Навстречу демократии
admin 27 Мая 2009 в 16:42:49
В связи с тем, что Казахстан в 2010 году станет председателем ОБСЕ, эта организация выдвинула рекомендации по приведению отечественного законодательства в соответствие международным стандартам.
Первая рекомендация касается необходимости внесения изменений в закон о СМИ, в основном в части диффамации. Чем она отличается от клеветы? Клевета может встретиться в письмах, разговорах и других источниках, тогда как диффамация – только в СМИ. ОБСЕ настаивало на том, чтобы элемент диффамации был четко прописан в нашем законодательстве по СМИ. В связи с этим были внесены некоторые изменения в законы о СМИ, Административный кодекс.
По второй рекомендации, касающейся совершенствования закона о политпартиях, внесено 5–6 изменений по упрощению порядка регистрации партий. Среди прочего снижено требование к численности партии – с 50 000 до 40 000 членов, упрощена процедура подачи документов на регистрацию политического объединения (с двух до четырех месяцев).
Третья рекомендация касалась закона о выборах, в частности гарантии того, что на выборах в парламент пройдут минимум две партии. Помните, были бурные дискуссии по поводу 7-процентного барьера, хотя есть страны, такие как Турция, где этот барьер достигает 10 процентов. После замечаний в выборный закон внесены изменения, по которым партия если даже и не прошла 7-процентный барьер, все равно попадает в мажилис парламента (от 2 до 6 человек). Прописаны процедуры финансирования партий: во-первых, во время предвыборной гонки будут финансироваться все партии в зависимости от их участия, во-вторых, финансироваться будут партии, прошедшие в мажилис, по количеству полученных мандатов. Процедура частично оговорена в Бюджетном кодексе, где также будет указана сумма финансирования партий.
Совершенствование законодательства о местном самоуправлении является четвертой рекомендацией. ОБСЕ требует, чтобы наша Конституция и другие законы соответствовали международной хартии о местном самоуправлении. В частности, рекомендуется предоставить маслихатам право самостоятельно формировать бюджет, наделить их контрольными функциями за деятельностью акима в рамках использования бюджета, а также правом освобождать акима от занимаемой должности путем подачи большинства голосов депутатов.
Если говорить о разделении и взаимодействии противовеса трех ветвей власти – исполнительной, судебной и законодательной, то здесь определенно есть шаг вперед. У маслихатов теперь появляется право голоса, право контроля за деятельностью акима.
Таким образом, все рекомендации ОБСЕ, выдвинутые в Мадриде в связи с принятием решения о председательстве Казахстана в 2010 году, мы учли.
Литер
Первая рекомендация касается необходимости внесения изменений в закон о СМИ, в основном в части диффамации. Чем она отличается от клеветы? Клевета может встретиться в письмах, разговорах и других источниках, тогда как диффамация – только в СМИ. ОБСЕ настаивало на том, чтобы элемент диффамации был четко прописан в нашем законодательстве по СМИ. В связи с этим были внесены некоторые изменения в законы о СМИ, Административный кодекс.
По второй рекомендации, касающейся совершенствования закона о политпартиях, внесено 5–6 изменений по упрощению порядка регистрации партий. Среди прочего снижено требование к численности партии – с 50 000 до 40 000 членов, упрощена процедура подачи документов на регистрацию политического объединения (с двух до четырех месяцев).
Третья рекомендация касалась закона о выборах, в частности гарантии того, что на выборах в парламент пройдут минимум две партии. Помните, были бурные дискуссии по поводу 7-процентного барьера, хотя есть страны, такие как Турция, где этот барьер достигает 10 процентов. После замечаний в выборный закон внесены изменения, по которым партия если даже и не прошла 7-процентный барьер, все равно попадает в мажилис парламента (от 2 до 6 человек). Прописаны процедуры финансирования партий: во-первых, во время предвыборной гонки будут финансироваться все партии в зависимости от их участия, во-вторых, финансироваться будут партии, прошедшие в мажилис, по количеству полученных мандатов. Процедура частично оговорена в Бюджетном кодексе, где также будет указана сумма финансирования партий.
Совершенствование законодательства о местном самоуправлении является четвертой рекомендацией. ОБСЕ требует, чтобы наша Конституция и другие законы соответствовали международной хартии о местном самоуправлении. В частности, рекомендуется предоставить маслихатам право самостоятельно формировать бюджет, наделить их контрольными функциями за деятельностью акима в рамках использования бюджета, а также правом освобождать акима от занимаемой должности путем подачи большинства голосов депутатов.
Если говорить о разделении и взаимодействии противовеса трех ветвей власти – исполнительной, судебной и законодательной, то здесь определенно есть шаг вперед. У маслихатов теперь появляется право голоса, право контроля за деятельностью акима.
Таким образом, все рекомендации ОБСЕ, выдвинутые в Мадриде в связи с принятием решения о председательстве Казахстана в 2010 году, мы учли.
Литер
|