Вузов с громкими названиями больше, чем профессионалов с великими деяниями
admin 29 Сентября 2009 в 09:14:47
При таком обилии высших учебных заведений, какое можно наблюдать у нас, остается лишь удивляться перманентной нехватке высококвалифицированных специалистов. Получается, что вузов с громкими названиями больше, чем профессионалов с великими деяниями. О том, как будет изменяться эта странная ситуация в ближайшем будущем, рассказывает председатель Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Найман Калабаев.
- Приоритетной задачей системы высшего образования Казахстана является повышение качества подготовки специалистов до уровня развитых стран мира, в первую очередь Европы. Поэтому Министерство образования и науки постоянно держит на контроле вопрос повышения качества образовательных услуг высшей школы.
Как известно, в 2007 году был проведен первый этап оптимизации сети вузов и их филиалов. По итогам проверки количество вузов сократили на 36, филиалов - на 58. Согласно закону об образовании в 2008 году все остальные филиалы вузов прекратили образовательную деятельность.
Сегодня в стране функционирует 145 высших учебных заведений, из них 55 государственных, 90 частных и пять филиалов российских. Таким образом, количество вузов с частной формой собственности более чем в полтора раза превышает число вузов с государственной формой собственности.
- А что вкладывается в понятие "оптимизация"? Каков вообще этот процесс? Пересчитают студентов в институте - и переименуют его в колледж?
- Задача оптимизации сети вузов страны - это задача не одного дня и требует системного и планомерного подхода.
Практика последних двух лет показала, что вузы, образованные в результате слияния, работают в нормальном режиме. Данный опыт мы используем и в проведении второго этапа оптимизации. К тому же у нас есть договоренность с Министерством образования и науки Российской Федерации по поводу совместной проверки деятельности филиалов российских вузов на соответствие законодательным и лицензионным требованиям.
Почти во всех вузах доля студентов-заочников значительно превышает долю студентов очной формы обучения. В некоторых данный показатель выше в несколько раз. Скажем, в современном Гуманитарно-техническом институте - в 7,3 раза, в юридической академии "Фемида" - в 7,3 раза, в Алматинском университете непрерывного образования - впятеро:
Между тем всем известно, что качество образовательных услуг заметно ниже по заочной форме обучения. Следовательно, вузы, допускающие такие перекосы в пользу заочников, сознательно способствуют занижению показателей по качеству образования. Это недопустимо.
По результатам государственной аттестации и проверки за соблюдением законодательства и лицензионных правил за последние годы были сделаны серьезные замечания этим вузам. При этом выявлены характерные недостатки в их образовательной деятельности.
- Какие, например?
- Не соблюдается требование, предъявляемое к количественному составу контингента студентов в расчете на одного преподавателя (при норме 8:1), то есть наблюдается неукомплектованность профессорско-преподавательским составом (ППС) по штатному расписанию.
Далее: расходы на подготовку одного специалиста составляют меньше, чем предусмотрено постановлением правительства, что приводит к необеспеченности учебного процесса необходимым кадровым потенциалом, материальным ресурсом.
По отдельным специальностям бакалавриата отмечается низкий уровень знаний студентов выпускного курса. Потому что из-за кадровой необеспеченности допускаются к ведению лекционных занятий малоопытные преподаватели. А это является нарушением типовых правил деятельности вузов и отрицательно влияет на качество высшего образования.
Кроме того, имеет место слабая материально-техническая обеспеченность при проведении лабораторных и семинарских занятий, применяется морально устаревшее оборудование. В отдельных случаях отсутствуют общежития и спортивные залы, не создана инфраструктура по обеспечению досуга молодежи.
И при всем этом приходится констатировать слабое внедрение инновационных технологий в учебный процесс. По отдельным специальностям отсутствуют договоры с базами практики, что затрудняет профессиональную подготовку специалистов. Процент участия профессорско-преподавательского состава в выполнении научно-исследовательских работ (в том числе, кстати, финансируемых из государственного бюджета) остается низким, а студенты в республиканских и научно-практических конференциях участвуют редко.
На основании Административного кодекса 51 вузу наложены административные штрафы. В зависимости от степени нарушений в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей на общую сумму 7 млн 66 тысяч 400 тенге.
По результатам государственной аттестации за первое полугодие 2009 года вузы не аттестованы по 104 специальностям, возвращены лицензии по 52 специальностям, приостановлено действие лицензий по 22 специальностям высшего образования.
- А с чем связаны выявленные недостатки? С привычкой довольствоваться тем, что есть, или с объективной невозможностью улучшить положение?
- В основном с тем, что у вузов недостаточные кадровые, материальные и финансовые ресурсы.
Видите ли, для повышения качества образования, эффективной организации учебного процесса, рационального использования материальных активов и ресурсов необходимо укрупнение вузов путем их слияния. Именно это позволит стабилизировать материально-техническую основу для предоставления качественных образовательных услуг, аккумулировать людские интеллектуальные ресурсы.
Перед системой высшего образования страны стоят серьезные задачи. Во-первых, это подписание Болонского процесса и вхождение в европейское образовательное пространство. Во-вторых, обеспечение качества высшего образования на уровне общеевропейских требований. И наконец необходимо создать условия для прохождения вузами международной и/или национальной аккредитации.
При этом одним из необходимых условий для прохождения аккредитации является финансовая состоятельность вузов. Для "карликовых" вузов это существенная проблема.
В июле текущего года мы дважды проводили собеседование с учредителями ряда частных вузов, не участвовавших в первом этапе оптимизации. На этих встречах руководителям было рекомендовано объединяться или переходить на уровень колледжа. Однако за исключением столичного института управления подобных предложений не поступило.
- И как вы теперь выстраиваете общение с теми, кто проигнорировал ваши рекомендации?
- Сейчас наш комитет проводит проверку образовательной деятельности этих вузов. Контроль осуществляется по 20 параметрам. В связи с участившимися случаями выявления фиктивных дипломов вузов, а также поступления в вузы по фиктивным дипломам колледжей отдельным пунктом включена проверка учета и выдачи документов строгой отчетности. Будет обращено особое внимание на вопросы соответствия высшего учебного заведения своему статусу на момент проверки (на соответствие научной деятельности и послевузовского образования в университетах и академиях).
По результатам проверки на основании справок, протоколов и других материалов министерством будет приниматься решение по каждому конкретному вузу.
Михаил ДВОРЯНЧИКОВ, "Экспресс-К"
- Приоритетной задачей системы высшего образования Казахстана является повышение качества подготовки специалистов до уровня развитых стран мира, в первую очередь Европы. Поэтому Министерство образования и науки постоянно держит на контроле вопрос повышения качества образовательных услуг высшей школы.
Как известно, в 2007 году был проведен первый этап оптимизации сети вузов и их филиалов. По итогам проверки количество вузов сократили на 36, филиалов - на 58. Согласно закону об образовании в 2008 году все остальные филиалы вузов прекратили образовательную деятельность.
Сегодня в стране функционирует 145 высших учебных заведений, из них 55 государственных, 90 частных и пять филиалов российских. Таким образом, количество вузов с частной формой собственности более чем в полтора раза превышает число вузов с государственной формой собственности.
- А что вкладывается в понятие "оптимизация"? Каков вообще этот процесс? Пересчитают студентов в институте - и переименуют его в колледж?
- Задача оптимизации сети вузов страны - это задача не одного дня и требует системного и планомерного подхода.
Практика последних двух лет показала, что вузы, образованные в результате слияния, работают в нормальном режиме. Данный опыт мы используем и в проведении второго этапа оптимизации. К тому же у нас есть договоренность с Министерством образования и науки Российской Федерации по поводу совместной проверки деятельности филиалов российских вузов на соответствие законодательным и лицензионным требованиям.
Почти во всех вузах доля студентов-заочников значительно превышает долю студентов очной формы обучения. В некоторых данный показатель выше в несколько раз. Скажем, в современном Гуманитарно-техническом институте - в 7,3 раза, в юридической академии "Фемида" - в 7,3 раза, в Алматинском университете непрерывного образования - впятеро:
Между тем всем известно, что качество образовательных услуг заметно ниже по заочной форме обучения. Следовательно, вузы, допускающие такие перекосы в пользу заочников, сознательно способствуют занижению показателей по качеству образования. Это недопустимо.
По результатам государственной аттестации и проверки за соблюдением законодательства и лицензионных правил за последние годы были сделаны серьезные замечания этим вузам. При этом выявлены характерные недостатки в их образовательной деятельности.
- Какие, например?
- Не соблюдается требование, предъявляемое к количественному составу контингента студентов в расчете на одного преподавателя (при норме 8:1), то есть наблюдается неукомплектованность профессорско-преподавательским составом (ППС) по штатному расписанию.
Далее: расходы на подготовку одного специалиста составляют меньше, чем предусмотрено постановлением правительства, что приводит к необеспеченности учебного процесса необходимым кадровым потенциалом, материальным ресурсом.
По отдельным специальностям бакалавриата отмечается низкий уровень знаний студентов выпускного курса. Потому что из-за кадровой необеспеченности допускаются к ведению лекционных занятий малоопытные преподаватели. А это является нарушением типовых правил деятельности вузов и отрицательно влияет на качество высшего образования.
Кроме того, имеет место слабая материально-техническая обеспеченность при проведении лабораторных и семинарских занятий, применяется морально устаревшее оборудование. В отдельных случаях отсутствуют общежития и спортивные залы, не создана инфраструктура по обеспечению досуга молодежи.
И при всем этом приходится констатировать слабое внедрение инновационных технологий в учебный процесс. По отдельным специальностям отсутствуют договоры с базами практики, что затрудняет профессиональную подготовку специалистов. Процент участия профессорско-преподавательского состава в выполнении научно-исследовательских работ (в том числе, кстати, финансируемых из государственного бюджета) остается низким, а студенты в республиканских и научно-практических конференциях участвуют редко.
На основании Административного кодекса 51 вузу наложены административные штрафы. В зависимости от степени нарушений в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей на общую сумму 7 млн 66 тысяч 400 тенге.
По результатам государственной аттестации за первое полугодие 2009 года вузы не аттестованы по 104 специальностям, возвращены лицензии по 52 специальностям, приостановлено действие лицензий по 22 специальностям высшего образования.
- А с чем связаны выявленные недостатки? С привычкой довольствоваться тем, что есть, или с объективной невозможностью улучшить положение?
- В основном с тем, что у вузов недостаточные кадровые, материальные и финансовые ресурсы.
Видите ли, для повышения качества образования, эффективной организации учебного процесса, рационального использования материальных активов и ресурсов необходимо укрупнение вузов путем их слияния. Именно это позволит стабилизировать материально-техническую основу для предоставления качественных образовательных услуг, аккумулировать людские интеллектуальные ресурсы.
Перед системой высшего образования страны стоят серьезные задачи. Во-первых, это подписание Болонского процесса и вхождение в европейское образовательное пространство. Во-вторых, обеспечение качества высшего образования на уровне общеевропейских требований. И наконец необходимо создать условия для прохождения вузами международной и/или национальной аккредитации.
При этом одним из необходимых условий для прохождения аккредитации является финансовая состоятельность вузов. Для "карликовых" вузов это существенная проблема.
В июле текущего года мы дважды проводили собеседование с учредителями ряда частных вузов, не участвовавших в первом этапе оптимизации. На этих встречах руководителям было рекомендовано объединяться или переходить на уровень колледжа. Однако за исключением столичного института управления подобных предложений не поступило.
- И как вы теперь выстраиваете общение с теми, кто проигнорировал ваши рекомендации?
- Сейчас наш комитет проводит проверку образовательной деятельности этих вузов. Контроль осуществляется по 20 параметрам. В связи с участившимися случаями выявления фиктивных дипломов вузов, а также поступления в вузы по фиктивным дипломам колледжей отдельным пунктом включена проверка учета и выдачи документов строгой отчетности. Будет обращено особое внимание на вопросы соответствия высшего учебного заведения своему статусу на момент проверки (на соответствие научной деятельности и послевузовского образования в университетах и академиях).
По результатам проверки на основании справок, протоколов и других материалов министерством будет приниматься решение по каждому конкретному вузу.
Михаил ДВОРЯНЧИКОВ, "Экспресс-К"
|