Русские в Казахстане: «спасать оставшееся»?!

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 23 Ноября 2009 в 16:42:31
Не все приглашенные эксперты присутствовали на встрече. Отсутствовал, например, генеральный директор ИАЦ, Алексей Власов. Но те, кто откликнулись на призыв института стран СНГ обсудить положение соотечествеников в РК, проявили редкое единство позиций.

Эксперты сошлись во мнении, что в настоящее время в Казахстане существует ряд острых проблем, с которыми сталкиваются российские соотечественники, проживающие на территории РК.

В первую очередь, как отметил старший научный сотрудник отдела диаспоры Института стран СНГ Виктор Михайлов, это «сужение русскоязычного пространства и возможности полноценной жизни в родной языковой сфере». «Конституционная формула употребления русского языка наравне с государственным забывается», - согласилась с ним Заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева. В свою очередь, Докучаева отметила слабость позиции российской дипломатии в этом отношении – по мнению эксперта, российский МИД не использует возможности давления с этой стороны на Казахстан. Участники круглого стола сошлись во мнении, что проблема употребления русского языка в Казахстане политична. «Государственный язык навязывается сверху, как удавка», - заключил заведующий отделом Российского института стратегических исследований Аджар Куртов: «Рубеж «не учить казахский язык себе во вред» наступит нескоро, но все идет именно к этому».

Участники круглого стола так же отметили актуальность проблемы образования русскоязычного населения в РК. «Российским соотечественникам все труднее получить качественное профессиональное образование, уровень которого в Казахстане значительно упал по сравнению с российским,» - высказался Виктор Михайлов. В свою очередь, Директор филиала Московского Института права Анатолий Зубарев отметил значимость и первоочередность решения этой проблемы. По его словам, «право существования российского образовательного стандарта на территории Казахстана – главная составляющая для консолидации и сохранения русской диаспоры».

Эксперты отметили внутреннюю проблему диаспоры – разобщенность, отсутствие консолидации. В этой связи заместитель начальника Департамента по работе с соотечественниками МИД Сергея Буторов сообщил, что решение этой проблемы – приоритетная задача российского внешнеполитического ведомства. Представитель МИДа отметил, что 30 октября состоится заседание коллегии Министерства, посвященное данному вопросу.

Эксперты сошлись во мнении, что проблема отсутствия консолидации среди русского населения в Казахстане является основной. Однако причины отсутствия консолидации российских соотечественников, участники дискуссии видят по-разному. Так, Виктор Михайлов полагает, что сплочению русскоязычного населения препятствует целенаправленная политика казахстанского руководства. В свою очередь, Надежда Калинина, Первый секретарь Первого департамента СНГ МИД, высказала мнение, что «причина скорее в самих соотечественниках: имея разные цели, они попросту не могут договориться между собой, вступая в соперничество, подчас нездоровое, за внимание властей Казахстана, России, в том числе за материальную поддержку».

Участники дискуссии акцентировали внимание на вопросах поддержки русскоязычного населения российским правительством, в частности по правозащитной линии. «Руководство России должно менее стеснительно ставить вопросы существования соотечественников перед своими партнерами на постсоветском пространстве», - высказал мысль начальник Управления по работе с соотечественниками Россотрудничества Александр Николаев. Он отметил, что российская политика в отношении соотечественников «неизобретательна и не действенна».

Эксперты пришли к выводу, что организации русской диаспоры в Казахстане требуют более ощутимой поддержки со стороны российской власти. «Современная диаспоральная политика России достигла определенных результатов в верхнем эшелоне диаспоральной элиты, а до низов добраться не может», - отметил Владимир Егоров, заместитель директора по развитию Института стран СНГ.

«Официальной власти не так просто поднимать правозащитные вопросы российских соотечественников», - в свою очередь отметила Александра Докучаева. По ее словам, у российской дипломатии несколько иные задачи. Посему, по мнению эксперта, в настоящий момент наиболее актуален вопрос о создании Фонда поддержки соотечественников – непрямой государственной структуры, «которая могла бы в полной мере решать реальные проблемы соотечественников и поддерживать их материально».

«Российские соотечественники ждут от России, в первую очередь, изменения отношения к ним за рубежом со стороны российского руководства», - отметил Виктор Михайлов. Однако здесь, по общему мнению экспертов, существует проблема информированности российского населения о соотечественниках, живущих в Казахстане. «По каким причинам это происходит – остается только догадываться», - заключил Анатолий Зубарев.

В конечном итоге, прогноз участников круглого стола касательного будущего русской диаспоры в Казахстане оказался довольно пессимистичным. И хоть ассимиляция рассматривается экспертами как долгосрочная перспектива, этот процесс неизбежен. Однако, несмотря на то, что кардинально ситуацию изменить нельзя, как выразился Аджар Куртов, «надо спасать оставшееся». А для этого необходим более реальный взгляд на проблемы российских соотечественников в Казахстане.

Ирина Теллина
источник - ia-centr.ru
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 23.11.2009 в 23:41:07   # 27704
Да, русский язык выжимается везде, где только возможно, одно делопроизводство чего стоит. Что уж говорить о телевидении, и радио. Я не чего не имею против казахского языка, но все должно иметь свои рамки. "Русское радио" напрмер, ну что за байда творится в 17:00 и далее. Это же РУССКОЕ радио, я блин этого не понимаю, произвол твориться полный. Местное телевидение я уже не смотрю давно, благо есть спутниковая тарелка.
  Гость 23.11.2009 в 23:48:01   # 27705
Это не Русское радио а Орыс радиосы
  Гость 24.11.2009 в 03:28:42   # 27714
Казахское радио в России нет.
Русское радио в Казахстане есть.
Не справедливо!
Пора давно Русское радио закрыть.
Кому надо пользуйтесь спутниковым радио и Все будет хорошо.
Поинтересуйся у своих соотечественников как они в Прибалтике живут.
  Гость 24.11.2009 в 03:54:03   # 27716
Засунь себе в жопу такое русское радио. И никто тебе не мешает купить транслятор и вещать Казахское радио на россию. Благо прицидент давнишний...
  Гость 24.11.2009 в 03:59:34   # 27717
Я не националист но прибалтов и прочих бендеровцев на дух не перевариваю, и в моей школе в мою учёбу казахского языка просто небыло как предмета, так откудаж мне его знать? И я н еодин такой...
  Гость 24.11.2009 в 09:21:02   # 27729
Верю, что настанет время, когда ныне называемых русских соотечествеников в РК будут называть казахами с русским происхождением. И они будут гордиться как тем, что они казахи, так и тем, что они русского происхождения.
  Гость 24.11.2009 в 09:51:16   # 27732
судя по тому что русские уезжают отсюда, такое время не настанет...
  MrX 24.11.2009 в 09:55:22   # 27734
Quote:
Гость
24.11.2009 09:51:16


Разбил мечты нацпата ! А они так мечтают, что мы ассимилируемся, выучим язык, отрекемся от Христа и сделаем прилюдное обрезание...
  Pachinok 24.11.2009 в 09:56:01   # 27735
  Pachinok 24.11.2009 в 09:56:58   # 27736
это будет скоро! в рамках реализации программы 3020.
  Гость 24.11.2009 в 10:02:38   # 27738
к тому время когда это могло бы настать - русской молодежи здесь не будет, она и так уже давно уезжает в росию, канаду, австралию, штаты и пр. страны, а те, кто может быть и мог бы гордиться, те просто состарятся и умрут к тому времени.
да и гордиться может быть нечем будет, возможно здесь уже все по китайски говорить будут
  Гость 24.11.2009 в 10:07:07   # 27739
>>Засунь себе в жопу такое русское радио. И никто тебе не мешает купить транслятор и вещать Казахское радио на россию. Благо прицидент давнишний...

Засунь себе в жопу всё это радио и возьми диск!
  Гость 24.11.2009 в 10:09:25   # 27741
Нытики)) Здесь ноете, В России лучше будет?)) В Саха-Якутию, якутам поклоняться!
  Гость 24.11.2009 в 10:11:59   # 27742
А прилюдное обрезание Вам чечены с татарами на Родине сделают)) ЫЫ))
  Pachinok 24.11.2009 в 10:18:09   # 27744
к чему тут сказано про якутов? не вижу связи и с татарами-чеченами. и никто здесь не НОЕТ! каждый высказывают свое мнение. живешь в Казахстане-живи и радуйся, пока тебя никто не трогает!
  Гость 24.11.2009 в 10:37:46   # 27751
Ну кто вы, если не нытики?)) Кто в столице России Москве?)) Русские?)) По ОРТ кого показывают?)) В Русском радио, как думаете, кто работает?))
  Pachinok 24.11.2009 в 11:02:27   # 27754
Думай что хочешь - это твое мнение и я не буду с тобой спорить.Я тебе одно скажу-если в России часть руководящих должностей занимают евреи и татары - неглупые люди между прочим, а большинство все же русские, то у нас в РК ситуация невеселая. Медицина на высоте. политика тоже...Подробности опустим. Это итак все знают. Перспектива у страны многообещающая. Только внешний вид замазывают соплями, вешая лапшу на уши, что у нас все ахуенно. У народа пропало доверие к власти. Когда-то это закончится и что тогда будет? как думаешь?
  Гость 24.11.2009 в 11:26:06   # 27756
Весь вопрос в том, что надо как-то спасать оставшихся. Что Вы можете предложить?
  Pachinok 24.11.2009 в 11:54:18   # 27758
Спасением должно озадачиться государство - создать нормальные условия для проживания. Снизить проценты по кредитам, в том числе и по ипотечным. Зарплаты должны быть соизмеримы с нынешними ценами. На сегодняшний день все наоборот. Цены растут в геометрической прогрессии, зарплаты не повышаются.
Quote:
Что Вы можете предложить?
мои предложения как-то могут повлиять на сложившуюся ситуацию? или просто так предложить - поболтать и забыть? не вижу смысла что-то предлагать.
  Гость 24.11.2009 в 12:37:30   # 27763
  Гость 24.11.2009 в 12:39:44   # 27764
>>не вижу смысла что-то предлагать.
Да! Правильно! Лучше ныть, а не решать проблемы))
  Гость 24.11.2009 в 12:53:28   # 27767
Давайие по плачим, погода плохая сегодня
  Pachinok 24.11.2009 в 14:06:21   # 27775
Quote:
Гость
24.11.2009 12:39:44

видно ты много решаешь. сдвигаешь госуд проблемы с мертвых точек
  Гость 24.11.2009 в 14:25:36   # 27779
Да не нойте , а собирайтесь и уезжайте в Россию или подалее. Все кто уехал никто не жалеет поверьте мне - у меня много знакомых. Мне сколько раз говорили в лицо -русский собирай чемоданы и езжай в Россию. Был даже один мамбет который якобы разрешил мне жить пока в КЗ. Не теряйте время , не терпите эти унижения. Я кстати живу в Австралии тут какое хочешь радио есть и китайское и арабское и никто не вопит - типа нужно чтоб 50% была на английском.
  MrX 24.11.2009 в 14:36:06   # 27784
В Австралии хорошо, там тепло ! Вот еще бы змей не было, и можно туда переезжать !
  Гость 24.11.2009 в 14:39:45   # 27785
сколько живу еще ни одной змеи не видел
  Вынужденный переселе 24.11.2009 в 14:40:05   # 27786
А как переехать в Австралию ? Виза ,билет,вид на жительство,жилье,работа,язык ????

  Гость 24.11.2009 в 14:56:34   # 27790
все инете есть как попасть.
  Гость 24.11.2009 в 15:00:29   # 27791
Кстати в Канаду легче попасть. Все в инете есть ищите пробуйте, я тоже также начинал - ковырялся в инте и в итогу свалил.
  Гость 24.11.2009 в 15:01:51   # 27792
Сколько надо денег для старта примерно?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь