«Зубы» на полку

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 27 Апреля 2009 в 09:16:06
Отечественная еда конкурирует с импортной уже много лет, однако эта конкуренция не всегда складывается в пользу «хозяев поля». И дело, как выясняется, вовсе не в качестве продукта!

Все, что было представлено на неделе на выставке «Продуктовый рынок Казахстана-2009», радовало глаз и источало ароматы. Экспонаты были натуральными, экологически чистыми и вкусными. А главное – отечественными! Представители компаний радушно встречали каждого посетителя:

– Хотите отведать медовый квас – не проблема! Интересуетесь национальными напитками – пожалуйста! Любите соленья или копчености – добро пожаловать! Цените продукцию казахстанских винных заводов – подходите!

А пройти мимо колбасного сектора было просто невозможно. Колбаса была действительно вкусная. Да и цены вполне приемлемые: палочка сырокопченой «Браун-швейгской» обошлась в 860 тенге, а шестьсот граммов «Ланшмита» – в 640 тенге. Хотя та же «Браун-

швейгская» уже в «Рамсторе» будет стоить 1100 тенге. Как сказала мастер-технолог ТОО «Бижан» Бахыт Бижанова, магазинам свою продукцию компания предлагает даже чуть дешевле, чем на выставке, а сетевики уже сами определяют накрутку. Та же ситуация и с национальными напитками: литровую бутылку «Наурыз-коже» на выставке продавали по 210 тенге. В «Рамсторе» этот же напиток нам продают за 265 тенге.

В среднем навар сетевых ритейлеров составляет 30% от реальной стоимости товара. Сетевики объясняют свою маржу тем, что им нужно содержать продавцов, ремонтировать оборудование, оплачивать коммунальные расходы и т.д. Но, как известно, денег никогда не бывает много, и ритейлеры находят все новые способы «доить» товаропроизводителей.

По словам специалиста коммерческого отдела ТОО «Бизнес-Шымкент» Раушан Турсунбаевой, чтобы продукция попала на полки магазинов, сетевики требуют плату, которая просто губит весь бизнес на корню.

– Наша компания пока не может платить такие деньги. Тем более, что возвращают их только по факту реализации товара и далеко не сразу. У нас, производственников, начинается новый сезон и нужно делать новые заготовки, сырье покупать. Так что задержка приносит массу проблем. У нас есть сертификаты качества на продукцию, мы поставляем её по тендерам в департамент Министерства образования, департамент Министерства здравоохранения, но крупные магазины наш товар не принимают…

А вот ТОО «Казак сусындары» покорно подписалось под всеми условиями сетевиков. Как рассказал директор по маркетингу Есет Назарбаев, кроме «входных» взносов ритейлеры еще требуют ретробонусы от общего объема продаж и просят скидки:

– Мы идем на это, нам нужно как-то продвигать свой товар. А сетевикам важно только получение прибыли. Я считаю, что это неправильно. Облагать бонусами и процентами нужно зарубежных производителей, а отечественных всячески поддерживать.

Производитель томатной пасты и кетчупов ТОО «Цинн-Каз» тоже смирился с аппетитами монополистов:

– Мы хотим внедрить нашу новую продукцию, поставить её на полку и в «Гросс», и в «Арзан», но у них свои условия, – рассказывает маркетолог компании Ардак Баймухамбетов. – А в «Магнуме», например, за вход платить не нужно, но каждую вторую банку огурцов мы должны поставлять бесплатно. Если они стоят 120 тенге, реально мы их поставляем по 60 тенге. Но если люди будут покупать нашу продукцию, то в дальнейшем поставлять её можно и по реальной цене. За каждую единицу товара платится ретробонус, а также вносится плата за её размещение на полках. Но реклама товара в крупных магазинах стоит еще дороже. Аренда квадратного метра в алматинских супермаркетах для проведения рекламных акций в день стоит 15-20 тысяч тенге. Все это – огромные расходы для товаропроизводителя…

Единственный производственник, который согласен с таким положением дел – президент ТОО «Объединение Алматынан» Андрей Приходько:

– На самом деле все это правильно. Они не продают товар, а предоставляют услугу. Содержать такой штат работников, купить необходимое оборудование – все требует расходов. А брать товар, неизвестный на рынке, магазину не выгодно…

Вроде, некстати, но характерно: в ряде городов Казахстана цена на хлеб снизилась, а в Алматы она падать не собирается…

Взимая всяческие платежи, владельцы супермаркетов сетуют на то, что им не на что ремонтировать оборудование и нечем платить заработную плату продавцам. Только знают ли об этом сами продавцы? Например, в «Рамсторе» их зарплата увеличилась с прошлого года только на 6%, а в магазине

«7-я» даже понизилась на 20%. Но если эти грошики не идут в карманы работников прилавка, то куда?

Между прочим, сетевики в прошлом году заключили с Алматинским городским акиматом меморандум о «входных» бонусах. Странно, что акимат ничего не знает о жестких поборах в оптовых супермаркетах. Или магазинщики отстегивают «бонусы» куда-то выше, чтобы там, в свою очередь, закрывали глаза на эти отступления? А что же наше Министерство индустрии и торговли? Оно предлагает производителям и супермаркетам договариваться между собой, что практически невозможно.

Президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана Анатолий Попелюшко считает, что нужно создавать законодательно-нормативные акты о регулировании рынка и взаимоотношений между производителями и ритейлерами. Он уверен: если этот вопрос не будет в скором времени решен, то производителям будет… дефолт, так как возвратность затрат очень мала:

– Подействовать на ритейлеров можно только силовым методом и законодательными актами. Но договариваться с ними в сегодняшней ситуации – бесполезно…

http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=11800
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 27.04.2009 в 20:39:38   # 13993
О та самая война между ритейлерами и производителями, такой вопрос действительно трудно решить даже правительству. Был такой случай в Европе - ритейлеры приблезительно так же давили производителей на рынке игрушек. Так вот после появления eBay многие производители стали продавать через интернет - потомучто удобно, нет лишней возни и бюрократии(и входных бонусов) да и клиентов можно найти намного больше(из других стран). Но смогут ли наши производители так делать, они ведь не игрушки продают, а сельхоз продукты. А если б производители например объединялись и торговали как один, тада ритейлерам пришлось бы цены повыше давать. Хотя это не решит главную проблему - на полках наши товары все равно будут стоить не меньше или чуть меньше чем иностранные(если не дороже). Тогда надо что то делать с ритейлерами, или с импортами?
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь