Мы – Они… Два народа на одну казахскую нацию?
MrX 22 Апреля 2010 в 10:12:20
Кто такие современные городские казахи? Носителями каких ценностей и установок они являются? В чем их конкурентные преимущества, а в чем слабость? Какова их роль в долгосрочном развитии страны? Ответы на эти вопросы в течение более трех часов пытались найти участники очередного заседания клуба Института политических решений.
Тема встречи звучала весьма провокационно: «Современные городские казахи: сознание, ценности, установки». Открывая ее обсуждение, писатель Канат Кабдрахманов подчеркнул, что на сегодняшний день казахский этнос разделился на две национальные группы: городских, в основном русскоязычных, казахов и казахов традиционалистского склада, то есть в основном сельских. Причем эти две части одного народа различаются не столько географически, сколько культурно.
- Это разделение произошло во второй половине ХХ века и вопреки ожиданиям не исчезло за два десятилетия нашей суверенной национальной жизни. Фактически мы представляем собой два различных субэтноса, чьи жизненные установки и стили жизни во многом отличны, — пояснил он.
Россия — враг?!
На взгляд доктора философских наук профессора Рустема Кадыржанова, городским казахом является «русифицированный казах — продукт имперской политики царской России, СССР, а также неоимперской политики современной России».
Основными ценностями этого «более продвинутого, модернизированного» казаха, по его утверждению, являются рациональное поведение, индивидуальность, стремление к образованию, стремление к карьере и личному успеху, ценность городской жизни и широкий взгляд на общество и мир. И относятся городские казахи к группе преимущественно русскоязычных.
- У нас полностью русифицированное сознание. Мы даже в развитии нашей культуры, искусства во многом опираемся на те образцы, паттерны, которые характерны для русского сознания, —считает Рустем Кадыржанов.
При этом перед городским казахом стоит дилемма: если он хочет находиться на позиции казахской культуры и языка, то должен соблюдать свою идентичность, а если хочет делать карьеру, получать хорошее образование, стремится к более высокой культуре, то, хочет того или нет, должен переходить на русский язык и культуру.
При этом г-н Кадыржанов назвал влияние городских казахов на национальное строительство в современном Казахстане отрицательным. Причины этого он видит, в частности, в низком уровне их национальной идентичности и в слабом этнонационализме — неспособности «объединиться под одной крышей» в политическое и культурное сообщество:
- Сейчас такого объединения политического, культурного сообщества у нас, к сожалению, нет. Из-за этого сейчас у нас происходит разделение, так сказать, на казахскую нацию и казахстанскую нацию. В результате получается сильное культурное противоречие. Допустим, по вопросу языка, по вопросу, например, ономастики и так далее.
Еще одной слабостью является «невыраженность другого». Под понятием «другого» он подразумевает исключительно важный для существования крепкой нации принцип «мы —они». И чем сильнее восприятие «другого», особенно как врага, тем сильнее восприятие «мы».
- Опыт постсоветских, постсоциалистических стран говорит, что этим «другим» для них была Россия. Именно через противопоставление с Россией, с русским, с русской культурой они самоутверждались. В этом смысле, думаю, Казахстан не должен быть исключением, — сказал Рустем Кадыржанов, подчеркнув, что только Запад, тюркский мир и Турция могут стать той единственной альтернативой, которая может прийти на смену политике ориентации на северного соседа.
Поэтому для национального строительства и формирования гражданской нации важно, по его мнению, чтобы казахская нация смогла «ассимилировать другие проживающие здесь нации»: «сформировавшаяся вот таким образом ассимилированность, сообщество — и будет гражданской нацией».
- Вы представляете, сколько столетий мы будем ассимилировать казахстанских русских? Казахстана просто не останется на карте Земли, — возразил ему писатель Канат Кабдрахманов.
- Вот так же рассуждали прибалтийские народы. Например, из трех прибалтийских народов самые русифицированные были латыши, но они сейчас ассимилируют русских, — ответил ему политолог.
Причины в нас самих
Сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Тимур Козырев предложил рассматривать проблему, сравнивая два полюса: сельских казахов и европейское население.
- Это группы, между которыми такая социокультурная пропасть, что перейти в обозримой перспективе почти что невозможно. И если бы не существование вот этой прослойки городских казахов, то это была бы очень большая внутриполитическая угроза, — заметил он, признав при этом, что утрата корней, о которой говорят многие, тоже не сказывается положительно на развитии нации.
Что же касается поиска «другого», то г-н Козырев считает желательным построение гражданской нации в том случае, если под понятием «другое» будет подразумеваться внешний враг. В противном случае для Казахстана это обернется «отрицательными последствиями».
В том, что в основной своей массе городские казахи так или иначе выполняют свою миссию, также уверен президент фонда имени Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан. При этом он порекомендовал «не посыпать голову пеплом»:
- Лично я никого ассимилировать не хочу. Меня самого ассимилировали, я знаю, что это такое, когда заставляют говорить на другом языке. Никого заставлять разговаривать на казахском языке не нужно. Нужно, чтобы граждане Казахстана знали государственный язык в той степени, которая необходима для получения гражданства — это мировая практика.
Общей объединяющей платформой всех живущих в Казахстане должен быть казахстанский патриотизм, «потому что только с патриотизма начинается порядок в доме».
- У нас очень много правозащитников русских, других национальностей — они работают на укрепление суверенитета этой страны. Вот сейчас есть вопросы, по которым они занимают очень патриотическую точку зрения. И есть среди нас, среди казахов, те, которые, даже будучи казахскоязычными, не занимают патриотической позиции.
При этом, считает г-н Тайжан, особо расстраиваться по поводу русифицированности также не стоит, потому что со временем все встанет на свои места. Тем более что уже сегодня незаметно для всех происходит постепенный процесс «оказахизации» наших казахстанских русских, которые фактически являются совсем другими русскими, чем российские. Однако будущее страны будут решать именно сельские казахи, а не «уже уходящая русскоязычная прослойка».
Не нужно вбивать клин!
По словам президента общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменовой, повернуть городских русскоязычных казахов лицом к своему родному языку никакие государственные программы не помогут. К этому каждый должен прийти самостоятельно. И именно городские казахи должны сделать первый шаг навстречу друг другу:
- Сегодня некоторые националисты нехорошо используют это, вбивая между нами барьер. И первым шагом к стиранию этой грани должно быть ключевое — изучение языка и национальных традиций и ценностей.
С ней согласился алматинец Арман Касенов. По его словам, главным приоритетом национальной идеи на данном этапе развития должно стать именно изучение казахского языка.
- Если зайдешь в Интернет, они (националисты — авт.) пишут ужасные комментарии. И поражаешься тому бардаку, который творится в их головах. Это связано с тем, что в государстве отсутствует идеология, отсутствует понятие «национальная идея», — сказал он.
...За двадцать лет независимого существования, подводя итоги, сказал писатель Канат Кабдрахманов, не произошло патриотизации нашего сознания. Происходит космополитизация, дальнейшее расширение пропасти между теми, кто считает себя цивилизованными, и теми, кого считают нецивилизованными.
- И вот эта ругачка в Интернете — прямое свидетельство этому. Это тоже свидетельство того, что раскол между двумя частями казахского народа не только не преодолен, но и еще больше расширяется.
Асхат Ахметбеков, Серикжан Ковланбаев
источник http://www.respublika-kaz.info/news/society/8617/
Тема встречи звучала весьма провокационно: «Современные городские казахи: сознание, ценности, установки». Открывая ее обсуждение, писатель Канат Кабдрахманов подчеркнул, что на сегодняшний день казахский этнос разделился на две национальные группы: городских, в основном русскоязычных, казахов и казахов традиционалистского склада, то есть в основном сельских. Причем эти две части одного народа различаются не столько географически, сколько культурно.
- Это разделение произошло во второй половине ХХ века и вопреки ожиданиям не исчезло за два десятилетия нашей суверенной национальной жизни. Фактически мы представляем собой два различных субэтноса, чьи жизненные установки и стили жизни во многом отличны, — пояснил он.
Россия — враг?!
На взгляд доктора философских наук профессора Рустема Кадыржанова, городским казахом является «русифицированный казах — продукт имперской политики царской России, СССР, а также неоимперской политики современной России».
Основными ценностями этого «более продвинутого, модернизированного» казаха, по его утверждению, являются рациональное поведение, индивидуальность, стремление к образованию, стремление к карьере и личному успеху, ценность городской жизни и широкий взгляд на общество и мир. И относятся городские казахи к группе преимущественно русскоязычных.
- У нас полностью русифицированное сознание. Мы даже в развитии нашей культуры, искусства во многом опираемся на те образцы, паттерны, которые характерны для русского сознания, —считает Рустем Кадыржанов.
При этом перед городским казахом стоит дилемма: если он хочет находиться на позиции казахской культуры и языка, то должен соблюдать свою идентичность, а если хочет делать карьеру, получать хорошее образование, стремится к более высокой культуре, то, хочет того или нет, должен переходить на русский язык и культуру.
При этом г-н Кадыржанов назвал влияние городских казахов на национальное строительство в современном Казахстане отрицательным. Причины этого он видит, в частности, в низком уровне их национальной идентичности и в слабом этнонационализме — неспособности «объединиться под одной крышей» в политическое и культурное сообщество:
- Сейчас такого объединения политического, культурного сообщества у нас, к сожалению, нет. Из-за этого сейчас у нас происходит разделение, так сказать, на казахскую нацию и казахстанскую нацию. В результате получается сильное культурное противоречие. Допустим, по вопросу языка, по вопросу, например, ономастики и так далее.
Еще одной слабостью является «невыраженность другого». Под понятием «другого» он подразумевает исключительно важный для существования крепкой нации принцип «мы —они». И чем сильнее восприятие «другого», особенно как врага, тем сильнее восприятие «мы».
- Опыт постсоветских, постсоциалистических стран говорит, что этим «другим» для них была Россия. Именно через противопоставление с Россией, с русским, с русской культурой они самоутверждались. В этом смысле, думаю, Казахстан не должен быть исключением, — сказал Рустем Кадыржанов, подчеркнув, что только Запад, тюркский мир и Турция могут стать той единственной альтернативой, которая может прийти на смену политике ориентации на северного соседа.
Поэтому для национального строительства и формирования гражданской нации важно, по его мнению, чтобы казахская нация смогла «ассимилировать другие проживающие здесь нации»: «сформировавшаяся вот таким образом ассимилированность, сообщество — и будет гражданской нацией».
- Вы представляете, сколько столетий мы будем ассимилировать казахстанских русских? Казахстана просто не останется на карте Земли, — возразил ему писатель Канат Кабдрахманов.
- Вот так же рассуждали прибалтийские народы. Например, из трех прибалтийских народов самые русифицированные были латыши, но они сейчас ассимилируют русских, — ответил ему политолог.
Причины в нас самих
Сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Тимур Козырев предложил рассматривать проблему, сравнивая два полюса: сельских казахов и европейское население.
- Это группы, между которыми такая социокультурная пропасть, что перейти в обозримой перспективе почти что невозможно. И если бы не существование вот этой прослойки городских казахов, то это была бы очень большая внутриполитическая угроза, — заметил он, признав при этом, что утрата корней, о которой говорят многие, тоже не сказывается положительно на развитии нации.
Что же касается поиска «другого», то г-н Козырев считает желательным построение гражданской нации в том случае, если под понятием «другое» будет подразумеваться внешний враг. В противном случае для Казахстана это обернется «отрицательными последствиями».
В том, что в основной своей массе городские казахи так или иначе выполняют свою миссию, также уверен президент фонда имени Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан. При этом он порекомендовал «не посыпать голову пеплом»:
- Лично я никого ассимилировать не хочу. Меня самого ассимилировали, я знаю, что это такое, когда заставляют говорить на другом языке. Никого заставлять разговаривать на казахском языке не нужно. Нужно, чтобы граждане Казахстана знали государственный язык в той степени, которая необходима для получения гражданства — это мировая практика.
Общей объединяющей платформой всех живущих в Казахстане должен быть казахстанский патриотизм, «потому что только с патриотизма начинается порядок в доме».
- У нас очень много правозащитников русских, других национальностей — они работают на укрепление суверенитета этой страны. Вот сейчас есть вопросы, по которым они занимают очень патриотическую точку зрения. И есть среди нас, среди казахов, те, которые, даже будучи казахскоязычными, не занимают патриотической позиции.
При этом, считает г-н Тайжан, особо расстраиваться по поводу русифицированности также не стоит, потому что со временем все встанет на свои места. Тем более что уже сегодня незаметно для всех происходит постепенный процесс «оказахизации» наших казахстанских русских, которые фактически являются совсем другими русскими, чем российские. Однако будущее страны будут решать именно сельские казахи, а не «уже уходящая русскоязычная прослойка».
Не нужно вбивать клин!
По словам президента общественного фонда «Аман-саулык» Бахыт Туменовой, повернуть городских русскоязычных казахов лицом к своему родному языку никакие государственные программы не помогут. К этому каждый должен прийти самостоятельно. И именно городские казахи должны сделать первый шаг навстречу друг другу:
- Сегодня некоторые националисты нехорошо используют это, вбивая между нами барьер. И первым шагом к стиранию этой грани должно быть ключевое — изучение языка и национальных традиций и ценностей.
С ней согласился алматинец Арман Касенов. По его словам, главным приоритетом национальной идеи на данном этапе развития должно стать именно изучение казахского языка.
- Если зайдешь в Интернет, они (националисты — авт.) пишут ужасные комментарии. И поражаешься тому бардаку, который творится в их головах. Это связано с тем, что в государстве отсутствует идеология, отсутствует понятие «национальная идея», — сказал он.
...За двадцать лет независимого существования, подводя итоги, сказал писатель Канат Кабдрахманов, не произошло патриотизации нашего сознания. Происходит космополитизация, дальнейшее расширение пропасти между теми, кто считает себя цивилизованными, и теми, кого считают нецивилизованными.
- И вот эта ругачка в Интернете — прямое свидетельство этому. Это тоже свидетельство того, что раскол между двумя частями казахского народа не только не преодолен, но и еще больше расширяется.
Асхат Ахметбеков, Серикжан Ковланбаев
источник http://www.respublika-kaz.info/news/society/8617/
|