"Откат" к закону

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 10 Июня 2009 в 10:40:31
Последние несколько лет страну сотрясают громкие разоблачения высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Большинство наблюдателей связывают этот процесс с объявленной президентом широкомасштабной борьбой с коррупцией. Однако, по сути, это началось с момента, когда силовым структурам дали, наконец, возможность заниматься своими прямыми обязанностями.

С момента создания в независимом Казахстане фискальных, силовых органов, их цели и задачи оставались, по сути, неизменными. Борьба с коррупцией и экономической преступностью в условиях базарно-рыночных отношений, что фактически происходило в период первоначального накопления капитала, всегда стояла на первом плане. Другое дело, что далеко не всегда у спецслужб была возможность для реализации своих законных полномочий.

В период становления экономики страны, происходило и становление всех государственных органов.

К концу 90-х годов практически вся нефтяная отрасль страны уже была роздана в управление иностранным инвесторам. Однако, как ни странно, государственный бюджет не испытал наплыва налогов от отрасли. Равно как и от других крупных предприятий, отданных в частную собственность отечественным и зарубежным собственникам.

Именно в этот период в стране был создан специальный орган, призванный научить бизнес "играть по правилам" - то есть платить налоги государству. Однако практически до конца 90-х годов ситуация оставалась неизменной

Один из первых руководителей (точнее заместителей руководителя) данного органа, ныне осужденный на 20 лет Рахат Алиев, недавно заявлял, что именно в период его присутствия в данном ведомстве ситуация в корне поменялась. Однако если посмотреть на хронологический порядок всех налоговых реформ в Казахстане, а также на кривую поступлений в бюджет, то картина со словами венского изгнанника явно не совпадает.

В государственной казне катастрофически не хватало денег. Правительство вынуждено было ежегодно секвестрировать бюджет, включая социальные программы. О повышении заработных плат работникам бюджетной сферы, об увеличении пенсий не могло быть и речи. Этот период многим запомнился массовыми социальными выступлениями, когда в буквальном смысле голодные пенсионеры выходили на улицы, перекрывая проезжую часть. Поскольку ожидавшегося налогового поступления от уже сформировавшегося в стране рынка, так и не произошло, государство пошло на увеличение и без того большого дефицита бюджета, занимая у международных финансовых институтов средства на погашение внутренних социальных долгов.

Фактически, отправной точкой, давшей старт потоку налоговых платежей в бюджет страны, можно считать 1998 год. Совпавший, как ни странно, с моментом ухода с одного из руководящих постов налоговой полиции Рахата Алиева. Именно в тот период началось и глобальное реформирование всей налоговой системы страны, благодаря чему в стране стал активно развиваться частный сектор. Появление четких правил игры, в свою очередь, стимулировало увеличение потока налоговых сборов в бюджет, и, соответственно, дало возможность государству ежегодно увеличивать социальные расходы.

Казалось бы, параллельно с наведением порядка на бизнес-поле, должна была активизироваться и деятельность силовых структур, направленная на выявление нечестных игроков - экономических преступников, как в предпринимательской среде, так и в рядах государственных служащих. Их выявлением призваны заниматься две структуры: налоговая полиция (с 2001 года - финансовая полиция), и Комитет национальной безопасности. Именно КНБ занимается расследованием наиболее масштабных экономических преступлений, наносящих значительный вред государству. И именно в эту службу, по очередному странному совпадению, в 1999 году назначается Рахат Алиев: вначале - начальником Департамента КНБ по городу Алма-Ате и Алматинской области, а с 2000 года - первым заместителем Председателя КНБ РК.

В этот период, который, казалось бы, и должен был характеризоваться активным выявлением преступлений в экономической сфере (что, как показывает история, вполне естественно после периода первоначального накопления капитала), ни одного громкого разоблачения в Казахстане не было. Напротив, в те годы спецслужба, чье название раньше не рисковали "упоминать всуе", полностью потеряла доверие граждан, приобретя "народное" звание "узаконенного рэкета".

И опять - по странному совпадению - возврат к исполнению непосредственных обязанностей службы произошел после ухода Рахата Алиева с руководящего поста КНБ. Точнее - после полномасштабной "чистки", которую пришлось проводить новому руководству, избавляясь от людей, исповедовавших идеологию их предшественника. А спустя еще два года, КНБ вернулся к своим непосредственным обязанностям. Первым громким расследованием, по сути, положившим начало масштабной антикоррупционной кампании в стране, стало уголовное дело в отношении экс-руководителя национальной компании "Казахстан Темир Жолы" Аблая Мырзахметова.

Начиная с 2003 года, громкие уголовные дела, возбуждаемые в отношении высокопоставленных чиновников и крупного бизнеса, работающего с нарушениями законов страны, следуют одно за другим. Причем фигурантами этих дел становятся люди, еще несколько лет назад касавшиеся неприкосновенными.

Столь же странно, но, похоже, закономерно неуспешной, оказалась деятельность Рахата Алиева и на международном поприще. Назначенный вначале послом Казахстана в Австрии, а затем - на пост постоянного представителя в ОБСЕ, он был призван отстаивать интересы страны и продвигать республику в качестве председателя этой Организации. Однако, начиная с 2003 года, когда от имени Казахстана он озвучил заявку страны на пост председателя ОБСЕ, вплоть до мая 2007 года (до отставки со всех постов), он так и не смог продвинуть интересы республики.

Лишь после смещения Алиева пошла волна успехов. В декабре 2007 года Совет министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ единогласно принял решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

Получается, что ни на одном из своих высоких постов, на которые его назначало руководство страны, Рахат Алиев не показал себя разумным руководителем, ратующим за государственные интересы. Более того, анализ его деятельности показывает, что именно в период его пребывания на различных должностях, Казахстан, к великому сожалению, не делал никаких шагов вперед, в своем дальнейшем развитии.

Сегодня Рахат Алиев позиционирует себя, как истинный патриот своей родины, радеющий за демократическое развитие Казахстана, и подвергающийся несправедливым гонениям из-за своих твердых политических убеждений. Однако все эти заявления - не что иное, как попытки прикрыть все свои провалы - как налоговика, силовика и дипломата. По сути же, Рахат Алиев являет собой яркий пример того, каким НЕ должен быть государственный служащий, стоящий на страже интересов страны.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь