Палубный истребитель Су-33 (Су-27К, Т-10К)
Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 11 Мая 2007 в 10:12:38

Самолет Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В на-стоящее время это единственный самолет данного класса, имеющийся на вооружении России.

В 1972 г. в Невском ПКБ был разработан аванпроект атомного авианосца водоизмещениeм порядка 80000 т для использования самолетов с катапультным взлетом (пр. 1160). Первоначально его предполагалось оснастить истребителями корабельного базирования МиГ-23A («оморяченный» МиГ-23МЛ), корабельными бомбардировщиками Су-24К, а также противолодочными самолетами П-42 ОКБ Г.М.Бериева). Однако в 1973 г. ОКБ П.О.Сухого предложило для авианосца более рациональное (относительно критерия «эффективность-стоимость») семейство унифицированных палубных самолетов Т-12 «Буран», выполненное на основе проекта существовавшего в то время лишь на бумаге истребителя Т-10. Предполагалось разработать одноместный истребитель-перехватчик «Молния-1». двухместный многоцелевой истребитель «Молния-2», двухместный штурмовик «Гроза» с разнообразным ракетно-бомбовым вооружением (в том числе и двумя перспективными аэробаллистическими ракетами Х-12, предназначенными для поражения авианосных ударных групп), а также двухместный разведчик «Вымпел». Взлет самолетов семейства «Буран» с палубы авианосца должен был выполняться при помощи паровой катапульты с использованием жесткой сцепки передней опоры шасси с челноком катапульты или посредством «уздечки» (тросового соединения крыла с челноком).

Однако в силу ряда политических и экономических причин работы по проекту 1160 были приостановлены. Очевидно, сказалось и то, что в 1976 г. не стало наиболее влиятельных сторонников строительства авианосца - министра обороны А.А.Гречко и министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутомы.

По тем же причинам не получил развитие и проект 1153 - атомный авианосец водоизмещением 70000 т, оснащенный самолетами Су-27К, МиГ-23К (модификация МиГ-23А с более мощным двигателем Р-100, крылом увеличенной площади и системой дозаправки топливом в воздухе) и Су-25К.

В 1977 г. принимается правительственное решение о строительстве пятого авианесущего крейсера (проект 1143.5), имеющего увеличенное водоизмещение и оснащенного катапультами и аэрофинишерами. В состав корабельной авиагруппы планировалось включить истребители вертикального взлета и посадки Як-41, вертолеты Ка-27, а также самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой - истребители Су-27К и МиГ-29К, штурмовик Су-25К и самолет ДРЛО Ан-71.

В 1978 г. ОКБ П.О.Сухого подготовило аванпроект корабельного варианта истребителя Су-27 (еще в первоначальной конфигурации, соответствующей конфигурации самолета Т-10), получившего обозначение Су-27К (Т-12). Самолет предполагалось оснастить складывающимся крылом, тормозным гаком и усиленным шасси. Предусматривались меры по дополнительной антикоррозийной защите планера и силовой установки.

Однако в 1981 г. по требованию Генштаба водоизмещение пятого авианосца (пр.1143.5) было решено сократить. Одновременно отказались и от применения катапульт. В результате потребовались поиски новых средств обеспечения горизонтального взлета. Первоначально рассматривалась возможность использования стартовых твердотопливных ускорителей. Но в дальнейшем ОКБ Сухого и Микояна, а также ЦАГИ и ЛИИ предложили для взлета самолетов, обладающих большой тяговооруженностью, применить стартовый трамплин.
В середине 1982 г. третий прототип Су-27 - самолет Т10-3, пилотируемый летчиком-испытателем Н.Ф.Садовниковым, совершил первые взлеты с наземного трамплина, а в 1983 г. эта машина, уже оснащенная тормозным гаком, участвовала в отработке методики посадки на палубу с использованием аэрофинишера (летали В.Г.Пугачев и Н.Садовников). В 1981 г. проект тяжелого авианесущего крейсера «1143.5» был в очередной раз пересмотрен - его водоизмещение вновь выросло до 55000 т. Окончательно определился и состав авиагруппы - Су-27К, МиГ-29К и Як-41М. Вместо Ан-71 было решено использовать вертолет ДРЛО на базе Ка-27 (Ка-31}.

В 1983 г. в ОКБ П.О.Сухого приступили к оценкам возможности взлета истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5).
Работы по созданию истребителя корабельного базирования Су-27К (Т-10К) развернулись под руководством главного конструктора К.Х.Марбашева (с 1989 г. главный конструктор корабельной авиации в ОКБ имени П.О.Сухого). Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Эскизный проект Т-10К был утвержден в феврале 1985 г.

Тем временем, вслед за тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) проекта 1143.5 был заложен однотипный корабль (пр. 1143.6), получивший впоследствии имя «Варяг«. В дальнейшем был заложен более крупный и совершенный авианесущий крейсер пр. 1143.7 «Ульяновск» с ядерной силовой установкой и тремя паровыми катапультами. Советские тяжелые авианесущие крейсера несли меньшее число палубных самолетов, чем американские многоцелевые авианосцы. Однако, в известной мере, их боевые возможности можно было уравнять, оснастив ТАВКР многоцелевыми самолетами, способными вести борьбу как с самолетами противника, так и с его надводными кораблями. Для этого в состав вооружения истребителя предполагалось включить противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, а также корректируемые и свободнопадающие бомбы.

Корабельная машина отличалась от Су-27 берегового базирования аэродинамической схемой «продольный интегральный триплан» - сочетанием обычного горизонтального хвостового оперения с передним горизонтальным оперением (ПГО). Предварительные исследования модификации самолета Су-27 подобной схемы были начаты в ОКБ еще в 1977 г. ПГО служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающим» на крыле при полете самолета на больших углах атаки. Однако продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и СибНИА, выявили наличие ряда проблем с обеспечением управляемости самолета в продольном канале на некоторых углах атаки, что потребовало дополнительных исследований.

Весной 1982 г. аэродинамиками был, наконец, отработан вариант ПГО, пригодный для установки на самолет Су-27, и в мае 1985 г. опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая летчиком-испытателем В.Г.Пугачевым, впервые поднялась в воздух. Ее испытаниями руководил ведущий инженер Г.С.Кузнецов. Полеты подтвердили ожидаемое улучшение взлетно-посадочных характеристик (что было особенно важно для корабельного самолета), а также характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Т10-24 стал «предтечей» палубного истребителя Су-27К (Су-33), а также других модернизированных машин семейства «Су-27».

Кроме изменений в аэродинамической компоновке, Су-27К имел доработанные систему дистанционного управления и гидросистему. Консоли крыла и стабилизатора, а также штанга ПВД были выполнены складными. Односекционный флаперон заменили двухсекционным закрылком с углом отклонения 45 град, и зависающим элероном. Увеличилась площадь отклоняемого носка крыла (который выполнили трехсекционным). Было значительно усилено шасси, обеспечивающее амортизацию при посадке без выравнивания в условиях качки корабля. Все опоры шасси оборудовали узлами швартовки и буксировки корабельными средствами. На передней опоре разместили дополнительные посадочные фары и трехцветный сигнализатор положения самолета на глиссаде. Под укороченной хвостовой частью установили тормозной гак с демпфером, исключающим удар гака о конструкцию самолета при зацеплении за трос аэрофинишера. Самолет получил систему дозаправки топливом в полете и ряд других усовершенствований, определяемых его целевым назначением.

Меры по «оморячиванию» самолета привели к увеличению его посадочной массы на 2500 кг. Первый полет опытного истребителя корабельного базирования Т10-К1 состоялся 17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году был построен второй прототип - Т10К-2. 1 ноября 1989 г. этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев, а 21 ноября он впервые посадил Т10-К2 на палубу крейсера в ночных условиях.

В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота. В октябре 1994 г. государственные испытания самолета были завершены. Официально истребитель под обозначением Су-33 был принят на вооружение ВМФ России Указом Президента РФ от 31 августа 1998 г.

Первым «боевым крещением» Су-27К (Су-33) стал поход в составе авиакрыла ТАВКР в Центральную Атлантику и Средиземное море, начавшийся 24 декабря 1995 г. (на корабле базировалось 10 истребителей, а также летательные аппараты других типов).

В начале 2000 г. на Северном флоте впервые было создано авианосное крыло в составе 36 истребителей Су-33, приписанное к ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов». В настоящее время при решении задач завоевания господства в воздухе Су-33 может считаться лучшим в мире серийным истребителем корабельного базирования. Он превосходит основной палубный истребитель ВМС США Макдоннелл-Дуглас F/A-18C/D «Хорнит» и перспективный истребитель F/A-18E/F «Супер Хорнит» практически по всем основным летно-техническим характеристикам, а также по возможностям бортового комплекса вооружения при ведении борьбы с воздушными целями. Палубный истребитель Грумман F-14D «Томкэт», оснащенный более мощной, чем у Су-33, БРЛС и ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 «Феникс», значительно уступает Су-33 по маневренным и разгонным характеристикам, а также боевому радиусу действия. Серийный выпуск Су-33 продолжается авиационно-производственным объединением в Комсомольске-на-Амуре. Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию самолета. Придание Су-33 функции многоцелевого истребителя признано одним из пяти наиболее приоритетных направлений развития морской авиации России в ближайшие годы.

В результате модернизации («идеологически» близкой модернизации самолетов семейства Су-27) корабельный истребитель должен получить новую многофункциональную импульсно-доплеровскую БРЛС (корпорация «Фазотрон-НИИР» предложила для установки на Су-33 радиолокационные станции с фазированной антенной решеткой «Жук-М» или «Сокол»). Предполагается, что в дальнейшем самолет будет оснащен цифровой электродистанционной системой управления.

Новое информационно-управляющее поле кабины будет выполнено с использованием крупноформатных многофункциональных цветных экранных индикаторов на жидких кристаллах.
Вооружение истребителя предполагается дополнить ракетами класса «воздух-воздух» нового поколения Р-77 (РВВ-АЕ), УР класса «воздух-поверхность» с телевизионным и лазерным наведением, тактическими противокорабельными (Х-31А) и противорадиолокационными (Х-31П) ракетами, корректируемыми и управляемыми авиабомбами, а также другими перспективными средствами поражения.

В дальнейшем противокорабельный потенциал Су-33 может существенно возрасти благодаря оснащению его перспективной противокорабельной оперативно-тактической ракетой «Оникс». Ее экспортный вариант, известный под названием «Яхонт», был впервые продемонстрирован на авиационной выставке «МАКС-99» в г. Жуковский. Каждый самолет может нести три такие ракеты, способные поражать надводные цели любых типов на дальности более 300 км.

ТТХ

Модификация Су-33
Размах крыла, м 14,70
Длина самолета, м 21,19
Высота самолета, м 5,93
Площадь крыла, м2 62.00
Масса, кг:-
пустого самолета, 16000
нормальная взлетная 22500
максимальная взлетная 32000
Масса топлива, кг 9400
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-31Ф
Максимальная тяга, кН-
бесфорсажная 2 х 74,53
форсажная 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч:-
у земли 1400
на большой высоте 2300 (М=2,2)
Практический потолок, м 17000
Практическая дальность, км 3000
Длина разбега, м 650-700
Длина пробега, м 620-700
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: 30 мм пушка ГШ-301 (150 патронов).
Максимальная боевая нагрузка - 6500 кг.
Ракетное вооружение имеет 12 узлов подвески. Может устанавливаться
до 2 УР класса воздух-воздух увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ, до 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27, РВВ-АЕ, и Р-27Т, до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН.
Противокорабельная УР Москит большой дальности


Фото


800x600
(68,23 Кб)

1200x834
(97,1 Кб)

1200x791
(99,7 Кб)

1200x672
(52,33 Кб)

1446x1860
(495,6 Кб)

1200x590
(56,79 Кб)

1200x811
(51,12 Кб)

1200x519
(32,23 Кб)

1024x745
(133,44 Кб)

700x413
(40,45 Кб)

700x473
(50,87 Кб)

700x329
(36,68 Кб)

700x286
(34,08 Кб)

722x395
(46,17 Кб)

700x365
(38,29 Кб)

600x360
(50,58 Кб)

600x362
(27,51 Кб)

600x374
(50,86 Кб)

700x306
(57,67 Кб)

700x380
(44,03 Кб)

500x508
(72,97 Кб)

1200x1120
(219,82 Кб)

898x1200
(79,47 Кб)

700x527
(22,2 Кб)

500x808
(14,32 Кб)

700x467
(12,32 Кб)

700x486
(21,35 Кб)

1200x795
(65,73 Кб)

900x636
(76,59 Кб)
Комментарии, по рейтингу, по дате
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь