Чиновники Минсельхоза разбазарили бюджетные деньги

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 02 Марта 2009 в 08:59:43
Комитет рыбного хозяйства Минсельхоза в течение 2006-2007 годов через тендеры закупил судоходные катера по ценам, превышающим заводскую стоимость в полтора раза. В общей сложности только на этих двух сделках Минсельхоз подарил "посредникам" более 800 тысяч долларов.
Без хорошей оснащенности трудно бороться с браконьерами, к тому же на море и реках границы в прямом смысле плавающие. Поэтому для контрольно-инспекционной деятельности в Урало-Каспийском бассейне требовались современные судна. В 2006 году Комитет рыбного хозяйства МСХ РК не был администратором программы по материально-техническому оснащению, поэтому тендер по закупке судна проводило само Министерство сельского хозяйства. Тендер на поставку выиграло алматинское ТОО "Динамика".
В данной части никаких претензий. Однако интерес представляет переписка между заводом-изготовителем, коим являлось ООО "Грани" (Украина, Одесса), и Комитетом рыбного хозяйства МСХ РК. В частности, согласно информации этого предприятия (прайс-лист) многоцелевое судно проекта СФ1750 класса "море" при полной оснащенности стоит порядка 900 тыс. долларов. И это с условием, что по требованию заказчика изготовитель изменит комплектацию судна в части усиления мощностей двигателя и улучшения технических характеристик. Тем не менее катер был приобретен за... более чем 1,4 млн доллара. То есть на 0,5 млн дороже. И это ни у кого не вызвало подозрений!
Кстати, еще до банковских операций по покупке катера коммерческий директор ООО "Грани" Т. Девишев информировал КРХ МСХ, что "судно СФ 1750 готово почти на 100%, проходит ходовые испытания, его спецификация и техническое оснащение максимально приближены к пожеланиям заказчика". Завидная оперативность! Даже при том, что в одной из своих информаций он сообщал ранее, что срок строительства судна такого класса - 7 месяцев. Никто не засомневался: не кота ли в мешке нам подсовывают?!
А на поверку именно так и оказалось. По оценкам специалистов, судно не могло быть использовано в полной мере по своему прямому назначению. На конец декабря 2006 года (срок поставки по договору) морской катер не был полностью укомплектован и к сдаче вообще был не готов. Естественно, что и на воду он не спускался. А украинские "Грани" на вопрос о задержке сообщали Комитету рыбного хозяйства МСХ РК, что судно через Азовское море и Волго-Донской канал было направлено в порт приписки в Каспийское море, однако из-за наличия неисправностей вынуждено вернуться на судоверфь.
В декабре 2006 года судно отбуксировали и сдали на ответхранение в Одесском порту, хотя срок его поставки заказчику был определен 15 сентября 2006 года, а местом принятия - порт Баутино Мангистауской области. И только через 11 месяцев, в конце декабря 2007 г., судно поступило в порт Баутино и до сих пор не может эксплуатироваться из-за наличия многочисленных дефектов и отсутствия возможности получить разрешение морского Регистра на право плавания. А в Мангистауской рыбинспекции, которая давно ждет не дождется эти современные судна, иногда вспоминают, как в конце июля проходила презентация судна класса "море", которое пришло еще весной. Но в середине октября из-за поломки двигателя судно утащили на ремонт в Атырау.

И ничего: все шито-крыто?
Пока да. Потому что все финансовые документы об освоении бюджетных средств были подписаны еще в 2006 году, а финансовый отчет принят без замечаний.
Действительно, своя рука владыка.
Схема лодки с двойным дном для отмывания дармовых денег оказалась удачной. Эта технология прослеживается и во втором подобном случае с закупом судна. В 2007 году Минсельхозом уже при прямом участии Комитета рыбного хозяйства, как администратора программы по маттехоснащению, был проведен еще один тендер на поставку морского судна проекта № 00552, предназначенного для рыбоохранных целей и ихтиологического мониторинга в Каспийском море. Конкурс выиграла алматинская фирма ТОО "Конкорд". КРХ заключает договор с данной фирмой, которая обязуется поставить указанное судно в порт Актау Мангистауской области в ноябре 2007 года.
Заказ размещается на Саратовском судостроительном заводе. Однако ни в установленные сроки, ни до конца 2007 года данный катер к месту приписки не был поставлен.
По данным портовой службы Баутино, 10 декабря 2008 года из Астрахани буксир пригнал судно, подпадающее под признаки этих двух проектов. Но какого из них - портовикам не ведомо. Судно новое, но неисправно. О факте пригона судна для рыбнадзора не ведает и Мангистауская рыбинспекция. Интересы собственника представляет фирма "Асса", но портовые услуги до сих пор не оплачены.
Несмотря на темную завесу, сдается нам, что это и есть то судно, что было закуплено для рыбоохранных целей и ихтиологического мониторинга. Ведь в конце декабря 2007 года членами комиссии был подписан акт приемки судна и произведен платеж из республиканского бюджета за полную стоимость катера в сумме 1,25 млн долларов США (150 млн тенге). Хотя, по оценкам специалистов, по состоянию на октябрь 2007 года стоимость судна данного проекта составляла 900 тысяч долларов. В этом случае "крыша" потянула на 350 тысяч долларов.
Таким образом, более восьмисот тысяч долларов, или около 100 млн тенге бюджетных средств, осели в карманах посредников. Почему такое произошло? Чьи интересы проллобировали чиновники из Минсельхоза?

ОТВЕТЫ
Мы направили запросы в Комитет рыбного хозяйства и Министерство сельского хозяйства РК с просьбой прояснить ситуацию. И вот какие получили ответы.

Общественно-политическая газета "ОКО"
На № 8 от 02.02.2009 г.
Комитет рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, рассмотрев письмо касательно приобретений катеров, сообщает следующее.
Катера приобретались в рамках бюджетной программы 001 "Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса, лесного и водного хозяйства" подпрограммы 009 "Материально-техническое оснащение государственных органов", администратором которой является Министерство сельского хозяйства.
Морской многофункциональный катер проекта СФ 1750 приобретен для Комитета рыбного хозяйства в результате осуществленных Министерством сельского хозяйства государственных закупок: проведение конкурса, определение победителя, заключение договора, оплата товара. За подробными комментариями просим обратиться в Министерство сельского хозяйства.
Полномочия по проведению государственных закупок в 2007 году судна класса "М" было делегировано администратором программы (Министерством сельского хозяйства) приказом № 95 от 08.02.2007 г. Комитету рыбного хозяйства.
Ниже приводим ответы на поставленные в Вашем письме вопросы:
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса при формировании бюджетной заявки, подаваемой администратором программы в Министерство экономики и бюджетного планирования, в качестве обоснования суммы расходов прикладываются прайс-листы от заводов-изготовителей с учетом всех сопутствующих расходов (НДС, транспортные расходы и пр.).
2. Касательно доставки судна класса "М", приобретенного Комитетом рыбного хозяйства в 2007 году, сообщаем следующее.
Судно по причине невозможности доставки из-за ледостава было оставлено на ответственном хранении у завода-изготовителя до начала навигации. В соответствии с условиями договора ответственного хранения Хранитель обязан был вернуть товар с хранения к 30 мая 2008 года. Однако из-за форс-мажорных обстоятельств (повреждение катера при хранении) судно не было доставлено к месту назначения к указанному сроку.
В связи с неисполнением своих обязательств Поставщиком Комитетом рыбного хозяйства была инициирована претензионно-исковая работа, в результате которой суд вынес решение обязать Поставщика возвратить судно с хранения. В декабре 2008 года катер доставлен в г. Атырау.
3. За ненадлежащее исполнение условий договора о государственных закупках с поставщика судна были удержаны обеспечение исполнения договора и неустойка за срыв сроков поставки в соответствии с нормами действующего законодательства.
Председатель К. Сулейменов

Общественно-политическая газета "ОКО"
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, рассмотрев письмо, касательно приобретения морского судна, сообщает следующее.
Судно приобретено в рамках бюджетной программы 001 "Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области агропромышленного комплекса, лесного и водного хозяйства" подпрограммы 009 "Материально-техническое оснащение государственных органов" для использования в рыбоохранной деятельности инспекторского состава Комитета рыбного хозяйства.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса при формировании бюджетной заявки, подаваемой администратором программы в Министерство экономики и бюджетного планирования, в качестве обоснования суммы расходов прикладываются прайс-листы от заводов-изготовителей с учетом всех сопутствующих расходов (НДС, транспортные расходы и пр.).
Судно приобретено по цене, заявленной потенциальным поставщиком при участии в открытом конкурсе по государственным закупкам.
Приобретенное судно находится в порту г. Атырау и используется при проведении рыбоохранных мероприятий в инспекторской деятельности инспекции рыбного хозяйства.
Ответственный секретарь Т. Омаров

Конечно, мы и не ожидали, что Комитет и Министерство ответят нам как-то по-другому. Дескать, виноваты, ошибочка вышла, готовы понести наказание. Но факт остается фактом - Казахстан "благодаря" чиновникам Минсельхоза потерял сотни миллионов тенге. И в этом, на наш взгляд, надо разбираться правоохранительным органам. Поэтому мы направляем это журналистское расследование в Генеральную прокуратуру РК, а также в Общественный совет по борьбе с коррупцией при НДП "Нур Отан".

Асылбек ШАХМЕТ, Юрий ДЕМКО, "Око"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь