«В моей смерти прошу никого не винить…»?
admin 20 Апреля 2009 в 11:46:15
В Южно-Казахстанской области с каждым годом увеличивается количество подростковых суицидов. За три месяца текущего года в области покончили жизнь самоубийством уже семеро (!) подростков. Семь ребят, которых, наверное, можно было удержать от рокового шага, попытаться их услышать и помочь в решении проблем. Но кто будет этим заниматься? За совершенно справедливыми рассуждениями о том, что ребенок нуждается во внимании родителей, педагогов, школьного психолога, наконец, стоит жестокая реальность, в которой одним некогда, у других зарплата маленькая, у третьих проблем и без того хватает.
Родители все валят на школу, педагоги же уверены, что главная ответственность лежит все же на тех, кто дал этим детям жизнь. Замкнутый круг, в центре которого обиженный на всех и вся ребенок. Основные причины, толкающие на суицид, в общем-то, известны: репрессивные семья, школа, общество; протест, месть, самонаказание, триггерная ситуация (от слова «триггер» – «курок»), когда человек загнан в тупик и нет выхода, нет смысла жить, и стоит только нажать...
SOS!
Наш разговор с директором департамента по защите прав детей Южно-Казахстанской области Комитета по охране прав детей Министерства образования РК Галией Джусуповой начался с печальной статистики. C 2006 по 2008 год 138 подростков совершили попытку суицида, 123 из них спасти не удалось. В прошлом году из 57 детей, решившихся на этот страшный шаг, в живых осталось только четверо. Лидерами в по количеству детских суицидов на протяжении нескольких лет остаются Махтааральский, Казыгурский,Сарыагашский и Толебийский районы. В Шымкенте в прошлом году на суицид решились семь ребят, в этом году уже не стало одного – ученика 69-й школы (к ней мы еще вернемся). Гибнут от своей руки в основном подростки 13, 15 и 16 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. Больше половины зарегистрированных суицидов – это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Один вывод поражает в особенности: в 96 процентах случаев самоубийств, отмечают и в школах, и в полиции, причины не выяснены.
– Да их просто никто не удосужился выяснить! – уверено заявляет Галия Жусупбековна. – Предпочитают списывать все на время года (большинство самоубийств приходится на весну и осень) и связанные с ним депрессивные состояния. Мало того, родители, особенно в селах, готовы приплатить участковому, лишь бы причиной смерти был указан не суицид, а несчастный случай. Никто не хочет слышать за спиной соседские пересуды.
Департамент по защите прав детей был создан в ЮКО в 2007 году, являясь структурным подразделением республиканского Комитета по охране прав детей. Жаль, сетует его директор, что на нем структура и заканчивается, не охватывая в отдельности каждый район:
– Если бы в каждой районной школе у нас был свой человек, то оказывать нашу помощь детям было бы гораздо проще. А так руководители учебных заведений предпочитают просто скрывать от нас информацию, а не обращаться к нам за советом.
– Я так думаю, что органы образования совершенно не заинтересованы в том, чтобы дети знали свои права, умели себя защитить, – считает Галия Жусупбековна.-Конечно, ряд мероприятий в школах все же проводится, но насколько понятно и доступно детям объясняется эта важная тема или все проходит лишь «для галочки»? Личной заинтересованности педагогов, классных руководителей, к сожалению, нет. Многие школьные психологи разводят руками: дескать, я одна, а в школе тысячи детей, разве я смогу охватить их всех? Но кто мешает этому школьному психологу собрать группу волонтеров из неравнодушных учителей и классных руководителей, школьников-лидеров, родителей, школьных инспекторов, которые и помогут в этой работе? Классные руководители должны понимать свою ответственность за психическое здоровье своих подопечных, хотя бы потому, что завтра они будут отвечать, если не дай бог, что-нибудь случится.
Вероятно, многие школьные психологи не справляются со своей работой еще и потому, что специалистами их и с натяжкой не назовешь:
– В школах тех районов, что лидируют по количеству детских суицидов, сотрудники нашего департамента провели мониторинг и выяснили, что 61 процент школьных психологов не имеют соответствующего высшего образования. О каком результате их работы можно говорить? Ну а в 39 процентах от общего количества школ этих районов психологов и социальных педагогов нет вообще. А ведь социальный педагог – это связующее звено между учащимися, родителями и администрацией школы.
Поражает и вот еще что. В ЮКО есть неправительственные организации, которые помогают в защите прав трудовым мигрантам, оралманам, инвалидам, наркоманам, проституткам, женщинам, страдающим от домашнего насилия, и многим другим слоям общества. А вот НПО, которые занимались бы непосредственной защитой детей, нет! А ведь на первых порах надо совсем немного: пройти по всем школам, детским центрам и объяснить юным гражданам, на что они имеют право. Повесить в каждой школе, в каждом классе красочные, доступные по содержанию плакаты, где указаны телефоны доверия психологов, полиции, департамента по защите прав детей. Они должны знать, что им могут помочь, их могут защитить!
– Я была на приеме у заместителя акима области Али Бектаева, просила открыть детский фонд или неправительственную организацию, ведь департамент со всех сторон ограничен рамками закона, мы даже расследование по факту нарушения прав детей можем начать лишь с заявления пострадавшей стороны. На что он ответил, что все упирается в нехватку финансирования, – объясняет Галия Джусупова.
То, что детей в буквальном смысле нужно спасать, сомнения не вызывает, и промедление в буквальном смысле смерти подобно, но сколько еще подростков наложат на себя руки, пока очнется от летаргического сна система казахстанского образования?
– Единственный выход из этой ситуации я вижу только в объединении усилий по спасению наших детей, – говорит Галия Джусупова. – Родители, учителя, школьные психологи и инспекторы по делам несовершеннолетних, наш департамент – мы все должны скоординировать свои действия. Неравнодушие к детям – вот главная задача. Родители должны внимательнее относиться к своим детям, если трудности нельзя разрешить в семейном кругу, то нужно не стесняться выносить сор из избы и обращаться за помощью к психологам.
Между тем последние упорно не желают приковывать людское внимание к своему горю, предпочитая молчать, а не бить тревогу. Парадокс, но, по мнению Галии Джусуповой, дети, растущие в детских домах, чаще получают больше внимания и заботы со стороны взрослых, нежели их более счастливые сверстники, имеющие пап и мам. Небольшой опрос показал, что 9 из 10-ти подростков в возрасте 14-15 лет в кризисной ситуации не обратятся к родителям за решением проблем. «Меня все равно не поймут», «Если я все буду рассказывать, то мне же первому и попадет…» – так отвечают многие.
P.S.
Пару недель назад две ученицы 10-го класса шымкентской школы № 69 пытались покончить жизнь самоубийством. По словам девочек, их довели до этого учителя математики и русского языка, превратившие их жизнь в настоящий кошмар после того, как у родителей девочек произошел конфликт с одним из педагогов. Первой расстаться с жизнью решила Жанерке, наглотавшись таблеток. К счастью, ее вовремя доставили в больницу. Через несколько дней на этот шаг пошла и Лаура. Вот как объясняют девочки причины, толкнувшие их на попытку суицида.
– Учительница при всех стала оскорблять меня и мою маму. Постоянно кричит на меня, обзывает по-всякому, даже матерится, а если встретит меня в коридоре, толкает. И так каждый день, – говорит Жанерке Кудайбергенова.
– Учителя сделали из меня посмешище, унижают при всем классе: ты сирота, безотцовщина, никто тебе не поможет. Мне надоело жить в постоянном позоре, вот я и не выдержала,- жалуется Лаура Кайратова.
Учителя, замешанные в скандале и обвиненные родителями девочек, уверяют, что все это плод фантазии учениц. Этого же мнения придерживается и директор школы Орынбек Оразбаев, заверивший, что его подчиненные – замечательные педагоги, болеющие душой за своих учеников.
Расследованием ЧП занимается специальная комиссия городского отдела образования. В департамент по защите прав детей родители девочек пока не обращались, ну а руководство школы действует по вполне знакомому сценарию, пытаясь замолчать ситуацию и не выносить сор из избы. Меньше всего их в этой ситуации волнует то, что случившееся может повториться…
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=11762
Родители все валят на школу, педагоги же уверены, что главная ответственность лежит все же на тех, кто дал этим детям жизнь. Замкнутый круг, в центре которого обиженный на всех и вся ребенок. Основные причины, толкающие на суицид, в общем-то, известны: репрессивные семья, школа, общество; протест, месть, самонаказание, триггерная ситуация (от слова «триггер» – «курок»), когда человек загнан в тупик и нет выхода, нет смысла жить, и стоит только нажать...
SOS!
Наш разговор с директором департамента по защите прав детей Южно-Казахстанской области Комитета по охране прав детей Министерства образования РК Галией Джусуповой начался с печальной статистики. C 2006 по 2008 год 138 подростков совершили попытку суицида, 123 из них спасти не удалось. В прошлом году из 57 детей, решившихся на этот страшный шаг, в живых осталось только четверо. Лидерами в по количеству детских суицидов на протяжении нескольких лет остаются Махтааральский, Казыгурский,Сарыагашский и Толебийский районы. В Шымкенте в прошлом году на суицид решились семь ребят, в этом году уже не стало одного – ученика 69-й школы (к ней мы еще вернемся). Гибнут от своей руки в основном подростки 13, 15 и 16 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. Больше половины зарегистрированных суицидов – это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей. Один вывод поражает в особенности: в 96 процентах случаев самоубийств, отмечают и в школах, и в полиции, причины не выяснены.
– Да их просто никто не удосужился выяснить! – уверено заявляет Галия Жусупбековна. – Предпочитают списывать все на время года (большинство самоубийств приходится на весну и осень) и связанные с ним депрессивные состояния. Мало того, родители, особенно в селах, готовы приплатить участковому, лишь бы причиной смерти был указан не суицид, а несчастный случай. Никто не хочет слышать за спиной соседские пересуды.
Департамент по защите прав детей был создан в ЮКО в 2007 году, являясь структурным подразделением республиканского Комитета по охране прав детей. Жаль, сетует его директор, что на нем структура и заканчивается, не охватывая в отдельности каждый район:
– Если бы в каждой районной школе у нас был свой человек, то оказывать нашу помощь детям было бы гораздо проще. А так руководители учебных заведений предпочитают просто скрывать от нас информацию, а не обращаться к нам за советом.
– Я так думаю, что органы образования совершенно не заинтересованы в том, чтобы дети знали свои права, умели себя защитить, – считает Галия Жусупбековна.-Конечно, ряд мероприятий в школах все же проводится, но насколько понятно и доступно детям объясняется эта важная тема или все проходит лишь «для галочки»? Личной заинтересованности педагогов, классных руководителей, к сожалению, нет. Многие школьные психологи разводят руками: дескать, я одна, а в школе тысячи детей, разве я смогу охватить их всех? Но кто мешает этому школьному психологу собрать группу волонтеров из неравнодушных учителей и классных руководителей, школьников-лидеров, родителей, школьных инспекторов, которые и помогут в этой работе? Классные руководители должны понимать свою ответственность за психическое здоровье своих подопечных, хотя бы потому, что завтра они будут отвечать, если не дай бог, что-нибудь случится.
Вероятно, многие школьные психологи не справляются со своей работой еще и потому, что специалистами их и с натяжкой не назовешь:
– В школах тех районов, что лидируют по количеству детских суицидов, сотрудники нашего департамента провели мониторинг и выяснили, что 61 процент школьных психологов не имеют соответствующего высшего образования. О каком результате их работы можно говорить? Ну а в 39 процентах от общего количества школ этих районов психологов и социальных педагогов нет вообще. А ведь социальный педагог – это связующее звено между учащимися, родителями и администрацией школы.
Поражает и вот еще что. В ЮКО есть неправительственные организации, которые помогают в защите прав трудовым мигрантам, оралманам, инвалидам, наркоманам, проституткам, женщинам, страдающим от домашнего насилия, и многим другим слоям общества. А вот НПО, которые занимались бы непосредственной защитой детей, нет! А ведь на первых порах надо совсем немного: пройти по всем школам, детским центрам и объяснить юным гражданам, на что они имеют право. Повесить в каждой школе, в каждом классе красочные, доступные по содержанию плакаты, где указаны телефоны доверия психологов, полиции, департамента по защите прав детей. Они должны знать, что им могут помочь, их могут защитить!
– Я была на приеме у заместителя акима области Али Бектаева, просила открыть детский фонд или неправительственную организацию, ведь департамент со всех сторон ограничен рамками закона, мы даже расследование по факту нарушения прав детей можем начать лишь с заявления пострадавшей стороны. На что он ответил, что все упирается в нехватку финансирования, – объясняет Галия Джусупова.
То, что детей в буквальном смысле нужно спасать, сомнения не вызывает, и промедление в буквальном смысле смерти подобно, но сколько еще подростков наложат на себя руки, пока очнется от летаргического сна система казахстанского образования?
– Единственный выход из этой ситуации я вижу только в объединении усилий по спасению наших детей, – говорит Галия Джусупова. – Родители, учителя, школьные психологи и инспекторы по делам несовершеннолетних, наш департамент – мы все должны скоординировать свои действия. Неравнодушие к детям – вот главная задача. Родители должны внимательнее относиться к своим детям, если трудности нельзя разрешить в семейном кругу, то нужно не стесняться выносить сор из избы и обращаться за помощью к психологам.
Между тем последние упорно не желают приковывать людское внимание к своему горю, предпочитая молчать, а не бить тревогу. Парадокс, но, по мнению Галии Джусуповой, дети, растущие в детских домах, чаще получают больше внимания и заботы со стороны взрослых, нежели их более счастливые сверстники, имеющие пап и мам. Небольшой опрос показал, что 9 из 10-ти подростков в возрасте 14-15 лет в кризисной ситуации не обратятся к родителям за решением проблем. «Меня все равно не поймут», «Если я все буду рассказывать, то мне же первому и попадет…» – так отвечают многие.
P.S.
Пару недель назад две ученицы 10-го класса шымкентской школы № 69 пытались покончить жизнь самоубийством. По словам девочек, их довели до этого учителя математики и русского языка, превратившие их жизнь в настоящий кошмар после того, как у родителей девочек произошел конфликт с одним из педагогов. Первой расстаться с жизнью решила Жанерке, наглотавшись таблеток. К счастью, ее вовремя доставили в больницу. Через несколько дней на этот шаг пошла и Лаура. Вот как объясняют девочки причины, толкнувшие их на попытку суицида.
– Учительница при всех стала оскорблять меня и мою маму. Постоянно кричит на меня, обзывает по-всякому, даже матерится, а если встретит меня в коридоре, толкает. И так каждый день, – говорит Жанерке Кудайбергенова.
– Учителя сделали из меня посмешище, унижают при всем классе: ты сирота, безотцовщина, никто тебе не поможет. Мне надоело жить в постоянном позоре, вот я и не выдержала,- жалуется Лаура Кайратова.
Учителя, замешанные в скандале и обвиненные родителями девочек, уверяют, что все это плод фантазии учениц. Этого же мнения придерживается и директор школы Орынбек Оразбаев, заверивший, что его подчиненные – замечательные педагоги, болеющие душой за своих учеников.
Расследованием ЧП занимается специальная комиссия городского отдела образования. В департамент по защите прав детей родители девочек пока не обращались, ну а руководство школы действует по вполне знакомому сценарию, пытаясь замолчать ситуацию и не выносить сор из избы. Меньше всего их в этой ситуации волнует то, что случившееся может повториться…
http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=11762
|