"Back in the USSR" или Зачем нам эта ностальгия?

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 25 Августа 2009 в 14:01:56
Интернет ностальгирует по советской газировке, по фильму "Гостья из будущего", по игре в "резиночку" и по пионерлагерным "страшилкам". Создано огромное количество сайтов и ЖЖ-сообществ, так или иначе, посвященных явлению, носящему имя "Ностальгия по эпохе Застоя". Все это будоражит блогосферу и даже - Ноосферу. Ностальгирующие делятся на два условных лагеря - собственно, "совки", которые яро противопоставляют солнечное "тогда" - ужасному "сейчас" и "успешно вписавшиеся", которым просто нравится вспоминать все ту же газировку, "Гостью из будущего", игру в "резиночку" и пионерлагерные "страшилки". Сейчас речь пойдет, как раз, о второй категории лиц - им все нравится в современном обществе, но они почему-то с удовольствием подхватывают разговор о пионерском детстве и Олимпиаде-80.

Я уже писала о непреодолимом обаянии советской эстетики, о продуманной пропаганде. Но дело не столько (и не столько в этом). И не в том, что детство - лучшая пора, которая всегда вспоминается, как золотое времечко. Многие из "успешно вписавшихся" не склонны идеализировать детство или юность - у них и зрелость весьма недурственная.

А в чем же дело? Почему мы с удовольствием вспоминаем?

Итак, я полагаю, что огромную роль играет схожесть, общность воспоминаний у самых разных людей. Достаточно поместить фотографию какой-нибудь вещи или игрушки советского периода, как сразу несколько человек скажут: "Ой, а у меня была точно такая же!" Мы учились по одной школьной программе и видели на экранах ТВ одни и те фильмы. Достаточно показать обложку журнала "Работница", как кто-нибудь из дам непременно вспомнит, что именно в этом журнале была чудесная выкройка джинсового сарафана, который сшила ей мама. Да, у мажора был "Sharp"-двухкассетник, а у мальчика попроще - разбитая в уличных боях "Электроника" (замотанная изолентой), но и тот и другой слушали одну и ту же "АС/DC".

Тогда, если в кинотеатрах шел какой-нибудь "Танцор диско" или "Тутси", его смотрели все и уже неважно, кто ты был - очкарик-доцент или уркаган с окраины. Все предпочитали "Pepsi" или "Fanta" в бутылках 0,33. У всех девочек были песенники, в которые хотелось наклеивать "теток" из зарубежных каталогов. Разумеется, расчерчивали асфальт для игры в "классики", пели дурацкие полублатные песенки, вроде "Ой, васильки-васильки, сколько вас выросло в поле..." (там еще про Олю, которую все-таки зарезали). После каждого показа "Штирлица" изображали фашистов. Читали Дюма - его можно было купить за "макулатуру": сдаешь 30 кило - можешь купить "Виконта де Бражелона" и упиваться любовными историями Луи Четырнадцатого.

Так сказать, на всех - одна еда, одна вода, одна "Burda".

Несмотря на то, что у мажора был все-таки "Sharp"-двухкассетник и он собирался поступать в МГИМО, его быт не настолько уж отличался от быта людей попроще. Да, иной раз мама привозила датское печенье (в железной банке) или какие-нибудь невыразимо яркие штаны, но в целом, если приглядеться, были примерно одинаковые возможности. Наличие дома иностранных журналов и импортного шоколада - это просто смешно. Недавно (после длительного перерыва) довелось пересмотреть фильм "Соблазн" (1987) о том, как девочка возмечтала о мальчике-мажоре. И что? Меня поразила бедность быта этой самой "элиты". Вся разница в том, что у мажорного мальчика Бори был дома бар с импортным пойлом, да фото полуголой бабцы, налепленное на дверь сортира. Посмотрите, что сейчас. Будут ли через 20 лет общими воспоминания у сына банкира и у сына учительницы?

Сразу же возникает гневный отклик: "Это все потому, что другого не было!!!" Воинствующие анти-совки, которым претит даже легкая ностальжи "успешно вписавшихся", непременно напомнят нам, что все читали Дюма и Пикуля потому что не было ничего другого. Как один такой анти-совок заявил, что в те ужасные времена девушки были вынуждены (sic!) читать Мопассана, чтобы хоть как-то самообразовываться в плане эротики, а нонеча - открываем самый скромный дамский журнал и - самообразовываемся хоть до отвращения. Да, возможно, что анти-совок в этом прав - все смотрели, покупали и "предпочитали" индийское кино и итальянскую эстраду потому что их к нам пропускали. И вот этот сыр плавленный "Дружба" - его все помнят не потому что он был вкусный, а потому что он был.

Сейчас у людей есть выбор, который не всегда бывает наилучшим, однако, у них есть возможность в любой момент поменять вкусы или не следовать дурной моде. Тогда было так - люби то, что дают.

Но факт остается фактом - у нас общие воспоминания.

Помимо того, что мы все "предпочитали" Аль Бано и Ромину Пауэр, кроссовки "Adidas" и непременные джинсы, в наших воспоминаниях есть элемент преодоления трудностей - доставание шмоток, модных записей, иноземных журналов. Все это сближает. Сорокалетние, вспомните в компании ровесников про штаны-"варенки" - вы тут же получите микро-мемуары на тему "Как я варила индийские джинсы до состояния американских". Море воспоминаний на тему добытой в боях косметики "Pupa" или выстраданных босоножек бирюзового цвета. У каждого - своя заветная история о преодоленных трудностях. Кто-то вспомнит, как слушал Би-Би-Си летом на даче - потому что за городом не так "глушили"; как сквозь помехи пробивался голос Севы Новгородцева, рассказывающего о группе "Doors". Кто-то расскажет про то, как тайно смотрел по видаку "Греческую смоковницу". У другого всплывет в памяти какая-нибудь валютно-фарцовочная история. А кто-нибудь расскажет, как он стоял в очереди за билетом в "Таганку" - ночью! Или как ходил в храм - тайно, а то из комсомола выгонят.

Таким образом, одни доставали штаны, другие - книги. Одни тайком читали Солженицына, другие тайком смотрели на чью-нибудь видео-задницу. Но все были при деле и, достав нужное (или глянув запретное), все дружно шли смотреть чемпионат мира по фигурному катанию. Возможно потому что все любили танцы на льду, а возможно потому, что по другому каналу в этот час был фильм про бетономешалку. А по радио - песни о БАМе.

Итак, воспоминания о преодоленных трудностях (тем более, что у собеседника была схожая ситуация) создает особую атмосферу под названием "А помнишь?"

Немаловажный момент - многие люди (если не все) жили тогда в постоянном предвкушении праздника, а психологи утверждают, что это одно из самых позитивных ощущений. Люди ждали выхода какого-нибудь фильма: "Ой, читала программу передач - на следующей неделе будет "Щит и меч". А в каникулы - "Приключения Электроника", а в зимние - "Чародеи". Информационный голод, сопряженный с товарным дефицитом, делал людей чуткими ко всему, что помогало этот голод утолять. Сейчас многие скептики бубнят, что телевидение деградировало, стало попсовым и одновременно - скучным. Оно стало попросту разнообразным - каждый день можно смотреть всех этих "Неуловимых мстителей" вместе с "Джентльменами удачи" - раньше эти фильмы ждали. Теперь - их крутят по нескольким каналам сразу и не только в праздники.

Сегодня надо вылавливать, а тогда надо было просто радостно ждать. Вот женщина и вспоминает, как она в 1986 году достала французский лак для ногтей (который ей долго обещала соседка по парте), а потом подруга ей принесла позапрошлогоднюю "Burda" и они, пятнадцатилетние модницы, все это разглядывали - мечтали, как сошьют точно такое же платьишко. А вечером еще какой-то итальянский фильм значился по программе. Сплошное ожидание праздника. А сейчас? Хочешь итальянское кино - на тебе. Хочешь репродукции Шагала - скупи хоть все альбомы. Хочешь американский музон - хоть обслушайся насмерть. Еще вяленько ждем какого-нибудь Гарри нашего Поттера, но помимо него есть еще столько всего хорошего, что ожидание не воспринимается как предвкушение.

А человек так устроен, что он запоминает это ощущение счастья, а потом, не ощущая его в новой повседневности, начинает ностальгировать - нашему мозгу решительно все равно, что мы воспринимаем, как радость - предвкушение Новогоднего Огонька, где мелькнет Пугачева с новой песней или что-то более существенное.

Разумеется, кто-то из вас скажет, что ностальгия по развитому социализму - это здоровая реакция нормального человека на ТВ-грязь и медиа-гадость, на обнищание ветеранов и гонорары топ-моделей. Кто-то заявит, что ностальгия по Совку - это одно из самых дичайших извращений, какое только можно себе придумать. Это Ваше право и слава Богу, что у Вас оно есть.

Галина Радковна, zina-korzina.livejournal.com
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 26.08.2009 в 13:43:27   # 20830
Эх...ностальгия, ностальгия...
Люди просто тогда были проще и добрее.
Сейчас же реально как стадо волков. Пока еще не стая а именно стадо, но уже живущее по вольчьим законам.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь