Казахстану грозит увеличение пошлин на ввоз автомобилей
admin 19 Февраля 2009 в 10:39:54
Вчера министр индустрии и торговли Владимир Школьник в очередной раз подтвердил опасения автолюбителей по поводу того, что купить машину в ближайшее время станет проблематичнее. Такой вывод мы делаем из его слов о необходимости повышения пошлин на импорт машин в нашей стране. Министр считает, что таким образом Казахстану удастся защитить рынок от ввоза устаревшей техники, увеличить поступления в республиканский бюджет и, что самое главное, стимулировать развитие отечественного автомобильного производства.
Осенью прошлого года премьер-министр Карим Масимов встречался с главными редакторами ведущих отечественных СМИ. На этой встрече глава правительства пообещал, что на время кризиса не будут вводиться запланированные пошлины на ввоз подержанных и новых автомобилей. Прошло всего три месяца, и один из членов правительства вновь поднял вопрос о поддержке мифического отечественного автопроизводителя.
Судя по поддержке со стороны Мининдустрии, создается впечатление, что автомобильный рынок в Казахстане является чуть ли не самым приоритетным сегментом в экономике нашей страны, дающим средства для выполнения социальных программ. Об этом можно говорить, оглянувшись на то, каким пристальным за последние несколько лет было внимание как со стороны власти, так и со стороны рядовых граждан Казахстана к ситуации, складывающейся вокруг покупки или продажи автомобилей. Стоит вспомнить недавние страсти по поводу запрета на ввоз автомобилей с правым рулем, как тут же возникает вопрос: кому же на самом деле данный запрет оказался выгодным? Если опустить притянутые за уши цифры статистики об аварийной опасности транспортных средств с правосторонним расположением руля, то на поверку окажется, что получить какую-то реальную прибыль в итоге не удалось никому.
Сейчас, спустя время, можно уже подвести некоторые итоги. В первую очередь, запрет "праворуких" должен был, как заверяет господин Школьник, стимулировать рост "отечественного" автопрома, который и отечественным сложно назвать в силу того, что производство машин в нашей стране налажено только путем отверточной сборки импортных автомобилей. На деле же мы видим картину, опровергающую способность репрессивными мерами перераспределить финансовые потоки населения. На вопрос, помог ли запрет отечественному автопрому, отвечает статистика: автосборочное предприятие "Азия Авто", которое является единственным производителем, в 2008 году выпустило 3271 автомобиль на общую сумму 5,341 млрд тенге против 6311 единиц на 11,031 млрд тенге в 2007 году. Всего предприятие реализовало 4096 автомобилей, что на 18 процентов меньше по сравнению с 2007 годом, когда "праворукие" создавали ощутимую конкуренцию на данном сегменте рынка. Далее в заявлении министра по степени важности обозначено наполнение республиканского бюджета от пошлин на ввоз. Тут статистика приводит следующий аргумент: Казахстан в 2008 году импортировал 155221 легковой автомобиль и 13631 грузовой, что практически на 60 процентов меньше по сравнению с 2007 годом. Ни у кого не вызывает сомнений факт, что большая часть авто до вступления в силу запрета в Казахстан была ввезена из Японии, то есть на 60 процентов снизились поступления в республиканский бюджет только за счет того, что автомобили из Японии перестали растомаживаться в нашей стране. И третий аргумент, приведенный главой Мининдустрии, - повышение пошлин станет препятствием на пути проникновения в нашу страну устаревших машин - вызывает удивление, исходя даже не из анализа статистических данных, а из пресловутого здравого смысла. Понятно, что увеличение пошлин лишь сократит поступление в страну автомобилей, причем не только подержанных, но и новых. То есть автолюбителям останется только одно - приобретать относительно "свежее" транспортное средство на внутреннем рынке подержанных автомобилей или продлевать жизнь имеющейся в наличии технике. И то и другое в итоге приведет к тому, что по нашим дорогам будут ездить отнюдь не 7- и 10-летние иномарки, к которым привыкли казахстанцы, а дышащие на ладан развалюхи, никак не способствующие улучшению экологии в больших городах.
Автопром, не отверточный, с помощью которого для ухода от налогов к готовым машинам в нашей стране просто прикручивают руль и колеса, а самый настоящий, во всем мире переживает далеко не лучшие времена. Только меры спасения своего производителя везде предпринимаются разные. Например, в Германии для того, чтобы оживить авторынок, правительство выделило 1,5 млрд евро, которые были направлены на выкуп у своих граждан "старых" автомобилей. Каждому пожелавшему расстаться с машиной старше девяти лет выдается премия в размере 2,5 тысячи евро. Более того, преобретая новый автомобиль в этот сложный период, жители Германии освобождаются на два года от уплаты налога на приобретенную технику. При этом никто не принуждает приобретать мерседесы или фольксвагены и не увеличивает пошлины на ввозимые машины иностранных производителей. К этому стоит добавить тот факт, что средний заработок в Германии в разы превышает доходы среднестатистического казахстанца. А существенно пополнить республиканский бюджет за счет увеличения пошлин на новые и даже "в меру" подержанные авто явно не удастся.
Еще одно заявление министра хотелось бы поставить под сомнение: "Парадокс ситуации заключается в следующем. В России пошлина на импорт автомобиля - 30 процентов, у нас - 10 процентов. Если вы посмотрите цены на новый автомобиль - и у нас, и в России они одинаковы в автосалонах". Даже при беглом взгляде на сайты казахстанских и российских автодилеров можно увидеть, что сравнение пока что в нашу пользу. Что же касается всего автопарка, представленного на дорогах Казахстана и России, то неоднократно и в прессе, и в бытовых диалогах тех, кто нередко выезжает в ближайшее зарубежье, можно услышать, что в Казахстане поток машин на дорогах выглядит значительно "круче" и лучше, чем у наших соседей.
В любом случае неизбежность введения пошлин на ввоз пугает не только автолюбителей, но и большинство автодилеров. Ну а надежды на то, что предприниматель с введением пошлин еще больше залезет к себе в карман, улетучиваются при мысли о том, насколько с принятием данных мер увеличится число серых дилеров, которые даже в нынешних условиях предпочитают обойти установленные законом налоги и пошлины.
Сергей НАГОВИЦЫН, "Литер"
Осенью прошлого года премьер-министр Карим Масимов встречался с главными редакторами ведущих отечественных СМИ. На этой встрече глава правительства пообещал, что на время кризиса не будут вводиться запланированные пошлины на ввоз подержанных и новых автомобилей. Прошло всего три месяца, и один из членов правительства вновь поднял вопрос о поддержке мифического отечественного автопроизводителя.
Судя по поддержке со стороны Мининдустрии, создается впечатление, что автомобильный рынок в Казахстане является чуть ли не самым приоритетным сегментом в экономике нашей страны, дающим средства для выполнения социальных программ. Об этом можно говорить, оглянувшись на то, каким пристальным за последние несколько лет было внимание как со стороны власти, так и со стороны рядовых граждан Казахстана к ситуации, складывающейся вокруг покупки или продажи автомобилей. Стоит вспомнить недавние страсти по поводу запрета на ввоз автомобилей с правым рулем, как тут же возникает вопрос: кому же на самом деле данный запрет оказался выгодным? Если опустить притянутые за уши цифры статистики об аварийной опасности транспортных средств с правосторонним расположением руля, то на поверку окажется, что получить какую-то реальную прибыль в итоге не удалось никому.
Сейчас, спустя время, можно уже подвести некоторые итоги. В первую очередь, запрет "праворуких" должен был, как заверяет господин Школьник, стимулировать рост "отечественного" автопрома, который и отечественным сложно назвать в силу того, что производство машин в нашей стране налажено только путем отверточной сборки импортных автомобилей. На деле же мы видим картину, опровергающую способность репрессивными мерами перераспределить финансовые потоки населения. На вопрос, помог ли запрет отечественному автопрому, отвечает статистика: автосборочное предприятие "Азия Авто", которое является единственным производителем, в 2008 году выпустило 3271 автомобиль на общую сумму 5,341 млрд тенге против 6311 единиц на 11,031 млрд тенге в 2007 году. Всего предприятие реализовало 4096 автомобилей, что на 18 процентов меньше по сравнению с 2007 годом, когда "праворукие" создавали ощутимую конкуренцию на данном сегменте рынка. Далее в заявлении министра по степени важности обозначено наполнение республиканского бюджета от пошлин на ввоз. Тут статистика приводит следующий аргумент: Казахстан в 2008 году импортировал 155221 легковой автомобиль и 13631 грузовой, что практически на 60 процентов меньше по сравнению с 2007 годом. Ни у кого не вызывает сомнений факт, что большая часть авто до вступления в силу запрета в Казахстан была ввезена из Японии, то есть на 60 процентов снизились поступления в республиканский бюджет только за счет того, что автомобили из Японии перестали растомаживаться в нашей стране. И третий аргумент, приведенный главой Мининдустрии, - повышение пошлин станет препятствием на пути проникновения в нашу страну устаревших машин - вызывает удивление, исходя даже не из анализа статистических данных, а из пресловутого здравого смысла. Понятно, что увеличение пошлин лишь сократит поступление в страну автомобилей, причем не только подержанных, но и новых. То есть автолюбителям останется только одно - приобретать относительно "свежее" транспортное средство на внутреннем рынке подержанных автомобилей или продлевать жизнь имеющейся в наличии технике. И то и другое в итоге приведет к тому, что по нашим дорогам будут ездить отнюдь не 7- и 10-летние иномарки, к которым привыкли казахстанцы, а дышащие на ладан развалюхи, никак не способствующие улучшению экологии в больших городах.
Автопром, не отверточный, с помощью которого для ухода от налогов к готовым машинам в нашей стране просто прикручивают руль и колеса, а самый настоящий, во всем мире переживает далеко не лучшие времена. Только меры спасения своего производителя везде предпринимаются разные. Например, в Германии для того, чтобы оживить авторынок, правительство выделило 1,5 млрд евро, которые были направлены на выкуп у своих граждан "старых" автомобилей. Каждому пожелавшему расстаться с машиной старше девяти лет выдается премия в размере 2,5 тысячи евро. Более того, преобретая новый автомобиль в этот сложный период, жители Германии освобождаются на два года от уплаты налога на приобретенную технику. При этом никто не принуждает приобретать мерседесы или фольксвагены и не увеличивает пошлины на ввозимые машины иностранных производителей. К этому стоит добавить тот факт, что средний заработок в Германии в разы превышает доходы среднестатистического казахстанца. А существенно пополнить республиканский бюджет за счет увеличения пошлин на новые и даже "в меру" подержанные авто явно не удастся.
Еще одно заявление министра хотелось бы поставить под сомнение: "Парадокс ситуации заключается в следующем. В России пошлина на импорт автомобиля - 30 процентов, у нас - 10 процентов. Если вы посмотрите цены на новый автомобиль - и у нас, и в России они одинаковы в автосалонах". Даже при беглом взгляде на сайты казахстанских и российских автодилеров можно увидеть, что сравнение пока что в нашу пользу. Что же касается всего автопарка, представленного на дорогах Казахстана и России, то неоднократно и в прессе, и в бытовых диалогах тех, кто нередко выезжает в ближайшее зарубежье, можно услышать, что в Казахстане поток машин на дорогах выглядит значительно "круче" и лучше, чем у наших соседей.
В любом случае неизбежность введения пошлин на ввоз пугает не только автолюбителей, но и большинство автодилеров. Ну а надежды на то, что предприниматель с введением пошлин еще больше залезет к себе в карман, улетучиваются при мысли о том, насколько с принятием данных мер увеличится число серых дилеров, которые даже в нынешних условиях предпочитают обойти установленные законом налоги и пошлины.
Сергей НАГОВИЦЫН, "Литер"
|