"Глюки" электронных тендеров
admin 06 Апреля 2009 в 15:41:25
В числе источников средств для преодоления последствий кризиса и подготовки базы последующего экономического роста в новом Послании Главы государства народу Казахстана названы жесткая экономия по всем расходным статьям бюджета и строжайшая финансовая дисциплина. Правительству поручено в режиме еженедельного мониторинга контролировать использование бюджетных средств. Аналогичное обращение прозвучало и в адрес депутатов Парламента. Особо отмечено, что с нарушителей, стремящихся обогатиться за счет госказны, должен быть жесткий спрос по законам кризисного времени. Об одном из действенных механизмов экономии - эффективном осуществлении государственных закупок и проблемах в этой сфере говорит секретарь Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Мурат АБЕНОВ.
- Осенью прошлого года для улучшения системы госзакупок, обеспечения прозрачности и недопущения коррупции в отечественное законодательство внесены изменения, вступившие в силу с начала текущего года. Так, впервые введены понятия "отечественные товаропроизводители", "отечественные предприниматели" и "отечественные поставщики работ, услуг". Определены конкретные случаи, когда они будут иметь преимущества перед зарубежными поставщиками. С этой же целью часть закупок убрана из зоны действия закона. Но самое главное - установлены более совершенные барьеры против коррупционных схем: внедрены электронные закупки и различные информационные услуги, упрощены конкурсные процедуры и обеспечена их прозрачность. Вместе с тем анализ реализации законодательных поправок показывает, что допускаются серьезные нарушения.
Не секрет, что гласность и прозрачность госзакупок является не только необходимой антикоррупционной мерой, но и основным фактором экономической эффективности. Только благодаря применению в прошлом году в "пилотном" порядке рядом госорганов электронных закупок по 575 конкурсам сэкономлены в среднем 22 процента от первоначально выделенных сумм. Как видно, здесь есть серьезный резерв для экономии бюджетных средств.
Для равного и свободного доступа потенциальных поставщиков к информации (годовой план госзакупок, объявления, протоколы и так далее) законом предусмотрено, что заказчик обязан размещать ее на своих веб-сайтах и дополнительно направлять информацию в уполномоченный орган. Также определен единый оператор по реализации общей технической политики и предусмотрено создание веб-портала государственных закупок, на котором должны быть обобщены все соответствующие данные.
Между тем в общегосударственной информационной системе требуемая законодательством информация до сегодняшнего дня не представлена в полном объеме. К примеру, не сформирован реестр товаров, работ и услуг. И неизвестно, каким образом заказчики могут до проведения конкурса проверить, есть ли нужный им товар в классификаторе. Не размещен и перечень заключенных в текущем году договоров. А ведь согласно требованиям закона каждый заказчик должен вносить на портал сведения о таких договорах не позднее десяти рабочих дней после их заключения.
Кроме того, заказчикам предписано размещать информацию об исполнении или неисполнении договоров. При этом с начала года, когда значительная часть конкурсов уже проведена, но ни по одному из них данных на веб-портале нет. К тому же из более чем 17 тысяч годовых планов заказчиков на портале размещены лишь 165. В то время как эти планы должны были быть утверждены еще в прошлом году и в течение пяти дней переданы в уполномоченный орган.
В результате потенциальные поставщики вынуждены самостоятельно искать сайты заказчиков по всей глобальной сети. Усложняет ситуацию и то, что некоторые госучреждения, несмотря на требование закона, о том, что сайт должен принадлежать резиденту нашей республики, до сих пор публикуют свои материалы вне зоны Казнета. Соответственно и государственная служебная информация, которую заказчики обязаны предоставлять, размещается на зарубежных серверах.
Зачастую не выполняются и утвержденные еще в 2005 году правила распространения доменного пространства казахстанского сегмента, где для госорганов определены имена третьего уровня, которые должны заканчиваться на GOV.KZ (к примеру, www.edu.gov.kz - сайт Министерства образования или EDU.KZ для учреждений образования). В целом из 26 министерств и ведомств у 19 доменные имена не соответствуют названному требованию. А произвольно подобранные наименования сайтов не позволяют самостоятельно найти нужный интернет-ресурс.
Кроме того, согласно закону, сайт заказчика должен быть постоянно функционирующим. В то же время есть случаи, когда веб-сайт, указанный как ресурс госоргана или ссылка на него, не действуют. На некоторых электронных страницах госорганов установлены непредусмотренные законом ограничения доступа потенциальных поставщиков к материалам по госзакупкам, такие как специальная регистрация и пароль. Причем в данном случае речь не идет об электронной подписи, поскольку виртуальными закупками занимается единый оператор.
О недоступности информации по госзакупкам неоднократно говорилось в ходе встреч с представителями малого и среднего бизнеса во время недавнего выезда депутатов Парламента в регионы для разъяснений избирателям принимаемых государством антикризисных мер. Недостаток находящихся в свободном доступе предусмотренных законом данных обоснованно вызывает недоверие представителей деловых кругов к прозрачности конкурсных процедур и снижает их активность.
Слабая активность бизнеса некоторых регионов в электронных торгах сегодня подтверждается и статистикой. Так, соотношение количества получивших электронную подпись потенциальных участников торгов показывает, что основная часть из 5 074 физических и юридических лиц представлена Астаной - 1 006, а также крупными регионами: Алматы и Алматинской областью - 577, Карагандинской - 445. При этом в Атырауской области их только 94, Кызылординской - 79, Мангистауской - 93.
Здесь стоит подчеркнуть, что в связи с мировым экономическим кризисом малый и средний бизнес не только испытывает дефицит кредитных ресурсов, но и почувствовал значительное снижение спроса на свои товары и услуги. А справедливое и прозрачное проведение государственных закупок дает предпринимателям надежду на равный доступ к так необходимым им заказам. И сейчас очень важно не обмануть ожиданий деловых людей и обеспечить прозрачность всех процедур. Не случайно в Народной платформе партии "Нур Отан" поставлена задача совершенствования системы государственных закупок и введения электронных торгов.
В сложившихся условиях Правительству необходимо принять действенные меры для обеспечения неукоснительного соблюдения законов в сфере организации госзакупок и рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения. Целесообразно заняться и широкой разъяснительной работой среди бизнес-структур с целью активного их вовлечения в реализацию государственных заказов, а также включения неправительственных организаций, активистов "Нур Отана" в беспристрастный общественный контроль над расходованием бюджетных средств.
Максут ШАРИПОВ, "Казахстанская правда"
- Осенью прошлого года для улучшения системы госзакупок, обеспечения прозрачности и недопущения коррупции в отечественное законодательство внесены изменения, вступившие в силу с начала текущего года. Так, впервые введены понятия "отечественные товаропроизводители", "отечественные предприниматели" и "отечественные поставщики работ, услуг". Определены конкретные случаи, когда они будут иметь преимущества перед зарубежными поставщиками. С этой же целью часть закупок убрана из зоны действия закона. Но самое главное - установлены более совершенные барьеры против коррупционных схем: внедрены электронные закупки и различные информационные услуги, упрощены конкурсные процедуры и обеспечена их прозрачность. Вместе с тем анализ реализации законодательных поправок показывает, что допускаются серьезные нарушения.
Не секрет, что гласность и прозрачность госзакупок является не только необходимой антикоррупционной мерой, но и основным фактором экономической эффективности. Только благодаря применению в прошлом году в "пилотном" порядке рядом госорганов электронных закупок по 575 конкурсам сэкономлены в среднем 22 процента от первоначально выделенных сумм. Как видно, здесь есть серьезный резерв для экономии бюджетных средств.
Для равного и свободного доступа потенциальных поставщиков к информации (годовой план госзакупок, объявления, протоколы и так далее) законом предусмотрено, что заказчик обязан размещать ее на своих веб-сайтах и дополнительно направлять информацию в уполномоченный орган. Также определен единый оператор по реализации общей технической политики и предусмотрено создание веб-портала государственных закупок, на котором должны быть обобщены все соответствующие данные.
Между тем в общегосударственной информационной системе требуемая законодательством информация до сегодняшнего дня не представлена в полном объеме. К примеру, не сформирован реестр товаров, работ и услуг. И неизвестно, каким образом заказчики могут до проведения конкурса проверить, есть ли нужный им товар в классификаторе. Не размещен и перечень заключенных в текущем году договоров. А ведь согласно требованиям закона каждый заказчик должен вносить на портал сведения о таких договорах не позднее десяти рабочих дней после их заключения.
Кроме того, заказчикам предписано размещать информацию об исполнении или неисполнении договоров. При этом с начала года, когда значительная часть конкурсов уже проведена, но ни по одному из них данных на веб-портале нет. К тому же из более чем 17 тысяч годовых планов заказчиков на портале размещены лишь 165. В то время как эти планы должны были быть утверждены еще в прошлом году и в течение пяти дней переданы в уполномоченный орган.
В результате потенциальные поставщики вынуждены самостоятельно искать сайты заказчиков по всей глобальной сети. Усложняет ситуацию и то, что некоторые госучреждения, несмотря на требование закона, о том, что сайт должен принадлежать резиденту нашей республики, до сих пор публикуют свои материалы вне зоны Казнета. Соответственно и государственная служебная информация, которую заказчики обязаны предоставлять, размещается на зарубежных серверах.
Зачастую не выполняются и утвержденные еще в 2005 году правила распространения доменного пространства казахстанского сегмента, где для госорганов определены имена третьего уровня, которые должны заканчиваться на GOV.KZ (к примеру, www.edu.gov.kz - сайт Министерства образования или EDU.KZ для учреждений образования). В целом из 26 министерств и ведомств у 19 доменные имена не соответствуют названному требованию. А произвольно подобранные наименования сайтов не позволяют самостоятельно найти нужный интернет-ресурс.
Кроме того, согласно закону, сайт заказчика должен быть постоянно функционирующим. В то же время есть случаи, когда веб-сайт, указанный как ресурс госоргана или ссылка на него, не действуют. На некоторых электронных страницах госорганов установлены непредусмотренные законом ограничения доступа потенциальных поставщиков к материалам по госзакупкам, такие как специальная регистрация и пароль. Причем в данном случае речь не идет об электронной подписи, поскольку виртуальными закупками занимается единый оператор.
О недоступности информации по госзакупкам неоднократно говорилось в ходе встреч с представителями малого и среднего бизнеса во время недавнего выезда депутатов Парламента в регионы для разъяснений избирателям принимаемых государством антикризисных мер. Недостаток находящихся в свободном доступе предусмотренных законом данных обоснованно вызывает недоверие представителей деловых кругов к прозрачности конкурсных процедур и снижает их активность.
Слабая активность бизнеса некоторых регионов в электронных торгах сегодня подтверждается и статистикой. Так, соотношение количества получивших электронную подпись потенциальных участников торгов показывает, что основная часть из 5 074 физических и юридических лиц представлена Астаной - 1 006, а также крупными регионами: Алматы и Алматинской областью - 577, Карагандинской - 445. При этом в Атырауской области их только 94, Кызылординской - 79, Мангистауской - 93.
Здесь стоит подчеркнуть, что в связи с мировым экономическим кризисом малый и средний бизнес не только испытывает дефицит кредитных ресурсов, но и почувствовал значительное снижение спроса на свои товары и услуги. А справедливое и прозрачное проведение государственных закупок дает предпринимателям надежду на равный доступ к так необходимым им заказам. И сейчас очень важно не обмануть ожиданий деловых людей и обеспечить прозрачность всех процедур. Не случайно в Народной платформе партии "Нур Отан" поставлена задача совершенствования системы государственных закупок и введения электронных торгов.
В сложившихся условиях Правительству необходимо принять действенные меры для обеспечения неукоснительного соблюдения законов в сфере организации госзакупок и рассмотреть ответственность должностных лиц, допустивших нарушения. Целесообразно заняться и широкой разъяснительной работой среди бизнес-структур с целью активного их вовлечения в реализацию государственных заказов, а также включения неправительственных организаций, активистов "Нур Отана" в беспристрастный общественный контроль над расходованием бюджетных средств.
Максут ШАРИПОВ, "Казахстанская правда"
|