Казахстан намерен направить $3 млрд на модернизацию НПЗ
admin 25 Февраля 2009 в 10:29:11
Казахстан, добывающий порядка 70 миллионов тонн нефти в год, располагает тремя крупными НПЗ - на востоке (Павлодар), юге (Шымкент) и западе (Атырау). При этом НПЗ в Павлодаре и Чимкенте были построены еще в советское время специально для переработки сибирской нефти. Основные нефтяные месторождения Казахстана находятся в западных регионах республики, на их переработку задействован Атырауский НПЗ. Кроме того, часть казахстанской нефти импортируется по нефтепроводу Атырау-Самара в Россию по своп-схеме.
Как пояснил Мынбаев, в Казахстане разработана программа модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, которая предполагает рост мощностей по переработке сырой нефти до 2014 года на уровне 2,5 миллиона тонн с улучшением структуры производства нефтепродуктов. Суммы инвестиций по трем основным НПЗ - Атыраускому, Павлодарскому и Шымкентскому - составляют порядка 3,1 миллиарда долларов.
"Программа в принципиальном виде согласована, сейчас речь идет о том, что наш внутренний рынок почти наполовину зависит от импортных поставок, особенно по высокооктановому бензину и авиакеросину. В этих условиях говорить о возможности эффективного регулирования цен нереалистично, необходимо иметь отечественные объемы, которые в полной мере покрывали бы внутреннюю потребность", - пояснил глава Минэнерго.
По его словам, в случае реализации программы к 2014 году Казахстан сможет полностью обеспечивать внутренние потребности в бензине АИ-93 и Аи-92 за счет отечественной продукции.
Как пояснил Мынбаев, это не означает, что Казахстан к этому времени совсем откажется от поставок из России. "Наверное, от интеграционных процессов с Россией мы никуда не денемся, но это будет означать возможность полного закрытия потребностей на внутреннем рынке за счет собственных перерабатывающих мощностей и большие регуляторные возможности со стороны государства в вопросе регулирования внутреннего рынка", - пояснил Мынбаев.
"На сегодня Павлодарский завод полностью, Шымкентский - частично, сидят на российской нефти, и в этом смысле мы в довольно сильной зависимости находимся от этих поставок, - отметил министр. - В этом ничего плохого нет, хорошо, что эти поставки есть, но мы заложники темпов развития становления единого экономического евразийского пространства".
Дело в том, что, по сведениям Мынбаева, эта нефть идет сегодня из России в Казахстан без взимания экспортных пошлин, и в самой России "есть разные точки зрения внутри относительно того, как долго эта ситуация будет сохраняться". "С этой точки зрения нам надо думать о возможности обеспечения экономической безопасности", - считает он.
В то же время глава казахстанского Минэнерго считает этот вопрос "не столь актуальным", поскольку страна "имеет вполне рабочие и хорошие текущие отношения с Россией по поставкам нефти и имеем достаточно ясные установки на формирование единого экономического пространства". Тем не менее, отметил он, "КазТрансОйл" (оператор транспортировки нефти), "наверное, должен иметь потенциальные разработки для возможного реверса".
Мынбаев предложил разработать альтернативный вариант загрузки нефтью Павлодарского нефтехимического завода, используя для этого нефтепровод Кенкияк-Кумколь (составная часть казахстанско-китайского нефтепровода).
"Я считаю, что это именно та сфера, куда нам необходимо сделать инвестиции, это не воздушные замки с какими-то воздушными потенциальными рынками сбыта, это конкретные наши потребности с гарантией потребления, по крайней мере, у нас внутри страны", - поддержал министра глава правительства Казахстана Карим Масимов.
Масимов поручил подготовить постановление правительства для утверждения программы модернизации казахстанских НПЗ.
http://www.newskaz.ru/economy/20090224/146239.html
Как пояснил Мынбаев, в Казахстане разработана программа модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, которая предполагает рост мощностей по переработке сырой нефти до 2014 года на уровне 2,5 миллиона тонн с улучшением структуры производства нефтепродуктов. Суммы инвестиций по трем основным НПЗ - Атыраускому, Павлодарскому и Шымкентскому - составляют порядка 3,1 миллиарда долларов.
"Программа в принципиальном виде согласована, сейчас речь идет о том, что наш внутренний рынок почти наполовину зависит от импортных поставок, особенно по высокооктановому бензину и авиакеросину. В этих условиях говорить о возможности эффективного регулирования цен нереалистично, необходимо иметь отечественные объемы, которые в полной мере покрывали бы внутреннюю потребность", - пояснил глава Минэнерго.
По его словам, в случае реализации программы к 2014 году Казахстан сможет полностью обеспечивать внутренние потребности в бензине АИ-93 и Аи-92 за счет отечественной продукции.
Как пояснил Мынбаев, это не означает, что Казахстан к этому времени совсем откажется от поставок из России. "Наверное, от интеграционных процессов с Россией мы никуда не денемся, но это будет означать возможность полного закрытия потребностей на внутреннем рынке за счет собственных перерабатывающих мощностей и большие регуляторные возможности со стороны государства в вопросе регулирования внутреннего рынка", - пояснил Мынбаев.
"На сегодня Павлодарский завод полностью, Шымкентский - частично, сидят на российской нефти, и в этом смысле мы в довольно сильной зависимости находимся от этих поставок, - отметил министр. - В этом ничего плохого нет, хорошо, что эти поставки есть, но мы заложники темпов развития становления единого экономического евразийского пространства".
Дело в том, что, по сведениям Мынбаева, эта нефть идет сегодня из России в Казахстан без взимания экспортных пошлин, и в самой России "есть разные точки зрения внутри относительно того, как долго эта ситуация будет сохраняться". "С этой точки зрения нам надо думать о возможности обеспечения экономической безопасности", - считает он.
В то же время глава казахстанского Минэнерго считает этот вопрос "не столь актуальным", поскольку страна "имеет вполне рабочие и хорошие текущие отношения с Россией по поставкам нефти и имеем достаточно ясные установки на формирование единого экономического пространства". Тем не менее, отметил он, "КазТрансОйл" (оператор транспортировки нефти), "наверное, должен иметь потенциальные разработки для возможного реверса".
Мынбаев предложил разработать альтернативный вариант загрузки нефтью Павлодарского нефтехимического завода, используя для этого нефтепровод Кенкияк-Кумколь (составная часть казахстанско-китайского нефтепровода).
"Я считаю, что это именно та сфера, куда нам необходимо сделать инвестиции, это не воздушные замки с какими-то воздушными потенциальными рынками сбыта, это конкретные наши потребности с гарантией потребления, по крайней мере, у нас внутри страны", - поддержал министра глава правительства Казахстана Карим Масимов.
Масимов поручил подготовить постановление правительства для утверждения программы модернизации казахстанских НПЗ.
http://www.newskaz.ru/economy/20090224/146239.html
|