Ответственность победы
admin 24 Августа 2007 в 18:34:49
Б.Жумагулов: Сегодня мы - единственная партия, которая пользуется по-настоящему масштабной поддержкой общества. По поводу остальных партий мне, как политику, немного жаль, что они не смогли убедить народ в своей политической зрелости, искренности и состоятельности. Но думаю, что эти выборы - хороший урок всем им…
Центральная избирательная комиссия официально подвела предварительные итоги народного волеизъявления на выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов. Партия Президента страны - "Нур Отан" - одержала более чем убедительную победу. И победа эта состоялась при беспрецедентно высокой явке избирателей, чего многие аналитики и наблюдатели просто не ожидали. На избирательные участки пришло более пяти миллионов 700 тысяч казахстанцев, или около 65 процентов от общего числа обладающих правом голоса.
Это уникальная цифра в истории парламентских выборов в суверенном Казахстане. Но если вдуматься глубже, то столь высокий интерес граждан страны к главному политическому событию года абсолютно закономерен.
Во-первых, потому, что наше общество даже по сравнению с 2004 годом - временем предыдущих парламентских выборов - стало гораздо более зрелым в политическом плане. Казахстанцы очень заинтересованно, с энтузиазмом восприняли проведенную по инициативе Главы государства конституционную реформу, прежде всего - переход к пропорциональной системе выборов нижней палаты Парламента. Именно этот принцип вкупе с расширением полномочий Парламента обеспечивает совершенно новый для Казахстана механизм участия народа в управлении страной через политические партии.
Во-вторых, интерес к выборам был подогрет не без помощи самой же радикальной оппозиции. Перед избирателями ею была поставлена "ошарашивающая" дилемма: либо продолжение стратегического курса Президента Н. Назарбаева, успехи и надежность которого каждый казахстанец ощущает на себе в атмосфере политической стабильности и согласия. Либо "крутая" ломка всего и вся, переход к экономическим, социальным и политическим авантюрам и катаклизмам. Наш народ хорошо научился "отделять котлеты от мух", реальную политику от мыльных пузырей неприкрытого популизма. Поэтому думаю, что сама постановка вопроса, ответ на который для любого здравомыслящего человека вполне очевиден, стимулировала приток избирателей к урнам для голосования. Именно тех, кто стремился отстоять свое право жить без потрясений, свои возможности жить с каждым днем все лучше и лучше.
Итог выборов также закономерен. Народ в очередной раз ярко продемонстрировал, что он полностью доверяет политике Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Это, безусловно, основополагающий фактор победы партии "Нур Отан" на выборах.
Казахстанцы впервые в истории нашего государства голосовали за идеи, за платформы партий, которые в результате конституционной реформы получили действенные механизмы реализации своих программ и предвыборных обещаний.
Когда мы составляли нашу платформу, мы пошли простым путем: мы не стали давать соблазнительных, но невыполнимых обещаний. Мы просто сказали казахстанцам, что мы реально можем сделать. Естественно, на базе большого опыта работы в представительной власти и выполнения предыдущих программ все показатели платформы были детально просчитаны и обоснованны. В отличие, к слову сказать, от программ и лозунгов всех других партий. И это оказался самый правильный путь - наши соотечественники нам поверили. Поверили, потому что знают - Глава государства и его партия всегда сдерживают все свои обещания.
Демократические преобразования, принятые нашим обществом, налагают огромную ответственность на победившую партию. Сегодня мы - единственная партия, которая пользуется по-настоящему масштабной поддержкой общества.
По поводу остальных партий мне, как политику, немного жаль, что они не смогли убедить народ в своей политической зрелости, искренности и состоятельности. Но думаю, что эти выборы - хороший урок всем им. А становление по-настоящему конструктивной оппозиции, соответствующей уровню развитых демократических стран, - вопрос только времени. Сегодня мы еще раз заявляем о своей открытости к диалогу и совместной работе и намерены активно и конструктивно сотрудничать со всеми партиями и институтами гражданского общества страны.
С удовлетворением отмечаю, что каких-то крупных и принципиальных нарушений в ходе выборов не было. В этом безусловная заслуга Центральной избирательной комиссии Казахстана, других государственных органов и общественных объединений. Задача, поставленная Президентом страны, - провести честные, открытые и конкурентные выборы - успешно решена.
Международные наблюдатели от государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, от СНГ считают, что внеочередные выборы в Мажилис и очередные выборы в маслихаты в Казахстане были легитимными и соответствовали принятым страной международным обязательствам. С этим мнением согласны представители Республиканского общественного объединения "Комитет по контролю за выборами". И самое главное, международные наблюдатели, отмечая высокий уровень проведения выборов, считают, что победа партии "Нур Отан" была вполне предсказуема и объективна. В этом мы, наконец, видим долгожданный рост беспристрастности в отношении международных организаций к нашей стране, к нашей политической культуре.
Несмотря на то что партия проделала на пути к победе колоссальную работу, мы уже отошли от победной эйфории. Впереди - еще более ответственный и напряженный труд. Мы должны оправдать доверие населения, ну и, конечно, не подвести нашего общенародного лидера - Президента Республики Казахстан, председателя партии "Нур Отан" Нурсултана Назарбаева.
Сегодня это уже не просто идеологическая установка. За этими словами - вполне реальная и очень большая политическая ответственность. И перед страной, как партии парламентского большинства, и перед Президентом, для которого партия становится главной политической опорой в представительной ветви власти.
Сейчас порой раздаются голоса, что "однопартийный" парламент якобы не может быть эффективным и демократичным... Но давайте подумаем, можно ли полностью отождествлять демократию с числом партий в парламенте? Конечно нет. Ведь демократия по определению - власть народа, а не партий. Поэтому главным является то, насколько в парламенте представлены интересы большинства населения страны. Если действительно адекватно представлены, то такой парламент будет и демократичным, и эффективным.
Мировая практика знает далеко не единичные примеры однопартийных парламентов. Наиболее близкий к нашей ситуации - пример Сингапура, когда при полностью демократичных и открытых выборах только одна партия занимала все парламентские места. Эффективное функционирование этого однопартийного парламента в первую очередь связано с именем Ли Куан Ю, творца "сингапурского чуда". Успешные экономические реформы сопровождались огромной популярностью в обществе Партии народного действия (ПНД), лидером которой был Ли Куан Ю. Во время становления и развития сингапурской государственности эта партия занимала абсолютно все места в парламенте на протяжении 17 лет - с 1968 по 1984 год. В конце этого срока в Сингапуре появились и другие партии, завоевавшие достаточную поддержку населения, и парламент перестал быть однопартийным. Однако и по сей день ПНД остается доминирующей, а авторитет ее лидера - непоколебимым. Излишне говорить, насколько эффективной была политика государства в этот период. Всем известно, что Сингапур из бедной страны третьего мира превратился в одно из самых развитых государств планеты с эффективной экономикой и очень высоким уровнем жизни населения. Так что все разглагольствования о якобы заведомой неэффективности однопартийного парламента - пустые фантазии, не выдерживающие проверки мировым опытом.
Но все это еще раз подчеркивает сложность и ответственность задач, стоящих сегодня перед партией "Нур Отан". После конституционной реформы и Мажилис, и маслихаты должны начать работу в совершенно новом качестве, на новом уровне своих функций и полномочий.
Поэтому сейчас мы тщательно и детально прорабатываем систему новых механизмов, призванных обеспечить не только эффективность всей вертикали представительных органов страны и взаимодействие между ними, но и реальную подконтрольность исполнительной власти. Ядром этой системы станет сильная парламентская фракция партии "Нур Отан", куда войдут профессионалы своего дела, представители всех регионов - настоящие избранники народа.
И Правительство, и местные исполнительные органы должны стать ответственными за выполнение народной платформы партии "Нур Отан", полномасштабную реализацию всех социальных программ на уровне республики и на местах. Именно в этом мы видим свое главное обязательство перед избирателями.
Выработать и запустить механизмы такой ответственности, корректировать ход реализации платформы нашей партии в соответствии с конкретными нуждами и запросами людей - вот стержневой путь развития на новом этапе демократизации страны, открытом конституционной реформой.
И здесь не может быть никакого приказного "единомыслия" и идейного застоя. Каждый наш депутат не только может, но и просто обязан высказывать и отстаивать свою точку зрения, защищать интересы избирателей. Только на такой базе можно творчески вырабатывать по-настоящему эффективные решения - это одна из основ императивного мандата партии.
Еще раз благодарю всех казахстанцев, отдавших голоса за партию Президента страны - за Народно-демократическую партию "Нур Отан"! Ваш выбор и ваше доверие будут полностью оправданны.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, первый заместитель председателя Народно-демократической партии "Нур Отан", "Казахстанская правда", 23 августа
Центральная избирательная комиссия официально подвела предварительные итоги народного волеизъявления на выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов. Партия Президента страны - "Нур Отан" - одержала более чем убедительную победу. И победа эта состоялась при беспрецедентно высокой явке избирателей, чего многие аналитики и наблюдатели просто не ожидали. На избирательные участки пришло более пяти миллионов 700 тысяч казахстанцев, или около 65 процентов от общего числа обладающих правом голоса.
Это уникальная цифра в истории парламентских выборов в суверенном Казахстане. Но если вдуматься глубже, то столь высокий интерес граждан страны к главному политическому событию года абсолютно закономерен.
Во-первых, потому, что наше общество даже по сравнению с 2004 годом - временем предыдущих парламентских выборов - стало гораздо более зрелым в политическом плане. Казахстанцы очень заинтересованно, с энтузиазмом восприняли проведенную по инициативе Главы государства конституционную реформу, прежде всего - переход к пропорциональной системе выборов нижней палаты Парламента. Именно этот принцип вкупе с расширением полномочий Парламента обеспечивает совершенно новый для Казахстана механизм участия народа в управлении страной через политические партии.
Во-вторых, интерес к выборам был подогрет не без помощи самой же радикальной оппозиции. Перед избирателями ею была поставлена "ошарашивающая" дилемма: либо продолжение стратегического курса Президента Н. Назарбаева, успехи и надежность которого каждый казахстанец ощущает на себе в атмосфере политической стабильности и согласия. Либо "крутая" ломка всего и вся, переход к экономическим, социальным и политическим авантюрам и катаклизмам. Наш народ хорошо научился "отделять котлеты от мух", реальную политику от мыльных пузырей неприкрытого популизма. Поэтому думаю, что сама постановка вопроса, ответ на который для любого здравомыслящего человека вполне очевиден, стимулировала приток избирателей к урнам для голосования. Именно тех, кто стремился отстоять свое право жить без потрясений, свои возможности жить с каждым днем все лучше и лучше.
Итог выборов также закономерен. Народ в очередной раз ярко продемонстрировал, что он полностью доверяет политике Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Это, безусловно, основополагающий фактор победы партии "Нур Отан" на выборах.
Казахстанцы впервые в истории нашего государства голосовали за идеи, за платформы партий, которые в результате конституционной реформы получили действенные механизмы реализации своих программ и предвыборных обещаний.
Когда мы составляли нашу платформу, мы пошли простым путем: мы не стали давать соблазнительных, но невыполнимых обещаний. Мы просто сказали казахстанцам, что мы реально можем сделать. Естественно, на базе большого опыта работы в представительной власти и выполнения предыдущих программ все показатели платформы были детально просчитаны и обоснованны. В отличие, к слову сказать, от программ и лозунгов всех других партий. И это оказался самый правильный путь - наши соотечественники нам поверили. Поверили, потому что знают - Глава государства и его партия всегда сдерживают все свои обещания.
Демократические преобразования, принятые нашим обществом, налагают огромную ответственность на победившую партию. Сегодня мы - единственная партия, которая пользуется по-настоящему масштабной поддержкой общества.
По поводу остальных партий мне, как политику, немного жаль, что они не смогли убедить народ в своей политической зрелости, искренности и состоятельности. Но думаю, что эти выборы - хороший урок всем им. А становление по-настоящему конструктивной оппозиции, соответствующей уровню развитых демократических стран, - вопрос только времени. Сегодня мы еще раз заявляем о своей открытости к диалогу и совместной работе и намерены активно и конструктивно сотрудничать со всеми партиями и институтами гражданского общества страны.
С удовлетворением отмечаю, что каких-то крупных и принципиальных нарушений в ходе выборов не было. В этом безусловная заслуга Центральной избирательной комиссии Казахстана, других государственных органов и общественных объединений. Задача, поставленная Президентом страны, - провести честные, открытые и конкурентные выборы - успешно решена.
Международные наблюдатели от государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, от СНГ считают, что внеочередные выборы в Мажилис и очередные выборы в маслихаты в Казахстане были легитимными и соответствовали принятым страной международным обязательствам. С этим мнением согласны представители Республиканского общественного объединения "Комитет по контролю за выборами". И самое главное, международные наблюдатели, отмечая высокий уровень проведения выборов, считают, что победа партии "Нур Отан" была вполне предсказуема и объективна. В этом мы, наконец, видим долгожданный рост беспристрастности в отношении международных организаций к нашей стране, к нашей политической культуре.
Несмотря на то что партия проделала на пути к победе колоссальную работу, мы уже отошли от победной эйфории. Впереди - еще более ответственный и напряженный труд. Мы должны оправдать доверие населения, ну и, конечно, не подвести нашего общенародного лидера - Президента Республики Казахстан, председателя партии "Нур Отан" Нурсултана Назарбаева.
Сегодня это уже не просто идеологическая установка. За этими словами - вполне реальная и очень большая политическая ответственность. И перед страной, как партии парламентского большинства, и перед Президентом, для которого партия становится главной политической опорой в представительной ветви власти.
Сейчас порой раздаются голоса, что "однопартийный" парламент якобы не может быть эффективным и демократичным... Но давайте подумаем, можно ли полностью отождествлять демократию с числом партий в парламенте? Конечно нет. Ведь демократия по определению - власть народа, а не партий. Поэтому главным является то, насколько в парламенте представлены интересы большинства населения страны. Если действительно адекватно представлены, то такой парламент будет и демократичным, и эффективным.
Мировая практика знает далеко не единичные примеры однопартийных парламентов. Наиболее близкий к нашей ситуации - пример Сингапура, когда при полностью демократичных и открытых выборах только одна партия занимала все парламентские места. Эффективное функционирование этого однопартийного парламента в первую очередь связано с именем Ли Куан Ю, творца "сингапурского чуда". Успешные экономические реформы сопровождались огромной популярностью в обществе Партии народного действия (ПНД), лидером которой был Ли Куан Ю. Во время становления и развития сингапурской государственности эта партия занимала абсолютно все места в парламенте на протяжении 17 лет - с 1968 по 1984 год. В конце этого срока в Сингапуре появились и другие партии, завоевавшие достаточную поддержку населения, и парламент перестал быть однопартийным. Однако и по сей день ПНД остается доминирующей, а авторитет ее лидера - непоколебимым. Излишне говорить, насколько эффективной была политика государства в этот период. Всем известно, что Сингапур из бедной страны третьего мира превратился в одно из самых развитых государств планеты с эффективной экономикой и очень высоким уровнем жизни населения. Так что все разглагольствования о якобы заведомой неэффективности однопартийного парламента - пустые фантазии, не выдерживающие проверки мировым опытом.
Но все это еще раз подчеркивает сложность и ответственность задач, стоящих сегодня перед партией "Нур Отан". После конституционной реформы и Мажилис, и маслихаты должны начать работу в совершенно новом качестве, на новом уровне своих функций и полномочий.
Поэтому сейчас мы тщательно и детально прорабатываем систему новых механизмов, призванных обеспечить не только эффективность всей вертикали представительных органов страны и взаимодействие между ними, но и реальную подконтрольность исполнительной власти. Ядром этой системы станет сильная парламентская фракция партии "Нур Отан", куда войдут профессионалы своего дела, представители всех регионов - настоящие избранники народа.
И Правительство, и местные исполнительные органы должны стать ответственными за выполнение народной платформы партии "Нур Отан", полномасштабную реализацию всех социальных программ на уровне республики и на местах. Именно в этом мы видим свое главное обязательство перед избирателями.
Выработать и запустить механизмы такой ответственности, корректировать ход реализации платформы нашей партии в соответствии с конкретными нуждами и запросами людей - вот стержневой путь развития на новом этапе демократизации страны, открытом конституционной реформой.
И здесь не может быть никакого приказного "единомыслия" и идейного застоя. Каждый наш депутат не только может, но и просто обязан высказывать и отстаивать свою точку зрения, защищать интересы избирателей. Только на такой базе можно творчески вырабатывать по-настоящему эффективные решения - это одна из основ императивного мандата партии.
Еще раз благодарю всех казахстанцев, отдавших голоса за партию Президента страны - за Народно-демократическую партию "Нур Отан"! Ваш выбор и ваше доверие будут полностью оправданны.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, первый заместитель председателя Народно-демократической партии "Нур Отан", "Казахстанская правда", 23 августа
|