Пора платить по факту

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
dead 07 Декабря 2007 в 08:45:52
Казахстан хочет получать гораздо больше прибыли от высоких цен на сырье. Для этого Минфин предлагает ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который, по убеждению вице-министра финансов Даулета Ергожина, является не пересмотром раннее заключенных контрактов, а лишь корректировкой налогообложения, что законом не запрещается.

Как сообщил «&» г-н Ергожин, Казахстан планирует ввести новый налог – НДПИ - вместо ныне действующего рентного налога. По его словам, Минфин и Налоговый комитет в соответствии с распоряжением премьер-министра создали рабочую группу, которая прорабатывает вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство. «Введение НДПИ - инициатива рабочей группы. Мы предлагаем правительству внести изменения в Налоговый кодекс и убрать рентный налог, который показал свою несостоятельность, так как за 9 месяцев текущего года по нему собрано по нефтяной отрасли лишь чуть более 500 млн. тенге. На фоне роста мировых цен на сырье мы не видим его эффективности», - отметил г-н Ергожин.

По словам вице-министра, НДПИ обеспечит республику стабильными доходами от минеральной сырьевой базы Казахстана, которая по праву принадлежит нашей стране. Предлагаемый налог аналогичен тому, который действует в России, уточнил он. Размер НДПИ будет зависеть от объемов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, отметил чиновник. «Соответствующие изменения разработаны, заканчиваем последние расчеты. В текущем месяце внесем их на рассмотрение в правительство. В первом квартале следующего года они поступят на обсуждение в парламент. По плану, поправки должны вступить в силу в 2009 году», - рассказывает г-н Ергожин.

По информации вице-министра, НДПИ будет распространяться на всех недропользователей. «Новый налог будет взиматься с любой добычи, независимо от режима пользования: СРП это или лицензионное соглашение», - сказал он. «На сегодняшний день, я думаю, и многие мои коллеги согласятся, что это правильно. В тот момент, когда растут цены на минеральное сырье во всем мире, Казахстан - владелец сырьевой базы - должен получать адекватную прибыль и извлекать рентный доход. Почему мы должны делиться этой прибылью безгранично, безраздельно?» - удивляется г-н Ергожин. При этом, подчеркивает он, старые контракты однозначно пересматриваться не будут: «Останутся контракт на разведку, добычу, лицензия».

Чиновника поддерживает Меруерт Махмутова, директор Центра изучения общественных проблем: «Новый налог призван увеличить доходы бюджета. Таким образом пытаются защитить интересы государства и изымать часть прибыли, получаемую благодаря высоким ценам на нефть». Экономист Канат Берентаев тоже считает, что введение НДПИ - правильное решение. Однако он сомневается, что распространяться НДПИ будет на всех недропользователей. «В рамках СРП налогообложение оговорено юридически, оно имеет особый режим и ставки. Введение же нового налога фактически потребует пересмотра раннее заключенных контрактов», - говорит он «&».

Г-н Ергожин, напротив, уверен, что изменение налоговой ставки не означает пересмотра контрактов. «Казахстан за годы суверенитета ни разу не поднимал вопросов о пересмотре контрактов или национализации активов. Такие вопросы пресекались, и будут пресекаться», - подчеркнул он. По его словам, нестабильность взаимоотношений Казахстана с инвесторами связана с тем, что отдельные недропользователи, используя свои контракты, платят налоги выборочно, а это недопустимо. «Когда мы начинаем им говорить, что вы должны платить такие-то ставки, использовать такую-то систему администрирования, они начинают кричать во всеуслышание, что их собираются национализировать, что мы ущемляем их права и стабильность», - рассказывает чиновник. Но это не так, подчеркивает вице-министр.

По словам партнера Clyde&Co Пола Тернера, любая попытка упразднить СРП будет, скорее всего, с недовольством встречена инвесторами. «Но правительство должно иметь право регулировать свои налоговые отношения с инвестором на свое усмотрение. Оно не может их просто заморозить и не вносить в них никаких изменений. В большинстве случаев у правительства уже есть какие-то определенные контрактные взаимоотношения с инвесторами, в рамках которых инвесторам гарантируется определенный уровень стабильности», - говорит он в интервью «&». В любом случае в соглашении или контракте должно быть оговорено: «если и будут какие-то изменения, то инвестор имеет право на определенный уровень экономической прибыли, какую он предусматривал по контракту», считает г-н Тернер.

В Казахстане сложилась достаточно сложная ситуация сотрудничества инвесторов и государства, отмечает Лариса Щенникова, завкафедрой гражданского права Кубанского государственного университета. Инвесторы здесь, по ее словам, привыкли на протяжении долгих лет жить в особом режиме, который им предоставило само государство. «В России в таких масштабах этого никогда происходило. У нас есть налоговый кодекс, где прописан специальный режим налогообложения. Наше законодательство, по крайней мере, защищает государственные интересы», - говорит она «&». Казахстан, по ее мнению, сегодня встал на аналогичный путь - соблюдения баланса интересов государства и недропользователей. «Законодательство не может быть стабильным, оно все равно является динамичным. Упразднения СРП в Казахстане не будет, это невозможно. Другое дело, что по закону в рамках таких договоров не должны регулироваться вопросы налогообложения. Это неправильная ситуация, когда главным содержанием договора становятся вопросы налогов», - считает г-жа Щенникова.

Налог нужен, вот только много времени упущено, сокрушается г-жа Махмутова. «Россия смогла реально воспользоваться высоким уровнем нефтяных цен, взимая экспортную пошлину. Например, с 1 октября российская пошлина на экспорт нефти марки Urals составляет $250,3 за тонну. В целом же принятие во внимание объемов добычи и мировых цен при налогообложении верно», - полагает эксперт.

Тимур Ильясов, Айжан Шалабаева
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь