Астана берет деньги у плюсовой части ВВП и передает их отраслям, обеспечивающим его минусами
admin 12 Февраля 2009 в 14:47:53
Государство помогает банкам второго уровня (БВУ) или, проще говоря, 100-процентно коммерческим структурам в части погашения внешних долгов. Будет оно, надо полагать, оказывать такую помощь за счет тех средств Национального нефтяного фонда, которые были выделены правительству под стабилизационную программу.
Еще 24 сентября прошлого года правительство РК заявило план помощи коммерческим банкам посредством выкупа их просроченных кредитов для оказания поддержки им в условиях все ухудшающегося финансового климата.
О чем шла тогда речь? О том, что нехватка свободных денежных резервов поставила под пресс давления 36 банков Казахстана. Получалось такое вследствие того, что активы на их счетах упали в стоимости, их способность пролонгировать долговые обязательства и заемы оказалась сильно подорвана ухудшающимися кредитными условиями.
А между тем их облигационная и заемная задолженность, подлежащаая рефинансированию на нынешний год, оценивалась в $13 млрд. Правительство тогда, в конце сентября 2008 года выступило с предложением выкупать просроченные кредиты банков второго уровня. Эту ситуацию тогда Али Аль-Эйд, экономист из «Citigroup», прокомментировал - «Kazakh banks thrown $6bn bad debt lifeline» - для британского делового издания «Financial Times» так: «Трудно узнать, каким план получится. С одной стороны, это проактивная мера со стороны правительства, но, с другой стороны, оно подает сигнал о том, что банковский сектор может быть в гораздо худшем положении, чем мы думали».
Сейчас, спустя менее пяти месяцев, можно уже убедиться в том, что он оказался прав в своих наихудших ожиданиях. В ожиданиях относительно казахстанской банковской системы.
Но ведь, с другой стороны, Казахстан принимает примерно такие же меры при складывающихся обстоятельствах, какие принимаются везде – от Америки и Европы до России и Китая с Японией?! Отчего же может быть пессимизм тогда и пессимизм теперь.
Все, надо полагать, объясняется очень просто. Чтобы было понятно, что тут имеется в виду, сделаем небольшое отступление. В начале позапрошлого, 2007 года, когда еще никакого кризиса не было, тогдашний вице-премьер правительства РК Аслан Мусин, имея в виду банковский сектор и строительный бизнес, отмечал: «Данные две отрасли обеспечивают в настоящее время около 50 процентов роста экономики». Заместитель главы правительства РК оценивал такую ситуацию как очень серьезный перекос, способный дать толчок серьезным негативным последствиям. Оно и понятно.
Ведь бурный рост строительного бизнеса способствовал увеличению объемов не экспорта из страны, а импорта в нее. В страну ввозилось все больше и больше строительных и отделочных материалов. Также извне для реализации подрядов и субподрядов привлекалось немалое количество иностранных фирм. То есть строительный бизнес в Казахстане в его нынешнем состоянии всецело ориентирован на внутренний рынок.
То же самое можно сказать и о финансово-банковском секторе. Но при этом у него была и есть своя специфика. Дело ведь тут еще и в том, что отмечавшаяся в последнее время высочайшая активность в сфере банковской деятельности не очень-то сказывалось не только на реализации задачи диверсификации экономики, но и даже на состоянии финансового посредничества отечественных банков в отраслях производства нефти и металлов, дающих до 90% казахстанского экспорта. Большая часть средств туда до сих пор поступает не из отечественного банковского сектора.
ВВП, являющийся определяющим показателем состояния экономики, - ему экспорт дает чистый плюс (+), а импорт – чистый минус (-).
Порядка 90 процентов экспорта из Казахстана обеспечивают минеральные богатства (нефть, газ) и горнорудная промышленность, где доля участия отечественных банков в качестве финансовых посредников крайне малая. Зато банки второго уровня и строительный бизнес обеспечивали гигантский скачок в росте объемов импорта. А Мусин считал перекосом значительное увеличение их роли постольку, поскольку они тогда, как указывалось, куда больше работали на ввоз, а не на вывоз.
Именно этим двум секторам государство теперь помогает гигантскими объемами финансовых средств. У строительных компаний власти выкупают огромное количество квартир, так сказать, для государственных служащих по высокой цене для того, чтобы объекты недвижимости в стране не обесценивались.
А объемы заявленной финансовой помощи коммерческим банкам для того, чтобы они могли расплатиться со своими внешними заимодавцами, уже достигли десятков миллиардов долларов. В том числе $10 млрд., как было сказано, изымаются из ННФ.
Фактически государство берет средства, накопленные обеспечивающими плюсовую (экспортную) часть экономики и ВВП Казахстана отраслями, и передает их в помощь отраслям, обеспечивающим минусовую (импортную, потребительскую и затратную) часть экономики и ВВП.
Именно такая, с позволения сказать, помощь экономике Казахстана его правительством и настраивает зарубежных наблюдателей на крайне пессимистический лад относительно перспектив экономики нашей страны. Особенно – в условиях резкого падения цен на нефть.
Ерберген САЛЫКОВ
Еще 24 сентября прошлого года правительство РК заявило план помощи коммерческим банкам посредством выкупа их просроченных кредитов для оказания поддержки им в условиях все ухудшающегося финансового климата.
О чем шла тогда речь? О том, что нехватка свободных денежных резервов поставила под пресс давления 36 банков Казахстана. Получалось такое вследствие того, что активы на их счетах упали в стоимости, их способность пролонгировать долговые обязательства и заемы оказалась сильно подорвана ухудшающимися кредитными условиями.
А между тем их облигационная и заемная задолженность, подлежащаая рефинансированию на нынешний год, оценивалась в $13 млрд. Правительство тогда, в конце сентября 2008 года выступило с предложением выкупать просроченные кредиты банков второго уровня. Эту ситуацию тогда Али Аль-Эйд, экономист из «Citigroup», прокомментировал - «Kazakh banks thrown $6bn bad debt lifeline» - для британского делового издания «Financial Times» так: «Трудно узнать, каким план получится. С одной стороны, это проактивная мера со стороны правительства, но, с другой стороны, оно подает сигнал о том, что банковский сектор может быть в гораздо худшем положении, чем мы думали».
Сейчас, спустя менее пяти месяцев, можно уже убедиться в том, что он оказался прав в своих наихудших ожиданиях. В ожиданиях относительно казахстанской банковской системы.
Но ведь, с другой стороны, Казахстан принимает примерно такие же меры при складывающихся обстоятельствах, какие принимаются везде – от Америки и Европы до России и Китая с Японией?! Отчего же может быть пессимизм тогда и пессимизм теперь.
Все, надо полагать, объясняется очень просто. Чтобы было понятно, что тут имеется в виду, сделаем небольшое отступление. В начале позапрошлого, 2007 года, когда еще никакого кризиса не было, тогдашний вице-премьер правительства РК Аслан Мусин, имея в виду банковский сектор и строительный бизнес, отмечал: «Данные две отрасли обеспечивают в настоящее время около 50 процентов роста экономики». Заместитель главы правительства РК оценивал такую ситуацию как очень серьезный перекос, способный дать толчок серьезным негативным последствиям. Оно и понятно.
Ведь бурный рост строительного бизнеса способствовал увеличению объемов не экспорта из страны, а импорта в нее. В страну ввозилось все больше и больше строительных и отделочных материалов. Также извне для реализации подрядов и субподрядов привлекалось немалое количество иностранных фирм. То есть строительный бизнес в Казахстане в его нынешнем состоянии всецело ориентирован на внутренний рынок.
То же самое можно сказать и о финансово-банковском секторе. Но при этом у него была и есть своя специфика. Дело ведь тут еще и в том, что отмечавшаяся в последнее время высочайшая активность в сфере банковской деятельности не очень-то сказывалось не только на реализации задачи диверсификации экономики, но и даже на состоянии финансового посредничества отечественных банков в отраслях производства нефти и металлов, дающих до 90% казахстанского экспорта. Большая часть средств туда до сих пор поступает не из отечественного банковского сектора.
ВВП, являющийся определяющим показателем состояния экономики, - ему экспорт дает чистый плюс (+), а импорт – чистый минус (-).
Порядка 90 процентов экспорта из Казахстана обеспечивают минеральные богатства (нефть, газ) и горнорудная промышленность, где доля участия отечественных банков в качестве финансовых посредников крайне малая. Зато банки второго уровня и строительный бизнес обеспечивали гигантский скачок в росте объемов импорта. А Мусин считал перекосом значительное увеличение их роли постольку, поскольку они тогда, как указывалось, куда больше работали на ввоз, а не на вывоз.
Именно этим двум секторам государство теперь помогает гигантскими объемами финансовых средств. У строительных компаний власти выкупают огромное количество квартир, так сказать, для государственных служащих по высокой цене для того, чтобы объекты недвижимости в стране не обесценивались.
А объемы заявленной финансовой помощи коммерческим банкам для того, чтобы они могли расплатиться со своими внешними заимодавцами, уже достигли десятков миллиардов долларов. В том числе $10 млрд., как было сказано, изымаются из ННФ.
Фактически государство берет средства, накопленные обеспечивающими плюсовую (экспортную) часть экономики и ВВП Казахстана отраслями, и передает их в помощь отраслям, обеспечивающим минусовую (импортную, потребительскую и затратную) часть экономики и ВВП.
Именно такая, с позволения сказать, помощь экономике Казахстана его правительством и настраивает зарубежных наблюдателей на крайне пессимистический лад относительно перспектив экономики нашей страны. Особенно – в условиях резкого падения цен на нефть.
Ерберген САЛЫКОВ
|