней безопасности АО «Пассажирские перевозки» Динмухамед Толкинбаев, два сотрудника УБОП ЮВДВДТ и оператор.
– Мы будем проводить совместно с правоохранительными органами контрольную проверку по пассажирским поездам, – рассказал М. Сулейменов. – Будем выявлять безбилетных пассажиров, проверять санитарно-техническое состояние вагонов, а также уровень сервисного обслуживания поездными бригадами. На вокзалах перекупщики билеты перепродают, и таким образом АО «Пассажирские перевозки» несет убытки. Кроме того, недавно глава государства встретился с активом Астаны и там сделал критическое замечание в адрес АО «Казахстан темир жолы», что нет сервисного обслуживания, на вокзалах в железнодорожных кассах билетов нет, в вагонах безбилетные пассажиры и т.д. В АО «КТЖ» оперативно отреагировали на эти замечания, совместно с правоохранительными органами создали комиссию. И сегодня началась масштабная проверка – в разных городах страны одновременно приступили к работе комиссии, подобные нашей.
Представившись проводнику, начали проверку. Причем к этому процессу подключился и ваш покорный слуга, наивно полагавший, что чем раньше закончим, тем быстрей можно будет вернуться домой. Впоследствии оказалось, что оформление всех необходимых бумаг – протоколов, штрафных квитанций и т.д. – занимает больше времени, чем сама проверка. Хочу отметить, что меня самого только один раз попросили предъявить документы, которые дают право проверять билеты. Удостоверение журналиста и объяснение о комиссии удовлетворило пассажира. Всего за время проверки членам комиссии удалось выявить лишь двоих людей с сомнительными билетами.
«…Установлено: в поезде населенность 65 процентов. Санитарное состояние неудовлетворительное. Состав чайной продукцией обеспечен. Тех. состояние: щитовые во всех вагонах не опломбированы. Поездной бригадой соблюдается форменная одежда.
В вагоне №3/20999 обнаружен пассажир К., который ехал по чужому проездному документу. В вагоне №4/20528 обнаружена пассажирка У. которая ехала также по чужому проездному документу. Кроме того, установлена в 4-м вагоне гр-ка А., 24.08.01 г.р., которая ехала без проездного документа. Пассажиры К. и У. высажены на станции Тюлькубас. Во время проверки со стороны пассажиров жалобы: в 14-м вагоне в новом выданном комплекте белья обнаружена порванная простыня. В штабном вагоне во втором купе пассажиры-иностранцы жаловались на отсутствие вагона-ресторана и на грязные туалеты. С безбилетных пассажиров взыскан тариф на общую сумму в 5225 тенге», – говорится в записи в журнале проверок.
М. Сулейменов рассказал, как действуют перекупщики. Ими практикуются две схемы. Первая – просто выкупаются свободные билеты и потом продаются желающим с надбавкой. Однако в связи с участившимися проверками эта схема применяется все реже. Вторая схема – выкупаются свободные билеты, за час до отправки поезда сдаются обратно в кассу, однако кассир, в сговоре с перекупщиком, продолжает утверждать, что билетов нет. Они «появляются», когда перекупщик находит клиента, подводит к кассе и кассир продает билет именно тому пассажиру, который согласен заплатить энную сумму сверх тарифа.
Однако вернемся к проверке. Начальник поезда протестовал против записи «грязные туалеты». Прослушав диктофонную запись, он даже обрадовался: «Слышите? Он сказал ужасные туалеты. Они ужасные, ржавые, но не грязные». Поэтому в журнале было добавлено слово «ужасные». С трудом, но улыбку мне скрыть удалось.
Из этой поездки я для себя понял – ни в коем случае не приобретать билетов у перекупщиков. Попадешь на такую комиссию или ревизора и останешься куковать на неизвестной станции где-нибудь посередине между родным городом и пунктом назначения. Потому как высадят с поезда, и никакими просьбами их не проймешь. Хорошо, если будут деньги на еще один билет, а если их нет… Кстати, не надо сразу принимать на веру слова перекупщиков или даже кассиров, что в кассе нет билетов. Сначала убедитесь в этом сами. Сделать это просто – сейчас на каждой станции над кассами висит электронное табло, где указывается, сколько осталось свободных мест – в купе, в плацкартном, в общем вагоне и т.д. – на нужный вам поезд. Если данные на табло противоречат словам кассира, тут же обращайтесь к начальнику или дежурному по вокзалу и пишите жалобу. По данным Б. Агдарбековой, с начала года за различные нарушения, в том числе и махинации с билетами, было уволено 109 кассиров. К самим перекупщикам, к сожалению, никаких мер железнодорожники принять не могут. Это как с проститутками – наказывают банщиц, содержательниц притонов, но не их самих, так как нет такой статьи в УК.
Когда прибыли в Тараз, Ботагоз Орынбасаровна тут же выявила непорядок – одна из кассиров непозволительно долго отсутствовала на своем месте, из-за чего у другой кассы образовалась очередь. Дальше было вообще весело. Дело в том, что в Таразе мы разделялись – управляющий директор и сотрудник службы внутренней безопасности должны были ехать в Астану, а все остальные – вернуться в Шымкент. Однако выяснилось, что на поезд в сторону Астаны неизвестно куда пропала бронь начальника вокзала. То есть те четыре билета, которые забронированы для железнодорожников и распоряжаться которыми имеет право только начальник вокзала. После того, как Ботагоз Орынбасаровна и Динмухамед приобрели билеты за свои деньги, началось настоящее расследование. В конце концов выяснилось, что начальник вокзала, уезжая в командировку, отдал эти билеты заведующей кассами, а кто-то из кассиров отдал все четыре билета… чину из финансовой полиции области. Хотя выдавать бронь кому-либо, кроме железнодорожников, категорически запрещено.
– Сейчас мы уже не выясним, кто именно из кассиров виноват, – говорит Б. Агдарбекова. – Но заведующая кассами, скорей всего, будет нести ответственность.
...Ну и конечно, в Таразе история с перекупщиками повторилась. Ко мне подошла бабушка в ярко-розовом пальто и белой вязаной шапке колокольчиком и, узнав, куда мне надо ехать, предложила «проезд без проблем» до Шымкента. «Постель, чай, тебя положат спать и никто трогать не будет. Мне деньги можешь не давать, расчет с проводниками», – уговаривала она. Кстати, коллега из Тараза рассказала, что у них намного легче приобрести билеты у перекупщиков, так как в кассах они постоянно отсутствуют. «Недавно ездила в Астану, так только у перекупщиков и купила билет. В кассе были билеты, но на две недели позже, чем мне надо было. Так что, если нужно уехать сегодня или завтра, билет можно купить, в основном, только у перекупщиков, если нет блата в кассах. А если хочешь через кассу, даешь документы, деньги, на 1000 тенге больше стоимости билета, и говоришь, что сдачи не надо. Кстати, давно заметила такую закономерность: билеты появляются в день отъезда за полчаса до прибытия поезда почему-то… Даже сами кассиры так говорят: «Подойдите за полчаса до прибытия поезда – места будут», – сказала она.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Сайт газеты «Литер»
Узнав, что придется ехать на субботнем поезде Мангышлак – Алматы, решил прибыть на вокзал немного пораньше, чтобы, так сказать, осмотреться – есть ли билеты в кассах на этот поезд, много ли перекупщиков ходит и т.д. Сразу скажу, что проверить наличие билетов в кассах мне не удалось – как оказалось, пройти к ним весьма проблематично. Возле входа в здание вокзала я был буквально атакован молодым человеком, который, узнав, что мне нужен билет на поезд Мангышлак – Алматы, вцепился в руку как клещ. «Брат, куда едешь? Билет надо? Надо?! Земляк! Купе!! 2,5 тысячи тенге!!! В кассе по три тысячи (это была ложь. – Авт.)! Постель, чай, все будет! Документов нет? Ничо, все о’кей будет», – частил он, мягко оттаскивая меня от входа. Отвязаться от него удалось, только когда сказал, что скоро должен подойти друг с деньгами, и тогда возьмем сразу два билета.
Освободив руку из захвата перекупщика, иду к последнему вагону поезда, уже стоящего на перроне, где была назначена встреча с членами комиссии из Астаны. Пока ждал, решил выяснить у проводника, сколько стоит доехать до Алматы без билета. Ответ, честно говоря, не удивил и дал основания заподозрить, что много нарушителей мы не выявим.
– Без билета не берем, – заявил проводник. – Сейчас комиссия проверяет, поэтому нам дали команду безбилетников не брать. В кассу иди.
Наконец дана команда к отправке, и мы грузимся. Мы – это начальник службы по контролю обеспечения сервиса АО «Пассажирские перевозки» Мухтарбек Сулейменов, управляющий директор АО «Пассажирские перевозки» Ботагоз Агдарбекова, сотрудник внутренней безопасности АО «Пассажирские перевозки» Динмухамед Толкинбаев, два сотрудника УБОП ЮВДВДТ и оператор.
– Мы будем проводить совместно с правоохранительными органами контрольную проверку по пассажирским поездам, – рассказал М. Сулейменов. – Будем выявлять безбилетных пассажиров, проверять санитарно-техническое состояние вагонов, а также уровень сервисного обслуживания поездными бригадами. На вокзалах перекупщики билеты перепродают, и таким образом АО «Пассажирские перевозки» несет убытки. Кроме того, недавно глава государства встретился с активом Астаны и там сделал критическое замечание в адрес АО «Казахстан темир жолы», что нет сервисного обслуживания, на вокзалах в железнодорожных кассах билетов нет, в вагонах безбилетные пассажиры и т.д. В АО «КТЖ» оперативно отреагировали на эти замечания, совместно с правоохранительными органами создали комиссию. И сегодня началась масштабная проверка – в разных городах страны одновременно приступили к работе комиссии, подобные нашей.
Представившись проводнику, начали проверку. Причем к этому процессу подключился и ваш покорный слуга, наивно полагавший, что чем раньше закончим, тем быстрей можно будет вернуться домой. Впоследствии оказалось, что оформление всех необходимых бумаг – протоколов, штрафных квитанций и т.д. – занимает больше времени, чем сама проверка. Хочу отметить, что меня самого только один раз попросили предъявить документы, которые дают право проверять билеты. Удостоверение журналиста и объяснение о комиссии удовлетворило пассажира. Всего за время проверки членам комиссии удалось выявить лишь двоих людей с сомнительными билетами.
«…Установлено: в поезде населенность 65 процентов. Санитарное состояние неудовлетворительное. Состав чайной продукцией обеспечен. Тех. состояние: щитовые во всех вагонах не опломбированы. Поездной бригадой соблюдается форменная одежда.
В вагоне №3/20999 обнаружен пассажир К., который ехал по чужому проездному документу. В вагоне №4/20528 обнаружена пассажирка У. которая ехала также по чужому проездному документу. Кроме того, установлена в 4-м вагоне гр-ка А., 24.08.01 г.р., которая ехала без проездного документа. Пассажиры К. и У. высажены на станции Тюлькубас. Во время проверки со стороны пассажиров жалобы: в 14-м вагоне в новом выданном комплекте белья обнаружена порванная простыня. В штабном вагоне во втором купе пассажиры-иностранцы жаловались на отсутствие вагона-ресторана и на грязные туалеты. С безбилетных пассажиров взыскан тариф на общую сумму в 5225 тенге», – говорится в записи в журнале проверок.
М. Сулейменов рассказал, как действуют перекупщики. Ими практикуются две схемы. Первая – просто выкупаются свободные билеты и потом продаются желающим с надбавкой. Однако в связи с участившимися проверками эта схема применяется все реже. Вторая схема – выкупаются свободные билеты, за час до отправки поезда сдаются обратно в кассу, однако кассир, в сговоре с перекупщиком, продолжает утверждать, что билетов нет. Они «появляются», когда перекупщик находит клиента, подводит к кассе и кассир продает билет именно тому пассажиру, который согласен заплатить энную сумму сверх тарифа.
Однако вернемся к проверке. Начальник поезда протестовал против записи «грязные туалеты». Прослушав диктофонную запись, он даже обрадовался: «Слышите? Он сказал ужасные туалеты. Они ужасные, ржавые, но не грязные». Поэтому в журнале было добавлено слово «ужасные». С трудом, но улыбку мне скрыть удалось.
Из этой поездки я для себя понял – ни в коем случае не приобретать билетов у перекупщиков. Попадешь на такую комиссию или ревизора и останешься куковать на неизвестной станции где-нибудь посередине между родным городом и пунктом назначения. Потому как высадят с поезда, и никакими просьбами их не проймешь. Хорошо, если будут деньги на еще один билет, а если их нет… Кстати, не надо сразу принимать на веру слова перекупщиков или даже кассиров, что в кассе нет билетов. Сначала убедитесь в этом сами. Сделать это просто – сейчас на каждой станции над кассами висит электронное табло, где указывается, сколько осталось свободных мест – в купе, в плацкартном, в общем вагоне и т.д. – на нужный вам поезд. Если данные на табло противоречат словам кассира, тут же обращайтесь к начальнику или дежурному по вокзалу и пишите жалобу. По данным Б. Агдарбековой, с начала года за различные нарушения, в том числе и махинации с билетами, было уволено 109 кассиров. К самим перекупщикам, к сожалению, никаких мер железнодорожники принять не могут. Это как с проститутками – наказывают банщиц, содержательниц притонов, но не их самих, так как нет такой статьи в УК.
Когда прибыли в Тараз, Ботагоз Орынбасаровна тут же выявила непорядок – одна из кассиров непозволительно долго отсутствовала на своем месте, из-за чего у другой кассы образовалась очередь. Дальше было вообще весело. Дело в том, что в Таразе мы разделялись – управляющий директор и сотрудник службы внутренней безопасности должны были ехать в Астану, а все остальные – вернуться в Шымкент. Однако выяснилось, что на поезд в сторону Астаны неизвестно куда пропала бронь начальника вокзала. То есть те четыре билета, которые забронированы для железнодорожников и распоряжаться которыми имеет право только начальник вокзала. После того, как Ботагоз Орынбасаровна и Динмухамед приобрели билеты за свои деньги, началось настоящее расследование. В конце концов выяснилось, что начальник вокзала, уезжая в командировку, отдал эти билеты заведующей кассами, а кто-то из кассиров отдал все четыре билета… чину из финансовой полиции области. Хотя выдавать бронь кому-либо, кроме железнодорожников, категорически запрещено.
– Сейчас мы уже не выясним, кто именно из кассиров виноват, – говорит Б. Агдарбекова. – Но заведующая кассами, скорей всего, будет нести ответственность.
...Ну и конечно, в Таразе история с перекупщиками повторилась. Ко мне подошла бабушка в ярко-розовом пальто и белой вязаной шапке колокольчиком и, узнав, куда мне надо ехать, предложила «проезд без проблем» до Шымкента. «Постель, чай, тебя положат спать и никто трогать не будет. Мне деньги можешь не давать, расчет с проводниками», – уговаривала она. Кстати, коллега из Тараза рассказала, что у них намного легче приобрести билеты у перекупщиков, так как в кассах они постоянно отсутствуют. «Недавно ездила в Астану, так только у перекупщиков и купила билет. В кассе были билеты, но на две недели позже, чем мне надо было. Так что, если нужно уехать сегодня или завтра, билет можно купить, в основном, только у перекупщиков, если нет блата в кассах. А если хочешь через кассу, даешь документы, деньги, на 1000 тенге больше стоимости билета, и говоришь, что сдачи не надо. Кстати, давно заметила такую закономерность: билеты появляются в день отъезда за полчаса до прибытия поезда почему-то… Даже сами кассиры так говорят: «Подойдите за полчаса до прибытия поезда – места будут», – сказала она.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
Сайт газеты «Литер»
|