Как развалить систему образования за семь шагов.

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Викторовна 04 Апреля 2016 в 16:58:56
Как развалить систему образования за семь шагов?

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Тем не менее, в "теорию заговора" поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье предлагается проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

Лирически-методологическое предисловие

Когда-то меня до глубины души тронула книга братьев Стругацких «Волны гасят ветер». На описанной в книге Земле будущего было такая профессия – прогрессор. Прогрессоры внедрялись в другие менее развитые, чем Земля цивилизации и исподволь направляли общество к прогрессу в нужном направлении. И вот однажды некого прогрессора пронзила мысль: а что если на Земле тоже действуют законспирированные прогресоры более высокоразвитых цивилизаций? Надо их обнаружить! Но как? Автор идеи предложил трех-шаговую методику выявления инопланетных прогрессоров. Во-первых, предположим и допустим, что они действительно существуют. Во-вторых, зная их цели, попробуем спрогнозировать, что они должны делать (что бы мы делали на их месте). В-третьих, будем искать совпадения между нашим прогнозом и реальными событиями на Земле. А далее в книге описывается история применения этой методики, благодаря которой шайка законспирированных прогрессоров была вскрыта и обезврежена.

Предлагаю воспользоваться методологией Стругацких применительно к системе образования. Предположим, на постсоветском пространстве действует банда регрессоров, задача которых – развалить сложившуюся при СССР систему образования. Подумаем, что для этого надо было бы сделать и будем искать совпадения в реальной жизни. В данном случае я выступлю в роли гипотетического регрессора и разработаю краткую диверсионную план-программу развала системы образования. А Вы, уважаемые читатели, сами ищите совпадения в реальной жизни и делайте выводы.

Итак, моя программа разрушения системы образования (на примере высшего образования) получилась из 7 пунктов.

1. Снижение творческой мотивации педагогов

Общая идея. Как учил товарищ Сталин, «кадры решают все». Проблемы в том, что педагоги высшей школы – кадры еще те. В своей массе в ВУЗах работают самомотивированные личности, которые делают свое дело хорошо не за зарплату и не из страха наказания, а потому что им это интересно и потому, что они считают, что это важно и нужно. Как снизить рабочую и творческую мотивацию этих гвоздей людей? Их нужно унизить. Унизить так, чтобы возникла жесткая обида на систему, которой они служат. Обостренно чувство справедливости, обычно присущее самомотивированным людям, в данном случае сделает свое чёрное дело – они не смогут по-прежнему служить системе, которая их незаслуженно унизила.

Конкретные действия. Показателем социального статуса человека в обществе и индикатором меры оценки обществом ценности труда и заслуг человека является его зарплата (доход). Надо чтобы у профессоров и доцентов зарплаты были на уровне грузчиков, кассиров и уборщиц. Во-первых, это снизит статус педагога в глазах общества. Во-вторых, это унизит педагогов и породит обиду на систему. При этом очень важно довести ситуация именно до абсурда — чтобы профессора/доктора получали меньше уборщицы. Подобная иррациональная ситуация вводит разум человека в состояние аффекта. Дополнительно в ВУЗах следует создавать иррациональные и унизительные дефициты: бумаги, туалетной бумаги, учебников, порошка для принтера, самих принтеров и т.п. Достойный рыцарь не служит господину-идиоту, а уважающий себя профессор не сможет с полной отдачей служить ВУЗ-придурку.

2. Подрыв авторитета педагогов

Общая идея. Реализуя пункт 1, мы убиваем сразу несколько зайцев. Поскольку богатство является показателем социального статуса человека, студенты в основной массе будут презрительно относиться к преподавателям-нищебродам, считая их лохами и неудачниками. При таком отношении процесс передачи знаний приобретает эффективность близкую к нулевой.

Конкретные действия. Смотри пункт 1.

3. Бюрократизация учебного процесса

Общая идея. Армейская мудрость гласит: чтобы солдату в голову не приходили дурные мыcли, он должен быть постоянно занят; не важно чем, главное – занят. Чтобы в головы педагогов не проникли хорошие и умные мыли, они тоже должны быть постоянно заняты какой-нибудь пустой и тупой работой. Поскольку красить траву в среде преподавателей как-то не принято, нужно изобрести аналог «покраски травы» для профессуры.

Конкретные действия. Аналогом «покраски травы» в ВУЗах может быть заполнение бесчисленных и никому не нужных бумаг и отчетов. Каждый год надо менять формы основных документов, чтобы всю документацию надо было переделывать заново. Но педагоги (особенно советской закалки) – люди вредные, упертые и стойкие. Даже в бессмысленном деле они запросто могут найти творческую составляющую. Чтобы исключить эту возможность необходимо в документооборот ввести элемент авральности: около 30% всех бумаг следует требовать предоставить срочно и с-сегодня-на-завтра.

4. Либерализация учебного процесса

Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения. Давайте вспомним старые фильмы с Брюсом Ли и Ван Даммом или учителя «Белый лотос» из кинофильма-гротеска «Убить Билла 2». Помните, как там учителя учили своих учеников? Результата был – ого-го! Для снижения качества образования необходимо максимально либерализовать учебный процесс. Человек — существо ленивое (студент – в особенности), поэтому студенту, вырвавшемуся из под контроля школы и родителей и не попавшему в другую систему контроля, будет явно не до учебы.

Конкретные действия. Свободное (пусть не de jure, но de facto) посещение лекций, выбор студентами педагогов, неограниченное количество пересдач экзаменов и зачетов, минимальное отчисление (в идеале – вообще избавиться от явления отчисления) студентов. Побольше капустников, КВНов, конкурсов красоты и т.п.

5. Разрушение интеллектуальной атмосферы

Общая идея. В ВУЗе лекции и семинары – это не главное. Главное – это создание образовательного поля. Именно поэтому западные ВУЗ охотятся за нобелевскими лауреатами и известным учеными и готовы платить им килобаксы просто за факт присутствия. Почему учёные любят ездить на конференции и симпозиумы (на которых, по правде говоря, больше «тусуются» и «выпивают», чем обсуждают научные проблемы)? Да потому, что они там становятся умнее! Сотня светлых голов в одном месте создает уникальное «поле ума»; попавшие в это поле люди умнеют на глазах и рождают хорошие идеи. Однако это интеллектуальное поле легко разрушается под действием низкоуровневых вибраций. Достаточно ввести в это поле десяток идиотов и пиши «пропало» – поля больше нет. Если идиотов будет больше, то они уже начинают создавать свое поле идиотства, в котором люди глупеют.

Конкретные действия. Необходимо устранить заслоны, препятствующие приему в ВУЗы идиотов, бескультурных, агрессивных личностей. Для этого необходимо:

— лишить педагогов ВУЗов права отбирать студентов самостоятельно,
— сделать прием в ВУЗы безличным (элементарный фейс-контроль легко выявляет вышеуказанные патологические типы),
— снизить порог поступления до уровня двоечника (для этого надо увеличить набор студентов).

Чтобы повышение количества обучаемых не потребовало дополнительных бюджетных средств, делаем следующее: излишки студентов должны сами оплачивать свое обучения, количество преподавателей не увеличивать, увеличить нагрузку каждому педагогу (это поможет реализации пунктов 1 и 3 программы). Увеличение количества студентов, приходящихся на одного педагога, выгодно еще и потому, что обезличивает учебный процесс, превращая его в потогонный конвейер.

6. Подбор руководящих кадров

Общая идея. На высшие руководящие должности в системе образования необходимо расставить людей, не соответствующих этим должностям. При правильном подборе и расстановке кадров скорый развал системы гарантирован.

Конкретные действия. Кого следует назначать на высшие руководящие должности в системе образования? Во-первых, людей, которые не пользуются авторитетом и уважением в среде своих коллег. Во-вторых, «крепких хозяйственников», но не мыслителей, которые в состоянии сформировать целостное представление о сложных системах. В-третьих, людей серых, не имеющих талантов и достижений; в этом случае они будут понимать, что целиком и полностью обязаны своему покровителю и будут идеально повиноваться и хранить тайну.

Для дестабилизации системы образования особенно ценными являются следующие психологические типы: тупые, амбициозные, гиперактивные, агрессивные, трусливые, соглашатели, алчные.

7. Маскировка

Общая идея. Чтобы программа разрушения образования не встретила сопротивление общественности, ее необходимо замаскировать. Врать надо по-крупному. Социальная психология утверждает: чем чудовищнее обман – тем легче в него поверят. Люди склонны думать, что их могут обмануть плохие люди (враги) исподтишка и по мелочам, но мало кто готов поверить, что их обманывают хорошие люди (свои), внаглую и по-крупному.

Конкретные действия. Во-первых, в СМИ необходимо создавать непрерывный информационный шум о модернизации, инновации, болонизации и т.п. Для этого можно успехи отдельных личностей (победы на олимпиадах, конкурсах и т.п.) выдавать за успехи системы в целом. Во-вторых, необходимо отвлекать внимание общественности на второстепенные вопросы. Для этого периодически следует затеивать бессмысленные реформы: менять 5-бальную систему оценок на 10- или 20-бальную, менять количество лет обучение то с 4 на 5, то с 5 на 4; сначала вводить, а потом отменять баклавариат, магистратуру, профильное обучение и т.п.; предлагать сокращать или удлинять (недовольные в любом случае найдутся) летние каникулы и т.п. Пусть в борьбе против второстепенных нововведений активная часть педагогов утилизирует и распыляет свою протестную энергию.

Замечания к программе

Данная программа рассчитана на 5-10 лет. После этого срока начинают действовать механизмы положительной обратной связи (когда выпускники ВУЗов сами идут преподавать в школы и ВУЗы, писать учебники и т.п.). После этого деградация образовательной системы приобретает необратимый и самоподдерживающийся характер. Вот собственно и все. Как видите – ничего сложного.

Автор статьи: Д.Б. Сандаков (Январь 2013, г. Минск)
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Dragon 04.04.2016 в 17:04:41   # 508570
забанен до 14.04.2030 09:48:04
читал где-то уже
  Manitu 04.04.2016 в 17:09:18   # 508571
Нам регрессоры не нужны, мы сами справляемся.
  МарычЪ 04.04.2016 в 17:10:24   # 508572
Есть метод проще описанный Рэй Брэдбери в 1953 году роман «451 градус по Фаренгейту» который рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём — вместе с жилищами владельцев. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом,восторгаются только материальными ценностями.

З.Ы. это только лишь моё видение
  vladtr 04.04.2016 в 17:28:14   # 508576
Цитата: МарычЪ от 04.04.2016 17:10:24
Есть метод проще описанный Рэй Брэдбери в 1953 году роман «451 градус по Фаренгейту» ...
восторгаются только материальными ценностями.

Точно сказано, что и сейчас у нас происходит.
На первом месте материальное - деньги.
  Лялька 04.04.2016 в 17:44:13   # 508580
Интересная статья... Дариге надо дать почитать...
  Dragon 04.04.2016 в 17:48:01   # 508582
забанен до 14.04.2030 09:48:04
Цитата: Лялька от 04.04.2016 17:44:13
Интересная статья... Дариге надо дать почитать...


Она как раз таки уже читала, скорее всего
  Manitu 04.04.2016 в 17:48:32   # 508583
Цитата: Лялька от 04.04.2016 17:44:13
Интересная статья... Дариге надо дать почитать...

Походу они её давно уже прочитали и даже взяли на вооружение.
  AlexOm 04.04.2016 в 18:28:45   # 508587
Нужно просто вернуться к советской системе образования, возможно немного доработанной. Но только немного.
  портфил 04.04.2016 в 18:32:16   # 508588
забанен до 28.08.2030 00:06:59
Цитата: AlexOm от 04.04.2016 18:28:45
Нужно просто вернуться к советской системе образования, возможно немного доработанной. Но только немного.


при нынешних условиях , БЮДЖЕТ не выдержит " систему образование СССР"

ибо, тогда в прошлом, всё варилось с собственном гос.котле, а нынче в настоящем очень многое - частное

на и по чесноку говоря , ДЕТИ- уже не те , времена другие
  bolatbol 04.04.2016 в 19:09:15   # 508600
Quote:
при нынешних условиях , БЮДЖЕТ не выдержит " систему образование СССР"

Значит надо глубже реформировать.
1. Заручиться поддержкой Путина
2. Создать объединенный штаб КНБ, МВД, МО.
3. Пересмотреть итоги приватизации, вернуть в госсобственность все имеющие криминальную составляющую при продаже предприятия.
4. Ужесточить требования к иностранным недропользователям, повысить акцизы, налоги, штрафы и пошлины, чтобы они продали активы по цене покупки, заплатили ущерб и выехали вон.
5. На средства от продажи СВОЕЙ нефти и прочего восстановить разваленные предприятия, нанять и обучить безработных.
6. Ввести пошлины на импорт, чтобы не демпинговали.
7. Провести жесткую аттестацию преподавателей и гнать метлой невежд, принять молодых, поднять оплату труда в разы.
8. Вернуться к советской системе образования, методике, учебникам по техническим наукам, партийной опеке и контролю.
  bozon house 04.04.2016 в 19:27:32   # 508604
Цитата: bolatbol от 04.04.2016 19:09:15
Quote:
при нынешних условиях , БЮДЖЕТ не выдержит " систему образование СССР"

Значит надо глубже реформировать.
1. Заручиться поддержкой Путина
2. Создать объединенный штаб КНБ, МВД, МО.
3. Пересмотреть итоги приватизации, вернуть в госсобственность все имеющие криминальную составляющую при продаже предприятия.
4. Ужесточить требования к иностранным недропользователям, повысить акцизы, налоги, штрафы и пошлины, чтобы они продали активы по цене покупки, заплатили ущерб и выехали вон.
5. На средства от продажи СВОЕЙ нефти и прочего восстановить разваленные предприятия, нанять и обучить безработных.
6. Ввести пошлины на импорт, чтобы не демпинговали.
7. Провести жесткую аттестацию преподавателей и гнать метлой невежд, принять молодых, поднять оплату труда в разы.
8. Вернуться к советской системе образования, методике, учебникам по техническим наукам, партийной опеке и контролю.
Это программа какой партии?
  bolatbol 04.04.2016 в 19:37:32   # 508606
Quote:
Это программа какой партии?

Мое видение выхода из кризиса.
Могу поспорить по пунктам. Поддержка мистера Пу нужна из-за противодействия Запада. Предприятия нужны для поддержки штанов и трудоустройства "учителей". Молодых с оплатой 1000-2000 у.е. можно набрать с элитных ВУЗов.
Вся эта канитель только для того, чтобы рядом с нами и нашими потомками жили умные, адекватные, обеспеченные граждане, которые не дадут себя одурачить хитрым капиталистам.
  Marvel 04.04.2016 в 19:42:26   # 508607
Bolatbol, чтобы осуществить все это, кого нужно поменять?
  bozon house 04.04.2016 в 19:44:03   # 508608
Молодых с оплатой 1000-2000 у.е. можно набрать с элитных ВУЗов. Ишь ты, а может для начала этих элитных годика на 3 в народ по профилю на 60-70 кусков опыта набраться?
  bozon house 04.04.2016 в 19:44:41   # 508609
Цитата: Marvel от 04.04.2016 19:42:26
Bolatbol, чтобы осуществить все это, кого нужно поменять?
Я вас умоляю...
  Денис222 04.04.2016 в 20:12:44   # 508618
Если в стране будет много - много умных голов, как "банан" со своими вассалами будет таковыми управлять?
  Софруджу 04.04.2016 в 20:17:00   # 508620
Увы! И ах! И ещё добавлю - и занимайтесь побольше очковтирательством. Выдавайте дипломы студентам, едва умеющим читать, ставьте побольше хороших оценок, ведь кругом одни родственники и односельчане проректоров, деканов и пр,создавайте "английские" группы из студентов, не знающих английский и погромче отчитывайтесь о количестве таких групп, делайте вид, что все школы аттестованы с 97% успевающих и т.д. и т.п.
  nlog 04.04.2016 в 20:52:10   # 508635
А этот цикл романов братьев Стругацких (Обитаемый остров, Жук в муравейнике, Волны гасят ветер)отлично получился, есть над чем задуматься.
  Викторовна 05.04.2016 в 00:03:36   # 508668
bolatbol , Вы романтик. Но мне очень близки и понятны Ваши мысли.
  Absolute 05.04.2016 в 01:50:29   # 508671
Цитата: bolatbol от 04.04.2016 19:09:15
Quote:
при нынешних условиях , БЮДЖЕТ не выдержит " систему образование СССР"

Значит надо глубже реформировать.
1. Заручиться поддержкой Путина
2. Создать объединенный штаб КНБ, МВД, МО.
3. Пересмотреть итоги приватизации, вернуть в госсобственность все имеющие криминальную составляющую при продаже предприятия.
4. Ужесточить требования к иностранным недропользователям, повысить акцизы, налоги, штрафы и пошлины, чтобы они продали активы по цене покупки, заплатили ущерб и выехали вон.
5. На средства от продажи СВОЕЙ нефти и прочего восстановить разваленные предприятия, нанять и обучить безработных.
6. Ввести пошлины на импорт, чтобы не демпинговали.
7. Провести жесткую аттестацию преподавателей и гнать метлой невежд, принять молодых, поднять оплату труда в разы.
8. Вернуться к советской системе образования, методике, учебникам по техническим наукам, партийной опеке и контролю.


Ассалам алейкум Болатбол.

Первое - прежде чем давать советы, стоит изучить вопрос глубже чем уровень обывательских познаний.
Второе - прежде чем начинать изучать какой-либо материал, стоит удостовериться в подлинности его происхождения. Это к теме "втирательства очков".
Третье - если вы не сведущий человек в сфере, в которой пытаетесь дать совет, вы только наносите вред.

Четвертое и самое главное, как в системе образования так и вне ее. Всегда в первую очередь нужно заниматься собой, потом только окружающими.

Честь имею.
  Софруджу 05.04.2016 в 08:45:51   # 508677
Болатбол, конечно, обыватель и неспециалист. Тем хуже. Что простой обыватель видит то, что в упор не видят министры, или видят, но специально усугубляют ситуацию
  realistnk 05.04.2016 в 14:00:19   # 508813
надо в парламент
  petropavlovs 05.04.2016 в 17:55:57   # 508891
А я то думаю. Откуда у Дариги такие гениальные идеи. Интересно какая падла ей эту книженцию подкинула?
  Marvel 05.04.2016 в 23:19:18   # 508978
Bolatbol все правильно говорит. Это все понимают. Это жизненно необходимо Казахстану. Иначе дальше будет только хуже. Полностью с ним согласен
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь