Еще раз о болезнях роста казахстанской уммы
admin 07 Октября 2009 в 14:41:34
Казахстан получил в наследство от Советского Союза многое. Духовное управление мусульман - одно из таких наследств. Еще в 1943 году в Ташкенте было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) - структура, ставшая одной из форм контроля уммы в условиях светского государства. Однако с распадом Советского Союза в Казахстане возникла необходимость создания собственного Духовного управления.
Так на заре независимости возникло Духовное управление мусульман Казахстана. Хотя имамы ДУМК выдают себя за представителей "официального духовенства", являющегося частью государственного аппарата, а председатель данной организации именует себя "Верховным муфтием", юридически это не соответствует условиям светского государства.
Как сказано в Конституции РК, по нашим законам государство отделено от религии. Фактическое название ДУМК - Республиканское религиозное объединение "Духовное управление мусульман Казахстана". По своей сути в юридическом плане оно находится на одном уровне с другими подобными неправительственными организациями.
C падением "железного занавеса" в нашу страну большим потоком хлынули миссионеры и пропагандисты всевозможных течений, среди которых было немало и представителей "чистого ислама", пришедших к нам из зарубежья. В условиях роста популярности Ислама имамы ДУМК оказались не способными дать отпор вызовам того времени, а именно оказать идеологическое противодействие иностранным пропагандистам и удовлетворить запросы мусульман страны.
ДУМК превратилось в некое бюро, регулирующее во многом вопросы ритуального характера: поминки, чтение Корана для усопших, сбор пожертвований, церемония заключения брака по Шариату и т. д. Со временем некомпетентность имамов ДУМК привела к тому, что в состав "официального духовенства" стали проникать последователи различных течений в особенности "салафиты", которые во многом начали оказывать сильное влияние на его позицию. Постепенно, ДУМК начало продвигать интересы не государства, а отдельных религиозных групп.
Начиная с 2008 года в Республиканском институте повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман Казахстана начал использоваться учебник под названием "Акида", то есть вероубеждение. Вот, что написано на 3-ей странице учебника, являющегося основой учебной программы по подготовке служителей Ислама:
"... Мазхабы вероубеждения (богословско-правовые школы в исламе - прим. Е. Х.) делятся на два вида: спасшиеся и обитатели ада. Спасшиеся - Ахли Сунна уаль-джамаа (приверженцы Сунны и согласия, общины; сунниты - прим. Е. Х.); обитатели Ада - Ахли бида’а (приверженцы нововведений в религии - прим. Е. Х.). … Поэтому, ахли Сунна в свою очередь делится еще на три ветви Салафия, Матуридия и Ашария. Эти три ветви рассматривают друг друга в качестве братьев-мусульман. На сегодняшний день, более 90% мусульман всего мира относят себя к Ахли сунна".
Впрочем, не удивительно, что специалисты ДУМК так рьяно стараются возвести "салафизм" в ранг классического учения в Исламе. Одним из таких специалистов указанного Института при ДУМК является Ахмеджан Исламов. В среде верующих мусульман г. Алматы его имя широко известно.
Шейх Ахмеджан - популярный "салафитский" проповедник в г. Алматы, который стоял у истоков зарождения этого учения в Казахстане. Еще в начале 2000-х гг. в бытность Мурата Мынбаева ректором Международного исламского университета "Руханият" Исламов был заведующим отделом агитации и пропаганды этого ВУЗа. Вот отрывок из его лекции от 09.09.2003 года, где он недвусмысленно дает знать о своей религиозной ориентации:
"Жамаат, мы сегодня получили имя "ваххабисты". Если вы, альхамдулилля, будете считать меня ваххабистом, то вы, аль-хамду лиЛлях, не ошиблись. … По воле Аллаха мы оказались с вами маленкой частью, поэтому будьте ваххабистами, не будьте в заблуждении".
Ахмеджан Исламов, как и в 2003 году, ведет курсы по Исламу в г.Алматы, только уже в качестве преподавателя в Республиканском институте повышения квалификации при ДУМК. Получается интересная картина. Он обучает имамов принципам "ваххабизма" по вышеуказанному учебнику, а они, в свою очередь, распространяют полученные знания на местах среди народа. Все это делается с молчаливого согласия ДУМК.
Кстати А. Исламов не единственный "салафит", работающий в системе ДУМК. Другим ярчайшим примером является имам мечети "Шубар" г. Астана Тоирджон Ибрагимов. Его жизнедеятельность уже описана на страницах Интернет-сайтов. Несмотря на имеющиеся факты, руководство ДУМК упорно закрывает глаза на деятельность одного из самых популярных "салафитских" проповедников Казахстана. Более того, официальное духовенство всячески поддерживает и поощряет пропагандистскую работу Ибрагимова.
Благодаря этой поддержке мечеть "Шубар" превратилась в один из самых больших центров по подготовке "салафитских" идеологов в Республике Казахстан. С 2008 года в ней прошли обучение несколько десятков последователей течения из различных областей страны. Только за месяц Рамадан в мечети "Шубар" прошло подготовку свыше 30 человек из Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Западно-казахстанской, Южно-казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и других областей, которые и сейчас живут и продолжают обучаться в стенах мечети.
ДУМК также тесно сотрудничает и с другими идеологами "салафизма", в частности с Дарыном Мубаровым. Этот молодой человек, прошедший обучение в Саудовской Аравии, на сегодняшний день является, пожалуй, самым передовым (и кстати самым красноречивым) казахскоязычным проповедником "салафизма".
19 сентября в Казахском национальном техническом университете состоялась встреча Д. Мубарова со студентами ВУЗа. От имени ДУМК, которое и организовало встречу, присутствовал заместитель главного имама по Медеускому району г. Алматы Бирлик Есмахан. На встречу с Дарыном собралось около 150 учащихся, которые на протяжении 2-х часов слушали его лекцию. Тема встречи "Любовь к Родине - от веры".
Однако эти меры по легализации "салафизма" меркнут по сравнению с результатами сотрудничества ДУМК с известным салафитским деятелем Мухамеджаном Тазабековым и возглавляемой им студией "Асыл арна".
Характер этого сотрудничества четко описан в письме председателя ДУМК Абсаттара Дербисали заместителю руководителя М. Ашимбаеву от 22 октября 2008 года. Так, говоря о мерах по пропаганде Ислама, А. Дербисалиев упоминает о создании ДУМК совместно со студией "Асыл Арна" программы "Ораза кабыл болсын", которая выходила в эфире национального телеканала в течение всего мусульманского месяца Рамадан. Далее А. Дербисали пишет: "… студия "Асыл арна" осуществляет свою работу в соответствии с политикой ДУМК. Руководство Попечительского совета студии осуществляется ДУМК (Председатель "Попечительского совета" - председатель ДУМК). Творческий и идеологический ориентиры, тематическая концепция студии также контролируется руководством ДУМК".
Из письма ясно, что ДУМК обеспечило "салафитам" свободный доступ в эфир национального канала, помогло сформировать позитивный имидж в глазах общественности. К примеру, личное участие некоторых авторитетных имамов и служителей ДУМК, таких как главный имам Жамбылской области Е. Косбагар, заведующий отделом религиозного и научного анализа ДУМК Е. Онгаров, главный имам г. Алматы М. Кулмухамед, заведующий отделом учебно-просветительского отдела А. Дауренбеков, заведующий отделом пропаганды и работы с сетью Интернет в теле и радио передачах М. Тазабекова ("Ораза кабыл болсын", "Иман нуры", "Кубыла") красноречиво свидетельствует о симпатии актива Духовного управления к деятельности М. Тазабекова.
Не удивительно, что при такой поддержке ДУМК М. Тазабекову, созданная им студия трансформировалась в телеканал "Асыл арна". 20 августа этого года в г. Алматы состоялось официальное его открытие на котором присутствовали А.Дербисали, депутат Мажилиса Парламента РК Бекболат Тлеуханов, заместитель акима г. Алматы С. Сейдуманов, олимпийский чемпион 2000 года по боксу Е. Ибраимов и, конечно же, директор телеканала Мухамеджан Тазабеков, которого А. Дербисали представил как близкого себе человека.
Когда-то М. Тазабеков был многообещающим айтыскером и пользовался большой популярностью. Позже он бросил айтыс. В большей степени этому способствовали брат его жены Бекболат Тлеуханов и Абдурахман Ескендир - председатель Международного благотворительного фонда им. Х. Алтая. Поэтому, М. Тазабеков был назначен на должность заместителя председателя фонда им. Х. Алтая, а еще позднее стал директором Жамбылского областного филиала Частного благотворительного фонда "Аль-Баракат". Затем М. Тазабеков создал студию "Асыл арна". Теперь, возглавив целый телеканал, он переживает новый взлет в своей карьере.
Хотя публика, собравшаяся на открытие телеканала "Асыл арна" и была хорошо осведомлена о взглядах М. Тазабекова, глава ДУМК все же попытался заверить общественность в обратном. Выступая перед собравшимися, А. Дербисали подчеркнул, что телеканал будет пропагандировать только устои ханафитского мазхаба - традиционной богословско-правовой школы народов Центральной Азии. Затем, А. Дербисалиев заставил выйти М. Тазабекова к микрофону и подтвердить сказанное публично.
Сегодня "Асыл арна" - абсолютно легальная структура, пользующаяся официальной поддержкой ДУМК, что дает возможность вести беспрепятственную пропаганду салафизма под крышей "официального духовенства". Кстати, на сайте телеканала ДУМК указано как один из его основных партнеров и кураторов.
Во-вторых, теперь у салафитов есть свой информационный рупор, посредством которого они будут защищать свои интересы. Иметь свое телевидение - роскошь, которую не все могут себе позволить.
В-третьих, значительно увеличиваются масштабы пропаганды "салафизма". Пока программы телеканала транслируют только по кабельному телевидению в Алматы. Но в планах - трансляция на весь Казахстан.
И, в-четвертых, если до этого "салафизм" пропагандировался посредством отдельных идеологов, книг и брошюр, то теперь его пропаганда перешла на более качественный уровень с использованием новейших информационных технологий. Не говорят ли эти факты о том, что наше "официальное духовенство" защищает интересы во многом деструктивного для страны течения.
Ержан Хусаинов, www.islam.ru
Так на заре независимости возникло Духовное управление мусульман Казахстана. Хотя имамы ДУМК выдают себя за представителей "официального духовенства", являющегося частью государственного аппарата, а председатель данной организации именует себя "Верховным муфтием", юридически это не соответствует условиям светского государства.
Как сказано в Конституции РК, по нашим законам государство отделено от религии. Фактическое название ДУМК - Республиканское религиозное объединение "Духовное управление мусульман Казахстана". По своей сути в юридическом плане оно находится на одном уровне с другими подобными неправительственными организациями.
C падением "железного занавеса" в нашу страну большим потоком хлынули миссионеры и пропагандисты всевозможных течений, среди которых было немало и представителей "чистого ислама", пришедших к нам из зарубежья. В условиях роста популярности Ислама имамы ДУМК оказались не способными дать отпор вызовам того времени, а именно оказать идеологическое противодействие иностранным пропагандистам и удовлетворить запросы мусульман страны.
ДУМК превратилось в некое бюро, регулирующее во многом вопросы ритуального характера: поминки, чтение Корана для усопших, сбор пожертвований, церемония заключения брака по Шариату и т. д. Со временем некомпетентность имамов ДУМК привела к тому, что в состав "официального духовенства" стали проникать последователи различных течений в особенности "салафиты", которые во многом начали оказывать сильное влияние на его позицию. Постепенно, ДУМК начало продвигать интересы не государства, а отдельных религиозных групп.
Начиная с 2008 года в Республиканском институте повышения квалификации имамов при Духовном управлении мусульман Казахстана начал использоваться учебник под названием "Акида", то есть вероубеждение. Вот, что написано на 3-ей странице учебника, являющегося основой учебной программы по подготовке служителей Ислама:
"... Мазхабы вероубеждения (богословско-правовые школы в исламе - прим. Е. Х.) делятся на два вида: спасшиеся и обитатели ада. Спасшиеся - Ахли Сунна уаль-джамаа (приверженцы Сунны и согласия, общины; сунниты - прим. Е. Х.); обитатели Ада - Ахли бида’а (приверженцы нововведений в религии - прим. Е. Х.). … Поэтому, ахли Сунна в свою очередь делится еще на три ветви Салафия, Матуридия и Ашария. Эти три ветви рассматривают друг друга в качестве братьев-мусульман. На сегодняшний день, более 90% мусульман всего мира относят себя к Ахли сунна".
Впрочем, не удивительно, что специалисты ДУМК так рьяно стараются возвести "салафизм" в ранг классического учения в Исламе. Одним из таких специалистов указанного Института при ДУМК является Ахмеджан Исламов. В среде верующих мусульман г. Алматы его имя широко известно.
Шейх Ахмеджан - популярный "салафитский" проповедник в г. Алматы, который стоял у истоков зарождения этого учения в Казахстане. Еще в начале 2000-х гг. в бытность Мурата Мынбаева ректором Международного исламского университета "Руханият" Исламов был заведующим отделом агитации и пропаганды этого ВУЗа. Вот отрывок из его лекции от 09.09.2003 года, где он недвусмысленно дает знать о своей религиозной ориентации:
"Жамаат, мы сегодня получили имя "ваххабисты". Если вы, альхамдулилля, будете считать меня ваххабистом, то вы, аль-хамду лиЛлях, не ошиблись. … По воле Аллаха мы оказались с вами маленкой частью, поэтому будьте ваххабистами, не будьте в заблуждении".
Ахмеджан Исламов, как и в 2003 году, ведет курсы по Исламу в г.Алматы, только уже в качестве преподавателя в Республиканском институте повышения квалификации при ДУМК. Получается интересная картина. Он обучает имамов принципам "ваххабизма" по вышеуказанному учебнику, а они, в свою очередь, распространяют полученные знания на местах среди народа. Все это делается с молчаливого согласия ДУМК.
Кстати А. Исламов не единственный "салафит", работающий в системе ДУМК. Другим ярчайшим примером является имам мечети "Шубар" г. Астана Тоирджон Ибрагимов. Его жизнедеятельность уже описана на страницах Интернет-сайтов. Несмотря на имеющиеся факты, руководство ДУМК упорно закрывает глаза на деятельность одного из самых популярных "салафитских" проповедников Казахстана. Более того, официальное духовенство всячески поддерживает и поощряет пропагандистскую работу Ибрагимова.
Благодаря этой поддержке мечеть "Шубар" превратилась в один из самых больших центров по подготовке "салафитских" идеологов в Республике Казахстан. С 2008 года в ней прошли обучение несколько десятков последователей течения из различных областей страны. Только за месяц Рамадан в мечети "Шубар" прошло подготовку свыше 30 человек из Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Западно-казахстанской, Южно-казахстанской, Карагандинской, Павлодарской и других областей, которые и сейчас живут и продолжают обучаться в стенах мечети.
ДУМК также тесно сотрудничает и с другими идеологами "салафизма", в частности с Дарыном Мубаровым. Этот молодой человек, прошедший обучение в Саудовской Аравии, на сегодняшний день является, пожалуй, самым передовым (и кстати самым красноречивым) казахскоязычным проповедником "салафизма".
19 сентября в Казахском национальном техническом университете состоялась встреча Д. Мубарова со студентами ВУЗа. От имени ДУМК, которое и организовало встречу, присутствовал заместитель главного имама по Медеускому району г. Алматы Бирлик Есмахан. На встречу с Дарыном собралось около 150 учащихся, которые на протяжении 2-х часов слушали его лекцию. Тема встречи "Любовь к Родине - от веры".
Однако эти меры по легализации "салафизма" меркнут по сравнению с результатами сотрудничества ДУМК с известным салафитским деятелем Мухамеджаном Тазабековым и возглавляемой им студией "Асыл арна".
Характер этого сотрудничества четко описан в письме председателя ДУМК Абсаттара Дербисали заместителю руководителя М. Ашимбаеву от 22 октября 2008 года. Так, говоря о мерах по пропаганде Ислама, А. Дербисалиев упоминает о создании ДУМК совместно со студией "Асыл Арна" программы "Ораза кабыл болсын", которая выходила в эфире национального телеканала в течение всего мусульманского месяца Рамадан. Далее А. Дербисали пишет: "… студия "Асыл арна" осуществляет свою работу в соответствии с политикой ДУМК. Руководство Попечительского совета студии осуществляется ДУМК (Председатель "Попечительского совета" - председатель ДУМК). Творческий и идеологический ориентиры, тематическая концепция студии также контролируется руководством ДУМК".
Из письма ясно, что ДУМК обеспечило "салафитам" свободный доступ в эфир национального канала, помогло сформировать позитивный имидж в глазах общественности. К примеру, личное участие некоторых авторитетных имамов и служителей ДУМК, таких как главный имам Жамбылской области Е. Косбагар, заведующий отделом религиозного и научного анализа ДУМК Е. Онгаров, главный имам г. Алматы М. Кулмухамед, заведующий отделом учебно-просветительского отдела А. Дауренбеков, заведующий отделом пропаганды и работы с сетью Интернет в теле и радио передачах М. Тазабекова ("Ораза кабыл болсын", "Иман нуры", "Кубыла") красноречиво свидетельствует о симпатии актива Духовного управления к деятельности М. Тазабекова.
Не удивительно, что при такой поддержке ДУМК М. Тазабекову, созданная им студия трансформировалась в телеканал "Асыл арна". 20 августа этого года в г. Алматы состоялось официальное его открытие на котором присутствовали А.Дербисали, депутат Мажилиса Парламента РК Бекболат Тлеуханов, заместитель акима г. Алматы С. Сейдуманов, олимпийский чемпион 2000 года по боксу Е. Ибраимов и, конечно же, директор телеканала Мухамеджан Тазабеков, которого А. Дербисали представил как близкого себе человека.
Когда-то М. Тазабеков был многообещающим айтыскером и пользовался большой популярностью. Позже он бросил айтыс. В большей степени этому способствовали брат его жены Бекболат Тлеуханов и Абдурахман Ескендир - председатель Международного благотворительного фонда им. Х. Алтая. Поэтому, М. Тазабеков был назначен на должность заместителя председателя фонда им. Х. Алтая, а еще позднее стал директором Жамбылского областного филиала Частного благотворительного фонда "Аль-Баракат". Затем М. Тазабеков создал студию "Асыл арна". Теперь, возглавив целый телеканал, он переживает новый взлет в своей карьере.
Хотя публика, собравшаяся на открытие телеканала "Асыл арна" и была хорошо осведомлена о взглядах М. Тазабекова, глава ДУМК все же попытался заверить общественность в обратном. Выступая перед собравшимися, А. Дербисали подчеркнул, что телеканал будет пропагандировать только устои ханафитского мазхаба - традиционной богословско-правовой школы народов Центральной Азии. Затем, А. Дербисалиев заставил выйти М. Тазабекова к микрофону и подтвердить сказанное публично.
Сегодня "Асыл арна" - абсолютно легальная структура, пользующаяся официальной поддержкой ДУМК, что дает возможность вести беспрепятственную пропаганду салафизма под крышей "официального духовенства". Кстати, на сайте телеканала ДУМК указано как один из его основных партнеров и кураторов.
Во-вторых, теперь у салафитов есть свой информационный рупор, посредством которого они будут защищать свои интересы. Иметь свое телевидение - роскошь, которую не все могут себе позволить.
В-третьих, значительно увеличиваются масштабы пропаганды "салафизма". Пока программы телеканала транслируют только по кабельному телевидению в Алматы. Но в планах - трансляция на весь Казахстан.
И, в-четвертых, если до этого "салафизм" пропагандировался посредством отдельных идеологов, книг и брошюр, то теперь его пропаганда перешла на более качественный уровень с использованием новейших информационных технологий. Не говорят ли эти факты о том, что наше "официальное духовенство" защищает интересы во многом деструктивного для страны течения.
Ержан Хусаинов, www.islam.ru
|