Итоги встречи президентов Узбекистана и Таджикистана: безвизовый режим, восстановление «взорванной» железнодорожной линии и многое другое
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 12 Марта 2018 в 10:30:22
Двухдневный визит главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в соседний Таджикистан, состоявшийся 9-10 марта, можно назвать прорывным в восстановлении запущенных донельзя двухсторонних отношений.



Уже то обстоятельство, что Мирзиёева в аэропорту встретил президент Эмомали Рахмон в сопровождении более чем 12 тысяч студентов и школьников, говорило о многом. По итогам встречи были подписан договор об отдельных участках узбекско-таджикской государственной границы, соглашение о взаимных поездках граждан, а также пакет из 27 документов, касающихся сфер торговли, экономики, инвестиций, финансов, транспорта и транзита, сельского хозяйства, водно-энергетической отрасли, налогов, таможенного дела, туризма, образования и науки, здравоохранения, культуры, межрегионального сотрудничества, в области безопасности и противодействия преступности. «Под занавес» Шавкат Мирзиёев с удовлетворением отметил, что «между Узбекистаном и Таджикистаном не осталось нерешенных вопросов». Хотя на самом деле они остаются.

К ЧЕМУ ПРИШЛИ

Пакет подписанных документов, как сообщают СМИ, устраняет многие спорные моменты двусторонних отношений. Теперь граждане двух стран смогут ездить друг к другу без виз (на самолете, в поездах или автотранспортом), пока только на срок до 30 дней (визовый режим между Узбекистаном и Таджикистаном был введен в 2000 году по инициативе И.Каримова, после вторжения отрядов ИДУ в Киргизию с территории Таджикистана), силовые ведомства – вести совместную борьбу с преступностью, пограничники смогут открыть все существующие пункты пропуска и завершат процесс делимитации отдельных участков границы. Дополнением к этому стали открывшиеся недавно 9 новых КПП на узбекско-таджикской границе.

Своеобразной прелюдией к переговорам между первыми лицами двух государств следует считать январскую встречу таджикского президента Эмомали Рахмона с узбекским премьером Абдуллой Ариповым. Уже тогда они договорились об открытии автобусных и железнодорожных маршрутов, окончательной делимитации границы, а главное - о возможности взаимных безвизовых поездок граждан. Теперь, пожалуй, можно сказать, что результаты этих договоренностей действительно воплощаются в жизнь, растапливая многолетние напластования льда в ранее напряженных отношениях.

В качестве подготовки к предстоящему визиту Мирзиёева в Таджикистана с начала февраля шли строительные работы на разрушенном по указанию предыдущего президента Узбекистана Ислама Каримова участке дороги Галаба-Амузанг, поскольку движение товарных и пассажирских поездов по ней должно было начаться до начала весны. Что в итоге свершилось: 9 марта состоялось торжественное открытие восстановленной железнодорожной линии Галаба-Амузанг-Хушади, соединяющей Сурхандарьинскую область Узбекистана с Хатлонской областью Таджикистана, движение по которой было прервано в 2011 году ради давления на таджикское правительство (чтоб не строило Рогунскую ГЭС).

Значимым событием стороны назвали и подписание документа о предоставлении Узбекистаном льготного кредита в размере 100 миллионов долларов США таджикским предпринимателям; его планируется направить «для развития отношений бизнес-структур двух государств».

НАСЫЩЕННАЯ ПРОГРАММА

Накануне прибытия Шавката Мирзиёева в Таджикистан, 8 марта, в Душанбе прошел бизнес-форум деловых кругов двух стран, в котором приняли участие представители деловых кругов из обеих республик, а 9 марта состоялось открытие выставки узбекских товаров, в чем приняли участие и президенты двух стран.

По данным таджикской стороны, объем торгового оборота между Таджикистаном и Узбекистаном в 2017 году составил 126 миллионов долларов. Официальный сайт президента Узбекистана приводит иные сведения: «…по итогам прошлого года взаимный товарооборот составил 240 миллионов долларов. Президент Шавкат Мирзиёев отметил наличие огромного незадействованного потенциала для наращивания товарооборота и доведения его до 500 миллионов долларов уже в ближайшие несколько лет».

Примечательно, что до января 2013 года взаимный товарооборот уже составлял 300 миллионов долларов, пока Узбекистан не перестал поставлять Таджикистану природный газ, на который приходилось 95 процентов потребления этой страны. Конечно, это был открыто враждебный акт, направленный на то, чтобы нанести урон его экономике. По данным СМИ, основные предприятия Таджикистана, в частности, ТАЛКО и «Таджикский цементный завод», были вынуждены перейти с газа на уголь. Результаты фактической экономической блокады со стороны Узбекистана хорошо передают цифры: если в 2007 году взаимный товарооборот составлял 300 миллионов долларов, то в 2014-м - 160 миллионов.

9-го марта для президентов Мирзиёева и Рахмона, сопровождающих их лиц, представителей дипкорпуса и других гостей состоялся концерт с участием исполнителей из двух государств. На «Вечере дружбы», проходившем в государственном киноконцертном комплексе «Кохи Борбад», наравне с таджикскими звездами сцены, приняли участие узбекские артисты Юлдуз Усманова, Фаррух Закиров, Озодбек Назарбеков и Шерали Джураев – все из списка «запрещенных» во времена правления Ислама Каримова.

Кстати, как отметило узбекское издание «Sof», певца Джураева дипломатично попросили не петь его скандально известную песню «Дарёлар» («Реки»), написанную им когда-то, чтобы угодить Каримову, всеми силами противостоявшему строительству Рогунской ГЭС в Таджикистане (песня как раз о том, что нельзя допустить строительства вредящей Узбекистану плотины.

ДЕЛА ПОШЛИ НА ЛАД

Конфронтация между Узбекистаном и Таджикистаном, длящаяся без малого четверть века, тормозила взаимное экономическое развитие, однако ни Ислам Каримов, ни Эмомали Рахмон уступать друг другу в вопросе Рогуна не желали. Хотя после введения Узбекистаном железнодорожной блокады особенно туго пришлось Таджикистану.

В советское время самолеты курсировали между столицами двух государств по пять-семь раз в сутки, время пути составляло 65 минут, да еще были рейсы между другими городами – Ленинабадом (ныне Худжандом), Бухарой, Самаркандом, Термезом. Однако в мае 1992-го, когда в Таджикистане началась гражданская война, Узбекистан прервал авиасообщение с проблемным соседом и с тех пор туда-сюда приходится летать через третьи страны. Соответственно повысилась стоимость перелетов.

Попыток решить важный для населения двух государств вопрос о возобновлении воздушных и автобусных рейсов, упрощении процесса получения виз или разрешении безвизового пребывания граждан на своей территории в течение месяца (в каждой из этих стран проживают миллионы «не титульных» таджиков либо узбеков) было немало. К примеру, одна из последних была предпринята в сентябре 2014-го в Душанбе, во время встречи Каримова с Рахмоном. С предложением выступил президент Таджикистана. Об ответе Каримова можно только догадываться. Была еще одна – в январе 2015-го. На этом все и затихло. Переговоры по возобновлению авиарейсов Душанбе-Ташкент снова оказались приостановлены.

«По всей видимости, дело не сдвинется с мертвой точки, пока как минимум один из этих двух «великих» не помрёт», - писало по этому поводу наше издание два с половиной года назад. Так оно, собственно, и произошло.

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ

Результаты взятого новым главой Узбекистана Мирзиёевым курса на «перезагрузку» отношений с ближайшими соседями уже налицо. С апреля 2017 года были возобновлены регулярные полеты между Душанбе, Бухарой и Самаркандом, а теперь ожидается открытие авиасообщения и между двумя столицами. В январе текущего года в Душанбе вновь начала работу двустороння межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе заседания которой также обсуждался вопрос расширения транспортных перевозок между двумя странами.

При этом, сообщает Ca-portal, отношения налаживаются медленно и с трудом. Взять хотя бы тот факт, что с осени прошлого года ведутся переговоры об экспорте таджикской электроэнергии в Узбекистан, однако до подписания соглашения все ещё далеко. В советское время энергосистемы нынешних постсоветских государств региона были объединены в единую сеть. За счет этого Таджикистан и Киргизия зимой поставляли электроэнергию в страны-низовья, а в летний период могли её экспортировать оттуда. После эта система была окончательно развалена в 2009 году, и, по всей видимости, в ближайшее время воссоздана не будет.

Издание предположило, что во время официального визита президента Узбекистан может быть достигнуто решение по наиболее спорному участку госграницы – тому, где расположена Фархадская ГЭС. «Этот гидроузел находился под управлением Узбекистана в соответствии с соглашением аренды на 40 лет от 1993 года. В 1994 году было подписано соглашение об обмене территориями, и узбекская сторона считала, что водохранилище ГЭС полностью перешло в её владение, однако с такой позицией не соглашалась таджикская сторона. (…) На этом основании в 2002 году таджикские войска заняли территорию спорного водохранилища. (…) Как ожидается, территория, на которой расположена гидроэлектростанция, будет официально признанной таджикской, а сама ГЭС – собственностью Узбекистана. Соответственно обслуживание гидроэнергетического объекта будет заниматься узбекская сторона, а его охраной – таджикская. Возможно, такая взаимозависимость будет способствовать росту обоюдного доверия», - отмечало издание.

Однако пока что о достижении какого-либо прорывного результата по этой проблеме заявлено не было.

Отдельно стоит упомянуть про договоренность, также еще не закрепленную на бумаге, - относительно дальнейшей судьбы Рогунской ГЭС. Нет никакой конкретики и по поводу возобновления преподавания в школах и вузах на родном языке – таджикском в Узбекистане и узбекском – в Таджикистане. Хотя динамика восстановления взаимных отношений всё-таки внушает осторожный оптимизм…

http://www.asiaterra.info/obshchestvo/itogi-vstrechi-prezidentov-uzbekistana-i-tadzhikistana-bezvizovyj-rezhim
Комментарии, по рейтингу, по дате
  старик 12.03.2018 в 12:54:53   # 666304
Хоть какая то позитивная новость!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь