Эхо бензиновой войны
admin 19 Октября 2009 в 09:14:58
На автозаправочных станциях южной столицы наконец стал появляться бензин, который можно приобрести за наличный расчет, а не по накопительным карточкам или талонам. Алматинцы убеждены: это произошло после того, как Агентство по защите конкуренции и финансовая полиция затеяли проверку трех крупных поставщиков ГСМ.
Между тем, по мнению некоторых экспертов, меры, предпринимаемые правительством, поверхностны и не устраняют причин, из-за которых в стране, изобилующей нефтью и газом и из года в год наращивающей их добычу и переработку, с началом посевной и уборочной кампаний на селе регулярно растут цены на бензин и другое топливо.
Как было
Конец 2005 года. Цены на высокооктановый бензин достигли заоблачных по тем временам высот. В Алматы средняя цена литра АИ-93 подскочила с 73 до 90 тенге, а на юге Казахстана - до 1 доллара (курс “зеленого” в то время был 130 тенге). Минэнерго во главе с тогдашним министром Владимиром ШКОЛЬНИКОМ принимает экстренные меры: перекрывает границу для экспорта светлых нефтепродуктов и заставляет основных участников рынка снизить цены до уровня августа 2005 года.
2006 год. 9 февраля новый министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ от имени своего ведомства подписывает с основными игроками топливного рынка меморандум “О социальном партнерстве между государственными органами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и их производителями по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2006 году”, согласно которому партнеры правительства обязались обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, снижение цен на ГСМ и равный доступ к ним потребителей.
В июне 2006 года цены топлива по республике подскочили в среднем на 4 тенге.
В 2007 году усилиями правительства цены более-менее стабилизировались и сохранялись неизменными на протяжении двух лет. Правда, напряженка с топливом возникала с тех пор каждый год во время посевной и уборочной. Весной и осенью на АЗС бензин за наличный расчет пропадал.
Как сейчас
Цены на горючее начали расти в июне нынешнего года. Сейчас в среднем по республике бензин марки АИ-80 стоит 59,8 тенге за литр, АИ-92/93 - 89,3 тенге, АИ-95/96 - 98,2, дизельное топливо - 64,8 тенге за литр.
Бензиновая лихорадка охватила в первую очередь Южно-Казахстанскую область, а затем перекинулась на всю страну.
Поставщики топлива заявили, что во всем виноваты... казахстанские цены на бензин: мол, они ниже российских, поэтому трейдерам из России и других стран стало невыгодно экспортировать бензин в Казахстан, к тому же именно Россия является основным поставщиком высокооктанового топлива на казахстанский внутренний рынок (см. “Распрягайте, хлопцы, коней”, “Время” от 7.10.2009 г.) 8 октября министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат МЫНБАЕВ заявил: цены в Казахстане нужно повышать.
- Надо понемногу увеличивать цены на ГСМ, не могут быть цены на 40 процентов ниже, чем в России, даже теоретически, - сказал он на заседании правительства в Астане. - Нам необходимо приблизить наши цены к российским. Сдерживая цены, мы можем перенаполнить наши заводы нефтью, но это проблему (дефицита ГСМ на внутреннем рынке. - Р.Б.) не решит.
Он также отметил, что необходимо как можно быстрее снять запрет на экспорт дизельного топлива.
- Мы все равно не сможем его использовать всё, - пояснил министр.
13 октября правительство послушалось министра и разрешило вывоз солярки. Запрет же на экспорт бензина будет действовать (если чиновники не передумают) до 1 января 2010 года.
В тот же день председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ заявил: необходимо позволить производителям бензина самим устанавливать цены.
Но дальше всех пошли парламентарии, которые предложили ввести уголовную ответственность за создание искусственного дефицита топлива. По мнению депутатов, только такие суровые меры позволят избежать повторения в будущем набившей оскомину ситуации.
Тем временем, по данным маркетинговых компаний, за минувшую неделю в Шымкенте стоимость бензина снизилась в среднем на 30 процентов. В других же городах Казахстана цены, наоборот, выросли.
Как будет
Однако, по мнению участников рынка, введение уголовной ответственности за создание искусственного дефицита не приведет к желаемым результатам.
- Прежде всего необходимо обеспечить прозрачность рынка, - говорит президент Южно-Казахстанской ассоциации АЗС Кайыпбек КАМБАРОВ. - Народ должен знать, сколько топлива производит каждый нефтеперерабатывающий завод, какая потребность в ГСМ у каждого региона, какие объемы и через каких трейдеров отпускает для этого региона каждый из трех НПЗ. Чтобы общественность могла знать: такая-то компания приобрела у завода для обеспечения, к примеру, Южно-Казахстанской области столько-то тонн топлива, продала столько-то, а такой-то объем у нее остался. Одним словом, и компании-поставщики, и НПЗ, и владельцы АЗС должны отчитываться перед народом - так же, как и перед налоговыми органами. Тогда проблема разрешится сама собой.
Виновны же в нынешней ситуации посредники, считает Камбаров. По его словам, все участники рынка надеялись, что после введения Закона “О лицензировании” проблема посредничества отпадет сама собой.
- Но закон обязал получать лицензию лишь производителей и продавцов, - поясняет он. - А посредников эта участь обошла стороной. В результате они расплодились как грибы после дождя, и никто сегодня не знает, сколько посредников входит в цепочку между производителем и потребителем. А их присутствие существенно влияет на ценообразование.
Об этом же, кстати, говорил и заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Борис ПАРСЕГОВ в интервью агентству “Казахстан Сегодня”.
- Может, кто-то из сотрудников НПЗ каким-то образом с кем-то и аффилирован, но не на том уровне, чтобы реально повлиять на ситуацию, - сказал он. - А вот то, что есть целый пласт посредников, которые влияют на рынок, - вероятнее всего. Тот посредник, который купил сырую нефть, переработал и продает, - он абсолютно законен. Но когда кто-то купил уже у владельца бензина этот бензин, но не повез на заправку, а перепродал еще куда-то - вот здесь начинается элемент недобросовестной торговли. То есть сегодня любой, имея определенные связи, может купить любое количество ГСМ и тут же перепродать дороже. И никого не волнует, что у него нет ни вагонов, ни цистерн, ни нефтехранилищ - только расчетный счет и какие-то связи или обязательства. Сложившаяся сегодня ситуация в какой-то степени - следствие пробела в законодательстве.
Между тем в Национальной компании “КазМунайГаз” считают: мера, предложенная депутатами, будет весьма действенной.
- Мы приветствуем такую инициативу, - говорит пресс-секретарь АО “НК “КазМунайГаз” Галым ТУМАБАЕВ. - Мы считаем, что введение уголовной ответственности за создание искусственного дефицита топлива приведет в конечном итоге к стабилизации рынка. Что касается сложившейся сегодня ситуации - на мой взгляд, это произошло по нескольким причинам. Прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры: модернизация трех казахстанских НПЗ оставляет желать лучшего. Вторая причина - несовершенство законодательного поля, из-за чего поставщики нефти не заинтересованы в поставках на внутренний рынок. Но после вступления Казахстана в Единый таможенный союз, я думаю, проблема решится. Нас тоже не устраивают повторяющиеся из года в год скачки цен на нефтепродукты.
Кстати, сами посредники с обвинениями в их адрес не согласны. По словам некоторых из них, в возникшем ажиотаже виноваты НПЗ: якобы они не торопятся продавать свои запасы нефтепродуктов на внутренний рынок из-за низкой цены и ждут отмены введенного запрета на экспорт нефтепродуктов в 2010 году, чтобы продать ГСМ за рубеж и получить двойную прибыль.
Галым Тумабаев с этим упреком не согласен.
- Сейчас на заводы заходит давальческая нефть, - говорит он. - Заводы берут с давальцев лишь оплату за переработку. Если эта конфигурация изменится, то изменится и ситуация на рынке. Вопрос о том, когда это произойдет, нужно адресовать правительству.
Сайт газеты «Время»
Между тем, по мнению некоторых экспертов, меры, предпринимаемые правительством, поверхностны и не устраняют причин, из-за которых в стране, изобилующей нефтью и газом и из года в год наращивающей их добычу и переработку, с началом посевной и уборочной кампаний на селе регулярно растут цены на бензин и другое топливо.
Как было
Конец 2005 года. Цены на высокооктановый бензин достигли заоблачных по тем временам высот. В Алматы средняя цена литра АИ-93 подскочила с 73 до 90 тенге, а на юге Казахстана - до 1 доллара (курс “зеленого” в то время был 130 тенге). Минэнерго во главе с тогдашним министром Владимиром ШКОЛЬНИКОМ принимает экстренные меры: перекрывает границу для экспорта светлых нефтепродуктов и заставляет основных участников рынка снизить цены до уровня августа 2005 года.
2006 год. 9 февраля новый министр энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ от имени своего ведомства подписывает с основными игроками топливного рынка меморандум “О социальном партнерстве между государственными органами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и их производителями по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2006 году”, согласно которому партнеры правительства обязались обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами, снижение цен на ГСМ и равный доступ к ним потребителей.
В июне 2006 года цены топлива по республике подскочили в среднем на 4 тенге.
В 2007 году усилиями правительства цены более-менее стабилизировались и сохранялись неизменными на протяжении двух лет. Правда, напряженка с топливом возникала с тех пор каждый год во время посевной и уборочной. Весной и осенью на АЗС бензин за наличный расчет пропадал.
Как сейчас
Цены на горючее начали расти в июне нынешнего года. Сейчас в среднем по республике бензин марки АИ-80 стоит 59,8 тенге за литр, АИ-92/93 - 89,3 тенге, АИ-95/96 - 98,2, дизельное топливо - 64,8 тенге за литр.
Бензиновая лихорадка охватила в первую очередь Южно-Казахстанскую область, а затем перекинулась на всю страну.
Поставщики топлива заявили, что во всем виноваты... казахстанские цены на бензин: мол, они ниже российских, поэтому трейдерам из России и других стран стало невыгодно экспортировать бензин в Казахстан, к тому же именно Россия является основным поставщиком высокооктанового топлива на казахстанский внутренний рынок (см. “Распрягайте, хлопцы, коней”, “Время” от 7.10.2009 г.) 8 октября министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат МЫНБАЕВ заявил: цены в Казахстане нужно повышать.
- Надо понемногу увеличивать цены на ГСМ, не могут быть цены на 40 процентов ниже, чем в России, даже теоретически, - сказал он на заседании правительства в Астане. - Нам необходимо приблизить наши цены к российским. Сдерживая цены, мы можем перенаполнить наши заводы нефтью, но это проблему (дефицита ГСМ на внутреннем рынке. - Р.Б.) не решит.
Он также отметил, что необходимо как можно быстрее снять запрет на экспорт дизельного топлива.
- Мы все равно не сможем его использовать всё, - пояснил министр.
13 октября правительство послушалось министра и разрешило вывоз солярки. Запрет же на экспорт бензина будет действовать (если чиновники не передумают) до 1 января 2010 года.
В тот же день председатель Агентства по регулированию естественных монополий Нурлан АЛДАБЕРГЕНОВ заявил: необходимо позволить производителям бензина самим устанавливать цены.
Но дальше всех пошли парламентарии, которые предложили ввести уголовную ответственность за создание искусственного дефицита топлива. По мнению депутатов, только такие суровые меры позволят избежать повторения в будущем набившей оскомину ситуации.
Тем временем, по данным маркетинговых компаний, за минувшую неделю в Шымкенте стоимость бензина снизилась в среднем на 30 процентов. В других же городах Казахстана цены, наоборот, выросли.
Как будет
Однако, по мнению участников рынка, введение уголовной ответственности за создание искусственного дефицита не приведет к желаемым результатам.
- Прежде всего необходимо обеспечить прозрачность рынка, - говорит президент Южно-Казахстанской ассоциации АЗС Кайыпбек КАМБАРОВ. - Народ должен знать, сколько топлива производит каждый нефтеперерабатывающий завод, какая потребность в ГСМ у каждого региона, какие объемы и через каких трейдеров отпускает для этого региона каждый из трех НПЗ. Чтобы общественность могла знать: такая-то компания приобрела у завода для обеспечения, к примеру, Южно-Казахстанской области столько-то тонн топлива, продала столько-то, а такой-то объем у нее остался. Одним словом, и компании-поставщики, и НПЗ, и владельцы АЗС должны отчитываться перед народом - так же, как и перед налоговыми органами. Тогда проблема разрешится сама собой.
Виновны же в нынешней ситуации посредники, считает Камбаров. По его словам, все участники рынка надеялись, что после введения Закона “О лицензировании” проблема посредничества отпадет сама собой.
- Но закон обязал получать лицензию лишь производителей и продавцов, - поясняет он. - А посредников эта участь обошла стороной. В результате они расплодились как грибы после дождя, и никто сегодня не знает, сколько посредников входит в цепочку между производителем и потребителем. А их присутствие существенно влияет на ценообразование.
Об этом же, кстати, говорил и заместитель председателя Агентства РК по защите конкуренции Борис ПАРСЕГОВ в интервью агентству “Казахстан Сегодня”.
- Может, кто-то из сотрудников НПЗ каким-то образом с кем-то и аффилирован, но не на том уровне, чтобы реально повлиять на ситуацию, - сказал он. - А вот то, что есть целый пласт посредников, которые влияют на рынок, - вероятнее всего. Тот посредник, который купил сырую нефть, переработал и продает, - он абсолютно законен. Но когда кто-то купил уже у владельца бензина этот бензин, но не повез на заправку, а перепродал еще куда-то - вот здесь начинается элемент недобросовестной торговли. То есть сегодня любой, имея определенные связи, может купить любое количество ГСМ и тут же перепродать дороже. И никого не волнует, что у него нет ни вагонов, ни цистерн, ни нефтехранилищ - только расчетный счет и какие-то связи или обязательства. Сложившаяся сегодня ситуация в какой-то степени - следствие пробела в законодательстве.
Между тем в Национальной компании “КазМунайГаз” считают: мера, предложенная депутатами, будет весьма действенной.
- Мы приветствуем такую инициативу, - говорит пресс-секретарь АО “НК “КазМунайГаз” Галым ТУМАБАЕВ. - Мы считаем, что введение уголовной ответственности за создание искусственного дефицита топлива приведет в конечном итоге к стабилизации рынка. Что касается сложившейся сегодня ситуации - на мой взгляд, это произошло по нескольким причинам. Прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры: модернизация трех казахстанских НПЗ оставляет желать лучшего. Вторая причина - несовершенство законодательного поля, из-за чего поставщики нефти не заинтересованы в поставках на внутренний рынок. Но после вступления Казахстана в Единый таможенный союз, я думаю, проблема решится. Нас тоже не устраивают повторяющиеся из года в год скачки цен на нефтепродукты.
Кстати, сами посредники с обвинениями в их адрес не согласны. По словам некоторых из них, в возникшем ажиотаже виноваты НПЗ: якобы они не торопятся продавать свои запасы нефтепродуктов на внутренний рынок из-за низкой цены и ждут отмены введенного запрета на экспорт нефтепродуктов в 2010 году, чтобы продать ГСМ за рубеж и получить двойную прибыль.
Галым Тумабаев с этим упреком не согласен.
- Сейчас на заводы заходит давальческая нефть, - говорит он. - Заводы берут с давальцев лишь оплату за переработку. Если эта конфигурация изменится, то изменится и ситуация на рынке. Вопрос о том, когда это произойдет, нужно адресовать правительству.
Сайт газеты «Время»
|