«Успешный» итог пенсионной реформы в Казахстане - до пенсии доживет лишь каждый третий
MrX 26 Января 2009 в 19:37:08
Ряд казахстанских экспертов от экономики и некоторые зарубежные поклонники казахской «концепции» развития социальной сферы поспешили заявить об «успешном внедрении Астаной собственной модели пенсионной реформы», не забыв провести при этом аналогию с так называемым «чилийским вариантом».
Но начатое «за здравие» почетное дело обеспечения безбедной старости казахстанских пенсионеров оборачивается ежегодно «за упокой» для десятков тысяч пенсионеров республики. По свидетельству лидера казахстанского движения «Поколение» И.Савостиной, каждый год до 80 тысяч граждан Казахстана пенсионного возраста умирают в нужде, борясь с непомерно растущими ценами на коммунальные услуги, общим подорожанием жизни, не имея при этом обещанных пенсионных накоплений.
Помимо того, что в качестве образца этой самой реформы был использован «опыт» кабинета А.Пиночета, казахстанские реформаторы, очевидно, задались целью установить своеобразный рекорд по темпам теоретической разработки и практической реализации «модели безмятежной старости» миллионов пенсионеров Казахстана. После подготовительной работы в 1997 г., в январе 1998 г. Казахстан заявил о начале претворения в жизнь этого проекта. Удивляет тот факт, что чилийцы, например, потратили 8 лет на разработку всех соответствующих правовых документов и лишь в 1981 г. начали внедрять реформу в государстве.
«Родители» казахстанской пенсионной реформы настолько увлеклись реализацией собственных идей, что не потрудились проанализировать важные моменты «чилийского варианта». Граждане Чили имели выбор вступить в накопительную пенсионную систему или остаться в солидарной, в Казахстане же всех перевели в накопительную. Если чилиец решил перейти в новую систему, то его взносы в государственной системе передавались в частные фонды. Важным моментом в Чили было то, что новая система становилась обязательной только для людей, вступающих в трудовую жизнь лишь спустя два года после начала реформы.
В Казахстане реформаторы не только не изучили текущую ситуацию в социальной сфере и возможные последствия, но и проигнорировали главные проблемные вопросы. Не приняв во внимание консерватизм граждан, не готовых к резким движениям, казахстанские авторы реформы, в отличие от чилийских, не оставили никакого выбора населению. Взамен был придуман «уникальный механизм» в виде государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Об адресной компенсации тем, кто переходит в частные фонды, не было и речи, что негативно отразилось на благосостоянии людей предпенсионного возраста. В конечном итоге, населению не было предоставлено ни минуты на раздумье. Не было предусмотрено никакого переходного периода. По сути, просчет реформаторов заключается и в том, что они проявили непонимание самой специфики переходного периода во второй половине 1990-х гг. в Казахстане.
В первые годы реформирования не более одной пятой части населения Казахстана верили в то, что смогут получить собственные накопления из пенсионных фондов по достижении ими пенсионного возраста. Опасения большинства казахстанцев подтвердились, когда обнаружилась слабость инвестирования пенсионных фондов, приведшая к нулевой доходности пенсионных активов. Работающее население, выплачивая 10-процентный пенсионный налог, рассчитывает не более чем на получение собственных выплат, не надеясь на какие-либо дивиденды.
Торопливость финансистов сыграла плохую службу и для самой реформы, и для государства, и для людей пожилого возраста. При существующем пенсионном возрасте (60 лет для женщин и 65 для мужчин) и средней продолжительности жизни в стране (61 год), ясно, что до обеспеченной старости доживут немногие, а оставшиеся пенсионные сбережения будут потрачены на проведение похорон.
Результат этой реформы в Казахстане показывает, что все, кто начал трудовой путь до 1998 г., получили право на распределительную пенсию, но её размер будет зависеть от того, сколько они проработали до срока начала пенсионной реформы. Остальные граждане, вышедшие на рынок труда после начала реформы, могут рассчитывать лишь на накопительные пенсии. Однако до пенсии, по самым оптимистическим расчетам, доживет только каждый третий казахстанец. По мнению доктора экономических наук Ю.Шокаманова, первого заместителя председателя Агентства РК по статистике, республику отличает высокий общий уровень смертности населения. Это приводит к тому, что до 60 лет не доживает 43,1% родившихся мальчиков и 19,2% девочек, а из числа 50-летних мужчин и женщин не доживают до 60 лет каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина. Таким образом, пенсионные фонды в ближайшем будущем будут получать сверхдоходы от смерти наших стариков.
Для большого числа граждан со среднем и низким уровнем доходов процесс пенсионной реформации ассоциируется с еще одним способом «честного отъема денег» у населения.
Неограниченность и доступность средств пенсионных фондов привели к широкомасштабному строительству в Казахстане, без учета реального потребительского спроса. Такая система требует все новых и новых источников финансирования, что практически является той же системой финансовой пирамиды. Схожая система наблюдалась в России в первой половине и середине 1990-х гг., когда пирамиды МММ, «Олби дипломат», «Тибет» и прочие разорили миллионы вкладчиков. Среди них оказалась огромная армия обманутых пенсионеров. В Казахстане очевидные ошибки пенсионной реформы ставят под вопрос сохранность пенсионных накоплений. А тот факт, что пенсионные деньги нашли свой путь в реальную экономику при сохранении всех ее специфических особенностей и структурных недостатков, очень настораживает.
Более того, аргументы защитников казахской пенсионной системы о сохранности средств в пенсионных накопительных фондах – попытка выдать желаемое, за действительное. При том, что вся финансовая система Казахстана сейчас с десятками миллиардов долларов долгов, напоминает одну большую «пирамиду», которая лопнет, даже если цены на нефть упадут до 35 долларов за баррель. А говорить о том, что казахские банки не только управляются западными менеджерами, но и принадлежат на 40-70% западному капиталу, так это «секрет полишинеля». Все это давно всем известно. Может быть, неизвестно только обычному жителю Казахстана, который находится под воздействием ежедневной обработки местных и западных «пиарщиков», работающих в государственных и околосемейных СМИ на республиканском уровне. Третьего тут не дано.
Теперь о теме статьи. Пенсионное лобби это реальность, от которой, по иронии судьбы, страдает самая незащищенная часть населения. Отмена всех существовавших ранее льгот стерла грань между понятиями «пенсионер» и «нищий», а ежегодное повышение всех видов коммунальных платежей и продуктов питания, что случается аккурат после символической индексации пенсий, больно ударяет по пенсионерам.
10 из 16 имеющихся в Казахстане пенсионных фондов показали нулевую или даже отрицательную доходность. Такой скандал случился впервые за все время существования накопительной системы. По утверждению самих руководителей фондов, виной всему является недостаток финансовых инструментов для размещения пенсионных активов. По другой версии, виноват менеджмент пенсионных фондов, который не смог вовремя сориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке, как считают представители заинтересованных государственных ведомств (читай - пенсионное лобби).
А между тем, уже сегодня более 600 тысяч казахстанских пенсионеров получают несправедливо заниженные пенсии. Такие цифры были озвучены в распространенном депутатами Мажилиса аналитическом докладе. Министерство труда и социальной защиты населения провело разработку и внедрение правил повышения пенсий келейно, под грифом «секретно», только через выплатные центры, изолировав собесы, куда обращаются пенсионеры.
Уже более десяти лет определенная группа граждан получает пенсии на уровне минимальной. Кстати, сегодня уровень минимальной пенсии в 9200 тенге, даже по официальным данным, едва превышает прожиточный минимум, установленный казахским Госкомстатом.
Кроме того, до сих пор пытаются добиться справедливости пенсионеры, получавшие максимальные пенсии до перерасчета 1994 г. После реформы их пенсионные выплаты также сократились до минимальных, хотя по закону суверенный Казахстан является правопреемником КазССР.
Парадоксальная ситуация сложилась и с выплатами гражданам, ушедшим на пенсию в период с 1994 г. до июля 1996-го. В результате, при одинаковом трудовом стаже и заработной плате, пенсионеры, состоявшиеся до июля 1996 г., получают меньшую пенсию, чем пенсионеры, ушедшие на положенный отдых позже.
Фактически Казахстан просто отменил пенсионную систему. Сегодняшние старики еще некоторое время будут получать пенсии, а молодежь, входящая в жизнь, может рассчитывать только на то, что сама накопит, то есть в сегодняшней реальности может ни на что не надеяться. Вот отсюда и волчьи повадки современной казахской молодежи, даже ценой благосостояния близких и родственников.
Ставка на вымирание «обузы» в виде «неприбыльных пенсионеров» и воспитание «манкуртизированного подрастающего поколения» - готовый рецепт для разрушения наций и распада государств.
http://www.npftpprf.ru/2007/05/20070524_01.html
Но начатое «за здравие» почетное дело обеспечения безбедной старости казахстанских пенсионеров оборачивается ежегодно «за упокой» для десятков тысяч пенсионеров республики. По свидетельству лидера казахстанского движения «Поколение» И.Савостиной, каждый год до 80 тысяч граждан Казахстана пенсионного возраста умирают в нужде, борясь с непомерно растущими ценами на коммунальные услуги, общим подорожанием жизни, не имея при этом обещанных пенсионных накоплений.
Помимо того, что в качестве образца этой самой реформы был использован «опыт» кабинета А.Пиночета, казахстанские реформаторы, очевидно, задались целью установить своеобразный рекорд по темпам теоретической разработки и практической реализации «модели безмятежной старости» миллионов пенсионеров Казахстана. После подготовительной работы в 1997 г., в январе 1998 г. Казахстан заявил о начале претворения в жизнь этого проекта. Удивляет тот факт, что чилийцы, например, потратили 8 лет на разработку всех соответствующих правовых документов и лишь в 1981 г. начали внедрять реформу в государстве.
«Родители» казахстанской пенсионной реформы настолько увлеклись реализацией собственных идей, что не потрудились проанализировать важные моменты «чилийского варианта». Граждане Чили имели выбор вступить в накопительную пенсионную систему или остаться в солидарной, в Казахстане же всех перевели в накопительную. Если чилиец решил перейти в новую систему, то его взносы в государственной системе передавались в частные фонды. Важным моментом в Чили было то, что новая система становилась обязательной только для людей, вступающих в трудовую жизнь лишь спустя два года после начала реформы.
В Казахстане реформаторы не только не изучили текущую ситуацию в социальной сфере и возможные последствия, но и проигнорировали главные проблемные вопросы. Не приняв во внимание консерватизм граждан, не готовых к резким движениям, казахстанские авторы реформы, в отличие от чилийских, не оставили никакого выбора населению. Взамен был придуман «уникальный механизм» в виде государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ). Об адресной компенсации тем, кто переходит в частные фонды, не было и речи, что негативно отразилось на благосостоянии людей предпенсионного возраста. В конечном итоге, населению не было предоставлено ни минуты на раздумье. Не было предусмотрено никакого переходного периода. По сути, просчет реформаторов заключается и в том, что они проявили непонимание самой специфики переходного периода во второй половине 1990-х гг. в Казахстане.
В первые годы реформирования не более одной пятой части населения Казахстана верили в то, что смогут получить собственные накопления из пенсионных фондов по достижении ими пенсионного возраста. Опасения большинства казахстанцев подтвердились, когда обнаружилась слабость инвестирования пенсионных фондов, приведшая к нулевой доходности пенсионных активов. Работающее население, выплачивая 10-процентный пенсионный налог, рассчитывает не более чем на получение собственных выплат, не надеясь на какие-либо дивиденды.
Торопливость финансистов сыграла плохую службу и для самой реформы, и для государства, и для людей пожилого возраста. При существующем пенсионном возрасте (60 лет для женщин и 65 для мужчин) и средней продолжительности жизни в стране (61 год), ясно, что до обеспеченной старости доживут немногие, а оставшиеся пенсионные сбережения будут потрачены на проведение похорон.
Результат этой реформы в Казахстане показывает, что все, кто начал трудовой путь до 1998 г., получили право на распределительную пенсию, но её размер будет зависеть от того, сколько они проработали до срока начала пенсионной реформы. Остальные граждане, вышедшие на рынок труда после начала реформы, могут рассчитывать лишь на накопительные пенсии. Однако до пенсии, по самым оптимистическим расчетам, доживет только каждый третий казахстанец. По мнению доктора экономических наук Ю.Шокаманова, первого заместителя председателя Агентства РК по статистике, республику отличает высокий общий уровень смертности населения. Это приводит к тому, что до 60 лет не доживает 43,1% родившихся мальчиков и 19,2% девочек, а из числа 50-летних мужчин и женщин не доживают до 60 лет каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина. Таким образом, пенсионные фонды в ближайшем будущем будут получать сверхдоходы от смерти наших стариков.
Для большого числа граждан со среднем и низким уровнем доходов процесс пенсионной реформации ассоциируется с еще одним способом «честного отъема денег» у населения.
Неограниченность и доступность средств пенсионных фондов привели к широкомасштабному строительству в Казахстане, без учета реального потребительского спроса. Такая система требует все новых и новых источников финансирования, что практически является той же системой финансовой пирамиды. Схожая система наблюдалась в России в первой половине и середине 1990-х гг., когда пирамиды МММ, «Олби дипломат», «Тибет» и прочие разорили миллионы вкладчиков. Среди них оказалась огромная армия обманутых пенсионеров. В Казахстане очевидные ошибки пенсионной реформы ставят под вопрос сохранность пенсионных накоплений. А тот факт, что пенсионные деньги нашли свой путь в реальную экономику при сохранении всех ее специфических особенностей и структурных недостатков, очень настораживает.
Более того, аргументы защитников казахской пенсионной системы о сохранности средств в пенсионных накопительных фондах – попытка выдать желаемое, за действительное. При том, что вся финансовая система Казахстана сейчас с десятками миллиардов долларов долгов, напоминает одну большую «пирамиду», которая лопнет, даже если цены на нефть упадут до 35 долларов за баррель. А говорить о том, что казахские банки не только управляются западными менеджерами, но и принадлежат на 40-70% западному капиталу, так это «секрет полишинеля». Все это давно всем известно. Может быть, неизвестно только обычному жителю Казахстана, который находится под воздействием ежедневной обработки местных и западных «пиарщиков», работающих в государственных и околосемейных СМИ на республиканском уровне. Третьего тут не дано.
Теперь о теме статьи. Пенсионное лобби это реальность, от которой, по иронии судьбы, страдает самая незащищенная часть населения. Отмена всех существовавших ранее льгот стерла грань между понятиями «пенсионер» и «нищий», а ежегодное повышение всех видов коммунальных платежей и продуктов питания, что случается аккурат после символической индексации пенсий, больно ударяет по пенсионерам.
10 из 16 имеющихся в Казахстане пенсионных фондов показали нулевую или даже отрицательную доходность. Такой скандал случился впервые за все время существования накопительной системы. По утверждению самих руководителей фондов, виной всему является недостаток финансовых инструментов для размещения пенсионных активов. По другой версии, виноват менеджмент пенсионных фондов, который не смог вовремя сориентироваться в ситуации, складывающейся на рынке, как считают представители заинтересованных государственных ведомств (читай - пенсионное лобби).
А между тем, уже сегодня более 600 тысяч казахстанских пенсионеров получают несправедливо заниженные пенсии. Такие цифры были озвучены в распространенном депутатами Мажилиса аналитическом докладе. Министерство труда и социальной защиты населения провело разработку и внедрение правил повышения пенсий келейно, под грифом «секретно», только через выплатные центры, изолировав собесы, куда обращаются пенсионеры.
Уже более десяти лет определенная группа граждан получает пенсии на уровне минимальной. Кстати, сегодня уровень минимальной пенсии в 9200 тенге, даже по официальным данным, едва превышает прожиточный минимум, установленный казахским Госкомстатом.
Кроме того, до сих пор пытаются добиться справедливости пенсионеры, получавшие максимальные пенсии до перерасчета 1994 г. После реформы их пенсионные выплаты также сократились до минимальных, хотя по закону суверенный Казахстан является правопреемником КазССР.
Парадоксальная ситуация сложилась и с выплатами гражданам, ушедшим на пенсию в период с 1994 г. до июля 1996-го. В результате, при одинаковом трудовом стаже и заработной плате, пенсионеры, состоявшиеся до июля 1996 г., получают меньшую пенсию, чем пенсионеры, ушедшие на положенный отдых позже.
Фактически Казахстан просто отменил пенсионную систему. Сегодняшние старики еще некоторое время будут получать пенсии, а молодежь, входящая в жизнь, может рассчитывать только на то, что сама накопит, то есть в сегодняшней реальности может ни на что не надеяться. Вот отсюда и волчьи повадки современной казахской молодежи, даже ценой благосостояния близких и родственников.
Ставка на вымирание «обузы» в виде «неприбыльных пенсионеров» и воспитание «манкуртизированного подрастающего поколения» - готовый рецепт для разрушения наций и распада государств.
http://www.npftpprf.ru/2007/05/20070524_01.html
|