"Количество посредников на рынке электроэнергии сократится в несколько раз"
admin 18 Марта 2009 в 12:02:56
В нашей стране проводится постоянная и целенаправленная работа по совершенствованию антимонопольного законодательства как основы для государственного регулирования наиболее значимых в социально-экономическом плане рынков.
За последние два года было внесено множество важных изменений в законы, касающиеся естественных монополий и регулируемых рынков, электроэнергетики, транспорта и другие. Например, в конце прошлого года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов", направленный на формирование и совершенствование казахстанской модели независимых отраслевых регуляторов, а также создание правовых, организационных и других условий, необходимых для полноценного функционирования отраслевых регуляторов.
При этом депутаты внесли в законопроект свои поправки, в том числе, исключающие возможность покупки электроэнергии с целью перепродажи.
Каким образом будут реализованы эти важные изменения в законодательстве, изменятся ли тарифы на электроэнергию - об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Махсут Ордабаев.
- Махсут Кутымович, о необходимости исключения излишнего посредничества на рынке электроэнергии говорилось уже давно. Как это будет сделано практически?
- Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 г. № 116-IV "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов" внесены изменения и дополнения в ряд законов, в том числе в законы Республики Казахстан "Об электроэнергетике", "О лицензировании" и другие.
Так, в статье 12 Закона Республики Казахстан "О лицензировании" вид деятельности "покупка в целях перепродажи электрической энергии" переименован в вид деятельности "покупка электрической энергии в целях энергоснабжения", данная норма вступает в силу с 1 июля 2009 года.
Согласно изменениям и дополнениям из Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" исключено понятие "организации, осуществляющие покупку электрической энергии в целях последующей продажи". Также исключено понятие "покупка в целях перепродажи электрической энергии". С введением в действие данных норм вышеуказанного Закона, энергоснабжающие организации приобретают электрическую энергию не с целью ее перепродажи, а с целью энергоснабжения своих потребителей.
Лицензии на указанный вид деятельности в дальнейшем будут выданы и переоформлены только энергоснабжающим организациям, исключая при этом посреднические организации, поскольку в соответствии с пунктом 3-3 статьи 13 Закона, энергоснабжающей организации запрещается реализация (продажа) электрической энергии другой энергоснабжающей организации, за исключением случаев купли-продажи на балансирующем рынке.
В соответствии со статьей 7 Закона, государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, должен вести, размещать и ежедекадно обновлять на официальном веб-сайте реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения. Данный Реестр будет составляться и вестись Агентством с 1 июля 2009 года.
Кроме этого, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 1296 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1311 "Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к отдельным видам деятельности в сфере промышленности", в Квалификационные требования внесены дополнения по наличию у энергоснабжающей организации на праве собственности (хозяйственного ведения либо оперативного управления) или по договорам лизинга, концессии, аренды, доверительного управления здания или помещения для работы с потребителями и размещения абонентских служб, а также служб, обеспечивающих работу с потребителями (абонентские службы, участки).
Принимая во внимание нормы статьи 47 Закона Республики Казахстан "О лицензировании", организации, которые имеют ранее полученные лицензии на вид деятельности "покупка в целях перепродажи электрической энергии" и намерены в дальнейшем выступать энергоснабжающей организацией, должны с 1 июля 2009 года в течение тридцати календарных дней переоформить лицензии в установленном законодательством порядке.
Изменения внесены с целью ограничения количества посредников - трейдеров, деятельность которых приводит к повышению тарифов на электроэнергию. Раньше электроэнергия, поступающая в сеть с электростанций, могла перепродаваться несколько раз. Число посредников могло достигать пяти, а до и десяти.
- Много ли в Казахстане компаний, занимающихся перепродажей электроэнергии?
- Дело в том, что раньше не только такие компании, но и любая электростанция или транспортирующая компания могли получить лицензию на покупку электроэнергии с целью перепродажи. Этот вид деятельности регулировался Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Согласно Указу Главы государства о мерах по совершенствованию энергосистемы в 2007 году функции по лицензированию рынка электроэнергии были переданы нашему Агентству.
Министерством энергетики и минеральных ресурсов было выдано более 600 лицензий на этот вид деятельности. Думаю, что после вступления в силу новых правил и квалификационных требований это количество сократится в несколько раз.
- Какие электросети в настоящее время находятся в государственной собственности?
- Под управлением национальной компании КЕГОК находятся все межрегиональные сети. А региональные и местные электросети находятся в частной собственности. Политика в этой сфере направлена на создание конкурентной среды, чтобы вмешательство государства в регулирование цен было минимальным. Принимаемые в настоящее время меры направлены на защиту потребителя от чрезмерного повышения тарифов.
- Каким будет эффект от введения новых правил лицензирования на рынке электроэнергии?
- Прежде всего, хочу отметить, что процесс внедрения новых правил и квалификационных требований будет длиться год-полтора, и резкого влияния на тарифы ожидать не следует. Эффект от исключения лишних посредников, конечно, будет. Думаю, что уже через год после вступления в силу Постановления можно будет делать какие-то прогнозы. По-настоящему же, эффект проявится через несколько лет.
Что касается количественной стороны, то, с учетом доли посреднических услуг в сегодняшних тарифах, эффект от этой меры будет, вероятно, сравнимым с эффектом от планируемых в настоящее время мер по энергосбережению. Конечно, в разных регионах доля посредников разная. Я говорю об уровне тарифов в целом по стране.
- Ожидаете ли Вы повышения тарифов в связи с девальвацией тенге?
- Многие субъекты естественных монополий, в том числе и на рынке электроэнергии, подают заявки на повышение своих тарифов. Но, практически, они не удовлетворяются, потому что данные субъекты не могут обосновать повышение тарифов. В большей степени их заявки основаны на ожиданиях и предположениях, связанных с девальвацией национальной валюты. В этом году повышения тарифов, наверняка, не произойдет. Если только не изменятся цены на энергоносители.
- Вы отмечали, что количество посредников должно уменьшиться. А сколько уже выдано лицензий на перепродажу электроэнергии?
- В 2008 году поступило 79 заявлений на получение лицензии по данному виду деятельности. Выдано всего 20 лицензий. Как видите, круг субъектов рынка электроэнергии уже сужается. Этот процесс будет продолжаться и, в конце концов, останутся только те компании, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям.
- Насколько наше законодательство в области регулирования естественных монополий отличается от аналогичного законодательства развитых стран?
- В целом, наше законодательство в этой сфере постепенно приближается к европейским стандартам. В части регулятивных функций государственных органов мы постепенно продвигаемся в этом направлении. Есть еще нерешенные вопросы, касающиеся эффективности разрешительных функций, снижения административных барьеров.
Работа по совершенствованию нормативной базы в сфере регулирования естественных монополий продолжается. В этом году будет принят ряд подзаконных актов, а также будут разработаны и внесены в Парламент соответствующие законопроекты.
Хочу отметить, что необходимость обновления законодательства диктуется изменениями в экономической ситуации. Наши законы, касающиеся регулирования естественных монополий, были приняты в тяжелые времена, когда экономика Казахстана переживала спад. Сегодня ситуация улучшилась, на передний план выходят новые задачи - энергосбережение, экономия материальных ресурсов и другие.
Кроме того, все подразделения нашего Агентства участвуют в разработке ведомственной антикризисной программы.
- Спасибо за беседу.
КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
За последние два года было внесено множество важных изменений в законы, касающиеся естественных монополий и регулируемых рынков, электроэнергетики, транспорта и другие. Например, в конце прошлого года был принят Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов", направленный на формирование и совершенствование казахстанской модели независимых отраслевых регуляторов, а также создание правовых, организационных и других условий, необходимых для полноценного функционирования отраслевых регуляторов.
При этом депутаты внесли в законопроект свои поправки, в том числе, исключающие возможность покупки электроэнергии с целью перепродажи.
Каким образом будут реализованы эти важные изменения в законодательстве, изменятся ли тарифы на электроэнергию - об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказывает заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Махсут Ордабаев.
- Махсут Кутымович, о необходимости исключения излишнего посредничества на рынке электроэнергии говорилось уже давно. Как это будет сделано практически?
- Законом Республики Казахстан от 29 декабря 2008 г. № 116-IV "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов" внесены изменения и дополнения в ряд законов, в том числе в законы Республики Казахстан "Об электроэнергетике", "О лицензировании" и другие.
Так, в статье 12 Закона Республики Казахстан "О лицензировании" вид деятельности "покупка в целях перепродажи электрической энергии" переименован в вид деятельности "покупка электрической энергии в целях энергоснабжения", данная норма вступает в силу с 1 июля 2009 года.
Согласно изменениям и дополнениям из Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" исключено понятие "организации, осуществляющие покупку электрической энергии в целях последующей продажи". Также исключено понятие "покупка в целях перепродажи электрической энергии". С введением в действие данных норм вышеуказанного Закона, энергоснабжающие организации приобретают электрическую энергию не с целью ее перепродажи, а с целью энергоснабжения своих потребителей.
Лицензии на указанный вид деятельности в дальнейшем будут выданы и переоформлены только энергоснабжающим организациям, исключая при этом посреднические организации, поскольку в соответствии с пунктом 3-3 статьи 13 Закона, энергоснабжающей организации запрещается реализация (продажа) электрической энергии другой энергоснабжающей организации, за исключением случаев купли-продажи на балансирующем рынке.
В соответствии со статьей 7 Закона, государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, должен вести, размещать и ежедекадно обновлять на официальном веб-сайте реестр организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения. Данный Реестр будет составляться и вестись Агентством с 1 июля 2009 года.
Кроме этого, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2008 года № 1296 "О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1311 "Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к отдельным видам деятельности в сфере промышленности", в Квалификационные требования внесены дополнения по наличию у энергоснабжающей организации на праве собственности (хозяйственного ведения либо оперативного управления) или по договорам лизинга, концессии, аренды, доверительного управления здания или помещения для работы с потребителями и размещения абонентских служб, а также служб, обеспечивающих работу с потребителями (абонентские службы, участки).
Принимая во внимание нормы статьи 47 Закона Республики Казахстан "О лицензировании", организации, которые имеют ранее полученные лицензии на вид деятельности "покупка в целях перепродажи электрической энергии" и намерены в дальнейшем выступать энергоснабжающей организацией, должны с 1 июля 2009 года в течение тридцати календарных дней переоформить лицензии в установленном законодательством порядке.
Изменения внесены с целью ограничения количества посредников - трейдеров, деятельность которых приводит к повышению тарифов на электроэнергию. Раньше электроэнергия, поступающая в сеть с электростанций, могла перепродаваться несколько раз. Число посредников могло достигать пяти, а до и десяти.
- Много ли в Казахстане компаний, занимающихся перепродажей электроэнергии?
- Дело в том, что раньше не только такие компании, но и любая электростанция или транспортирующая компания могли получить лицензию на покупку электроэнергии с целью перепродажи. Этот вид деятельности регулировался Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. Согласно Указу Главы государства о мерах по совершенствованию энергосистемы в 2007 году функции по лицензированию рынка электроэнергии были переданы нашему Агентству.
Министерством энергетики и минеральных ресурсов было выдано более 600 лицензий на этот вид деятельности. Думаю, что после вступления в силу новых правил и квалификационных требований это количество сократится в несколько раз.
- Какие электросети в настоящее время находятся в государственной собственности?
- Под управлением национальной компании КЕГОК находятся все межрегиональные сети. А региональные и местные электросети находятся в частной собственности. Политика в этой сфере направлена на создание конкурентной среды, чтобы вмешательство государства в регулирование цен было минимальным. Принимаемые в настоящее время меры направлены на защиту потребителя от чрезмерного повышения тарифов.
- Каким будет эффект от введения новых правил лицензирования на рынке электроэнергии?
- Прежде всего, хочу отметить, что процесс внедрения новых правил и квалификационных требований будет длиться год-полтора, и резкого влияния на тарифы ожидать не следует. Эффект от исключения лишних посредников, конечно, будет. Думаю, что уже через год после вступления в силу Постановления можно будет делать какие-то прогнозы. По-настоящему же, эффект проявится через несколько лет.
Что касается количественной стороны, то, с учетом доли посреднических услуг в сегодняшних тарифах, эффект от этой меры будет, вероятно, сравнимым с эффектом от планируемых в настоящее время мер по энергосбережению. Конечно, в разных регионах доля посредников разная. Я говорю об уровне тарифов в целом по стране.
- Ожидаете ли Вы повышения тарифов в связи с девальвацией тенге?
- Многие субъекты естественных монополий, в том числе и на рынке электроэнергии, подают заявки на повышение своих тарифов. Но, практически, они не удовлетворяются, потому что данные субъекты не могут обосновать повышение тарифов. В большей степени их заявки основаны на ожиданиях и предположениях, связанных с девальвацией национальной валюты. В этом году повышения тарифов, наверняка, не произойдет. Если только не изменятся цены на энергоносители.
- Вы отмечали, что количество посредников должно уменьшиться. А сколько уже выдано лицензий на перепродажу электроэнергии?
- В 2008 году поступило 79 заявлений на получение лицензии по данному виду деятельности. Выдано всего 20 лицензий. Как видите, круг субъектов рынка электроэнергии уже сужается. Этот процесс будет продолжаться и, в конце концов, останутся только те компании, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям.
- Насколько наше законодательство в области регулирования естественных монополий отличается от аналогичного законодательства развитых стран?
- В целом, наше законодательство в этой сфере постепенно приближается к европейским стандартам. В части регулятивных функций государственных органов мы постепенно продвигаемся в этом направлении. Есть еще нерешенные вопросы, касающиеся эффективности разрешительных функций, снижения административных барьеров.
Работа по совершенствованию нормативной базы в сфере регулирования естественных монополий продолжается. В этом году будет принят ряд подзаконных актов, а также будут разработаны и внесены в Парламент соответствующие законопроекты.
Хочу отметить, что необходимость обновления законодательства диктуется изменениями в экономической ситуации. Наши законы, касающиеся регулирования естественных монополий, были приняты в тяжелые времена, когда экономика Казахстана переживала спад. Сегодня ситуация улучшилась, на передний план выходят новые задачи - энергосбережение, экономия материальных ресурсов и другие.
Кроме того, все подразделения нашего Агентства участвуют в разработке ведомственной антикризисной программы.
- Спасибо за беседу.
КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
|