Расследование по компаниям – победителям конкурса по госзакупкам
admin 25 Марта 2009 в 12:06:18
Генеральная Прокуратура
Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности РК выражает Вам свое уважение и обращается к Вам за поддержкой в решении проблемных вопросов при Государственных закупках.
Легкая промышленность, которая участвует в экономической и оборонной безопасности страны, находится в положении системного кризиса. В создавшейся ситуации на внутреннем рынке Госзакупки - являются одним из источников жизни для реального сектора экономики.
Президентом страны г-ом Назарбаевым поставлена задача, чтобы товары для государственных нужд закупались у отечественных производителей, а не перекупщиков товаров. Это позволит производить продукцию в нашей стране, обеспечивать рабочие места и поступления налогов в бюджет Государства.
Анализ итогов конкурсов по государственным закупкам показывает, что даже бюджетные деньги «уплывают» из страны, где создается добавленная стоимость товаров, рабочие места и соответственно платятся налоги.
Считаем, что основной и главной на сегодня антикризисной мерой - закрепить за производителями изготовление товаров, что позволит сохранить рабочие места и предприятия, дальнейшее снижение объемов производства.
Прошу Вас провести расследование по компаниям – победителям, которые не имеют производственных мощностей, а выигрывают тендеры и получают статус отечественных производителей.
Приложение: Ситуация при Государственных закупках – 8 стр.
Копии писем - 6 стр.
Председатель Правления Л.Худова
1. Ситуация при Государственных закупках.
Затянувшийся кризис, которым можно охарактеризовать ситуацию в легкой промышленности – это ежегодное падение объемов производства в текстильной и швейной промышленности республики. Только за 2000-2007 годы доля отрасли в структуре промышленности республики снизилась с 2,3 % до 0,4%.
Численность промышленно-производственного персонала за этот период сократилась с 27,6 до 17,0 тыс. чел.
Число предприятий снизилось с 728 до 640 предприятий. Активно работает только 14% предприятий.
Из-за сложившихся неравных условий (таможенных, налоговых) для ведения конкурентной борьбы на внутреннем рынке страны отечественные производители вынуждены идти на узкую специализацию. 70 - 80% предприятий легкой промышленности работает на рынке одежды, обуви, в основном ориентируя свой ассортимент для нужд силовых структур и специальной одежды и обуви.
В создавшейся ситуации на внутреннем рынке Госзакупки - являются одним из источников жизни для реального сектора экономики. Однако коррупция при проведении Государственных закупок, открывает даже этот сугубо внутренний рынок для ввоза сомнительной продукции. Отсутствует прозрачность проводимых конкурсов.
Проведение конкурсов по закупке форменного обмундирования, обуви осуществляются с грубыми нарушениями закона «О Государственных закупках» и неправомерное отклонение всех конкурсных заявок отечественных производителей и объявление конкурса несостоявшимися.
Экспертные комиссии - это все свои люди, которые заранее определяют победителя до тендера.
Обращения фин.контроль не дают результатов. Полученные ответы носят характер отписки или, например, на письмо от 22.10.08 №13-01/313 вообще не получили ответа.
И как бы не изменяли Закон О гос.закупках, ситуация меняется только к худшему. Заявки производителей отклоняются под любым мотивом, например, из-за нестыковки Правил и конкурсной документации, где в одном предусмотрены листы, а в другом - страницы. По своему усмотрению, без четких критериев, относят конкурсы к сложным, продлевая до 20 дней, не уведомляя об этом поставщиков. При такой манипуляции сроками подведения итогов трудно воспользоваться правом для обжалования результатов тендера.
Зачастую тендеры выигрывают компании, которые даже не имеют штата сотрудников и офиса, не говоря уже о цехах, а товар закупают в третьих станах, некачественный (вредный здоровью человека), по низкой цене.
Проведение по 3 - 4 раза одного и того же тендера выматывает производителя, на длительное время замораживаются финансовые средства на обеспечение заявки, приводит к дополнительным затратам.
Организаторами конкурсов не стыкуются требования, определенные в Законе и в Правилах осуществления госзакупок. В частности пп. 3 п. 2 ст. 8 Закона гласит, что потенциальный поставщик должен «не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации». В перечне документов, изложенных в Правилах, предъявляемых к конкурсу о данном документе вообще ничего не сказано. Возникает вопрос, какой документ необходимо прикладывать к конкурсной заявке о том, что предприятие не банкрот и не ликвидируется и кем этот документ должен выдаваться. Хотя согласно балансу предприятия, справкам, выданным Налоговым Комитетом и банком видно, что предприятие действующее. Например, участвуя в конкурсе, который проводил Департамент здравоохранения ЮКО 6 мая 2008 года в г. Шымкенте, заявки отечественного производителя были отклонены по мотиву: отсутствует информация о не подлежании поставщика банкротству или ликвидации.
Не выдерживаются сроки, установленные Правилами по информированию потенциальных поставщиков о результатах вскрытия и допуска к участию в конкурсе. Хотя п. 80 Правил гласит «секретарь конкурсной комиссии в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола о допуске к участию в конкурсе обеспечивает направление копии указанного протокола всем потенциальным поставщикам, представившим заявки на участие в конкурсе в установленный конкурсной документацией срок».
Проблема по получению конкурсной документации. В п.41, параграфа 5 Правил указывается, что копию конкурсной документации можно получить на бумажном носителе либо посредством размещения на веб-сайте. На практике, иногородние потенциальные поставщики, не имеют возможности получить конкурсную документацию по электронной почте. Согласно требованиям организатора конкурса обязаны только нарочно получить пакет конкурсной документации.
Пример: КНБ РК, Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью проводили конкурсы в г. Астане (даты проведения 15.01.08 г, 11.04.08 г, 21.04.08 г, 21.06.08 г). На просьбы выслать конкурсную документацию по электронной почте предприятиям отказали, и получается только для того, чтобы получить конкурсную документацию необходимо командировать работника из дальних регионов страны в г. Астану и в другие города.
При оценке критериев принадлежности предприятия к отечественным товаропроизводителям, п.78 Правил под «отечественными товаропроизводителями, понимаются юридические и физические лица, являющиеся резидентами РК и производящие товар готовый к употреблению, состоящий более чем на 50 % из деталей (материалов) производимых на территории РК». На сегодняшний день в Республике в целом отсутствует промышленная база по выпуску тканей камвольно-суконных, прикладных и вспомогательных материалов, фурнитуры, необходимых для изготовления форменного обмундирования. Таким образом, швейные предприятия с большим стажем работы не являются отечественными товаропроизводителями.
Пример: конкурс, проводимый ДВД Павлодарской области 29.02.08г, при учете критериев предприятия, имеющие и опыт работы и огромные производственные мощности (например, ТОО «Фирма Восход», ПРК «Большевичка») не оценили как отечественного товаропроизводителя, в результате чего, не досчитано условно 15 %.
Однако организатором данного конкурса был засчитан дополнительно 1 % ИП «Фирсова» за опыт работы на рынке закупаемых товаров, тогда как указанные компании не были оценены вообще по данному критерию. При этом согласно Протоколу 5 от 28.01.08 го об итогах по закупкам вещевого имущества МВД РК ИП «Фирсова» была отклонена, как не отвечающая квалификационным требованиям – опыт работы менее 1 года (зарегистрировано 28.02.07г).
Кроме того, что закреплено п.78 Правил, организаторы конкурсов требуют еще справки-подтверждения о статуе отечественного производителя. Ранее справки о том, что предприятие является отечественным производителем, выдавали акиматы. С этого года (не известно, на основании какого документа) организаторы конкурсов потоком направили участников тендеров в Торгово-Промышленные палаты, где эта услуга платная – 25000 тенге за одну справку. А силовики требуют к каждому тендеру новую справку. Если посчитать, сколько тендеров проводится и сколько участников, то сумма получится огромная. Видимо решили поправить финансовое положение Торгово-промышленной палаты, опять – таки, за счет производителя. А это в свою очередь ложится на себестоимость изделий.
Заявки отклоняются:
- например, «отсутствует бухгалтерский баланс за 1 квартал, отсутствует таблица цен». Хотя согласно Правилам бухгалтерский баланс предоставляется за последний финансовый год, и на первом этапе проведения конкурса таблица цен не предоставляется. Таблица цен предоставляется на втором этапе после подписания Протокола о допуске в сроки, указанные в протоколе. Конкурс проводила ГУ «Служба управления территориальной обороны» г. Актобе 20.05.08 г. Получается, что сам организатор конкурса не компетентен в правилах проведения конкурса. Однако к конкурсу были допущены предприятия, оценку которым невозможно было дать ни по одному критерию;
- по причине « … не приложены нотариально заверенные копии документов на всех сотрудников, подтверждающих образование и квалификацию». Хотя на все ключевые должности и основных рабочих приложены нотариально заверенные документы, подтверждающие образование и квалификацию. На вспомогательных рабочих, не имеющих специального образования, но прошедших обучение на рабочих местах и имеющих большой стаж работы приложен «Протокол о проведении квалификационных экзаменов на присвоение и повышение разрядов». В швейной промышленности возможно обучение швей на рабочих местах (конкурсы, проводимые ГУМТО ВС РК, 19.03.08г и 02.05.08г);
- по причине, например, «длина напульсника не менее 7 см, а у предприятия 6 см, а этот напульсник трикотажный, высокорастяжимый (непонятно как его и чем замеряли);
- не соответствует квалификационным требованиям (отсутствуют приложения к бухгалтерскому балансу), протокол № 2 о допуске к участию в открытом конкурсе по государственным закупкам вещевого имущества для МВД Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года.
Не реальные сроки исполнения заказа, неравномерная загрузка производственных мощностей в течение года. Например, для качественного исполнения нужного объема заказа, который можно выполнить только в течение 6 месяцев, то в конкурсной документации - 1-3 месяца и т.д., не увязано с технологическим циклом изготовления изделий.
Низкая цена продукции, не соизмеримая с достаточным уровнем качества. При разработке конкурсных документов по закупке вещевого имущества зачастую указываются нормативные документы, срок действия которых давно истек, либо указанный документ не имеет никакого отношения к указанному виду продукции, а технические спецификации конкурсных документов излагаются таким образом, что вызывают разные толкования и исполнения. Например, по ГОСТу – шинель матросская, в конкурсной документации – пальто матросское, пальто с поперечными карманами, вместо карманов «в листочку» (этот перечень можно продолжить).
Ежегодно меняются модельные особенности, что требует от производителя поиска новых тканей, разработки всех существующих лекал, отработки новой технологии, обучения персонала, что увеличивает издержки производства.
Зачастую в лот однородных видов продукции объединяют разные товары, что не может обеспечить качественную поставку товаров, вынуждает производителя закупать и поставлять продукцию, которую он не производит. Другие формируют лот по месту их поставки, в который включается весь необходимый перечень товаров (шапки, обувь, белье, верхняя одежда, трикотажные и носочные изделия и.т.д.). Кроме этого, лот неделим.
Отсутствует утвержденный порядок сертификации форменного обмундирования. Сертификаты выдаются на единичные образцы, которые предоставляются в тендерной документации, а не на всю партию, поставляемую силовым структурам. Это приводит к тому, что на конкурс представляются одни образцы, а поставляются совершенно другие. Разработка бы специальных правил упорядочила процедуру сертификации форменного обмундирования и исключила возможность замены сырья и материалов в процессе изготовления и обеспечит поставки в соответствии требованиям, установленным межгосударственными и государственными стандартами и др., обеспечивающими безопасность жизни и здоровья.
Не проводится мониторинг проводимых тендеров по срокам службы закупленных товаров, по стоимости, срокам исполнения и объемам финансирования.
Ассоциации, Союзы не допускаются для участия (даже в качестве наблюдателей) в работе конкурсных и экспертных комиссий. Если конкурсы прозрачные, что чего же боятся устроители конкурсов.
Отсутствуют опломбированные эталоны-образцы изделий, обуви в силовых ведомствах.
Предусмотренный размер обеспечения конкурсной заявки, сумму которую должны внести потенциальные поставщики, изъявившие желание участвовать в конкурсе, замораживается на довольно продолжительное время, что вымывает и так скудные оборотные средства товаропроизводителей.
В договорах с поставщиком предусмотрены обязанности только поставщика (сроки, штраф, пеня), отсутствуют обязанности заказчика, в части не своевременной оплаты (штраф, пеня), предоплаты и др.
Особенно показателен последний повторный проведенный 16 октября конкурс по государственным закупкам (второй этап), организованный АО «Пассажирские перевозки». Победителем оказался ТОО «Семипалатинский мыловаренный завод», который будет поставлять текстильные одеяла и постельные комплекты, не имея ни производственных мощностей, ни обученного персонала, для изготовления качественной продукции. А отечественный производитель АО «Каргалы», который является старейшим переработчиком шерсти и единственным в нашей стране производителем текстильных одеял и пледов и ТОО «Ак-Бура-НС» - производитель пастельного белья - остались «за бортом».
Также на протяжении 2008 года Министерство Обороны РК 3 раза проводила тендера по обуви и все признавались не состоявшимися. На 4-м все отечественные производители обуви были отклонены. Заключен договор на закуп из одного источника с турецкой компанией "Якуп оглу А.Ш." из Актюр-Анкара на 20 000 пар ботинок с высокими берцами литьевого метода крепления. Вместо того, чтобы отработать необходимые меры по изготовлению необходимой продукции на отечественных предприятиях.
Не выдерживает ни какой критики, последний тендер, проводимый Министерством Обороны РК.
Заседание конкурсной комиссии по первому этапу состоялось 19 декабря 2008 года в 12.00. По итогам процедуры вскрытия конвертов составлен протокол вскрытия конвертов от 19.12.2008 г., который должен был быть предоставлен потенциальным поставщикам через 2 дня после вскрытия конвертов, путем предоставления копии или путем размещения на официальном веб-сайте Заказчика. (Это размещение произошло только 19.01.2009 г. после 10 часов местного времени).
В течение 10 рабочих дней производится сопоставление конкурсных заявок и определение поставщиков допускаемых к предоставлению ценовых заявок. Этот срок наступал 06.01.2009 г. Однако организаторами конкурса этот срок был продлен еще на 10 рабочих дней, о чем потенциальных поставщиков письменно не уведомили. По истечении 10 рабочих дней и итогам работы комиссии должен был быть составлен протокол допуска к предоставлению конкурсных ценовых предложений. О чем все потенциальные поставщики, представившие заявки на участие, должны были быть уведомлены в течение одного дня с момента подписания протокола допуска. Такой протокол был подписан 14.01.2009 года, но размещен на официальном веб-сайте только 19.01.2009 г. после 10 часов местного времени. Из которого узнали, что процедура вскрытия ценовых предложений (второй этап) произошла 17.01.2009 г.
Таким образом, потенциальные поставщики, не имели возможности вовремя узнать об итогах процедуры вскрытия конвертов, не могли ознакомиться с протоколом допуска к ценовому конкурсу. Считаем, что процедура проведения конкурса была нарушена.
Изучив протокол допуска, и выявленные нарушения по тендерной документации по отечественным производителям приходим к выводу, что основная часть нарушений обнаруженных в тендерной Конкурсной документации являются фальсификацией и не соответствуют действительности.
По итогам проведения процедуры допуска были отклонены заявки предприятий-производителей, которые занимаются производством вещевого имущества и по представленным документам получили наибольшие проценты для условного снижения цены по причинам: не приложены нотариально заверенные копии документов на всех сотрудников, подтверждающих образование и квалификацию, не указаны даты отгрузок (указан год отгрузки, но не указана конкретная дата, что не является существенным нарушением), не представлены все образцы (хотя все образцы были представлены согласно указанным в техническом описании), не указан номер телефона Заказчика, например, белые кашне - недостаточно белые и т.д.
В настоящее время предприятия, действительно занимающиеся производством закупаемого обмундирования, имеющие производственные помещения и оборудование, укомплектованный штат сотрудников, закупили сырье и материалы, теперь вынуждены простаивать.
А предприятия даже зарегистрированные как посреднические и оптовые фирмы выигрывают миллионные поставки. Непонятно как они получают статус отечественного производителя?
Так, ТОО «АРГУСстройснаб» участвует в открытых конкурсах с предложениями поставить почти все вещевое имущество, от галстуков, свитеров, кашне, пальто, перчаток и заканчивая бронежилетами. В прошлом году выиграли конкурс на поставку свитеров для МСЧ РК, не имея ни производственных мощностей, ни обученного персонала. Предприятие зарегистрировано, как оптовое предприятие в многоэтажном доме, в магазине.
Например, компании, ИП «Яковенко М.Е.», г.Астана, мкр.Алатау, д.5, кв.7, ТОО «Гризли К», г.Астана, Ю-В, левая сторона, 609, РГП «Казахстанский монетный двор нац.банка РК», г.Усть-Каменогорск, пр.Абая, 102/1, ТОО «Спецнар», г.Астана, м-н Юго-Восток», ул.Ертис, 61, ТОО «Анкара-Текс», г.Астана, мкр.Молодежный, д.18, кв., ТОО «Энерго-Лимитед Петропавловск», г.Петропавловск, ул.Смирнова, 60, ТОО «Крокус-Астана», г.Астана, ул.Московская, 21/1, ТОО «Demeu Clothes», г.Алматы, ул.Сокпакбаева, 7 у которых ничего нет – соответствуют квалификационным требованиям.
И таких предприятий в списке немало.
В настоящее время организации, созданные республиканскими общественными объединениями инвалидов превратились в коммерческие структуры. Весь перечень товаров, предусмотренный постановлением, не может быть выполнен республиканскими общественными объединениями инвалидов в силу отсутствия необходимого технологического оборудования и низкой квалификации рабочих для такого сложного ассортимента. Установленное швейное оборудование морально и физически устаревшее. Полностью отсутствуют текстильные и красильно-отделочные производства для изготовления, например, шерстяных одеял. Объемы закупаемых товаров при малочисленности этих организаций не могут быть ими выполнены самостоятельно. Большая часть товаров закупается за пределами Казахстана. Бюджетные деньги используются на инвестирование рабочих мест соседних Государств. В тоже самое время предприятия легкой промышленности Казахстана загружены на 30%, продолжается спад производства и сокращение численности работающих.
В целях предотвращения закупа некачественной продукции на средства госбюджета, а также для стабильной и ритмичной работы предприятий, оптимального формирования производственных планов, с учетом равномерной загрузки производственных мощностей особенно в кризисный период и снижения коррупции предлагаем:
1. Ввести внутренний резерв увеличения объемов производства. Это, в первую очередь законодательно закрепить выполнение государственных заказов на действующих отечественных предприятиях сроком на 3 года.
2. Закрепление за отечественными товаропроизводителями выполнение государственных заказов для силовых структур, Национальных компаний и др. и распределение их Министерством индустрии и торговли РК по рекомендациям «Союза Атамекен», отраслевых ассоциаций, союзов, что приведет к увеличению объемов производства и рабочих мест, поступление налогов, снижение коррупции (заморозить действие Закона на кризисный период – на 3 года)
3. Ввести всех отечественных поставщиков товаров в единый реестр, исключив тем самым постоянное оформление и заверение огромного пакета документов на каждый тендер, что создает кормушку для нотариальных контор, которые растут как грибы, Торгово-Промышленной палаты, сократит значительные затраты производителей.
4. Ввести представителей отраслевых Ассоциаций, Союзов в составы конкурсных и экспертных комиссий.
5. Размещение информации на Сайте должен осуществлять уполномоченный орган, а не организатор конкурсов во избежание подтасовок, как это имеет место в настоящее время.
6. Проведение на 1-ом этапе - аудита предприятий на предмет наличия производственных мощностей: оборудования, рабочих, цехов и т.д., по всей технологической цепочке, необходимой для качественного выпуска продукции, а не документации.
7. Создать рабочую группу и провести анализ существующих производственных мощностей Организаций республиканского общественного объединения «Казахское общество слепых» и Организации Республиканского общественного объединения «Казахское общество глухих» и уровня технологической оснащенности, наличия фактически работающих инвалидов и возможных объемов производства.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
Копии писем
26.05.08 13-01/153
Комитет финансового контроля и
Государственных закупок
Министерства финансов Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан сообщает Вам о проведении конкурса по закупке форменного обмундирования для должностных лиц таможенных органов РК с грубыми нарушениями закона «О Государственных закупках» и неправомерное отклонение всех конкурсных заявок и объявление конкурса несостоявшимся.
В ходе разбирательства выяснилось, что вскрытие конвертов с заявками на участие в тендере состоялось 22 апреля, итоговый протокол задним числом от 12 мая 2008г, разместили на сайте 19 мая 2008г.
Согласно п.80 Правил о государственных закупках, итоги должны быть подведены «в течение 10 рабочих дней со дня вскрытии конвертов с конкурсными заявками и лишь в случае проведения сложных гос.закупов, имеющие сложные технические характеристики, спецификации, рассмотрение может быть продлено до 20 дней».
Сроки этого были продлены на 20 дней, о чем не уведомили поставщиков. Не понятно кто и по каким критериям определил, что данный конкурс сложный. Считаем это необоснованным, так как ежегодно по одним и тем же техническим характеристикам и спецификациям закупается форменное обмундирование. С поставщиков потребовали представить образцы, однако в итоговом протоколе по образцам ни каких замечаний не было отражено. В связи с чем, осталось неизвестным для поставщиков - проверялись образцы или нет.
Согласно п.105 Правил о госзакупках и п.34 Конкурсной документации, заказчик обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подписания протокола направить его копии всем потенциальным поставщикам, что также не было сделано. При такой манипуляции сроками подведения итогов трудно воспользоваться правом для обжалования результатов тендера.
Конкурс признан несостоявшимся, так как комиссия отклонила практически у всех поставщиков даже заявки по причине того, что конкурсная документация пронумерована не постранично. Разве это нарушение затрагивает существо представленной заявки и соответствие его квалификационным требованиям?
В то же время в конкурсной документации п.5, п.6, п. 8 предусмотрены листы, а не страницы.
Не соответствие Правил и конкурсной документации привели к тому, что в этом вина поставщика. Прежде чем отклонять по такой причине заявки, необходимо самим организаторам конкурса привести в соответствие требования.
Непонятно какую цель преследовали организаторы конкурса, отменив его. Мы полагаем, что, отодвигая сроки тендера, учитывая сроки и объемы поставок, для поставщиков-производителей товаров с учетом технологического цикла изготовления становятся нереальными (срок поставки сентябрь). Некоторые конкурсы отменяются по несколько раз. И в этом случае очень удобно закупать из одного источника, заранее известного.
Ясно одно, что пострадавшими в этом случае оказались опять таки Поставщики - отечественные производители.
Расходы на один конкурс, которые понесли поставщики (в целом) по участию в этом одном тендере:
1) не возвратные расходы – 4.8 млн. тенге банковская гарантия; заверения всех учредительных документов и дипломов, которые действительны только в течение 1 месяца, транспортные, командировочные расходы, сертификаты и т.д.- более 2.7 млн.тенге (в среднем 100 000 тенге на компанию);
2) 48 млн.тенге в течение 1 месяца изъяты из оборота у предприятия без процентов.
А кто понесет ответственность за грубые нарушения Закона о госзакупках?
Коррупция при проведении Государственных закупок, открывает даже этот сугубо внутренний рынок для ввоза сомнительной продукции. Без взятки получить заказ – дело сложное, практически не возможное. Откат –стал нормой при проведении тендеров. Отсутствует прозрачность проводимых конкурсов. Не реальные сроки исполнения заказа, неравномерная загрузка производственных мощностей в течение года. Низкая цена продукции, не соизмеримая с достаточным уровнем качества. Все услуги резко подорожали (Эл.энергия, тепло, материалы и др.), а цена из года в год должна снижаться. Отсутствуют опломбированные эталоны-образцы изделий, обуви в силовых ведомствах. Ассоциации, Союзы не допускаются для участия (даже в качестве наблюдателей) в работе конкурсных и экспертных комиссий. Если конкурсы прозрачные, что чего же боятся устроители конкурсов. В целях предотвращения закупа некачественной продукции на средства госбюджета, а также для стабильной и ритмичной работы предприятий, оптимального формирования производственных планов, с учетом равномерной загрузки производственных мощностей и снижения коррупции предлагаем планировать план государственных закупок на 3 года, с разбивкой по годам.
Приложение: на 6 листах.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
22.10.08 13-01/313
Комитет финансового контроля и
Государственных закупок
Министерства финансов Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности РК обращается к Вам для решения некоторых проблемных вопросов, сложившихся при проведении Гос.закупок.
Президентом страны г-ом Назарбаевым поставлена задача, чтобы товары для государственных нужд закупались у отечественных производителей, а не перекупщиков товаров. Это позволит производить продукцию в нашей стране, обеспечивать рабочие места и поступления налогов в бюджет Государства. Анализ итогов конкурсов по государственным закупкам показывает, что даже бюджетные деньги «уплывают» из страны, где создается добавленная стоимость товаров, рабочие места и соответственно налоги.
Негативные явления, происходящие во время тендеров:
-не работает закон для отечественных производителей, т.е. условное уменьшение цены;
- очень часто тендер выигрывают не товаропроизводители, а компании, которые даже не имеют штата сотрудников и офиса, не говоря уже о цехах, а товар закупают в третьих станах, некачественный (вредный здоровью человека), по низкой цене. Эти же фирмы, выигравшие тендеры из-за отсутствия производственных мощностей размещают заказ на наших отечественных предприятиях по мизерной цене, на что вынуждены соглашаться, чтобы содержать рабочие места, не думая уже о прибыли.
Не знаем, до каких пор будут продолжаться такие безобразия.
Ассоциация проанализировала последний повторный проведенный 16 октября конкурс по государственным закупкам мягкого съемного инвентаря и бензина (второй этап), организованный АО «Пассажирские перевозки». Считаем, что итоги должны быть отменены, так как отечественные производители остались «за бортом» - это АО «Каргалы», который является старейшим переработчиком шерсти и единственным в нашей стране производителем текстильных одеял и пледов и ТОО «Ак-Бура-НС», а не производители победили.
Итоги проведенного конкурса дают основание предполагать, что имело место недобросовестная конкуренция со стороны двух участников - ТОО «Семипалатинский мыловаренный завод» и ИП Калистратов В.В. Оба предприятия из одного города Семей и, как мы полагаем, действовали по сговору, не имеющие производственных мощностей. ИП Калистратов в ценовом предложении выставил сумму по одеялам шерстяным, превышающую бюджетную в несколько раз (30000 тенге за ед.), чем завысили уровень демпинговой цены.
В результате демпинговая цена при расчете получилась на уровне бюджетной (по лоту №22- 32027022,022тг, по лоту №23 -10070660,66тг), что позволило конкурс по максимальной бюджетной цене (лот №22- 32640000тг, лот №23 -10200000тг). А отечественный производитель АО «Каргалы», предлагавшее свою продукцию по реальной цене (лот №22 – 25600000тг, лот №23 – 10200000 тг), выбыли из конкурса. Согласно п. 111–2 (Правила осуществления Государственных закупок), Конкурсная комиссия обязана отклонить предложения участников конкурса, превышающие сумму, выделенную для осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг. Комиссия исключила из участия в конкурсе ИП Калистратов В.В, следовательно, они не могли считаться участниками конкурса, и на втором этапе при расчете демпинговой цены их заведомо завышенная цена не должна была приниматься во внимание ( п.116 .там же). При исключении ценового предложения ИП Калистратов В.В. демпиноговая цена составляет по лоту №22 -19317900тг; по лоту № 23 – 6079500 тг, таким образом, мы – АО «Каргалы» становимся победителем конкурса по закупу шерстяных одеял.
Аналогичная ситуация с отечественным производителем ТОО «Ак-Бура-НС», где также ТОО «Семипалатинский комбинат мыломоющих средств» выиграл и изготовление мягкого ивентаря.
Также на протяжении этого года МО РК 3 раза проводила тендера по обуви и все признавала не состоявшимися. На 4-м всех обувщиков вновь забраковали оставив одну компанию фирма "Якуп оглу А.Ш." из Актюр-Анкара,Турция, ЭсенВога Хавааланы Елу, 20 км. 06750 +90(312)318-12-13, признали что у них все соответствует. Заключили договор как закуп из одного источника на 20 000 пар ботинок с высокими берцами питьевого метода крепления
Просим Вас разобраться в данной ситуации и принять решение об отмене итогов Комиссии конкурса.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
05.02.2008 № 13-01/25
Председателю Комитета финансового контроля Государственных закупок МФ РК
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан неоднократно обращалась с предложениями, направленными на улучшение процедуры и снижения коррупции при проведении государственных закупок. Бизнес-ассоциации, союзы не допускаются на проводимые конкурсы и в составы экспертных комиссий. В связи, с чем все негативные и коррупционные моменты приходится отслеживать из различных печатных источников.
Так, например, статьей 6. Ограничения, связанные с участием в государственных закупках предусмотрен п. 4. если: потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок. Решением специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы №2-1578/07 от 16.04.2007 ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама», РНН 600900138772 включено в реестр недобросовестных участников государственных закупок, с 11.04.2006 года.
Однако это не помешало ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама» участвовать в 2006, 2007, 2008 годах в открытых конкурсах по государственным закупкам, по ценовым предложениям и закупкам из единого источника практически во всех силовых ведомствах:
Министерство Обороны РК и Вооруженные силы РК;
Министерство Внутренних дел РК;
Комитет внутренних войск МВД РК;
Республиканская Гвардия РК;
Комитет национальной безопасности РК;
Пограничная служба КНБ РК;
Служба охраны Президента РК;
Агентство Республики Казахстан по борьбе с коррупционными и экономическими преступлениями;
Академия финансовой полиции;
Академия КНБ РК;
Военный институт КНБ РК;
ВВУ ВВ МВД РК г.Петропавловск;
Кокшетауский технический институт (МЧС РК);
Комитет таможенного контроля МФ РУ;
в/ч 28237 с.Узынагаш Алм.обл.;
в/ч 5449 г.Алматы
Кроме того, с ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама» в паре участвует на всех конкурсах, по ценовым предложениям и закупкам из единого источника специально зарегистрированная фирма «Универсал-Сервис» г.Астана для создания конкурсной среды, хотя на данной фирме производство отсутствует.
Согласно статьи 6. п.3 ограничения, связанные с участием в государствен-ных закупках если: руководители потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, имели отношения, связанные с управле-нием, учреждением, юридических лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок, и признаны решением суда допустившими нарушение, явившееся основанием для включения таких юридических лиц в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Прошу провести расследование.
Приложение: копия из веб-сайта www.goszakup.kz
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
Источник цитаты (орган): Сайт НЭП «Атамекен» (http://www.souz-atameken.kz)
Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности РК выражает Вам свое уважение и обращается к Вам за поддержкой в решении проблемных вопросов при Государственных закупках.
Легкая промышленность, которая участвует в экономической и оборонной безопасности страны, находится в положении системного кризиса. В создавшейся ситуации на внутреннем рынке Госзакупки - являются одним из источников жизни для реального сектора экономики.
Президентом страны г-ом Назарбаевым поставлена задача, чтобы товары для государственных нужд закупались у отечественных производителей, а не перекупщиков товаров. Это позволит производить продукцию в нашей стране, обеспечивать рабочие места и поступления налогов в бюджет Государства.
Анализ итогов конкурсов по государственным закупкам показывает, что даже бюджетные деньги «уплывают» из страны, где создается добавленная стоимость товаров, рабочие места и соответственно платятся налоги.
Считаем, что основной и главной на сегодня антикризисной мерой - закрепить за производителями изготовление товаров, что позволит сохранить рабочие места и предприятия, дальнейшее снижение объемов производства.
Прошу Вас провести расследование по компаниям – победителям, которые не имеют производственных мощностей, а выигрывают тендеры и получают статус отечественных производителей.
Приложение: Ситуация при Государственных закупках – 8 стр.
Копии писем - 6 стр.
Председатель Правления Л.Худова
1. Ситуация при Государственных закупках.
Затянувшийся кризис, которым можно охарактеризовать ситуацию в легкой промышленности – это ежегодное падение объемов производства в текстильной и швейной промышленности республики. Только за 2000-2007 годы доля отрасли в структуре промышленности республики снизилась с 2,3 % до 0,4%.
Численность промышленно-производственного персонала за этот период сократилась с 27,6 до 17,0 тыс. чел.
Число предприятий снизилось с 728 до 640 предприятий. Активно работает только 14% предприятий.
Из-за сложившихся неравных условий (таможенных, налоговых) для ведения конкурентной борьбы на внутреннем рынке страны отечественные производители вынуждены идти на узкую специализацию. 70 - 80% предприятий легкой промышленности работает на рынке одежды, обуви, в основном ориентируя свой ассортимент для нужд силовых структур и специальной одежды и обуви.
В создавшейся ситуации на внутреннем рынке Госзакупки - являются одним из источников жизни для реального сектора экономики. Однако коррупция при проведении Государственных закупок, открывает даже этот сугубо внутренний рынок для ввоза сомнительной продукции. Отсутствует прозрачность проводимых конкурсов.
Проведение конкурсов по закупке форменного обмундирования, обуви осуществляются с грубыми нарушениями закона «О Государственных закупках» и неправомерное отклонение всех конкурсных заявок отечественных производителей и объявление конкурса несостоявшимися.
Экспертные комиссии - это все свои люди, которые заранее определяют победителя до тендера.
Обращения фин.контроль не дают результатов. Полученные ответы носят характер отписки или, например, на письмо от 22.10.08 №13-01/313 вообще не получили ответа.
И как бы не изменяли Закон О гос.закупках, ситуация меняется только к худшему. Заявки производителей отклоняются под любым мотивом, например, из-за нестыковки Правил и конкурсной документации, где в одном предусмотрены листы, а в другом - страницы. По своему усмотрению, без четких критериев, относят конкурсы к сложным, продлевая до 20 дней, не уведомляя об этом поставщиков. При такой манипуляции сроками подведения итогов трудно воспользоваться правом для обжалования результатов тендера.
Зачастую тендеры выигрывают компании, которые даже не имеют штата сотрудников и офиса, не говоря уже о цехах, а товар закупают в третьих станах, некачественный (вредный здоровью человека), по низкой цене.
Проведение по 3 - 4 раза одного и того же тендера выматывает производителя, на длительное время замораживаются финансовые средства на обеспечение заявки, приводит к дополнительным затратам.
Организаторами конкурсов не стыкуются требования, определенные в Законе и в Правилах осуществления госзакупок. В частности пп. 3 п. 2 ст. 8 Закона гласит, что потенциальный поставщик должен «не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации». В перечне документов, изложенных в Правилах, предъявляемых к конкурсу о данном документе вообще ничего не сказано. Возникает вопрос, какой документ необходимо прикладывать к конкурсной заявке о том, что предприятие не банкрот и не ликвидируется и кем этот документ должен выдаваться. Хотя согласно балансу предприятия, справкам, выданным Налоговым Комитетом и банком видно, что предприятие действующее. Например, участвуя в конкурсе, который проводил Департамент здравоохранения ЮКО 6 мая 2008 года в г. Шымкенте, заявки отечественного производителя были отклонены по мотиву: отсутствует информация о не подлежании поставщика банкротству или ликвидации.
Не выдерживаются сроки, установленные Правилами по информированию потенциальных поставщиков о результатах вскрытия и допуска к участию в конкурсе. Хотя п. 80 Правил гласит «секретарь конкурсной комиссии в течение одного рабочего дня со дня подписания протокола о допуске к участию в конкурсе обеспечивает направление копии указанного протокола всем потенциальным поставщикам, представившим заявки на участие в конкурсе в установленный конкурсной документацией срок».
Проблема по получению конкурсной документации. В п.41, параграфа 5 Правил указывается, что копию конкурсной документации можно получить на бумажном носителе либо посредством размещения на веб-сайте. На практике, иногородние потенциальные поставщики, не имеют возможности получить конкурсную документацию по электронной почте. Согласно требованиям организатора конкурса обязаны только нарочно получить пакет конкурсной документации.
Пример: КНБ РК, Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью проводили конкурсы в г. Астане (даты проведения 15.01.08 г, 11.04.08 г, 21.04.08 г, 21.06.08 г). На просьбы выслать конкурсную документацию по электронной почте предприятиям отказали, и получается только для того, чтобы получить конкурсную документацию необходимо командировать работника из дальних регионов страны в г. Астану и в другие города.
При оценке критериев принадлежности предприятия к отечественным товаропроизводителям, п.78 Правил под «отечественными товаропроизводителями, понимаются юридические и физические лица, являющиеся резидентами РК и производящие товар готовый к употреблению, состоящий более чем на 50 % из деталей (материалов) производимых на территории РК». На сегодняшний день в Республике в целом отсутствует промышленная база по выпуску тканей камвольно-суконных, прикладных и вспомогательных материалов, фурнитуры, необходимых для изготовления форменного обмундирования. Таким образом, швейные предприятия с большим стажем работы не являются отечественными товаропроизводителями.
Пример: конкурс, проводимый ДВД Павлодарской области 29.02.08г, при учете критериев предприятия, имеющие и опыт работы и огромные производственные мощности (например, ТОО «Фирма Восход», ПРК «Большевичка») не оценили как отечественного товаропроизводителя, в результате чего, не досчитано условно 15 %.
Однако организатором данного конкурса был засчитан дополнительно 1 % ИП «Фирсова» за опыт работы на рынке закупаемых товаров, тогда как указанные компании не были оценены вообще по данному критерию. При этом согласно Протоколу 5 от 28.01.08 го об итогах по закупкам вещевого имущества МВД РК ИП «Фирсова» была отклонена, как не отвечающая квалификационным требованиям – опыт работы менее 1 года (зарегистрировано 28.02.07г).
Кроме того, что закреплено п.78 Правил, организаторы конкурсов требуют еще справки-подтверждения о статуе отечественного производителя. Ранее справки о том, что предприятие является отечественным производителем, выдавали акиматы. С этого года (не известно, на основании какого документа) организаторы конкурсов потоком направили участников тендеров в Торгово-Промышленные палаты, где эта услуга платная – 25000 тенге за одну справку. А силовики требуют к каждому тендеру новую справку. Если посчитать, сколько тендеров проводится и сколько участников, то сумма получится огромная. Видимо решили поправить финансовое положение Торгово-промышленной палаты, опять – таки, за счет производителя. А это в свою очередь ложится на себестоимость изделий.
Заявки отклоняются:
- например, «отсутствует бухгалтерский баланс за 1 квартал, отсутствует таблица цен». Хотя согласно Правилам бухгалтерский баланс предоставляется за последний финансовый год, и на первом этапе проведения конкурса таблица цен не предоставляется. Таблица цен предоставляется на втором этапе после подписания Протокола о допуске в сроки, указанные в протоколе. Конкурс проводила ГУ «Служба управления территориальной обороны» г. Актобе 20.05.08 г. Получается, что сам организатор конкурса не компетентен в правилах проведения конкурса. Однако к конкурсу были допущены предприятия, оценку которым невозможно было дать ни по одному критерию;
- по причине « … не приложены нотариально заверенные копии документов на всех сотрудников, подтверждающих образование и квалификацию». Хотя на все ключевые должности и основных рабочих приложены нотариально заверенные документы, подтверждающие образование и квалификацию. На вспомогательных рабочих, не имеющих специального образования, но прошедших обучение на рабочих местах и имеющих большой стаж работы приложен «Протокол о проведении квалификационных экзаменов на присвоение и повышение разрядов». В швейной промышленности возможно обучение швей на рабочих местах (конкурсы, проводимые ГУМТО ВС РК, 19.03.08г и 02.05.08г);
- по причине, например, «длина напульсника не менее 7 см, а у предприятия 6 см, а этот напульсник трикотажный, высокорастяжимый (непонятно как его и чем замеряли);
- не соответствует квалификационным требованиям (отсутствуют приложения к бухгалтерскому балансу), протокол № 2 о допуске к участию в открытом конкурсе по государственным закупкам вещевого имущества для МВД Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года.
Не реальные сроки исполнения заказа, неравномерная загрузка производственных мощностей в течение года. Например, для качественного исполнения нужного объема заказа, который можно выполнить только в течение 6 месяцев, то в конкурсной документации - 1-3 месяца и т.д., не увязано с технологическим циклом изготовления изделий.
Низкая цена продукции, не соизмеримая с достаточным уровнем качества. При разработке конкурсных документов по закупке вещевого имущества зачастую указываются нормативные документы, срок действия которых давно истек, либо указанный документ не имеет никакого отношения к указанному виду продукции, а технические спецификации конкурсных документов излагаются таким образом, что вызывают разные толкования и исполнения. Например, по ГОСТу – шинель матросская, в конкурсной документации – пальто матросское, пальто с поперечными карманами, вместо карманов «в листочку» (этот перечень можно продолжить).
Ежегодно меняются модельные особенности, что требует от производителя поиска новых тканей, разработки всех существующих лекал, отработки новой технологии, обучения персонала, что увеличивает издержки производства.
Зачастую в лот однородных видов продукции объединяют разные товары, что не может обеспечить качественную поставку товаров, вынуждает производителя закупать и поставлять продукцию, которую он не производит. Другие формируют лот по месту их поставки, в который включается весь необходимый перечень товаров (шапки, обувь, белье, верхняя одежда, трикотажные и носочные изделия и.т.д.). Кроме этого, лот неделим.
Отсутствует утвержденный порядок сертификации форменного обмундирования. Сертификаты выдаются на единичные образцы, которые предоставляются в тендерной документации, а не на всю партию, поставляемую силовым структурам. Это приводит к тому, что на конкурс представляются одни образцы, а поставляются совершенно другие. Разработка бы специальных правил упорядочила процедуру сертификации форменного обмундирования и исключила возможность замены сырья и материалов в процессе изготовления и обеспечит поставки в соответствии требованиям, установленным межгосударственными и государственными стандартами и др., обеспечивающими безопасность жизни и здоровья.
Не проводится мониторинг проводимых тендеров по срокам службы закупленных товаров, по стоимости, срокам исполнения и объемам финансирования.
Ассоциации, Союзы не допускаются для участия (даже в качестве наблюдателей) в работе конкурсных и экспертных комиссий. Если конкурсы прозрачные, что чего же боятся устроители конкурсов.
Отсутствуют опломбированные эталоны-образцы изделий, обуви в силовых ведомствах.
Предусмотренный размер обеспечения конкурсной заявки, сумму которую должны внести потенциальные поставщики, изъявившие желание участвовать в конкурсе, замораживается на довольно продолжительное время, что вымывает и так скудные оборотные средства товаропроизводителей.
В договорах с поставщиком предусмотрены обязанности только поставщика (сроки, штраф, пеня), отсутствуют обязанности заказчика, в части не своевременной оплаты (штраф, пеня), предоплаты и др.
Особенно показателен последний повторный проведенный 16 октября конкурс по государственным закупкам (второй этап), организованный АО «Пассажирские перевозки». Победителем оказался ТОО «Семипалатинский мыловаренный завод», который будет поставлять текстильные одеяла и постельные комплекты, не имея ни производственных мощностей, ни обученного персонала, для изготовления качественной продукции. А отечественный производитель АО «Каргалы», который является старейшим переработчиком шерсти и единственным в нашей стране производителем текстильных одеял и пледов и ТОО «Ак-Бура-НС» - производитель пастельного белья - остались «за бортом».
Также на протяжении 2008 года Министерство Обороны РК 3 раза проводила тендера по обуви и все признавались не состоявшимися. На 4-м все отечественные производители обуви были отклонены. Заключен договор на закуп из одного источника с турецкой компанией "Якуп оглу А.Ш." из Актюр-Анкара на 20 000 пар ботинок с высокими берцами литьевого метода крепления. Вместо того, чтобы отработать необходимые меры по изготовлению необходимой продукции на отечественных предприятиях.
Не выдерживает ни какой критики, последний тендер, проводимый Министерством Обороны РК.
Заседание конкурсной комиссии по первому этапу состоялось 19 декабря 2008 года в 12.00. По итогам процедуры вскрытия конвертов составлен протокол вскрытия конвертов от 19.12.2008 г., который должен был быть предоставлен потенциальным поставщикам через 2 дня после вскрытия конвертов, путем предоставления копии или путем размещения на официальном веб-сайте Заказчика. (Это размещение произошло только 19.01.2009 г. после 10 часов местного времени).
В течение 10 рабочих дней производится сопоставление конкурсных заявок и определение поставщиков допускаемых к предоставлению ценовых заявок. Этот срок наступал 06.01.2009 г. Однако организаторами конкурса этот срок был продлен еще на 10 рабочих дней, о чем потенциальных поставщиков письменно не уведомили. По истечении 10 рабочих дней и итогам работы комиссии должен был быть составлен протокол допуска к предоставлению конкурсных ценовых предложений. О чем все потенциальные поставщики, представившие заявки на участие, должны были быть уведомлены в течение одного дня с момента подписания протокола допуска. Такой протокол был подписан 14.01.2009 года, но размещен на официальном веб-сайте только 19.01.2009 г. после 10 часов местного времени. Из которого узнали, что процедура вскрытия ценовых предложений (второй этап) произошла 17.01.2009 г.
Таким образом, потенциальные поставщики, не имели возможности вовремя узнать об итогах процедуры вскрытия конвертов, не могли ознакомиться с протоколом допуска к ценовому конкурсу. Считаем, что процедура проведения конкурса была нарушена.
Изучив протокол допуска, и выявленные нарушения по тендерной документации по отечественным производителям приходим к выводу, что основная часть нарушений обнаруженных в тендерной Конкурсной документации являются фальсификацией и не соответствуют действительности.
По итогам проведения процедуры допуска были отклонены заявки предприятий-производителей, которые занимаются производством вещевого имущества и по представленным документам получили наибольшие проценты для условного снижения цены по причинам: не приложены нотариально заверенные копии документов на всех сотрудников, подтверждающих образование и квалификацию, не указаны даты отгрузок (указан год отгрузки, но не указана конкретная дата, что не является существенным нарушением), не представлены все образцы (хотя все образцы были представлены согласно указанным в техническом описании), не указан номер телефона Заказчика, например, белые кашне - недостаточно белые и т.д.
В настоящее время предприятия, действительно занимающиеся производством закупаемого обмундирования, имеющие производственные помещения и оборудование, укомплектованный штат сотрудников, закупили сырье и материалы, теперь вынуждены простаивать.
А предприятия даже зарегистрированные как посреднические и оптовые фирмы выигрывают миллионные поставки. Непонятно как они получают статус отечественного производителя?
Так, ТОО «АРГУСстройснаб» участвует в открытых конкурсах с предложениями поставить почти все вещевое имущество, от галстуков, свитеров, кашне, пальто, перчаток и заканчивая бронежилетами. В прошлом году выиграли конкурс на поставку свитеров для МСЧ РК, не имея ни производственных мощностей, ни обученного персонала. Предприятие зарегистрировано, как оптовое предприятие в многоэтажном доме, в магазине.
Например, компании, ИП «Яковенко М.Е.», г.Астана, мкр.Алатау, д.5, кв.7, ТОО «Гризли К», г.Астана, Ю-В, левая сторона, 609, РГП «Казахстанский монетный двор нац.банка РК», г.Усть-Каменогорск, пр.Абая, 102/1, ТОО «Спецнар», г.Астана, м-н Юго-Восток», ул.Ертис, 61, ТОО «Анкара-Текс», г.Астана, мкр.Молодежный, д.18, кв., ТОО «Энерго-Лимитед Петропавловск», г.Петропавловск, ул.Смирнова, 60, ТОО «Крокус-Астана», г.Астана, ул.Московская, 21/1, ТОО «Demeu Clothes», г.Алматы, ул.Сокпакбаева, 7 у которых ничего нет – соответствуют квалификационным требованиям.
И таких предприятий в списке немало.
В настоящее время организации, созданные республиканскими общественными объединениями инвалидов превратились в коммерческие структуры. Весь перечень товаров, предусмотренный постановлением, не может быть выполнен республиканскими общественными объединениями инвалидов в силу отсутствия необходимого технологического оборудования и низкой квалификации рабочих для такого сложного ассортимента. Установленное швейное оборудование морально и физически устаревшее. Полностью отсутствуют текстильные и красильно-отделочные производства для изготовления, например, шерстяных одеял. Объемы закупаемых товаров при малочисленности этих организаций не могут быть ими выполнены самостоятельно. Большая часть товаров закупается за пределами Казахстана. Бюджетные деньги используются на инвестирование рабочих мест соседних Государств. В тоже самое время предприятия легкой промышленности Казахстана загружены на 30%, продолжается спад производства и сокращение численности работающих.
В целях предотвращения закупа некачественной продукции на средства госбюджета, а также для стабильной и ритмичной работы предприятий, оптимального формирования производственных планов, с учетом равномерной загрузки производственных мощностей особенно в кризисный период и снижения коррупции предлагаем:
1. Ввести внутренний резерв увеличения объемов производства. Это, в первую очередь законодательно закрепить выполнение государственных заказов на действующих отечественных предприятиях сроком на 3 года.
2. Закрепление за отечественными товаропроизводителями выполнение государственных заказов для силовых структур, Национальных компаний и др. и распределение их Министерством индустрии и торговли РК по рекомендациям «Союза Атамекен», отраслевых ассоциаций, союзов, что приведет к увеличению объемов производства и рабочих мест, поступление налогов, снижение коррупции (заморозить действие Закона на кризисный период – на 3 года)
3. Ввести всех отечественных поставщиков товаров в единый реестр, исключив тем самым постоянное оформление и заверение огромного пакета документов на каждый тендер, что создает кормушку для нотариальных контор, которые растут как грибы, Торгово-Промышленной палаты, сократит значительные затраты производителей.
4. Ввести представителей отраслевых Ассоциаций, Союзов в составы конкурсных и экспертных комиссий.
5. Размещение информации на Сайте должен осуществлять уполномоченный орган, а не организатор конкурсов во избежание подтасовок, как это имеет место в настоящее время.
6. Проведение на 1-ом этапе - аудита предприятий на предмет наличия производственных мощностей: оборудования, рабочих, цехов и т.д., по всей технологической цепочке, необходимой для качественного выпуска продукции, а не документации.
7. Создать рабочую группу и провести анализ существующих производственных мощностей Организаций республиканского общественного объединения «Казахское общество слепых» и Организации Республиканского общественного объединения «Казахское общество глухих» и уровня технологической оснащенности, наличия фактически работающих инвалидов и возможных объемов производства.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
Копии писем
26.05.08 13-01/153
Комитет финансового контроля и
Государственных закупок
Министерства финансов Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан сообщает Вам о проведении конкурса по закупке форменного обмундирования для должностных лиц таможенных органов РК с грубыми нарушениями закона «О Государственных закупках» и неправомерное отклонение всех конкурсных заявок и объявление конкурса несостоявшимся.
В ходе разбирательства выяснилось, что вскрытие конвертов с заявками на участие в тендере состоялось 22 апреля, итоговый протокол задним числом от 12 мая 2008г, разместили на сайте 19 мая 2008г.
Согласно п.80 Правил о государственных закупках, итоги должны быть подведены «в течение 10 рабочих дней со дня вскрытии конвертов с конкурсными заявками и лишь в случае проведения сложных гос.закупов, имеющие сложные технические характеристики, спецификации, рассмотрение может быть продлено до 20 дней».
Сроки этого были продлены на 20 дней, о чем не уведомили поставщиков. Не понятно кто и по каким критериям определил, что данный конкурс сложный. Считаем это необоснованным, так как ежегодно по одним и тем же техническим характеристикам и спецификациям закупается форменное обмундирование. С поставщиков потребовали представить образцы, однако в итоговом протоколе по образцам ни каких замечаний не было отражено. В связи с чем, осталось неизвестным для поставщиков - проверялись образцы или нет.
Согласно п.105 Правил о госзакупках и п.34 Конкурсной документации, заказчик обязан не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем подписания протокола направить его копии всем потенциальным поставщикам, что также не было сделано. При такой манипуляции сроками подведения итогов трудно воспользоваться правом для обжалования результатов тендера.
Конкурс признан несостоявшимся, так как комиссия отклонила практически у всех поставщиков даже заявки по причине того, что конкурсная документация пронумерована не постранично. Разве это нарушение затрагивает существо представленной заявки и соответствие его квалификационным требованиям?
В то же время в конкурсной документации п.5, п.6, п. 8 предусмотрены листы, а не страницы.
Не соответствие Правил и конкурсной документации привели к тому, что в этом вина поставщика. Прежде чем отклонять по такой причине заявки, необходимо самим организаторам конкурса привести в соответствие требования.
Непонятно какую цель преследовали организаторы конкурса, отменив его. Мы полагаем, что, отодвигая сроки тендера, учитывая сроки и объемы поставок, для поставщиков-производителей товаров с учетом технологического цикла изготовления становятся нереальными (срок поставки сентябрь). Некоторые конкурсы отменяются по несколько раз. И в этом случае очень удобно закупать из одного источника, заранее известного.
Ясно одно, что пострадавшими в этом случае оказались опять таки Поставщики - отечественные производители.
Расходы на один конкурс, которые понесли поставщики (в целом) по участию в этом одном тендере:
1) не возвратные расходы – 4.8 млн. тенге банковская гарантия; заверения всех учредительных документов и дипломов, которые действительны только в течение 1 месяца, транспортные, командировочные расходы, сертификаты и т.д.- более 2.7 млн.тенге (в среднем 100 000 тенге на компанию);
2) 48 млн.тенге в течение 1 месяца изъяты из оборота у предприятия без процентов.
А кто понесет ответственность за грубые нарушения Закона о госзакупках?
Коррупция при проведении Государственных закупок, открывает даже этот сугубо внутренний рынок для ввоза сомнительной продукции. Без взятки получить заказ – дело сложное, практически не возможное. Откат –стал нормой при проведении тендеров. Отсутствует прозрачность проводимых конкурсов. Не реальные сроки исполнения заказа, неравномерная загрузка производственных мощностей в течение года. Низкая цена продукции, не соизмеримая с достаточным уровнем качества. Все услуги резко подорожали (Эл.энергия, тепло, материалы и др.), а цена из года в год должна снижаться. Отсутствуют опломбированные эталоны-образцы изделий, обуви в силовых ведомствах. Ассоциации, Союзы не допускаются для участия (даже в качестве наблюдателей) в работе конкурсных и экспертных комиссий. Если конкурсы прозрачные, что чего же боятся устроители конкурсов. В целях предотвращения закупа некачественной продукции на средства госбюджета, а также для стабильной и ритмичной работы предприятий, оптимального формирования производственных планов, с учетом равномерной загрузки производственных мощностей и снижения коррупции предлагаем планировать план государственных закупок на 3 года, с разбивкой по годам.
Приложение: на 6 листах.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
22.10.08 13-01/313
Комитет финансового контроля и
Государственных закупок
Министерства финансов Республики Казахстан
Ассоциация предприятий легкой промышленности РК обращается к Вам для решения некоторых проблемных вопросов, сложившихся при проведении Гос.закупок.
Президентом страны г-ом Назарбаевым поставлена задача, чтобы товары для государственных нужд закупались у отечественных производителей, а не перекупщиков товаров. Это позволит производить продукцию в нашей стране, обеспечивать рабочие места и поступления налогов в бюджет Государства. Анализ итогов конкурсов по государственным закупкам показывает, что даже бюджетные деньги «уплывают» из страны, где создается добавленная стоимость товаров, рабочие места и соответственно налоги.
Негативные явления, происходящие во время тендеров:
-не работает закон для отечественных производителей, т.е. условное уменьшение цены;
- очень часто тендер выигрывают не товаропроизводители, а компании, которые даже не имеют штата сотрудников и офиса, не говоря уже о цехах, а товар закупают в третьих станах, некачественный (вредный здоровью человека), по низкой цене. Эти же фирмы, выигравшие тендеры из-за отсутствия производственных мощностей размещают заказ на наших отечественных предприятиях по мизерной цене, на что вынуждены соглашаться, чтобы содержать рабочие места, не думая уже о прибыли.
Не знаем, до каких пор будут продолжаться такие безобразия.
Ассоциация проанализировала последний повторный проведенный 16 октября конкурс по государственным закупкам мягкого съемного инвентаря и бензина (второй этап), организованный АО «Пассажирские перевозки». Считаем, что итоги должны быть отменены, так как отечественные производители остались «за бортом» - это АО «Каргалы», который является старейшим переработчиком шерсти и единственным в нашей стране производителем текстильных одеял и пледов и ТОО «Ак-Бура-НС», а не производители победили.
Итоги проведенного конкурса дают основание предполагать, что имело место недобросовестная конкуренция со стороны двух участников - ТОО «Семипалатинский мыловаренный завод» и ИП Калистратов В.В. Оба предприятия из одного города Семей и, как мы полагаем, действовали по сговору, не имеющие производственных мощностей. ИП Калистратов в ценовом предложении выставил сумму по одеялам шерстяным, превышающую бюджетную в несколько раз (30000 тенге за ед.), чем завысили уровень демпинговой цены.
В результате демпинговая цена при расчете получилась на уровне бюджетной (по лоту №22- 32027022,022тг, по лоту №23 -10070660,66тг), что позволило конкурс по максимальной бюджетной цене (лот №22- 32640000тг, лот №23 -10200000тг). А отечественный производитель АО «Каргалы», предлагавшее свою продукцию по реальной цене (лот №22 – 25600000тг, лот №23 – 10200000 тг), выбыли из конкурса. Согласно п. 111–2 (Правила осуществления Государственных закупок), Конкурсная комиссия обязана отклонить предложения участников конкурса, превышающие сумму, выделенную для осуществления государственных закупок товаров, работ, услуг. Комиссия исключила из участия в конкурсе ИП Калистратов В.В, следовательно, они не могли считаться участниками конкурса, и на втором этапе при расчете демпинговой цены их заведомо завышенная цена не должна была приниматься во внимание ( п.116 .там же). При исключении ценового предложения ИП Калистратов В.В. демпиноговая цена составляет по лоту №22 -19317900тг; по лоту № 23 – 6079500 тг, таким образом, мы – АО «Каргалы» становимся победителем конкурса по закупу шерстяных одеял.
Аналогичная ситуация с отечественным производителем ТОО «Ак-Бура-НС», где также ТОО «Семипалатинский комбинат мыломоющих средств» выиграл и изготовление мягкого ивентаря.
Также на протяжении этого года МО РК 3 раза проводила тендера по обуви и все признавала не состоявшимися. На 4-м всех обувщиков вновь забраковали оставив одну компанию фирма "Якуп оглу А.Ш." из Актюр-Анкара,Турция, ЭсенВога Хавааланы Елу, 20 км. 06750 +90(312)318-12-13, признали что у них все соответствует. Заключили договор как закуп из одного источника на 20 000 пар ботинок с высокими берцами питьевого метода крепления
Просим Вас разобраться в данной ситуации и принять решение об отмене итогов Комиссии конкурса.
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
05.02.2008 № 13-01/25
Председателю Комитета финансового контроля Государственных закупок МФ РК
Ассоциация предприятий легкой промышленности Республики Казахстан неоднократно обращалась с предложениями, направленными на улучшение процедуры и снижения коррупции при проведении государственных закупок. Бизнес-ассоциации, союзы не допускаются на проводимые конкурсы и в составы экспертных комиссий. В связи, с чем все негативные и коррупционные моменты приходится отслеживать из различных печатных источников.
Так, например, статьей 6. Ограничения, связанные с участием в государственных закупках предусмотрен п. 4. если: потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок. Решением специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы №2-1578/07 от 16.04.2007 ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама», РНН 600900138772 включено в реестр недобросовестных участников государственных закупок, с 11.04.2006 года.
Однако это не помешало ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама» участвовать в 2006, 2007, 2008 годах в открытых конкурсах по государственным закупкам, по ценовым предложениям и закупкам из единого источника практически во всех силовых ведомствах:
Министерство Обороны РК и Вооруженные силы РК;
Министерство Внутренних дел РК;
Комитет внутренних войск МВД РК;
Республиканская Гвардия РК;
Комитет национальной безопасности РК;
Пограничная служба КНБ РК;
Служба охраны Президента РК;
Агентство Республики Казахстан по борьбе с коррупционными и экономическими преступлениями;
Академия финансовой полиции;
Академия КНБ РК;
Военный институт КНБ РК;
ВВУ ВВ МВД РК г.Петропавловск;
Кокшетауский технический институт (МЧС РК);
Комитет таможенного контроля МФ РУ;
в/ч 28237 с.Узынагаш Алм.обл.;
в/ч 5449 г.Алматы
Кроме того, с ТОО Рекламное агентство «Универсал-Реклама» в паре участвует на всех конкурсах, по ценовым предложениям и закупкам из единого источника специально зарегистрированная фирма «Универсал-Сервис» г.Астана для создания конкурсной среды, хотя на данной фирме производство отсутствует.
Согласно статьи 6. п.3 ограничения, связанные с участием в государствен-ных закупках если: руководители потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, имели отношения, связанные с управле-нием, учреждением, юридических лиц, включенных в реестр недобросовестных участников государственных закупок, и признаны решением суда допустившими нарушение, явившееся основанием для включения таких юридических лиц в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Прошу провести расследование.
Приложение: копия из веб-сайта www.goszakup.kz
С уважением,
Председатель Правления Л.Худова
Источник цитаты (орган): Сайт НЭП «Атамекен» (http://www.souz-atameken.kz)
|