Вы везите - вам зачтётся!

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
GoodZone 21 Декабря 2016 в 14:32:12
Ситуация с пассажироперевозками в городах страны, как выяснили корреспонденты нашего издания, настолько плачевна, за исключением, пожалуй, лишь Астаны, что если и дальше ничего не предпринимать в этой архиважной сфере, то нам грозит всереспубликанский коллапс общественного транспорта. Информация комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию (МИР) только подтверждает выводы проекта нашей газеты: 60 процентов из 18,5 тыс. пассажирских автобусов требуют замены. Проблемы пассажирских перевозок обсуждали в Шымкенте на встрече представителей министерства и транспортных компаний четырех южных областей Казахстана.

Градус настроений в конференц-зале региональной палаты предпринимателей Южного Казахстана зашкаливал. Не скрывая недовольства, спикеры обменивались взаимными претензиями: перевозчики обвиняли чиновников в бездействии и создании административных барьеров, столичные же гости указывали предпринимателям на недоработки и нарушения законов и нормативных правовых актов.

Особенно жестким было выступление заместителя директора НИИ транспорта и коммуникаций Байболата БАЙМАХАНБЕТА. Эксперт изучил работу почти всех транспортных компаний страны и пришел к неутешительным выводам:

- Сегодня по пальцам можно пересчитать автобусные парки, которые придерживаются государственных норм и стандартов в своей работе. Вот автопарк в Караганде (ТОО “Автобусный парк № 3”. - Ред.): более 700 автобусов, подвижной состав постоянно обновляется, ремонтные мастерские есть, квалифицированные кадры, комнаты отдыха для водителей, пункты горячего питания. Человек (глава автопарка Артур ГРИГОРЯН. - Ред.) работает себе в убыток, но держит свой бизнес в порядке! Почему государству такого предпринимателя не поддержать?!

Нет же, складывается стойкое впечатление, что местным органам старающиеся честно работать фирмы не нужны. Так, одно из старейших и успешных в Шымкенте предприятий “Санжар моторс” сегодня оказалось на грани выживания. В 2014 году оно было признано лучшим перевозчиком региона, его руководитель получил из рук тогдашнего акима Южно-Казахстанской области Аскара МЫРЗАХМЕТОВА диплом. Однако руководство города заслуг передовика не оценило и в тот же год расторгло с ним контракт на обслуживание одного из самых прибыльных маршрутов. Сейчас по его маршрутам колесят автобусы компании “Грин бас сервис”.

- Оставили нам нерентабельные, да и на них работать толком не дают, - не скрывал обиды директор ТОО “Санжар моторс” Серик ТОКБЕРГЕНОВ. - Два года на 67-м маршруте делали дорогу, да так, что на этих ухабах и ямах легковушки за неделю в хлам превращались, а мы скрипели, но ездили. Такие расходы на ремонте машин несли! Только дорогу отремонтировали - и пошла у нас проверка за проверкой. Я не знаю, что с нами завтра будет…

- Хотя “Грин бас сервис” не имеет ни собственной базы, ни одного автобуса! - рубил правду-матку зам­руководителя исследовательского института Баймаханбет. - Непонятно, каким образом выиграл тендер на несколько маршрутов... Сдал их в аренду водителям с личными “ГАЗелями” и дореволюционными автобусами. Не вкладывая ни копейки, стрижет с этого выгодного дельца купоны. И ведь завтра наравне с карагандинцами тоже попросит субсидий у государства! -
резонно заметил эксперт.

Он предупреждает: если шымкентские чиновники купятся на просьбы таких перевозчиков и выделят им из госказны деньги, компетентные органы спросят не только с недобросовестного перевозчика, но и с официальных лиц, допустивших незаконное субсидирование. Подобное уже было в Актобе. Там прошлой зимой, как известно, арестовали директора городского автопарка Мейржана УНДИРГЕНОВА, чью обнаруженную наличность оперативники считали на машинке около пяти часов. Сумасшедшие деньги Ундиргенов сколотил благодаря гос­компенсациям за бесплатную перевозку льготников. Баймаханбет уверен: это стало возможным потому, что местные власти выделяли субсидии, не проверяя расчетов и представленной документации.

- Суд в отношении нескольких должностных лиц Актобе вынес частное определение, и они понесли наказание, - напомнил эксперт, отметив: - Нельзя в этом вопросе слепо доверять соискателям госдотаций! Должен быть особый контроль со стороны государства.

Отдельным пунктом обсуждения стал вопрос ценообразования. В той же шымкентской компании “Санжар моторс”, вооружившись исходными цифрами, таб­лицами и калькулятором, просчитали, каким должен быть перевозочный тариф. Расчет был произведен на примере двух городских маршрутов, и вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес: покупать новые автобусы, обновлять техническую базу, закупать новое оборудование для ремонта машин. А между тем в Шымкенте проезд в общественном транспорте стоит 70 тенге.
- Вот эту разницу и должны покрывать перевозчикам местные исполнительные органы, - полагает зампредседателя комитета транспорта МИР Ерлан ДЖУМАШЕВ. - Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными. Это социально значимая отрасль, потому государство здесь регулирует тарифы. В Предпринимательском кодексе четко прописано: там, где государство регулирует тарифы, оно должно оказывать поддержку в виде субсидий. Только при таких условиях возможно развитие этой сферы, и мы над этим работаем.

Однако не только вопросы финансов волнуют предпринимателей. Они - элементарно! - не уверены в завтрашнем дне. А беспокоит их, если говорить конкретно о Шымкенте, отсутствие долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов. Если раньше горакимат заключал с ними договор на 10 лет, то сейчас только на три. Это сдерживает перевозчиков от покупки новых автобусов, ведь они окупаются только за 6-7 лет, и нет никакой уверенности, что за это время никто из конкурентов не отметет маршрут. Тот же “Санжар моторс” в 2006 году купил 20 автобусов в масле, в 2007-м выиграл тендер…

- Прошло пять лет, они еще не окупились. Несмотря на это, я привез еще пять машин, развиваться-то надо, - рассказывал директор этого ТОО Токбергенов. - Еще один год с небольшим прошел - и у меня маршрут отобрали. Теперь боюсь покупать автобусы. И я не один так сегодня осторожничаю.

Пользуясь редкой возможностью, транспортники четырех областей страны просили профильные власти решить вопрос с предоставлением топлива для городских автобусов по льготным ценам. Вместе с тем перевозчики сетовали на высокие цены отечественного - заметим, отверточного - автопрома, и это при том, что в Казахстане с конвейера съезжает довольно мало автобусов и очень мало штампуют запчастей к ним, хотя спрос высок.

Разговор о наболевшем и насущном длился часа четыре. Столичные гости записывали все просьбы, предложения и пообещали если не решить вопросы, то хотя бы разобраться.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА
http://www.time.kz/articles/territory/2016/12/20/vi-vezite-vam-zachtetsja
Комментарии, по рейтингу, по дате
  GoodZone 21.12.2016 в 15:20:52   # 567911
"вышло, что на одном из них реальная цена одного проезда составляет 111 тенге, на другом - 129. Только при таких тарифах, утверждают счетоводы, перевозчики смогут не только оказывать качественные услуги, но и расширять бизнес... Надо понимать, что пассажироперевозки всегда были убыточными."
Мне одному кажется, что лукавят товариСЧи? Все дело в том, кто считал... Мне кажется им 50 тенге с лихвой хватит и на развитие, и на зарплаты, и на налоги, и на поддержку автопарка... ну мы же все грамотные, ездим на транспорте, ну не нужно нас за дураков держать. Может просто начать работать и аппетиты умерить свои, откаты за маршруты и прочие коррупционные составляющие отсечь... вобщем тема такая скользкая, но черный нал там гуляет и от него никто не готов отказаться...
  realist 21.12.2016 в 15:37:30   # 567925
Столичные гости записывали все просьбы,и клали на них....
Хай ещё субсидий на внутреннюю и наружную мойку запросят
  einer 21.12.2016 в 16:25:37   # 567950
Цитата: GoodZone от 21.12.2016 15:20:52
Мне кажется им 50 тенге с лихвой хватит и на развитие, и на зарплаты, и на налоги, и на поддержку автопарка...

Как-то общался с одним человеком, у которого в городе на маршруте несколько автобусов было. Он как раз говорил, что когда проезд был 50 тенге, он со всеми вычетами на ремонт, зарплаты, взятки, запчасти, имел чистую прибыль в диапазоне 5-20 тыс. тенге в день с одного автобуса.
Сейчас цены конечно выросли, но и проезд 70 тенге. Не думаю, что перевозки от этого стали менее выгодны.
  Absolute 21.12.2016 в 19:26:08   # 568067
Цитата: einer от 21.12.2016 16:25:37
Цитата: GoodZone от 21.12.2016 15:20:52
Мне кажется им 50 тенге с лихвой хватит и на развитие, и на зарплаты, и на налоги, и на поддержку автопарка...

Как-то общался с одним человеком, у которого в городе на маршруте несколько автобусов было. Он как раз говорил, что когда проезд был 50 тенге, он со всеми вычетами на ремонт, зарплаты, взятки, запчасти, имел чистую прибыль в диапазоне 5-20 тыс. тенге в день с одного автобуса.
Сейчас цены конечно выросли, но и проезд 70 тенге. Не думаю, что перевозки от этого стали менее выгодны.

Тогда цен на бензин таких не было. Тогда стоимость ввозимой продукции(запчастей) не была столько высокой. Потому что курс к международной валюте не был столь высок. Теперь соотношение поменялось.
Суть в том, что предприниматели идут в социальную сферу и хотят там еще неплохо зарабатывать, да только неправильно это. Сюда людей с высокими моральными принципами нужно пускать и минимальными материальными потребностями.
  N@VIGATOR 21.12.2016 в 19:42:08   # 568075
Маршруты бывают разные! Есть убыточные, так и "жирные". Для начала надо денежные потоки сделать прозрачными- оплата по картам, если налом то через терминал. А уже по результатам субсидировать убыточные маршруты либо отдавать их в довесок к жирным. А в статье лишь про очередные войны за передел денежных потоков.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь