США ведут секретные интернет-кампании в Центральной Азии: доклад Стэнфордского университета

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 25 Ноября 2022 в 11:15:59
Специалисты интернет-обсерватории Стэнфордского университета опубликовали доклад, утверждающий, что в центральноазиатских сегментах соцсетей Facebook, Twitter, ВКонтакте продвигался прозападный и вместе с тем антироссийский и антикитайский нарратив. Подробно о характере онлайн-операций в материале, переведенном редакцией Orda.kz.

Считаем своим долгом сделать дисклеймер от редакции и подчеркнуть, что подобную деятельность — создание фейковых аккаунтов, фабрики троллей, которую разоблачает доклад Стэндфордского университета, ведут все враждующие мировые державы и более маленькие страны, а начали ее задолго до 2017 года как раз в России (знаменитые Ольгинские тролли).

Век воинственной дезинформации

В предисловии отчёта говорится, что летом 2022 года Twitter и Meta (в недавнем прошлом Facebook Inc.) удалили два аккаунта за нарушение правил интернет-платформ, а именно за распространение дезинформации, рассылку спама и неэтичное поведение. Удаление было связано с деятельностью разных аккаунтов, выложивших на платформах подозрительно похожий контент политического характера. Информация, предоставленная Twitter и Meta, стала предметом для дальнейшего расследования, проведённого интернет-обсерваторией Стэнфордского университета.

На двух аккаунтах расследование не остановилось. Была обнаружена взаимосвязанная сеть учётных записей в Twitter, Facebook, Instagram и пяти других социальных сетях, на которых посредством манипуляций продвигалась прозападная риторика. Аккаунты, созданные как новостные группы, «преследовали цель изменить общественное мнение в странах Центральной Азии, показывая США как гарант стабильности и суверенитета в регионе, а Россию и Китай как страны, представляющие угрозу независимости центральноазиатских республик». На аккаунтах также публиковались статьи из Радио Свобода, Голоса Америки, Медузы и других интернет-изданий. Примечательно, что некоторые из публиковавшихся статей намеренно изменялись.

Хотя Twitter и Facebook не раскрыли данные их собственных расследований, а имена создателей аккаунтов остаются неизвестными, Twitter указал, что активность аккаунтов исходила из США и Великобритании, в то время как Meta указала только США, другая активность исходила из Франции. Однако в докладе не утверждается, что действия аккаунтов курировали из Вашингтона или Лондона. Работа аккаунтов началась в 2017 году и отчасти продолжается по сей день.

Фэйк апокалипсис

Группа, названная в докладе “Центральной Азией” по характеру контента, состояла из 12 аккаунтов Twitter, 10 профилей в Instagram, 10 страниц и 15 профилей в Facebook. Связанная с этими аккаунтами активность была также замечена в Telegram, YouTube и популярных российских соцсетях, таких как ВКонтакте и Одноклассники. Эти учётные записи были созданы в период с июня 2020 по март 2022 года. Из-за нарушений правил платформ многие аккаунты вскоре были заблокированы, но часть все ещё активна в Telegram, Одноклассниках и ВКонтакте. Десять аккаунтов, имевших новостную тематику (Восточная Правда, Фактограф, Пульс Востока, Стенгазета, Инфоскоп, Шестигранник, Ортосайблог и др.) выдавали себя за СМИ, в то время как некоторые тематические страницы в Одноклассниках, выдававшие себя за реальных людей, были фейками.

В век технологий составить фотографии несуществующих людей проще простого, как и несложно отличить реальный онлайн-профиль от фейк-страницы. К примеру, для создании картинки одной фейк-страницы группы Стенгазета была использована фотография малоизвестной в СНГ актрисы Валерии Менендез. Фотография актрисы была взята с её страницы IMDB, официальной базы данных кинематографа. Внешности на фотографиях – в том числе Менендез — были изменены, но, если сопоставить оригинал и подделку, заметить очевидное сходство не составляет труда. В докладе говорится, что такие фотографии создавались с помощью технологий искуственного интеллекта (такие как генеративно-состязательная сеть, она же GAN), а также посредством наложения фотографий реальных людей.



Фейк-страницы были в обязательном порядке подписаны на фиктивные СМИ, выкладывающие дезинформирующий контент про Центральную Азию. Авторы расследования считают, что численность подписчиков в группах была накручена – об этом напрямую указывают данные инструмента CrowdTangle. Практически весь контент был на русском, за исключением некоторых постов на казахском и кыргызском языках.



В других аккаунтах под прицелом критики оказался Китай, в частности, критиковалось положение мусульман в Синьцзяне. Помимо Центральной Азии, доклад рассматривает схожие онлайн-операции, проходящие в медиапространствах стран Ближнего Востока. Несмотря на количество созданных аккаунтов, форсировавшийся контент едва ли привлёк много внимания. Посты в Facebook обычно редко собирали больше десяти лайков, и только десяти из них удалось собрать больше тысячи реакций пользователей. Максимальное количество просмотров дали два вирусных видеоролика, выложенных в группах Facebook.



Первый ролик, опубликованный в группе Пульс Востока и затронувший тему запрета российской военной символики в Кыргызстане, сумел собрать более 500 тысяч просмотров и десяток тысяч реакций. Второй, выложенный в группе Фактограф, был посвящён узбекскому фермеру, выращивающему фрукты в пустыне, и он собрал 500 тысяч просмотров и порядка десяти тысяч реакций. Для продвижения постов использовались хэштеги (обычно это были названия центральноазиатских республик), не давшие ожидаемого эффекта.

Антироссийская пропаганда

Особое место, как пишут исследователи Стэндфордского университета, отводилось России. В постах групп в социальных сетях эта страна позиционировалась исключительно как угроза для центральноазиатских республик. “Россия не считает Центральную Азию независимой” и “Россия хочет стянуть страны ОДКБ в войну против Украины” — типичные названия постов.



В вину РФ вменялось злоупотребление партнёрскими отношениями со среднеазиатскими республиками и возрождение великодержавного шовинизма. Критиковалась роль России в сирийском конфликте: три группы (Ортосайблог, Фактограф и Стенгазета) выложили три варианта одной и той же информации, содержащей обвинения в адрес РФ.



Антикитайская пропаганда

Количество постов, критикующих Китай, сильно уступали антироссийским постам. В антикитайских постах говорилось о продаже органов мусульманских узников, сексуальных преступлениях против уйгурских женщин-мусульманок и таинственном исчезновении людей тюркского происхождения в Синьцзяне.

Петиции с призывом Казахстану покинуть ЕАЭС и запретить российское вещание

В докладе говорится о четырёх разных петициях, которые по мнению авторов, были фейковыми и призывали к выходу из ряда военно-политических организаций.

Первая петиция призывала Казахстан выйти из ОДКБ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вторая петиция призывала правительство Кыргызстана “обуздать” китайское влияние в республике. Оставшиеся две призывали правительство Казахстана запретить вещание российских телеканалов.

Три из этих петиций были запущены на американской некоммерческой платформе петиций Avaaz, а одна размещена на казахстанском портале Alash. С помощью онлайн-инструмента CrowdTangle удалось узнать, что репосты петиций чаще всего приходились на Facebook.

Реакция Вашингтона

Доклад появился около двух недель назад и уже был освещён в ряде американских СМИ, со стороны властей США комментариев не последовало. Неизвестно, замешано ли здесь какое-либо правительство или какой именно институт создал и руководил работой аккаунтов. World Socialist Website, протроцкистское левое интернет-издание, осветившее публикацию доклада, упоминает Пентагон, но оно известно своей нон-конформистской позицией по отношению к правительству США. В статье же респектабельной и влиятельной The Washington Post говорится, что хотя доклад и предоставляет подробную информацию о сути и действиях аккаунтов, не заявляет, что за этим стоят Соединённые Штаты.

https://orda.kz/master-klass-po-deze-ssha-vedut-sekretnye-internet-kampanii-v-czentralnoj-azii/#part=2[/quote]
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Desperado 25.11.2022 в 11:28:22   # 806935
У меня ощущение что канал "За нами уже выехали" спонсируется пиндосами. Они постоянно выкладывают провокационные материалы. Этим же грешит и ЗТБ
  NBE 25.11.2022 в 11:49:20   # 806936
Цитата: Desperado от 25.11.2022 05:28:22
У меня ощущение что канал "За нами уже выехали" спонсируется пиндосами. Они постоянно выкладывают провокационные материалы. Этим же грешит и ЗТБ
Если не такие каналы, кто же будет говорить про наши недостатки, или вы предлагаете смиренно слушать Хабар и поклонятся хану. При этом смотреть как потихоньку из-за воровства и кумовства НАШИХ баев мы скатываемся в Афганистан. Все винят США, ищут внешнего врага...
  Konstant 25.11.2022 в 13:22:17   # 806939
2 предыщих кометария.я думаю ох как стоят спонсируют данный канал. Просто он так преподносит все что происходит методички госдепа один в один как радио шввбода. И они нипогда позитив не публикут
  Konstant 25.11.2022 в 13:23:35   # 806940
Ролик где он рекламировал впн постоянно подчеркивая что типо за это наказания нету аж противно стало. На майдане он был сам как то сболтнул ведущий
  Dimmon 25.11.2022 в 13:56:58   # 806943
забанен до 25.12.2022 16:01:25
Считаем своим долгом сделать дисклеймер от редакции и подчеркнуть, что подобную деятельность — создание фейковых аккаунтов, фабрики троллей, которую разоблачает доклад Стэндфордского университета, ведут все враждующие мировые державы и более маленькие страны, а начали ее задолго до 2017 года как раз в России (знаменитые Ольгинские тролли).

Доклад появился около двух недель назад и уже был освещён в ряде американских СМИ, со стороны властей США комментариев не последовало. Неизвестно, замешано ли здесь какое-либо правительство или какой именно институт создал и руководил работой аккаунтов. World Socialist Website, протроцкистское левое интернет-издание, осветившее публикацию доклада, упоминает Пентагон, но оно известно своей нон-конформистской позицией по отношению к правительству США. В статье же респектабельной и влиятельной The Washington Post говорится, что хотя доклад и предоставляет подробную информацию о сути и действиях аккаунтов, не заявляет, что за этим стоят Соединённые Штаты.
  Zoggyla 25.11.2022 в 15:50:54   # 806950
Админ, жахни этого пропагандона за злоупотребление жирным шрифтом
  Desperado 25.11.2022 в 16:21:00   # 806951
Цитата: Konstant от 25.11.2022 07:22:17
2 предыщих кометария.я думаю ох как стоят спонсируют данный канал. Просто он так преподносит все что происходит методички госдепа один в один как радио шввбода. И они нипогда позитив не публикут

Вот и я о том же
  Васяй 25.11.2022 в 23:04:27   # 806973
Дима опять в черной дыре?Печалька!
  старик 26.11.2022 в 00:57:41   # 806984
Quote:
Все винят США, ищут внешнего врага...
А его нет?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь