Как коррупция в Казахстане и в России влияет на экономику и общество

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 10 Июля 2009 в 12:50:27
Под таким названием прошла в конце июня этого года международная конференция в Москве, организованная Ассоциацией независимых экспертов по коррупции. Сравнение российской и казахстанской коррупции, на первый взгляд, несколько неожиданно. Однако параметры этого явления, распространения и влияния на общество обеих стран вполне сопоставимы. Такое мнение превалировало на конференции. Казахстан обогнал Россию в реформировании, к примеру, банковской сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики. Однако это не избавило республику, как считают члены ассоциации, от издержек роста, одним из которых является широко распространенная коррупция.

Валовой объем (масштаб) коррупции в России оценивается независимыми экспертами приблизительно в 319 млрд. долларов в год. Это по данным 2008-го года. Для сравнения, в 2002-м году те же эксперты оценивали ее масштаб приблизительно в 33,5 млрд. долл. Речь идет о деньгах, вращающихся в теневом обороте. Есть и другие оценки, согласно которым россияне ежегодно расходуют только на взятки более 30 млрд. долларов США, то есть, почти половину госбюджета своей страны.

Если же соотнести объемы экономик Казахстана и России, как и численность населения, то примерное соотношение будет 1 к 10, в такой же пропорции можно говорить и о масштабах коррупции в этих странах. Хотя, надо заметить: если один россиянин тратит в год на взятки около 129 долларов, то и среднестатистический казахстанец в этом отношении нисколько не отстает…

По мнению экспертов фонда "Транспаренси-Казахстан", в бытовую коррупцию в России вовлечено не менее половины активного населения страны. В Казахстане количество жителей, вовлеченных именно в такую коррупцию, несколько выше, исходя из нашего, более "восточного" менталитета.

Хотя наибольшее распространение у нас получил такой вид коррупции, как "административная", или, проще говоря, вымогательства госчиновников у бизнесменов, "захват государства" или, иначе, теневое влияние бизнеса на власть, и "захват экономики", то есть, теневой контроль власти над бизнесом.

Первое место по уровню коррумпированности в России, по данным последних исследований, занимают медицинские учреждения и высшие учебные заведения (исследования проводились по заказу Всемирного банка фондом "Информатика для демократии" (ИНДЕМ). Неоднократно высказывалось мнение, что только из-за коррупции бесплатное образование в России практически прекратило свое существование.

В Казахстане же ситуация несколько иная, поскольку страна является гораздо более "частной" по сравнению со своим северным соседом. Высшее образование в республике давно негосударственное, поэтому здесь трудно говорить о коррупции в общепринятом понимании этого слова: как об использовании власти, государственных полномочий в собственных корыстных интересах или о сращивании власти с организованной преступностью.

В 2008-м году фонд "Транспаренси Интернэшнл" провел своего рода ранжирование различных сфер (структур) по степени коррумпированности по некоторым странам (включая Казахстан и Россию). Лидерами, по убывающей траектории, стали: политические партии, парламенты и иные законодательные органы, правоохранительная и судебная система, бизнес, налоговые органы.

Казахстанцы, согласно этим исследованиям, ставят на первое место по коррумпированности правоохранительные органы, суд, учреждения исполнительной власти. Благодаря тому, что в стране давно реформирована система жилищно-коммунального хозяйства, поборы со стороны сотрудников КСК не влияют на коррупционную статистику, поскольку не являются коррупцией в полном понимании этого слова.

На конференции прозвучало любопытное уточнение. Казахстанское законодательство понятие "коррупция" трактует несколько иначе, нежели международное. Субъекты и объекты коррупционных преступлений в международном понимании рассматриваются гораздо шире, чем в местных законах. Кроме того, Казахстан до сих пор не ратифицировал и не присоединился ни к одной международной антикоррупционной конвенции в области борьбы со взяткодательством, отмыванием капиталов и пр., что не позволяет этим документам напрямую действовать на территории страны и во многом нивелирует эффективность предпринимаемых усилий по снижению уровня коррупции.

В прошлом году Казахстан поделил в индексе восприятия коррупции фонда "Транспаренси Интернешнл" 107-110 место с Гондурасом, Белоруссией, Украиной, в числе 158 государств, подвергнувшихся исследованиям. Россия удостоилась "почетного" 128-го места. Это означает, что и Казахстан, и Россия находятся в числе наиболее коррумпированных государств мира. Это, несмотря на то, что РФ, в отличие от других стран СНГ, гораздо тщательнее и не спеша разрабатывала законопроект "О противодействии коррупции". В то же время Казахстан одним из первых в СНГ (еще в 1998-м году) принял Закон "О борьбе с коррупцией", а еще четыре года тому назад Указом президента Н. Назарбаева был утвержден Кодекс чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих).

Здесь уместно выделить нашу, чисто казахстанскую особенность, отмеченную экспертами: у нас есть достаточно развитое антикоррупционное законодательство, есть органы (правда, неспециализированные), которым поручено бороться с этим видом преступлений, и все это относительно неплохо уживается с коррупцией, носящей уже системный характер, повсеместно существующей как бы в рамках этого законодательства. Факт парадоксальный, но факт.

Но, помимо своей специфики, Казахстан, все же, имеет схожих особенностей с Россией гораздо больше, чем различий. Например, в обеих странах достаточно распространены такие явления, как "непотизм" (кумовство, раздача постов и льгот родственникам) и "кронизм" (устойчивые дружеские отношения между высшими должностными лицами государства). Причем, они являются для этих стран характерными, но, быть может, в разной степени. По классификации ООН, оба явления подпадают под определение "мягкая коррупция". Сейчас в обеих странах наблюдается развитие коррупционных процессов, которые характеризуются как "захват бизнеса", или проще говоря: "рейдерство".

Самое большое отличие России от Казахстана в рассматриваемом контексте: она смогла избежать разрушения системы государственных органов, призванных бороться не только с коррупцией, но и с общеуголовной преступностью.

В Казахстане же полномочного и эффективного органа по борьбе с коррупцией не существует. Прокуратура с 1995-го года (после принятия действующей Конституции) отделена от следствия и выполняет только надзор за ним, причем, на явно ненадлежащем уровне. В самой прокурорской среде все меньше и меньше остается сотрудников, имевших хоть какой-либо опыт расследования уголовных дел, так что качественно выполнять надзорные функции за следствием и дознанием прокуратура не в состоянии.

Предварительное следствие в прокуратуру так и не вернули. КНБ (КГБ) никогда профессионально не занимался расследованием уголовных дел, поскольку во все времена выполнял совсем другие функции, как и сейчас (вопросы национальной безопасности, политического сыска и пр.). Система МВД сама сильно коррумпирована, поэтому главной ее проблемой является "самоочищение", создание внутренних механизмов борьбы с "оборотнями"…

Относительно новый, подчиненный непосредственно президенту орган - Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), также действует недостаточно эффективно. Основная причина этого - кадровая. Даже Нурсултан Назарбаев сказал недавно о поступлении многочисленных жалоб на его имя на коррупционные действия самих финансовых полицейских.

Таким образом, отсутствие полномочного специализированного, действующего на основе закона государственного антикоррупционного органа является серьезным препятствием в достижении цели: реального снижении уровня коррупции в Казахстане.

Естественно, коррупция негативно влияет на национальную экономику, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей (местных или иностранных), подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках, как особо отметили участники конференции.

По оценкам АНЭК, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг в Казахстане почти на 50%, от чего страдает все население страны. И, несмотря на финансовый кризис, эта цифра постоянно повышается, порождая запредельные цены и высокий уровень инфляции.

В то же время эксперты FIAS, консультативной службы по иностранным инвестициям (совместная структура Международной финансовой корпорации и Всемирного банка) назвали беды российской экономики в следующем порядке: запутанность и сложность процесса уплаты налогов, коррупция, инфляция. А специалисты фонда "Транспаренси-Казахстан" и АНЭК поставили коррупцию и инфляцию в Казахстане на первые места.

Сергей Козлов, "kazworld.info"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь