Партия власти - самая узнаваемая

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 03 Августа 2009 в 11:55:43
Партия "Нур Отан" занимает выигрышную позицию среди казахстанского населения. Все благодаря тому, что в неэлекторальный период все остальные ее соперники затаились и ушли в небытие. "Нур Отан", напротив, остается активным и демонстрирует постоянный рост доверия казахстанцев. Проведенное исследование, как и прежде, зафиксировало также фактор ассоциирования партии власти с президентом Нурсултаном Назарбаевым, что приводит к сакрализации самого политического формирования. Несмотря на развернутые по всей стране общественные приемные (пункты партийного контроля), с программой партии знакомы не все. А на местах главными считают акимов, которые "не слушаются" партии президента.

"Назвался груздем - полезай в кузов" - гласит народная поговорка. Так и "Нур Отан", взвалив на себя роль всенародной партии, всячески прилагает усилия, чтобы оправдать свое имя на этом высоком поприще. Общественный фонд "Стратегия" провел исследование динамики социально-политической ситуации в стране в разрезе отношения населения к правящей партии.

Борьба с коррупцией, популяризация идей патриотизма и общественной консолидации, помощь в осуществлении поручений президента, защита интересов населения - вот неполный список начинаний, реализуемых "Нур Отаном" в текущий период.

В условиях экономического кризиса партия заняла активную позицию, заявив о себе как об органе, контролирующем выполнение антикризисной программы правительства. Партия на всех фронтах транслирует лозунг: "Нур Отан" несет ответственность за социальное благополучие населения".

С недавнего времени экспертное сообщество связывает активизацию "Нур Отана" с приходом молодых и креативных управленцев в руководство партии. Судя по всему, работа нового управленческого состава с самого начала была направлена на качественное обновление партии как политической структуры. Результаты экспертных опросов в большинстве случаев остаются критичными: все партийные инициативы остаются формальными, не достигая предполагаемого результата. Однако, на наш взгляд, чтобы отследить эффект от реализуемой партией политики, гораздо важнее обратиться к рядовым гражданам, которые являются ее (партийной политики) целевой аудиторией. Поставив перед собой такую задачу, общественный фонд "ЦСПИ "Стратегия" с января по май этого года проводил исследование таких параметров восприятия партии, как общественный имидж, доверие, знание об инициативах, оценка деятельности. Полученный материал позволяет выявить особенности сложившегося образа партии "Нур Отан" среди населения и дать оценку ее текущим позициям на партийно-политическом поле. Всего было проведено три замера, в каждом из которых по всему Казахстану опрашивалось более 1600 респондентов.

По данным замеров, НДП "Нур Отан" занимает абсолютно доминирующее положение среди основных игроков партийного пространства. На сегодняшний день о партии знают 92 процента граждан, из них 66 процентов выражают ей доверие. Ближайший политический соперник "Ак жол" имеет уровень известности в два раза ниже, чем партия власти. По показателям уровня доверия разрыв между партиями еще больше. Все политические объединения, кроме "Нур Отана", по данным опроса, не вызывают доверия у преобладающей части населения, что указывает на их непопулярность на данный момент.

Как показывают результаты фокус-групп, сохранение активной деятельности "Нур Отана" в межэлекторальный период в противовес пассивности остальных партий в общественной и политической жизни страны привело к тому, что правящая партия окончательно вытеснила из общественного мнения другие политические силы. Вследствие этого в обществе еще больше укрепилось отрицательное отношение к оппозиционным силам: "Возьмем нашу жизнь, вот сейчас какая-нибудь оппозиция к нам приходит? Что-то решает? Никаких она проблем не решает. А что ее тогда поддерживать?"

Следует также обратить внимание на место "Нур Отана" в рамках сопоставления с другими общественными и политическими институтами. Оказывается, среди различных субъектов государственной власти "Нур Отан" занимает вторую после президента позицию по уровню общественного доверия. Это указывает на значительный кредит доверия, которым обладает партия среди населения. Примечательно, что оппозиция в данном рейтинге занимает противоположную "Нур Отану" сторону полюса.

Можно сделать вывод, что текущие позиции этой партии позволяют положительно оценить ее перспективы на следующий электоральный этап.

Надо отметить и широкий охват слоев населения, которым адресована политика партии. Об этом свидетельствуют данные опроса за январь 2009 года, согласно которым большая часть опрошенного населения (1/3) констатирует: "Нур Отан" - всенародная партия. При этом 17 процентов опрошенных считают, что "Нур Отан" - защитник интересов простых рабочих. И каждый десятый согласен с мнением о том, что это партия среднего класса.

Если вернуться к вопросу о функциях, которые партия выполняет в обществе, у населения также преобладает понимание, близкое к поддерживаемой самой партией модели: это партия, которая поддерживает политику президента (33 процента) и помогает решать проблемы простого населения (29 процентов).

Однако наличие внушительного количества респондентов, не имеющих какого-либо представления о функциях партии (24 процента), говорит о слабой закрепленности в общественном сознании функционально-идеологического профиля "Нур Отана".

По результатам фокус-групп выявлено, что главенствующая партия выступает неотъемлемым символом государственной власти, олицетворяющим самого президента и его политику, что способствует идеализации и сакрализации образа партии в массовом сознании. Таким образом, выражая отношение к партии, рядовой обыватель одновременно дает оценку власти в лице президента Назарбаева.

В противовес этому нужно отметить, что среди населения существует другое, более приземленное, представление о партии, которое чаще всего складывается в результате прямого контакта населения с работой местных филиалов партии. Здесь часто встречается критическое восприятие партии, так как в регионах, где реальная власть принадлежит акимам (районов, городов), местные филиалы партии представляются политически зависимой и несамостоятельной структурой: "Партию "Нур Отан" акиматы не слушают. Акимат сам по себе", "Аким сидит, он хозяин местного "Нур Отана". Партия для него - временное идеологическое прикрытие".

Наличие среди населения двойственного восприятия партии отражает существующий дисбаланс между центральным курсом, ориентированным на создание сильного и эффективного бренда "Нур Отан", и реальным вкладом партии в решение социальных проблем на местах. Как показывают данные, второе (действительное) пока еще сильно отличается от первого (декларируемое), что препятствует формированию целостного образа партии "Нур Отан" в обществе.

Анализ оценок деятельности партии на различных уровнях указывает на отсутствие цельного восприятия партии у казахстанцев, несмотря на то, что благодаря ее общей публичной работе на протяжении шести месяцев держится устойчивая положительная оценка ее деятельности - 60-62 процента. Прежде всего это происходит из-за разности оценок деятельности партии "на верху" и на местном уровне, а также внутрипартийной и законодательной работы НДП "Нур Отан".

По результатам опроса позитивную оценку работе территориальных представительств партии дали только 40 процентов респондентов, при этом 46 процентов затруднились ответить на этот вопрос однозначно. Аналогичная ситуация складывается и в отношении к партийным фракциям в мажилисе парламента РК и областных маслихатах.

Среди казахстанцев отмечается невысокий уровень интереса к деятельности партии - лишь 16 процентов следят за работой партии постоянно, а 29 процентов - только когда это касается их личных или профессиональных интересов. Но, несмотря на это, результаты исследований фиксируют устойчивую тенденцию к росту информированности населения о работе и инициативах партии. Если в январе осведомленность среди населения о том, что партия держит под контролем осуществление антикризисной программы правительства, составляла 32 процента, то в мае этот показатель составил уже 44 процента. То же самое можно говорить о работе общественных приемных: уровень осведомленности об их работе в январе составил 32 процента, в мае - 38 процентов.

Отметим также, что основная программа действий "Нур Отан" - Народная платформа - не пользуется большой популярностью: о ней знают или слышали лишь 6 процентов опрошенных, при этом эффективность работ в данном направлении была оценена ими в 3,6 балла из 5 возможных. В то же время, независимо от уровня осведомленности о программном документе партии и ходе работ по его реализации, почти каждый второй (49 процентов) из опрошенных "авансирует" работу партии, соглашаясь с утверждением о том, что "Нур Отан" пытается, по мере возможности, выполнять все положения Народной платформы.

В целом, если говорить об информированности населения об инициативах партии, реализованных в период с января по май 2009 года, наибольшую известность (в контексте официального курса) получили масштабные действия партии, направленные на борьбу с коррупцией (54,8 процента) и высокими ценами на продовольственные товары (41,1 процента). А вот разовые, событийные акции и проекты редко попадают в поле зрения обывателей. Что касается оценок эффективности данных инициатив, все они зафиксированы на уровне выше среднего (выше 3 баллов по 5-балльной шкале).

Особо следует отметить роль общественных приемных, которые в последнее время стали пользоваться относительной популярностью в качестве места обращений граждан. По результатам фокус-групп, эта форма интерактивности стала восприниматься как один из немногих каналов, с помощью которого можно "достучаться" до власти. Однако пока еще рано говорить о том, что они превратились в налаженный механизм обратной связи с населением. Как показывает практика, положительный PR-эффект вокруг деятельности общественных приемных в большинстве случаев достигается за счет единичных случаев помощи, оказываемых ими населению, информация о которых передается "из уст в уста".

С целью определения ожиданий населения от партии респондентам было предложено оценить, каким вопросам партия уделяет и каким должна уделять первоочередное внимание. Полученные результаты выявили существенное различие между этими двумя показателями.

Судя по итогам опроса, основной запрос общества сосредоточен на усилении партией своей работы в социальной сфере (безработица, рост цен, система здравоохранения, преступность, социальная защита населения). Вместе с тем определены направления деятельности партии, не имеющие в общественном мнении той актуальности, которую придает ей партия (борьба с коррупцией, развитие культуры и поддержка МСБ).

В то же время среди населения существуют четкие ожидания относительно того, чем должен заниматься и каким должен быть "Нур Отан" в условиях экономического кризиса. Во-первых, взять под контроль выполнение всех государственных решений и при этом руководствоваться интересами населения по примеру народного контроля, существовавшего при КПСС. Во-вторых, усилить свою роль по установлению эффективной обратной связи между простым народом и властью. При этом нужно, чтобы партия вела консультативно-разъяснительную деятельность среди граждан по вопросам государственной политики и предоставляла руководству страны правдивую информацию о ситуации на местах. В-третьих, сократить расходы и стать открытыми для населения. Критическое отражение в общественном мнении находят ситуации, связанные с выделением за счет государственного бюджета только на основании статуса, а не реальных заслуг, каких-либо имущественных или финансовых преференций самой партии "Нур Отан" либо отдельным ее членам.

Серик БЕЙСЕМБАЕВ, общественный фонд "Центр социально-политических исследований "Стратегия", "Литер"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь