Кайрат Тыныбеков: Основа безопасности – взаимное уважение

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 27 Августа 2009 в 14:28:49


Дорожная полиция всегда в центре общественного внимания. Это одна из самых приближенных к народу, а значит, обсуждаемых и критикуемых правоохранительных структур. От эффективности ее работы зависят жизни и судьбы людей. К сожалению, дорожная статистика хоть и имеет положительные тенденции, по-прежнему выглядит устрашающе. Потому приход в ведомство нового руководителя, с одной стороны, вызывает неподдельный интерес, с другой – рождает надежду. Какие выводы за сто дней после своего назначения сделал председатель Комитета дорожной полиции МВД РК Кайрат ТЫНЫБЕКОВ? Данный вопрос, адресованный главному гаишнику страны, был центральным. Но... не единственным.

– Ваш предшественник, Омурзак Тусумов, запомнился рядом инициатив. Чем порадует новый глава ведомства?

– С места в карьер? Хорошо. Прежде хотел бы отметить, что для проведения каких-либо реформ необходимо предварительно провести комплекс организационных мероприятий, обсудить их с общественностью. На сегодняшний день мы уже реализовали несколько проектов. Но для начала назову приоритеты нашей деятельности. Это, во-первых, возвращение былого доверия со стороны населения к органам дорожной полиции. Во-вторых, борьба с коррупцией. Ну и, само собой, обеспечение дорожной безопасности.

– Наша газета уже подробно рассказывала об одной из акций, получившей название «Приемная на дороге». Ее инициатором были вы лично?

– За 23 года службы я выработал свой стиль работы и осознал, что в ней немаловажен психологический аспект. Через неделю после того, как меня назначили начальником Западного УВД на транспорте, поехал в самые отдаленные районы, побеседовал с людьми. А как иначе лучше и быстрее вникнуть в дела?

Во время таких акций дорожные полицейские имеют хорошую возможность узнать общественное мнение, выявить проблемы. Я лично вместе с представителями центрального аппарата НДП «Нур Отан» и заинтересованных госорганов, ветеранами системы уже побывал в четырех районах – Целиноградском, Коргалжынском, Аршалынском и Осакаровском. За это время, как говорится, прямо с колес принял около семисот человек. В основном граждане ставили вопросы, касающиеся всех жителей региона. Речь шла об обеспечении охраны общественного порядка, ремонте дорог, выделении дополнительных штатных единиц и транспорта отделам дорожной полиции. Считаю «Приемную на дороге» эффективным мероприятием, а потому его будем проводить раз в квартал.

– Наверное, в ходе акции удалось узнать, как относится население к вашим подчиненным?

– Конечно. Ведь помимо бесед проводилось и анонимное анкетирование. Радует то, что ни в одном районе не было подано ни одного заявления на неправомерные действия моих подчиненных, ни одной жалобы на взяточничество или другие коррупционные проявления. Кстати, в этом могли убедиться и ваши коллеги, во время проведения другой акции – «Журналист меняет профессию», во время которой представители СМИ имели возможность изучить работу дорожной полиции изнутри. Эти мероприятия мы провели в свете требований Главы государства, поставленных на внеочередном съезде НДП «Нур Отан», – изыскивать новые формы работы с населением, стать ближе к нему.

– При Комитете дорожной полиции не так давно создан Общественный совет по контролю за его деятельностью. Насколько он эффективен?

– Данный орган также создан по моей инициативе. Говорят, театр начинается с вешалки. Применительно к нам это утверждение можно перефразировать так: деятельность всей казахстанской полиции оценивается по работе дорожных полицейских. Ведь каждый человек является участником дорожного движения, а значит, чаще всего сталкивается с работой моих подчиненных.

Цель Совета заключается в повышении эффективности системы обеспечения дорожной безопасности, развитии и дальнейшем совершенствовании взаимоотношений дорожной полиции с населением и неправительственными организациями.

На мой взгляд, неоправданно мало используется потенциал наших ветеранов. Теперь они смогут вносить свои предложения, так же как депутаты Парламента, партийные деятели, представители НПО и СМИ. На первом этапе задачами Совета станут изучение общественного мнения, существующих проблем, а в дальнейшем – и принятие конкретных мер.

– Вас не пугают данные дорожной статистики?

– Каждое утро начинаю с просмотра оперативной сводки о ДТП, нередко довольно печальной. Заканчиваю рабочий день тем же. И, конечно же, работаю над созданием системы более действенных и эффективных мер снижения аварийности на дорогах. Подвижки имеются. Так, за семь месяцев этого года в республике зарегистрировано 6 216 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1 386 человек погибли и 7 284 получили увечья. В сравнении с прошлогодними показатели снижены на 11,22 и 12,3 процента соответственно.

– Какова, на ваш взгляд, главная причина ДТП?

– Человеческий фактор. Как не выбирают соседей по проживанию, так и соседей по проезжей части. Превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу движения, неправильное маневрирование зачастую приводят к авариям. Хуже всего ситуация в ВКО, ЮКО, Алматинской и Карагандинской областях.

– Но можно ли переломить ситуацию?

– Над этим работаем. Например, более-менее разобрались с трассой Астана – Бурабай, построив шестиполосный автобан. Но здесь есть еще масса нерешенных вопросов, касающихся инфраструктуры. В большинстве городов установлены скоростемеры, и они, как показывает практика, довольно эффективны. В центре внимания сейчас загородные дороги. Одновременно казахстанские трассы патрулируют 127 автомобильных экипажей. А на не менее опасной трассе Алматы – Шымкент ведется вертолетное патрулирование.

– Сейчас много говорится об отказе от карательных мер в пользу профилактических...

– Как раз на это направлено очередное нововведение – автопатрулирование. Само присутствие на дорогах патрульных авто оказывает профилактическое влияние и сдерживает многих от совершения правонарушений. Данный метод позволяет сотрудникам, находясь в транспортном потоке, эффективно пресекать нарушения ПДД и обеспечивать охрану общественного порядка.

В ходе эксперимента, который с первого августа ведется в четырех регионах страны, мы также рассчитываем минимизировать коррупционные правонарушения. А в будущем, возможно, совсем откажемся от пешего патрулирования.

В идеале водитель должен видеть в дорожном полицейском своего товарища. Мы ведь требуем элементарного соблюдения правил и взаимного уважения. Каждый должен понять, что это нужно ему самому: пристегнуть ремень безопасности, не говорить по телефону за рулем и тем более быть трезвым.

– А как объяснить то, что порой виновный избегает наказания? Вот конкретный случай: пьяного водителя, выехавшего на встречную полосу и врезавшегося в наш автомобиль, в результате чего пострадали пассажиры, в итоге даже водительских прав не лишили.

– Да, проблема несовершенства законодательной базы имеется. У нас при привлечении водителя к уголовной ответственности за ДТП упущен вопрос дальнейшей эксплуатации им автотранспорта. Недавно мы внесли предложение о необходимости соответствующих изменений, и нас поддержали.

– Немного – о кадровой политике. К слову, состоится ли долгожданное повышение заработной платы сотрудникам строевых подразделений?

– Вопрос повышения зарплаты будет решен в ближайшее время. Мне кажется, в какой-то степени это минимизировало бы коррупцию, так как молодым сотрудникам действительно иногда бывает тяжело в материальном плане, и они идут на преступление.

Это, конечно, не отговорка. В рапорте о приеме на работу каждый из нас соглашается служить в любых условиях. Я лично провожу совещания в подразделениях, объясняю, что в итоге пострадает только сам нечистый на руку полицейский. Но не надо стричь всех под одну гребенку, в полиции много порядочных и честных людей, которые пришли в органы по призванию. И моя цель, как бы высокопарно это ни звучало, внести вклад в борьбу с негативными явлениями и вернуть былую славу дорожным полицейским.

– Будут ли еще нововведения?

– Большой блок планов включает в себя подготовку водителей, есть правовые пробелы с регистрацией транспортных средств, особенно тех, которые приобретаются за границей. Надо разобраться с организацией самого дорожного движения, вплотную заняться пешеходными переходами. А главное – внедрить в сознание людей простую истину: основа безопасности – взаимное уважение.

Асель МУКАНОВА
ZAKON.KZ
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь