Отечественный кинематограф спасет не только копродукция, но и техническая модернизация

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 21 Июля 2009 в 16:03:36
Долгое время картины казахстанских режиссеров, минуя отечественного зрителя, отправлялись покорять ближнее и дальнее зарубежье. Однако ряд отечественных кинопремьер в прошлом году заставил не только говорить о казахском кинематографе зарубежные СМИ, но и гордиться своими на родине. И если сегодня мировому финансово-экономическому кризису удалось спутать карты Голливуда и ведущих кинокомпаний России, то отечественная фабрика грез продолжает уверенно идти вперед, увеличивая количество кинопроектов в год. В интервью газете «Литер» президент АО «Казахфильм», заслуженный деятель РК Ермек Аманшаев рассказал не только о планах киностудии, но и пояснил, почему казахскому кинематографу выгодно участие российской стороны.

Мировой финансово-экономический кризис внес свои коррективы не только в экономическое поле, но и отразился на мире искусства. В связи с материальными затруднениями многие кинопроекты были заморожены как в Голливуде, так и в соседней России, однако отечественная фабрика грез продолжает набирать обороты. В интервью газете «Литер» Ермек Аманшаев не только рассказал о планах «Казахфильма», но и о состоянии отечественного кинематографа в целом.
– Если говорить о киноиндустрии Казахстана, то я должен сказать, что она сейчас в состоянии развития и зачатия одновременно. У нас до сих пор все-таки нет полнокровной и самодостаточной киноиндустрии. Либо киноиндустрия может считаться таковой только тогда, когда начинает приносить дивиденды национальному кинематографу, у нас же этого пока нет, и все это только предстоит сделать. Если прибегнуть к цифрам, то за последние два года количество кинотеатральных посещений увеличилось примерно на 700–800 тысяч. Так, если в 2007 году кинотеатры посещали 6,5 миллиона человек, то в 2008 году эти показатели составили 7 миллионов 25 тысяч, то есть количество посещений увеличивается, но при этом отечественные картины на нашем рынке представлены в пределах 3–5 процентов общего количества картин. Так, в 2007 году кинотеатры Казахстана в общей сложности показали 270 картин, и только 7 из них были отечественного производства. В прошлом году на экраны вышло около 300 картин, и казахстанские фильмы составили 3 процента этого количества. Однако сборы оказались не такими радужными. И если в 2007 году общие сборы отечественных фильмов составили 7 процентов, то в прошлом году – всего 2,5–3 процента.

– Как вы думаете, что стало причиной спада зрительского интереса?

– В 2007 году на экран вышли такие фильмы, как «Рэкетир», «Монгол», – это были ожидаемые проекты, и им удалось собрать кассу. В прошлом же году состоялись премьеры таких фильмов, как «Подарок Сталину», «Прощай, Гульсары», «Мустафа Шокай», «Баксы», но повторить былой успех им уже не удалось, и по всему Казахстану они собрали всего 2 процента общего сбора. Эти данные говорят о том, что мы все еще не умеем снимать высокотехнологичное, многожанровое кино, которое бы заинтересовало широкий спектр интересов нашего зрителя, а основному кинозрителю, хотим мы того или не хотим, 15–25 лет. В результате сегодня 70 процентов казахстанского проката занимает американское кино, 25 – российское кино и только 5 процентов отечественное кино. Из этого становится понятно, что если мы хотим развивать киноиндустрию в Казахстане, отечественные фильмы должны составить долю кинопроката страны на уровне хотя бы 10 процентов, то есть около 30 картин в год. Правда, пока эта цифра нам кажется фантастической, учитывая, что на данный момент в Казахстане выходит около 7 картин в год.
Для сравнения могу привести в пример соседнюю Россию, где российское кино в прокате составляет 25–30 процентов общего количества (более 80 картин), а по сборам они сейчас уже достигли уровня 30 процентов (общие сборы более 20 миллиардов рублей). Так, уже по первому полугодию этого года видно, что первые три строчки проката там занимают российские фильмы. Понятно, что все это не случайно, к таким результатам они шли годами, и отправной точкой я считаю август 1996 года, когда они приняли федеральный закон о государственной поддержке российского кинематографа. Тогда российское кино на 5 лет освободили от всех налогов и таможенных пошлин, затем продлили это положение еще на пять лет. В результате в течение 10 лет российское кино развивалось в очень благоприятном правовом поле. Покорять мир кино они начали с создания сериалов, которые зачастую снимались на средства ведущих телеканалов страны, в результате у них образовалась, если можно так сказать, каста российских медиазвезд. И уже второй волной эти медиазвезды были активно привлечены в киноиндустрию.

– А какой путь развития вы считаете самым приемлемым для отечественной киноиндустрии?

– Первое, что нужно, – это, конечно, законодательная база. Как вы знаете, у нас нет отдельного закона о кино. И, как мне кажется, основная причина отсутствия этого закона в том, что его в основном готовили сами кинематографисты, которые в основном боролись за те или иные понятийные положения. А ведь любой закон должен предусматривать какие-то экономические рычаги развития, то есть закон должен создать экономическую базу для развития отрасли, в том числе по кинотеатральной, инвестиционной деятельности, приносить какие-то экономические преференции, но тот вариант, что я увидел, придя на «Казахфильм» в прошлом году, не отражал эти стороны. Я думаю, что по этой самой причине он и откладывался. Но, несмотря на это, в прошлом году мы все-таки инициировали внесение изменений в действующий закон о культуре. Мы предложили внести туда какие-то основные модули и ключевые понятия, такие как: продюсирование, ко-продукция, национальный фильм. Конечно, отдельный закон о кино нужен, но, я думаю, это будет уже второй наш шаг.
Также для того, чтобы у нас состоялась нормальная киноиндустрия, необходимо развивать кинотеатральную базу. В настоящее время в Казахстане всего 77 кинотеатров, в которых работает 129 кинозалов, из них только половина оснащена современным оборудованием, соответствующей инфраструктурой. Этого мало, поэтому нам надо сейчас создать определенное правовое поле для того, чтобы инвесторы начали строить кинотеатры, чтобы это было для них прибыльно. И этот момент должен найти отражение в законе о кино. Количество кинотеатров должно расти, иначе это будет неизбежно тормозить процесс развития кинематографа, в том числе и отечественного.
К тому же у нас не совсем хорошо поставлена работа по продвижению фильмов, то есть рекламное промо-поле. Сейчас на киностудии мы делаем все, чтобы создать хорошую структуру для продвижения своих фильмов: выпускаем уже четвертый номер журнала «Территория кино», через который знакомим читателей с новыми проектами «Казахфильма», также буквально на днях на телеканале «Хабар» открывается программа, по сути, телевизионная версия журнала, которая будет выходить два раза в месяц. Мы уже выкупили 12-недельный рекламный пакет телеоператора «Алма ТВ» на нескольких российских телеканалах, а это уже огромное поле для продвижения своих фильмов. Подписан контракт с «Арна-медиа» о 12-недельном пакете на «Хабаре», «Казахстане» и Казахском радио.
Что касается продвижения фильмов и существенной поддержки отечественного кинематографа, мы попытаемся продвинуть в правительство страны нашу общую с Тимуром Бекмамбетовым идею об абонементе на национальные фильмы для социально уязвимой части студенчества и учащихся. То есть это субсидирование государством
5-кратного посещения кинотеатров в год для просмотра продукции «Казахфильма» среди определенной части указанного контингента.
Следующее направление, которое должно у нас набрать силу, так это техническая база киноиндустрии. «Казахфильм», хотим мы того или нет, является системообразующей киностудией страны, и как она сейчас себя поведет, по какому пути пойдет, так и сложатся основные тенденции развития кинематографа в Казахстане. Техническая база киностудии, где приобретают услуги практически все частные кинокомпании, работающие в Казахстане, увы, оставляет желать лучшего. А потому в этом году мы начали реализовывать проект технической модернизации студии, рассчитанный на три года. Так, до конца года мы поставим на киностудии оборудование по перезаписи Dolby, поставим студию цветокоррекции. Этого оборудования у нас до сих пор не было в Казахстане, а потому все эти виды услуг мы все это время брали в Москве, Турции, Праге, Германии. А ведь все это отбирает порядка 25 процентов всего бюджета фильма. Также у нас в планах приобретение очень важных ARRI skan, ARRI lazer, новых кинокамер ARRI, цифровых камер RED one. Сейчас за аренду цифровой камеры RED one платим около 800 долларов за съемочный день. Думаю, в ближайшие годы «Казахфильм» станет основной киностудией в нашем регионе, где будет сосредоточен весь спектр услуг по кинопроизводству.

– У вас так много планов, а как же финансово-экономический кризис?

– На самом деле кризис дает колоссальные возможности для развития. Особенно таким, пока локальным, центрам киноиндустрии, как казахстанский кинематограф. Во-первых, сейчас в связи с кризисом структура отечественного кинопроката изменится. И если в прошлом году, как я вам уже говорил, американские фильмы составили 70 процентов общего количества, то в этом году их уже будет меньше, потому что их просто производят меньше по количеству, такая же ситуация будет и с российским кино. А потому у нас появляется ниша для казахстанского кино. Год назад, думая об этом, я предполагал, что это будет процентов 10–15, но сейчас думаю, что, может быть, и больше. Уже по первому полугодию видно, что хотя в России и увеличились кассовые сборы на 18 процентов, количество фильмов уменьшилось на 20 процентов, такая же ситуация сейчас будет и в американском кино. А мы в это же самое время увеличили количество фильмов в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Так, если в прошлом году в запуске было всего два новых игровых фильма, то в этом году их у нас будет 12; вместе с документальными фильмами и анимацией общее количество составит больше 30, может быть, мы даже дойдем до отметки 40. Конечно, многие фильмы, которые мы начали в этом году, выйдут в прокат только в следующем, как раз тогда, когда эта ниша уже станет более ощутимой. И наша ближайщая задача – вернуть зрителя в отечественное кино. И в связи с этим на следующий год ставим перед собой задачу – 1 миллион зрителей, посмотревших наши фильмы. Это реальная для нас задача, учитывая несколько проектов, которые сейчас мы запустили в производство с самыми успешными режиссерами, продюсерами России.

– Сегодня много разговоров по поводу усиленного внимания российским актерам со стороны как «Казахфильма», так и частных компаний, которые будут заняты практически во всех планируемых картинах. Неужели нельзя обойтись своими силами?

– Да, мы глубоко мотивированы на создание совместных фильмов с Россией, поскольку мы хотим не только снять зрительское, народное кино, но и, конечно, хотим постараться вернуть затраченные деньги, иначе о какой киноиндустрии может идти речь? В Казахстане для того, чтобы вернуть деньги, потраченные на производство среднего игрового фильма, бюджет фильма должен составлять 450–500 тысяч долларов, при этом в прокате он должен собрать минимум в 2,5 раза больше своего бюджета, поскольку 50 процентов из этих сборов остаются в кинотеатрах и 10–15 процентов – у дистрибьюторов. Учитывая данную ситуацию, мы мотивированы на создание ко-продукции, поскольку кинорынок Казахстана не соизмерим с рынком России. Если у нас в год 7 миллионов посещений, то в России это 120 миллионов посещений. Отсюда и вся тактика, стратегия и интерес. А для того, чтобы пробиться на российский рынок, в картине безусловно нужно участие российских актеров, продюсеров, режиссеров. Так, например, в этом году мы запускаем на «Казахфильме» несколько фильмов с участием российских коллег. Это «Золотой воин» с Тимуром Бекмамбетовым, «Афганец» с Егором Кончаловским и комедия «Соблазнить неудачника» с продюсером Ренатом Давлетьяровым. Все эти проекты так или иначе проанонсированы в прессе, хочу лишь остановиться на последнем проекте. Когда у меня в прошлом году появился этот сценарий, я понял, что из этого может получиться хорошая зрительская комедия. Я начал думать, с кем я могу это сделать, чтобы получить максимальное количество зрителей и соответственно доходов, и глядя на статистику России мы увидели, что у Рената Давлетьярова комедия «Любовь-морковь-2» при бюджете 3 миллиона долларов собрала 19 миллионов по России. Это был веский аргумент. Вообще, подготовка кинопроекта, развитие его на уровне сценария с учетом зрительского интереса – самая интересная и трудоемкая часть кинопроизводства. Мы сейчас приступили к системной работе по структуре подготовки кинопроектов и по их продвижению совместно с московской компанией «Movie research» и «Базелевс» Тимура Бекмамбетова. Думаю, это даст свои плоды в ближайшем будущем.

Литер
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь