В Шымкенте Назарбаеву поставят памятник обновлено 29.05.2009

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 27 Мая 2009 в 09:24:49
В Шымкенте общественный фонд «Казахское ханство» выступил с инициативой возведения памятника Нурсултану Назарбаеву. Авторы проекта хотят презентовать это изваяние президенту к его 70-летию, в 2010 году. Однако есть и критики этой затеи.

НАЗАРБАЕВ БУДЕТ ИЛИ СИДЕТЬ, ИЛИ СТОЯТЬ

Культ личности Назарбаева набирает силу. К чести казахстанской пропаганды, Назарбаеву воздвигли памятник в Кыргызстане сразу после «революции тюльпанов», но начинали при Акаеве; в Украине на его альма-матер в заводском училище воздвигли скромный бюст. Памятника Назарбаеву в самом Казахстане пока еще нет; ограничиваются отдельными фрагментами его изображения или отпечатком его руки.

В Шымкенте пока рассматриваются и обсуждаются три варианта. По одному из них, Нурсултан Назарбаев восседает на престоле, расположенном на головах двух барсов. Президент стоит, положив правую руку на сердце, – это второй вариант. Третья версия - глава государства дает торжественную клятву, держа свою ладонь на Конституции страны.

Фонд «Казахское ханство» получил разрешение пока только на подготовку проекта памятника. То есть проект существует пока только на бумаге. Авторы проекта утверждают, что внешняя поверхность монумента высотой 17 метров может быть позднее позолочена.

Оказывается, мысль о возведении монументального комплекса не дает покоя руководству фонда уже несколько лет. Камалидин Дулатов, президент общественного фонда "Казах хандыгы" ("Казахское ханство") рассказывает:

– Черновой проект памятника придумал я сам. Советовался с молодыми скульпторами. Они нарисовали рисунок. Работаем мы с ними вместе. Макет пока еще не готов. А подарок посвящается юбилею президента. Ведь в следующем году отмечается 70-летие главы государства. У меня возникла мысль о том, что когда другие страны возводят позолоченные монументы [своим президентам], почему нам так не поступить? Я собираюсь еще разузнать, щедры ли достаточно чиновники в нашей стране. Те, которые в обычное время утверждают, что они готовы сложить голову за президента, теперь должны как бы прийти и занимать очередь перед моим офисом, как перед мавзолеем.

«ТЕ, КОТОРЫЕ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТУРКМЕНБАШИ, СТАЛИ ПРИЧИНОЙ ЕГО СМЕРТИ»

Авторы проекта признают, что они изучали соответствующие места в Коране, пытаясь найти ответ на вопрос о том, допустимо ли возведение монумента живому человеку. Однако они не смогли найти ответа на свой вопрос в святой книге мусульман, как они сами утверждают. Поэтому они пришли к выводу, что запрета на такой поступок не существует.

Тем не менее, имеются некоторые граждане, которые не одобряют возведение памятника еще живому человеку, так как, утверждают они, это противоречит канонам Шариата. Абдулла Бахадыр, религиовед, председатель общественного фонда «Нур Мура» в Шымкенте, возмущен:

«Должен же быть предел подхалимству. Это в корне противоречит принципам мусульманства. Является явным признаком

идолопоклонства. Может быть, это уподобление Туркменбаши? Они разве достигли успеха? Кончили тем, что довели его до смерти. Не могу утверждать, что те, которые помогают сумасшедшим, сами достигнут конечного благополучия. Завтра народ пойдет возлагать цветы к такому памятнику. Мы собираемся стать цивилизованной страной, а становимся страной дикарей. Дела тех, кто старается опозорить казахов, надеюсь, президент не поддержит».

Авторы проекта запланировали разместить будущий монумент на площади Ордабасы, она расположена в пределах «Старого города» в Шымкенте. Руководители фонда «Казахское ханство» утверждают, что если поставить памятник Нурсултану Назарбаеву именно на этом месте, то он будет виден отовсюду в городе.

Однако там теперь стоит монумент воинам, павшим во время Второй мировой войны. Он имеет почти 40-летнюю историю. Пока представители комитета по градостроительству и архитектуре Шымкента еще не дали ответ на вопрос, какова будет судьба этого воинского памятника, если вдруг начнут воздвигать здесь новый монумент президенту.

ЦЕНА ПАМЯТНИКА НАЗАРБАЕВУ - 50 МИЛЛИОНОВ ТЕНГЕ

Пока неизвестно, какой материал будет использован для монумента президенту. Но все-таки авторы идеи ухитрились вычислить стоимость памятника – около 50 миллионов тенге (примерно 330 тысяч долларов). Такая внушительная сумма должна быть собрана и благодаря помощи спонсоров.

Авторы проекта планируют выделить половину суммы, необходимой для возведения памятника президенту Казахстана, из собственного кармана. Остальная сумма, как они надеются, должна поступить от спонсоров. Авторы утверждают, что с самого начала отказались от финансовой помощи государства в этом деле. Президент общественного фонда «Казахское ханство» Камалидин Дулатов заранее уверен, что не будет никаких проблем с финансированием памятника:

«Если все-таки будут предлагать и выделять деньги из бюджета государства, мы будем направлять эти деньги в детдома, на благотворительность. Но не станем инвестировать из тех денег на реализацию этого проекта ни одной копейки. Вообще-то, я уверен, что финансовая сторона вопроса возведения памятника президенту не породит никаких проблем. Я верю, что монумент будет построен».

По его словам, планируется воздвигнуть памятник Нурсултану Назарбаеву в двух местах: вблизи Алматы в селе Шамалган (Чемолган) - родине Назарбаева - и в городе Шымкенте.

Авторы проекта утверждают, что идею возведения памятника Нурсултану Назарбаеву поддержали министерство культуры и администрация президента Казахстана. Пока неизвестно, какова позиция самого Назарбаева относительно подобной инициативы.

НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПАМЯТНИКА КАЗАХСКИМ ХАНАМ ДЕНЕГ НЕ НАШЛОСЬ

Стоит отметить, что именно вышеназванный общественный фонд выдвинул инициативу о строительстве пантеона ханов - Мемориального дома казахских ханов. Фонд «Казахское ханство» в прошлом возвестил об этом всему народу, да еще была проведена шумная презентация.

Однако названная идея так и осталась на бумаге, она все еще не воплощена в действительность. А теперь авторы той идеи оправдываются тем, что на реализацию того проекта не выделило необходимых денег министерство культуры.

Но руководство фонда утверждает, что ту идею можно реализовать в городе Туркестан и уже подготовлен макетный проект мемориальных комплексов монументов казахских ханов. Только нужна еще помощь меценатов, которые не прочь были бы поддержать строительство названных мемориальных комплексов.

Азаттык

Хоть в Шымкенте, хоть на Луне

В главном городе Южно-Казахстанской области в будущем году собираются воздвигнуть памятник первому президенту страны. Носителем "монументальных чаяний" выступил председатель общественного фонда "Казахское ханство" Камалидин Дулатов

В главном городе Южно-Казахстанской области в будущем году собираются воздвигнуть памятник первому президенту страны. Носителем "монументальных чаяний" выступил председатель общественного фонда "Казахское ханство" Камалидин ДУЛАТОВ.

- Господин Дулатов, как пришла идея создать памятник Нурсултану НАЗАРБАЕВУ?

- У меня уже давно есть небольшая обида. Я же 10 лет этим вопросом занимаюсь. И вот что выходит: памятники нашему президенту уже стоят в нескольких странах, например, в Киргизии, на Украине. В Москве идут разработки... Я уже не говорю об Эмиратах. А почему у нас нет?! У нас, наверное, Нурсултана Назарбаева тоже ценят, но не так, как там.

- Во сколько обойдется монумент и кто его оплатит?

- Примерная стоимость проекта - 50 миллионов тенге. Предлагали деньги из госбюджета, но я отказался. Все будет сделано на деньги спонсоров.

- Как будет выглядеть памятник?

- Это будет 10-метровая скульптура. Она должна стоять в центре Шымкента, но этот вопрос сейчас я согласовываю. Из какого материала делать фигуру президента - еще не решил. И финансы здесь не главное. Важно, чтобы материал был долговечным. Говорят, для этого подходит бронза, но я бы хотел, чтобы памятник был в позолоте, это придаст ему воздушность, легкость. Сейчас над этой задачей работают скульпторы.

- Кто из художников взялся за столь ответственный заказ?

- Это новые имена, их пока никто не знает. Безвестные, но способные ребята. А идея моя. Я как мог нарисовал им скульптуру, а они этот рисунок профессионально доработали. Кстати, мысль о создании памятника президенту нашла поддержку в Министерстве культуры и информации. Согласовали ее и с администрацией президента - как без этого?

- А как местные чиновники отреагировали на вашу задумку?

- Я, когда проект запустил, подумал: дайка проверю наших чинуш. Они же везде в грудь себя бьют: мол, я за президента готов жизнь отдать, надо будет - хоть на Луну слетаю! Так вот, чиновники, услышав весть о создании памятника Назарбаеву, должны у моего офиса в очередь встать, как в мавзолей Ленина, но что-то очереди я не вижу. Ну ничего, у них есть еще время.

- Несколько лет назад вы предлагали в Шымкенте построить музей ханства. Что из этого вышло?

- Пока ничего. Проект разработали. Деньги на его реализацию обещал Минкультинформ, но помешал финансовый кризис.

- А новому начинанию кризис не станет помехой?

- Нет. Сейчас мне уже ничего и никто не помешает. Финансы есть. Пытались вставить палки в колеса, но я уже столько этих палок переломал, что ничего не боюсь. Уверен, на будущий год, как раз к 70-летию Нурсултана Абишевича, памятник будет стоять.

- Как же быть с обращениями президента к казахстанцам о том, чтобы в регионах не создавали культ его личности?

- А вы все делаете, о чем говорите? Идея с памятником - это моя собственная воля. Никого за моей спиной нет: ни агашек, ни татешек - я плевать на них хотел!

- И все же для чего вам нужно это? Может быть, вы связываете с этим проектом какие-то личные интересы? Скажем, хотите попасть в парламент?

- Если бы хотел в парламент, то уже давно туда прошел. Не хочу. Самое главное - что глава нашего государства имеет полное право на почести. Так почему ему памятник не поставить? Хоть на Луне его поставь, хоть в Шымкенте. Ради нашего президента можно многое сделать - он это заслужил.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, "Время"

В следующем году в Шымкенте Назарбаеву поставят памятник

В следующем году в Шымкенте президенту Нурсултану Назарбаеву поставят памятник на его 70-летний юбилей, передал в минувшую пятницу телеканал КТК со ссылкой на руководителя фонда «Казахское ханство» Камалидина Дулатова. Авторы идеи сообщили, что памятник планируется водрузить на месте самолета в центре Шымкента, который поставлен 35 лет назад в память о подвиге авиаторов во время войны.

По информации телеканала, инициаторы пока не отобрали проект памятника, зато им известна его стоимость - 50 миллионов тенге. В руководстве фонда «Казахское ханство» говорят, что часть средств найдут сами, а оставшуюся сумму планируют собрать со спонсоров. От государственной помощи решили отказаться сразу.

В руководстве фонда также заявили, что в мнистерстве культуры и информации, а также в аппарате президента проект поддержали и дали добро на его разработку. Мнение самого главы государства авторам пока неизвестно, сообщил телеканал.

http://rus.azattyq.org/archive/news/20090525/360/360.html?id=1738738

Воля народная, и деньги - тоже?

Данил Шемратов, специально для Gazeta.kz

В Шымкенте один из общественных фондов заявил о том, что собирается начать строительство в Шымкенте первого в Казахстане памятника Первому Президенту нашей Республики. Все желающие могут перечислять средства для строительства на счета фонда.

Об авторах идеи

Сознательно умолчим о персонах и наименовании фонда, столь решительно проявивших народную волю по увековечиванию Главы государства. Надеемся, что каждый желающий присоединиться к идее, или перечислить деньги на строительство памятника, сам найдет в Интернете все нужные реквизиты. Благо, на сегодняшний день этот фонд единственный в Казахстане, выступивший с подобной инициативой. Мы же умолчим о названии фонда и фамилии его руководителя исключительно для того, чтобы никто не обвинил нас в пиаре отдельно взятого человека. Подобные негативные мнения в Шымкенте уже отчетливо проявились. Некоторые завистники утверждают, например, что автор идеи больше беспокоится не о памятнике Президенту, а о том, чтобы именно пропиарить таким образом себя и свой фонд, да еще и собрать под этим соусом несколько миллионов неподотчетных пожертвованных средств. Вот такие завистники живут в Шымкенте и его окрестностях!

О памятнике

Автором оригинальной композиции памятника является непосредственно руководитель общественного фонда. По его собственному признанию, он никогда не был профессиональным художником или архитектором. Но в один прекрасный день нарисовал от души эскиз-рисунок будущего памятника и… аж самому понравилось! Потом над эскизом еще поработали "неизвестные, но талантливые профессионалы", и проект вышел на загляденье.

Планируется, что скульптура будет высотой метров в десять. От гранита или мрамора отказались сразу. Предположительный материал - бронза (традиционный металл для памятников). Хотя авторы идеи надеются, что смогут собрать средства и на позолоченный памятник - позолота, по мнению руководителя фонда, "лучше смотрится".

О месте для памятника

У инициаторов проекта есть идея воздвигнуть памятник Президенту на площади Ордабасы. Здесь самое высокое место в Шымкенте, и скульптура будет хорошо видна буквально со всех концов города.

Правда, на этом месте стоит памятник авиаторам (более известный как "Самолет") - героическим защитникам нашей Родины в 1941-45 годах, которые получили путевку в небо в летном училище, открывшемся в годы войны в Шымкенте.

Но инициаторы "памятника Президенту" предлагают заменить "Самолет" на него. Тем паче, что "Самолет" страдает явной исторической ошибкой - на постаменте, посвященном летчикам Великой Отечественной, установлен истребитель МИГ-23, который был создан гораздо позже 1945 года, и в Великой Отечественной войне участия не принимал.

В отделе культуры областного акимата нам сообщили, что у частного фонда нет компетенции "заменять какие бы то ни было существующие памятники". И именно "Самолет" является памятником монументального зодчества и современной истории, находится под охраной закона "О памятниках". И сносить или заменять его никому не позволительно, какими бы благими намерениями все не обосновывалось. На то должна быть создана специальная комиссия из Минкультуры, наробраза, академии истории и т.п. Либо поступить конкретное указание "сверху".

Об указаниях сверху

По утверждению руководителя фонда, идея уже одобрена и министерством культуры, и аппаратом президента. Правда, ни одно из данных ведомств подобную информацию не подтвердило. Более того, пока еще действенным остается устное указание самого Нурсултана Назарбаева, не устраивать на местах культа личности из его имени.

В областном и городских акиматах также пока воздерживаются комментировать инициативы частного фонда.

Однако с другой стороны - возведение памятника это, по утверждению руководителя фонда, истинно народная воля, которой "распоряжения сверху" не указ. Такой этический момент, как установка памятника еще при жизни того, кому он посвящается, также не вызывает сомнений у авторов идеи: история знает множество примеров, когда благодарные современники устанавливали прижизненные памятники своему соотечественнику - таково мнение инициаторов проекта.

О средствах

Памятник будет строиться на частные пожертвования, собираемые фондом. При этом, по словам руководителя фонда, он категорически не собирается брать деньги у чиновников. Мол, чиновники таким образом будут подхалимить, а для подхалимажа в таком деле нет места!

Хотя как посмотреть. Конечно, если чиновники начнут стремиться "войти" бюджетными деньгами, то это дело просто подсудное (в бюджете на подобные расходы денег не предусмотрено, тем более с учетом кризисного дефицита бюджета).

Ну, а если аппаратчик передаст "пожертвование" из личной зарплаты, то это можно сделать конфиденциально или анонимно, даже для самого фонда. И как тогда фонд сможет отделить чиновничьи деньги от благодеяний рядовых миллионеров или простых служащих?

В целом, по примерным подсчетам, требуется порядка 50 миллионов тенге. Фонд уверен, что сможет собрать средства. Да и то правда - кто ж из шымкентских бизнесменов откажется от такого дела?
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Tima-Got 29.05.2009 в 16:14:24   # 15649
  Гость 29.05.2009 в 16:39:10   # 15665
Если это не "утка", то лучше бы бабло в детские дома вложили, или хотя бы в местный зоопарк, где у наших местных мищек, крыша съезжает от ужасных условий , чем жопу лизать "папе". Как крандыкнется наш "коке", так первые же и будут его хаить.
  Panya 29.05.2009 в 16:46:43   # 15669
Тот кто не уважает своего президента не уважает свою страну!!! Кто не уважает свою страну не уважает народ который в ней живет. Кто не уважает свой народ не уважает себя. Потому что народ это и есть наш президент!!!
  Alex 29.05.2009 в 16:57:18   # 15677
Потому что народ это и есть наш президент!!!

Маленькая разница - народ в жопе сидит, а президент нет.
  Гость 29.05.2009 в 17:19:31   # 15695
Огородили Площадь забором, что то делают
  Panya 29.05.2009 в 17:35:22   # 15703
Alex ты что тоже в жопе сидишь, вроде инет у тебя есть человек вроде образованный. А что ты сделал для страны? Никто не виноват что Горбачев предатель родины!!!
  Гость 29.05.2009 в 17:51:38   # 15705
Думаю Алекс работает, платит налоги, может быть жена дети, воспитывает их итд
Каждый нормальный человек очень много делает для страны, так что такие вопросы не к месту
  Гость 29.05.2009 в 17:56:03   # 15706
И вообще, кто что подразумевает под "Сделать что то для страны"
  Alex 29.05.2009 в 18:39:05   # 15709
Да просто обидно видеть, что больше половины населения в нищете сидит
  KZ 29.05.2009 в 19:13:25   # 15712
Alex, ты ошибаешься. В нищете практически весь Казахстан. В мире действует правило 90/10, а у нас помоему 99/1.........
Кстати, а за сам забор никто не заглядывал?
  Ядерщик 29.05.2009 в 20:07:04   # 15715
Пока что только всё разломали, ничего построить не успели
  Гость 30.05.2009 в 00:09:54   # 15726
На х... нужен этот памятник-колосс, лучше эти 50 млн. пустить на нужды детских домов, или облагородить местный зоопарк, а то местных животных жалко в вольерах, туда бы наших чинуш посадить , пусть поживут в тесных вольерах, а не в хоромах.
  Дайвер 31.05.2009 в 09:08:11   # 15781
согласен. нехилый развопридумали (_!_)
  Alex 02.06.2009 в 11:06:20   # 15864
На детских домах и зоопарке бабла так не отмоешь, как на памятнике.
  SSKZ 05.06.2009 в 12:04:41   # 16045
"Я памятник воздвиг себе при жизни..."

незабвенный Назарбаев Н.А.
  Досымхан 10.06.2009 в 15:56:39   # 16448
досым,с этой затеи поимели больше всех МАИ,знаки запрешаюшие проезд расположили среди деревьев,капусты нарубили
  Южанин 12.06.2009 в 03:34:19   # 16550
я знаю где надо памятник ставить Нурику .на кладбище ))))))))))))))) и 3 КНБешников охранять его
  Южанин 12.06.2009 в 03:36:27   # 16551
я знаю где надо памятник ставить Нурику .на кладбище ))) и 3 КНБешников охранять его
  kkafp 27.06.2009 в 17:42:10   # 17300
НАН сделал официальное заявление, он устал быть президентом. Коронация назначена на 6 июля!
  Гость 15.01.2010 в 11:40:10   # 32200
Куда мы катимся с такими жополизами!
  Гость 15.01.2010 в 11:51:05   # 32201
все у нас в стране зашибись, только памятников при жизни не хватает! да пустите эти деньги в аулы пенсионерам и малоимущим, да хотя бы в той ЮКО, в детдомы и школы, медучреждения, а то развели СПИД, гепатит и всякую заразу. никогда порядка не было и не будет, одни охломоны, хамелеоны и жополизы! слов нет!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь