Казахстану вывозить, кроме нефти и металлов, по-прежнему особенно нечего
admin 27 Мая 2009 в 16:55:36
Казахстан с начала нынешнего десятилетия предпринимает попытки диверсифицировать свою экономику с тем, чтобы уменьшить ее зависимость от своих сырьевых секторов. Причем они осуществлялись и осуществляются на программной основе. Так, примеру, в нынешнем году страна отмечает своего рода юбилеи сразу двух правительственных программ, которые были созданы и взяты на вооружение с тем, чтобы расширить номенклатуру производства товаров с высокой долей добавленной стоимости и уменьшить зависимость от импорта.
А вообще, такая масштабная задача перед правительством была поставлена еще осенью 1997 года в рамках принятой тогда «Стратегии-2030». На следующий год был принят правительственный документ, направленный на уменьшение зависимости страны от импорта. Еще через пять лет – еще одна программа, индустриально-инновационная. Так что первому из упомянутых документов нынче исполнилось десять лет, а второму – пять.
А какой результат получается? Он таков, что в прошлом 2007 году весь казахстанский экспорт, по таможенным данным, составил в стоимостном выражении 47,8 млрд. долларов США, а импорт - 32,8 млрд. Другими словами, стоимость ввезенных в Казахстан за один год товаров сопоставим совокупным объемом ВВП четырех остальных стран Центральной Азии – Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. То есть наша страна по-прежнему импортирует очень много. И очень мало товаров с высокой долей добавленной стоимости производит.
Это как нельзя лучше видно на примере товарооборота Казахстана с Россией, главным внешнеторговым партнером нашей страны. В прошлом году его общий объем составил $16,5 млрд. То есть – порядка 20,5 процентов от всего внешнеторгового оборота Казахстана в размере $80,6 млрд. Но при этом доля России в казахстанском экспорте оказалась равна всего 9,8%, а в импорте – 35,5%.
То есть даже соседний и, казалось бы, традиционно привычный российский рынок остается для казахстанского экспорта малодоступной. Такая ситуация, как объясняют эксперты, частично объясняется трудностями Казахстана в восхождении по так называемой «лестнице добавленной стоимости» (the value-added ladder), что делает страну неспособной к конкуренции на международных рынках. Так что казахстанские товары, поставляемые туда, в своей основной массе по-прежнему состоят из сырьевых материалов. Главным образом – из нефти и металлов.
Почему так получается? Чтобы разобраться в таком вопросе, надо обратить внимание на ход развития этой ситуации с начала. Итак, как все происходило?
Казахстан с самого начала своей государственной независимости не был согласен с тем, чтобы его рассматривали как страну, способную торговать на внешнем рынке только сырьем. Но до тех пор, пока на международных рынках цена на нефть, основной экспортный товар страны, оставалась относительно низкой, с подкреплением такого несогласия конкретными шагами пришлось, по-видимому, подождать. Потому что для того, чтобы диверсифицировать структуру экономики, нужны были значительные средства. А их для такой цели можно было извлечь из сырьевого сектора. Ситуация эта сохранялась довольно долго. Только во второй половине 1999 года цена поднялась выше уровня 20 долларов за баррель. И с тех пор конъюнктура складывается для Казахстана благоприятно. Соответственно страна предпринимает меры по ослаблению привязанности своей экономики к производству и экспорту энергоносителей.
В числе первых была взята на вооружение политика по замещению импорта. Она положила начало практическим усилиям правительства Казахстана по приданию нового импульса развитию не сырьевых отраслей своей экономики. Собственно, такая задача была заложена, как уже говорилось выше, еще в принятой в 1997 году Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В 1998 году министерство энергетики, индустрии и торговли РК разработала новую промышленную политику, направленную на стимулирование экспорта и импортозамещения, оживление предприятий, способных производить продукцию, пользующуюся спросом. Однако ее дальнейшая реализация тогда затормозилась в силу того, что, начиная со второй половины 1998 года, для экономики Казахстана наступили тяжелые времена. Так что принятие и осуществление отраслевых программ импортозамещения в основном пришлись уже на начало нового десятилетия – на 2001-2003 годы.
Кстати, в тот год, когда была принята на вооружение политика импортозамещения, казахстанский импорт был на фоне падения экспорта просто сумасшедший. В результате страна завершила год с внешнеторговым дефицитом в 801 млн. против 200 млн. долларов в предыдущем 1997 году. Начало 1999 года тоже, казалось, ничего хорошего не предвещало. На фоне такой малоприятной общеэкономической ситуации правительство вышло в законодательный орган с предложением на предмет сокращения плановых расходов государства. Бюджет, в конце концов, «похудел» на 54 млрд. тенге. Тогда же в апреле Национальный банк РК перестал поддерживать курс тенге по отношению к твердым валютам.
Но уже в том самом 1999 году началось оздоровление, а потом уже и укрепление экономики Казахстана. Так страна довольно быстро оправилась от последствий российского финансового кризиса 1998 года. Уже с началом лета рыночная конъюнктура для нефти - нашего главного экспортного сырья - стала складываться исключительно благоприятно не только в реальном измерении, но и в перспективном плане. В августе цена за баррель стояла уже на уровне $20. А осенью она подошла уже к отметке $25. Столь высоких цен на нефть не было за все годы государственной независимости Казахстана до того. Такая чрезвычайно благоприятная ценовая конъюнктура была подкреплена рекордной добычей нефти в том самом 1999 году. Тогда ее было произведено 30 млн. тонн.
Все это способствовало скорейшему выходу экономики Казахстана из полосы неудач, спровоцированных случившимся в России в 1998 году финансовым кризисом. Правда, спрос на металлопрокат – другой важнейший товар казахстанского экспорта – оставался низким и в 2000-2001 г.г. Однако в дальнейшем рыночная конъюнктура стала складываться благоприятнейшим образом и для него. Такая ситуация была обусловлена в первую голову с резким ростом спроса на металлы в Китае.
Одним словом, в течение особенно последних пяти лет до наступления кризиса ликвидности летом прошлого 2007 года экономика Казахстана имела вполне благоприятные условия для развития. Эти годы и стали временем предприятия новых усилий по ее диверсификации.
К 2003 году была разработана комплексная «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». После утверждения Указом президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года за №1096 она была официально принята на вооружение. Все осуществляемые с тех пор шаги по диверсификации экономики, так или иначе, связаны с реализацией положений этого документа. Перекликается с ним и заявленная в начале 2006 года задача по вхождению в число 50-и наиболее конкурентоспособных государств.
Ведь «главной целью» рассматриваемой стратегии, как это заложено в самом документе, «является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике».
А «главный предмет» заявленной еще тогда государственной индустриально-инновационной политики – это «производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг». Реализация стратегии запланирована на 2003-2015 годы. Срок этот разделен на три этапа: 1-й - 2003-2005 г.г., 2-й - 2006-2010 г.г., 3-й - 2011-2015 г.г. И что же должно быть в итоге? В разделе «Ожидаемые результаты от реализации Стратегии» об этом сказано следующее: «Существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг».
Программа эта осуществляется уже 5 с лишним года. Первый этап и еще большая часть второго этапа уже позади. Каковы промежуточные результаты? Они, сказать по правде, отнюдь не вдохновляют оптимизма. Пока не отмечены особые успехи ни в производстве конкурентоспособной и экспортоориентированной готовой продукции в обрабатывающей промышленности, ни в диверсификации экспорта. Более того, имеет место заметное отступление от прежних позиций.
Так, доля обрабатывающей промышленности в ВВП Казахстана, доходившая до 13,3% в 2000 году, в 2006-м едва дотягивала до 10%. Причем за последние годы она практически никак не растет, несмотря на уже осуществленные меры по диверсификации экономики и на значительное замедление темпов производства в нефтедобывающей отрасли. То есть обрабатывающая промышленность продолжает сжиматься и в условиях значительного ослабления сжимающего воздействия энергетического сектора.
Примерно такая же картина и с диверсификацией экспорта. В 1995-2007 г.г. доля минеральных продуктов, главным образом нефти, в совокупном товарном экспорте выросла с 29,2% до 69,7%. Еще 17,1% в прошлом году приходилось на долю металлов. Таким образом, тогда минеральные продукты и металлы в стоимостном выражении составили 86,8% в структуре казахстанского экспорта. Следовательно, Казахстану вывозить, кроме них, по-прежнему особенно нечего.
За исключением нефти и металлов, вклад всех остальных товаров в национальный экспорт 1995-2007 г.г. сократился с 19% до всего 13,2%. Это – по данным зарубежных источников. А представители правительства Казахстана называют еще более удручающие цифры. По их утверждениям получается, что нынче в структуре экспорта из страны поставки нефти и металлов низкой степени переработки превышают 90%, а доля не сырьевых товаров составляют всего 6–7%.
Запданые эксперты дают следующую оценку характеру актуальных задач экономики Казахстана и их реализуемости. По их словам, у нас процесс экономической политики «сфокусирован на поддерживании осмотрительного фискального курса, достижении экономической диверсификации и управлении обменным курсом в условиях больших притоков иностранной валюты. И из этих целей, как они утверждают, самой трудной для достижения представляется та, которая предполагает диверсификацию производственной базы Казахстана.
То есть такая диверсификация по сию пору остается практически никак не осуществленной задачей.
А вообще, такая масштабная задача перед правительством была поставлена еще осенью 1997 года в рамках принятой тогда «Стратегии-2030». На следующий год был принят правительственный документ, направленный на уменьшение зависимости страны от импорта. Еще через пять лет – еще одна программа, индустриально-инновационная. Так что первому из упомянутых документов нынче исполнилось десять лет, а второму – пять.
А какой результат получается? Он таков, что в прошлом 2007 году весь казахстанский экспорт, по таможенным данным, составил в стоимостном выражении 47,8 млрд. долларов США, а импорт - 32,8 млрд. Другими словами, стоимость ввезенных в Казахстан за один год товаров сопоставим совокупным объемом ВВП четырех остальных стран Центральной Азии – Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. То есть наша страна по-прежнему импортирует очень много. И очень мало товаров с высокой долей добавленной стоимости производит.
Это как нельзя лучше видно на примере товарооборота Казахстана с Россией, главным внешнеторговым партнером нашей страны. В прошлом году его общий объем составил $16,5 млрд. То есть – порядка 20,5 процентов от всего внешнеторгового оборота Казахстана в размере $80,6 млрд. Но при этом доля России в казахстанском экспорте оказалась равна всего 9,8%, а в импорте – 35,5%.
То есть даже соседний и, казалось бы, традиционно привычный российский рынок остается для казахстанского экспорта малодоступной. Такая ситуация, как объясняют эксперты, частично объясняется трудностями Казахстана в восхождении по так называемой «лестнице добавленной стоимости» (the value-added ladder), что делает страну неспособной к конкуренции на международных рынках. Так что казахстанские товары, поставляемые туда, в своей основной массе по-прежнему состоят из сырьевых материалов. Главным образом – из нефти и металлов.
Почему так получается? Чтобы разобраться в таком вопросе, надо обратить внимание на ход развития этой ситуации с начала. Итак, как все происходило?
Казахстан с самого начала своей государственной независимости не был согласен с тем, чтобы его рассматривали как страну, способную торговать на внешнем рынке только сырьем. Но до тех пор, пока на международных рынках цена на нефть, основной экспортный товар страны, оставалась относительно низкой, с подкреплением такого несогласия конкретными шагами пришлось, по-видимому, подождать. Потому что для того, чтобы диверсифицировать структуру экономики, нужны были значительные средства. А их для такой цели можно было извлечь из сырьевого сектора. Ситуация эта сохранялась довольно долго. Только во второй половине 1999 года цена поднялась выше уровня 20 долларов за баррель. И с тех пор конъюнктура складывается для Казахстана благоприятно. Соответственно страна предпринимает меры по ослаблению привязанности своей экономики к производству и экспорту энергоносителей.
В числе первых была взята на вооружение политика по замещению импорта. Она положила начало практическим усилиям правительства Казахстана по приданию нового импульса развитию не сырьевых отраслей своей экономики. Собственно, такая задача была заложена, как уже говорилось выше, еще в принятой в 1997 году Стратегии развития Казахстана до 2030 года. В 1998 году министерство энергетики, индустрии и торговли РК разработала новую промышленную политику, направленную на стимулирование экспорта и импортозамещения, оживление предприятий, способных производить продукцию, пользующуюся спросом. Однако ее дальнейшая реализация тогда затормозилась в силу того, что, начиная со второй половины 1998 года, для экономики Казахстана наступили тяжелые времена. Так что принятие и осуществление отраслевых программ импортозамещения в основном пришлись уже на начало нового десятилетия – на 2001-2003 годы.
Кстати, в тот год, когда была принята на вооружение политика импортозамещения, казахстанский импорт был на фоне падения экспорта просто сумасшедший. В результате страна завершила год с внешнеторговым дефицитом в 801 млн. против 200 млн. долларов в предыдущем 1997 году. Начало 1999 года тоже, казалось, ничего хорошего не предвещало. На фоне такой малоприятной общеэкономической ситуации правительство вышло в законодательный орган с предложением на предмет сокращения плановых расходов государства. Бюджет, в конце концов, «похудел» на 54 млрд. тенге. Тогда же в апреле Национальный банк РК перестал поддерживать курс тенге по отношению к твердым валютам.
Но уже в том самом 1999 году началось оздоровление, а потом уже и укрепление экономики Казахстана. Так страна довольно быстро оправилась от последствий российского финансового кризиса 1998 года. Уже с началом лета рыночная конъюнктура для нефти - нашего главного экспортного сырья - стала складываться исключительно благоприятно не только в реальном измерении, но и в перспективном плане. В августе цена за баррель стояла уже на уровне $20. А осенью она подошла уже к отметке $25. Столь высоких цен на нефть не было за все годы государственной независимости Казахстана до того. Такая чрезвычайно благоприятная ценовая конъюнктура была подкреплена рекордной добычей нефти в том самом 1999 году. Тогда ее было произведено 30 млн. тонн.
Все это способствовало скорейшему выходу экономики Казахстана из полосы неудач, спровоцированных случившимся в России в 1998 году финансовым кризисом. Правда, спрос на металлопрокат – другой важнейший товар казахстанского экспорта – оставался низким и в 2000-2001 г.г. Однако в дальнейшем рыночная конъюнктура стала складываться благоприятнейшим образом и для него. Такая ситуация была обусловлена в первую голову с резким ростом спроса на металлы в Китае.
Одним словом, в течение особенно последних пяти лет до наступления кризиса ликвидности летом прошлого 2007 года экономика Казахстана имела вполне благоприятные условия для развития. Эти годы и стали временем предприятия новых усилий по ее диверсификации.
К 2003 году была разработана комплексная «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы». После утверждения Указом президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года за №1096 она была официально принята на вооружение. Все осуществляемые с тех пор шаги по диверсификации экономики, так или иначе, связаны с реализацией положений этого документа. Перекликается с ним и заявленная в начале 2006 года задача по вхождению в число 50-и наиболее конкурентоспособных государств.
Ведь «главной целью» рассматриваемой стратегии, как это заложено в самом документе, «является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике».
А «главный предмет» заявленной еще тогда государственной индустриально-инновационной политики – это «производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг». Реализация стратегии запланирована на 2003-2015 годы. Срок этот разделен на три этапа: 1-й - 2003-2005 г.г., 2-й - 2006-2010 г.г., 3-й - 2011-2015 г.г. И что же должно быть в итоге? В разделе «Ожидаемые результаты от реализации Стратегии» об этом сказано следующее: «Существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг».
Программа эта осуществляется уже 5 с лишним года. Первый этап и еще большая часть второго этапа уже позади. Каковы промежуточные результаты? Они, сказать по правде, отнюдь не вдохновляют оптимизма. Пока не отмечены особые успехи ни в производстве конкурентоспособной и экспортоориентированной готовой продукции в обрабатывающей промышленности, ни в диверсификации экспорта. Более того, имеет место заметное отступление от прежних позиций.
Так, доля обрабатывающей промышленности в ВВП Казахстана, доходившая до 13,3% в 2000 году, в 2006-м едва дотягивала до 10%. Причем за последние годы она практически никак не растет, несмотря на уже осуществленные меры по диверсификации экономики и на значительное замедление темпов производства в нефтедобывающей отрасли. То есть обрабатывающая промышленность продолжает сжиматься и в условиях значительного ослабления сжимающего воздействия энергетического сектора.
Примерно такая же картина и с диверсификацией экспорта. В 1995-2007 г.г. доля минеральных продуктов, главным образом нефти, в совокупном товарном экспорте выросла с 29,2% до 69,7%. Еще 17,1% в прошлом году приходилось на долю металлов. Таким образом, тогда минеральные продукты и металлы в стоимостном выражении составили 86,8% в структуре казахстанского экспорта. Следовательно, Казахстану вывозить, кроме них, по-прежнему особенно нечего.
За исключением нефти и металлов, вклад всех остальных товаров в национальный экспорт 1995-2007 г.г. сократился с 19% до всего 13,2%. Это – по данным зарубежных источников. А представители правительства Казахстана называют еще более удручающие цифры. По их утверждениям получается, что нынче в структуре экспорта из страны поставки нефти и металлов низкой степени переработки превышают 90%, а доля не сырьевых товаров составляют всего 6–7%.
Запданые эксперты дают следующую оценку характеру актуальных задач экономики Казахстана и их реализуемости. По их словам, у нас процесс экономической политики «сфокусирован на поддерживании осмотрительного фискального курса, достижении экономической диверсификации и управлении обменным курсом в условиях больших притоков иностранной валюты. И из этих целей, как они утверждают, самой трудной для достижения представляется та, которая предполагает диверсификацию производственной базы Казахстана.
То есть такая диверсификация по сию пору остается практически никак не осуществленной задачей.
|